Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ КРЫМСКОГО МОСТА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ КРЫМСКОГО МОСТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
621
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / КРЫМСКИЙ МОСТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОСГВАРДИЯ / ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА / МВД РОССИИ / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сейтмеметова Т. С.

В статье исследуется правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности и охраны Крымского моста. Как особо важный стратегический объект, соединяющий полуостров Крым с материковой частью Российской Федерации, Крымский мост имеет многоступенчатую систему защиты, в обеспечении которой задействован широкий круг субъектов. Автором прослежена динамика изменений нормативной правовой базы обеспечения транспортной безопасности Крымского моста на этапах его строительства и ввода в эксплуатацию. Охарактеризованы основные федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, осуществляющие защиту моста. Выявлена специфика разделения компетенции по охране наземной, водной (в том числе подводной), воздушной зон безопасности Крымского моста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASICS OF TRANSPORT SAFETY AND SECURITY OF THE CRIMEAN BRIDGE

This article explores the legal regulation of transport safety and security of the Crimean Bridge. As a particularly important strategic object that connects the Crimean peninsula with the mainland of the Russian Federation, the Crimean Bridge has a multi-stage system of protection, ensuring of which involves a wide range of actors. The author traced the dynamics of changes in the regulatory framework of transport safety of the Crimean Bridge at the stages of its construction and commissioning. The main federal executive authorities and their subordinate organizations involved in the protection of the bridge have been characterized. The specifics of division of competence for the protection of land, water (including underwater) and air security zones of the Crimean Bridge are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ КРЫМСКОГО МОСТА»

Научная статья С. 160-166

УДК342.9 :351.81+ 624.21/.8

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ КРЫМСКОГО МОСТА

Татьяна Сейтмеметовна Сейтмеметова

Краснодарский университет МВД России, Краснодар, Россия, tania9391@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности и охраны Крымского моста. Как особо важный стратегический объект, соединяющий полуостров Крым с материковой частью Российской Федерации, Крымский мост имеет многоступенчатую систему защиты, в обеспечении которой задействован широкий круг субъектов. Автором прослежена динамика изменений нормативной правовой базы обеспечения транспортной безопасности Крымского моста на этапах его строительства и ввода в эксплуатацию. Охарактеризованы основные федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, осуществляющие защиту моста. Выявлена специфика разделения компетенции по охране наземной, водной (в том числе подводной), воздушной зон безопасности Крымского моста.

Ключевые слова: транспортная безопасность, правопорядок, Крымский мост, правовое регулирование, Росгвардия, ведомственная охрана, МВД России, полномочия

Для цитирования: Сейтмеметова Т. С. Правовые основы обеспечения транспортной безопасности и охраны крымского моста // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 160-166.

Scientific article

LEGAL BASICS OF TRANSPORT SAFETY AND SECURITY OF THE CRIMEAN BRIDGE

Tatyana S. Seytmemetova

Krasnodar University of the Ministry of Interna! Affairs of Russia, Krasnodar, Russia

tania9391@mail.ru

Abstract. This article explores the legal regulation of transport safety and security of the Crimean Bridge. As a particularly important strategic object that connects the Crimean peninsula with the mainland of the Russian Federation, the Crimean Bridge has a multi-stage system of protection, ensuring of which involves a wide range of actors. The author traced the dynamics of changes in the regulatory framework of transport safety of the Crimean Bridge at the stages of its construction and commissioning. The main federal executive authorities and their subordinate organizations involved in the protection of the bridge have been characterized. The specifics of division of competence for the protection of land, water (including underwater) and air security zones of the Crimean Bridge are revealed.

Keywords: transport security, legal order, Crimean Bridge, legal regulation, Rosgvardia, departmental security, Ministry of Internal Affairs of Russia, authority

For citation: Seytmemetova T. S. Legal Basics of Transport Safety and Security of the Crimean Bridge. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(4):160-166. (In Russ.)

© Т.С.Сейтмеметова

Введение

Крымский мост является одной из наиболее важных стратегических и транспортных артерий России. Проблема строительства моста, соединяющего полуостров Крым с материковой частью России, приобрела особую актуальность после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Необходимость строительства мостового перехода через Керченский пролив определялась рядом факторов. Во-первых, географическим положением Крымского полуострова, который является анклавом по причине отсутствия общих границ с остальной частью территории Российской Федерации. Во-вторых, введение в эксплуатацию Крымского моста способствовало расширению торгово-экономического сотрудничества региона с остальной частью России, повышению его инвестиционной потенциала, а также ослаблению экономической и энергетической зависимости от Украины. В-третьих, открытие моста укрепило безопасность южных рубежей Российской Федерации и усилило ее военно-стратегические позиции в акватории Азовского моря и Северного Причерноморья.

Правовой основой строительства Крымского моста стал федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ, определивший статус моста как «объекта транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенного для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами»1. Кроме того, строительство транспортного перехода через Керченский пролив, автомобильных и железнодорожных подходов к нему вошло в перечень ключевых мероприятий Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2024 года».

Мост соединил расположенный на Крымском полуострове город Керчь с Таманским полуостровом Краснодарского края. В настоящее время Крымский мост является самым

1 Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

длинным в Европе мостом через залив. Об открытии автомобильной части Крымского моста официально было объявлено 15 мая 2018 года, а в декабре 2019 года было пущено железнодорожное сообщение.

Для России сооружение Крымского моста имело важное геополитическое и экономическое значение. Оно свидетельствовало о завершении процесса встраивания Крыма в транспортную систему России по всем видам транспорта [1, с. 48] и стало символом того, что Крымский полуостров сегодня — это составная часть Российской Федерации.

По справедливому замечанию С. В. Про-ценко, «совершенствование законодательной основы транспортной безопасности должно относиться к числу приоритетных задач Российской Федерации» [2, с. 40]. В сложившихся условиях особое значение приобретают правовые и организационные меры по обеспечению безопасности Крымского моста как важнейшего инфраструктурного и стратегического объекта федерального значения, предпринимаемые органами государственной власти РФ.

Описание исследования

Мост через Керченский пролив является не только одной из важнейших транспортных артерий РФ. Находясь в пограничной зоне по соседству с враждебно настроенным к России государством, мост имеет статус стратегического объекта, что предполагает наличие высшей степени защиты — как наземной, так водной и воздушной. Исходя из этого проблема обеспечения безопасности и охраны Крымского моста носит комплексный характер и относится к компетенции нескольких органов власти.

На этапах строительства и после официального открытия Крымского моста был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих порядок деятельности и полномочия субъектов, призванных обеспечить его транспортную безопасность и охрану.

Обеспечение безопасности Крымского моста как объекта транспортной инфраструктуры урегулировано законодательством в области транспортной безопасности, основу которого составляет Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Закон «О транспортной безопасности»).

Под обеспечением транспортной безопасности в Законе понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса,

соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. К субъектам обеспечения транспортной безопасности относятся подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и аккредитованные в установленном порядке юридические лица.

В силу стратегической важности Крымского моста транспортная безопасность на нем обеспечивается ведомственной охраной Минтранса России — Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (далее — ФГУП «УВО Минтранса России»). Указанное предприятие осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Правительством РФ1.

На этапе строительства Крымского моста, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 100-р «Об обеспечении комплексной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив», ФГУП «УВО Минтранса России» было определено единственным исполнителем работ по обеспечению транспортной безопасности Крымского моста, а также автодорожных подходов к нему2. Данным распоряжением на ФГУП «УВО Минтранса России» также возлагались обязанности по инженерному обеспечению охраны транспортного перехода.

В связи с открытием в декабре 2019 года железнодорожной части Крымского моста возник вопрос его оснащения техническими средствами безопасности, решение которого Правительство РФ также отдало в компетенцию ФГУП «УВО Минтранса России»3.

1 Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 года № 743 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Об обеспечении комплексной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив : распоряжение Правительства РФ от 26 января 2017 года № 100-р // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Об определении ФГУП «Управление ведомствен-

ной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» единственным исполнителем осуществляемых в 2019-2020 годах закупок работ по проектированию технических средств обеспечения транспортной безопасности и оснащению ими железнодорожной части транспортного перехода через Керченский пролив : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 2890-р // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

На автодорожном переходе через Керченский пролив одним из элементов системы транспортной безопасности стал СИДРК — стационарный инспекционно-досмотровый радиометрический комплекс, на котором осуществляется досмотр грузовых и легковых транспортных средств, а также перевозимых ими грузов. Досмотровые комплексы установлены на въездах на Крымский мост, как со стороны Тамани, так и со стороны Керчи, однако Керченский СИДРК в настоящее время введен в эксплуатацию лишь частично.

Функционирование СИДРК находится в ведении ФГУП «УВО Минтранса России», сотрудники которого осуществляют: 1) досмотр транспорта; 2) досмотр водителей и пассажиров; 3) операторский контроль по предупреждению незаконного доступа к опорам и площадкам моста из единого пункта управления; 4) задержание вооруженной группой быстрого реагирования посторонних лиц, проникших в зону транспортной безопасности и, если это необходимо, передачу их компетентным органам.

С завершением строительства и открытием автомобильного сообщения по Крымскому мосту к его охране был привлечен такой орган, как Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (далее — Росгвардия). Основы правового статуса войск национальной гвардии закреплены в Федеральном законе от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Указанный нормативный правовой акт определяет войска национальной гвардии как «государственную военную организацию, предназначенную для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина»4.

Подразделения войск национальной гвардии уполномочены на осуществление охраны объектов различных категорий, находящихся как в государственной, так и в частной собственности, в том числе объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии. При выполнении задач по обеспечению защищенности охраняемого объекта сотрудники Росгвардии обеспечивают пропускной и внутриобъектовый режимы, пресекают правонарушения и преступления на самом объекте и прилегающих к нему территориях (например, при осуществлении патрулирования охраняемой зоны) [3, с. 49].

4 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Росгвардии была поручена охрана акватории Керченского пролива, Крымского моста, электросетевого энергомоста РФ — Крым и магистрального газопровода Краснодарский край — Крым. Для решения поставленных задач в составе 115-й отдельной бригады специального назначения войск национальной гвардии был создан 39-й морской отряд, размещенный в г. Керчь. Морской отряд Росгвардии, оснащенный передовой морской техникой и вооружением, осуществляет ежедневное патрулирование акваторий Черного и Азовского морей, а также обследование скрытых под водой опор Крымского моста для своевременного выявления угроз его безопасности.

Следует отметить, что с возложением на Росгвардию обязанности по охране Крымского моста полномочия данного органа претерпели ряд изменений. Так, на основании Федерального закона от 11 октября 2018 г. № 364-ФЗ сотрудники морского отряда Росгвардии получили право задерживать и осуществлять доставление в порты иностранных судов, незаконно проникших в акваторию Керченского пролива1.

В 2019 году в полномочия Росгвардии было включено пресечение нахождения беспи-лотников в воздушном пространстве над охраняемыми территориями (акваториями) и местами выполнения служебно-боевых задач2.

В 2021 году согласно Федеральному закону от 1 июля 2021 г. № 279-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», сотрудники войск национальной гвардии получили право производить оцепление (блокирование) участков местности (акватории) при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на территории или акватории объектов, охраняемых войсками национальной гвардии РФ3. В пояснительной записке к проекту указанного

1 О внесении изменений в статьи 9 и 16 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 364-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 42, ч. 2. Ст. 6378.

2 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 404-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 49, ч. 5. Ст. 6963.

3 О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 01 июля 2021 г.

№ 279-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

закона отмечалось, что в условиях обеспечения Росгвардией безопасности акватории Керченского пролива, Крымского моста, отсутствие у ведомства полномочий производить оцепление (блокирование) акваторий охраняемых объектов при пресечении попыток незаконного проникновения на них создает реальную угрозу безопасности охраняемых объектов, в том числе путем совершения терактов, диверсий и иных актов незаконного вмешательства, которые могут иметь тяжкие последствия и нести угрозу для населения»4.

Таким образом, с момента возложения на Росгвардию обязанности по охране Крымского моста наблюдается постепенное увеличение объема полномочий службы. Это обусловлено уникальностью данного объекта охраны, для всесторонней защищенности которого требуется реализовать особые меры по предотвращению угроз безопасности не только с суши, но и с воды и воздуха. Морской отряд Росгвардии, дислоцирующийся в Керчи, является самым молодым подразделением этой службы, обладающим беспрецедентным техническим оснащением и вооружением. Следует предполагать, что в дальнейшем круг полномочий сотрудников Росгвардии продолжит свое расширение для повышения эффективности выполнения возложенных на службу задач по охране важных и стратегических объектов.

В деятельности по обеспечению безопасности Крымского моста также принимают участие сотрудники органов внутренних дел РФ (далее — ОВД). Федеральной целевой программой социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя было предусмотрено строительство стационарного поста ОВД на подходах к Крымскому мосту, которое началось в 2018 г. В 2020 г. по обеим сторонам моста были открыты стационарные автомобильные посты ДПС ГИБДД МВД России — «Тамань» и «Керчь», на которых осуществляется выборочный досмотр пересекающих мост автомобилей. Следует отметить, что на протяжении всей площади моста размещены средства автоматической фиксации нарушений в области дорожного движения, которые выявляют различные типы нарушений, в том числе превышение скорости движения транспортных средств, ограниченной на Крымском мосту до 90 км/ч.

4 О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации : пояснительная записка к Законопроекту № 1111864-7 // СОЗД ГАС «Законотворчество». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1111864-7 (дата обращения: 10.07.2021).

Среди подразделений органов внутренних дел в обеспечении безопасности Крымского моста важную роль играет транспортная полиция (органы внутренних дел на транспорте). Развернутое определение органов внутренних дел на транспорте (далее — ОВДТ), включающее ряд характерных для них признаков, было сформулировано Ю. В. Степа-ненко — это «система органов и подразделений внутренних дел централизованного (федерального) подчинения, обеспечивающих в пределах своей компетенции правопорядок на железнодорожном, водном и воздушном транспорте в специфической обстановке, обусловленной технологическими процессами перевозки пассажиров и грузов, а также несовпадением границ транспортных магистралей с административными границами федеральных округов и территорий субъектов Российской Федерации» [4, с. 102]. Данное определение, на наш взгляд, может быть дополнено указанием на линейный принцип построения ОВДТ и следующую из этого линейную структуру данных органов.

На территории Республики Крым функционирует Крымское линейное управление МВД России на транспорте. В его состав входит Керченский линейный отдел полиции (далее — Керченский ЛОП), сотрудники которого, осуществляя обеспечение правопорядка и безопасности на территории Крымского моста, несут постоянную службу на СИДРК, расположенном со стороны Керчи. Кроме того, в плане комплексного использования сил и средств Керченского ЛОП предусмотрено введение патрулирования на катере для обеспечения правопорядка в период навигации по Керченской бухте.

Сотрудники территориального ОВД — УМВД России по г. Керчь — осуществляют патрулирование территории на подходах к Крымскому мосту.

Соответствующим образом организована работа органов внутренних дел по обеспечению безопасности на территории Крымского моста и подходов к нему со стороны Краснодарского края, где структурным подразделением ОВДТ является Таманское линейное отделение полиции. Разграничение полномочий структурных подразделений органов внутренних дел в рассматриваемой области осуществляется на основе ведомственных приказов МВД России.

В охране Крымского моста также принимает участие особый субъект, действующий исключительно на территории Республики Крым: Народное ополчение — народная дружина Республики Крым. Его правовой статус

урегулирован отдельным Законом Республики Крым от 17 июня 2014 г. № 22-ЗРК «О Народном ополчении — народной дружине Республики Крым», в соответствии с которым «Народное ополчение — народная дружина Республики Крым является основанным на членстве общественным объединением, участвующим в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления»1.

Общее руководство и координацию деятельности Народного ополчения — народной дружины Республики Крым осуществляет ГКУ «Крымский республиканский штаб народного ополчения — народной дружины республики Крым». Последним заключено соглашение с Крымским линейным управлением МВД России на транспорте о содействии правоохранительным органам в обеспечении правопорядка [5], на основании которого и осуществляется деятельность дружинников по охране Крымского моста.

После ввода в эксплуатацию Крымского моста особую актуальность приобрела проблема более тесного взаимодействия и координации между структурными подразделениями органов, обеспечивающих безопасность моста, а также четкого разграничения зон ответственности между ними.

С целью совершенствования системы обеспечения транспортной безопасности Крымского моста и прилегающих к нему зон в 2020 г. Правительством РФ были приняты два постановления. Во-первых, Постановление Правительства РФ от 03 июня 2020 г. № 814 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности», установившее особые зоны безопасности на участках автодорожной и железнодорожной части моста через Керченский пролив2. Во-вторых, Постановление Правительства РФ от29 сентября 2020 г. № 1566 «Об утверждении особенностей защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны

1 О Народном ополчении - народной дружине Республики Крым : Закон Республики Крым от 17 июня 2014 г. № 22-ЗРК // Сейчас.ру : [сайт]. URL: https://www. lawmix.ru/zakonodatelstvo/2644946 (дата обращения: 25.06.2021).

2 Об определении объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности : Постановление Правительства РФ от 03 июня 2020 г. № 814 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

безопасности» (далее — Постановление Правительства № 1566), определившее перечень субъектов, ответственных за обеспечение безопасности в каждой из этих зон, и порядок принимаемых ими мер1.

Согласно Постановлению Правительства № 1566 защита зон безопасности Крымского моста осуществляется в наземной, водной (в том числе подводной) и воздушной частях данных зон.

Компетенция между субъектами, обеспечивающими безопасность в указанных зонах, распределена следующим образом:

1) защиту в наземной части зоны безопасности со стороны железнодорожной составляющей транспортного перехода уполномочена осуществлять ведомственная охрана Федерального агентства железнодорожного транспорта, со стороны автодорожной составляющей транспортного перехода — ФГУП «УВО Минтранса России»;

2) в водной части зоны безопасности (включая подводную среду) реализацию мер защиты должна обеспечивать Росгвардия;

3) за воздушную часть зоны безопасности ответственным является Министерство обороны РФ.

Таким образом, в Постановлении Правительства № 1566 были определены основные структуры, обеспечивающие транспортную безопасность Крымского моста и прилегающих к нему объектов, а также зоны безопасности, находящиеся в их ведении. Однако, на наш взгляд, недостатком указанного Постановления является отсутствие упоминания как органов внутренних дел в целом, так и ОВДТ, которые также участвуют в обеспечении безопасности Крымского моста. Во многом это связано с отсутствием полиции в числе субъектов обеспечения транспортной безопасности, перечисленных в Законе «О транспортной безопасности». Тем не менее не вызывает сомнений тот факт, что органы внутренних дел, в особенности ОВДТ, принимают активное участие в обеспечении рассматриваемого вида безопасности. По данному вопросу мы полностью согласны с позицией М. М. Зиганшина, который провел развернутое исследование правового статуса полиции как субъекта транспортной безопасности [6].

В отсутствие установления на федеральном уровне — в Постановлении Правительства № 1566 — области компетенции органов

1 Об утверждении особенностей защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры, вокруг которых устанавливаются зоны безопасности : Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2020 г. № 1566 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

внутренних дел по обеспечению безопасности Крымского моста и ее разграничения с участвующими в этой деятельности субъектами данные вопросы регламентируются исключительно на ведомственном и региональном уровне.

На основании вышеизложенного считаем, что органы внутренних дел также должны быть определены среди субъектов защиты зон транспортной безопасности в Постановлении Правительства № 1566, тем более что данным нормативным правовым актом установлено, что МВД России, совместно с рядом иных органов, определяют порядок взаимодействия сил и средств, привлекаемых к защите Крымского моста, и положение об объединенном координационном центре, осуществляющем координацию данных сил и средств2.

Заключение

Таким образом, на Крымском мосту и прилегающих к нему территориях/акваториях, а также воздушном пространстве сформирован особый административно-правовой режим, обеспечение которого находится в компетенции специальных субъектов. Содержание административно-правового режима образует «установление дополнительных ограничений, запретов, обязанностей, которые распространяются на всю территорию охраняемого объекта в пределах установленных границ» [7, с. 111].

По причине значимости Крымского моста как важнейшего инфраструктурного и стратегического объекта федерального значения вопросы обеспечения его транспортной безопасности и охраны носят комплексный характер и находятся в ведении большого числа органов власти и организаций. Транспортная безопасность моста как инфраструктурного объекта обеспечивается организациями ведомственной охраны Минтранса и Росжелдо-ра совместно с подразделениями транспортной полиции. ГИБДД МВД России реализует функции по обеспечению безопасности дорожного движения, территориальные ОВД — по обеспечению правопорядка и безопасности на подходах к Крымскому мосту. Вопросы охраны Крымского моста как важного стратегического объекта от угроз извне и возможных террористических актов находятся в ведении Росгвардии, Федеральной пограничной службы ФСБ России, ВМФ России.

Правовую основу обеспечения транспортной безопасности и охраны Крымского моста составляет комплекс нормативных правовых

2 Там же.

актов, действующих в области обеспечения транспортной безопасности, охраны стратегических объектов, функционирования железнодорожного и автомобильного транспорта, регулирующих правовой статус субъектов обеспечения безопасности и охраны моста, статус самого моста как объекта инфраструктуры и др.

Процесс совершенствования нормативной правовой основы обеспечения безопасности Крымского моста находится в постоянной динамике, которая определяется недостатками регламентации механизмов реализации тех или иных полномочий, появлением новых вызовов и угроз его безопасности. Так, в настоящее время рассматривается вопрос об установлении мест размещения специализированных баз-стоянок на водных объектах

муниципального образования городского округа Керчь для содержания задержанных и арестованных маломерных судов. Данные базы-стоянки могут использоваться сотрудниками Росгвардии и других уполномоченных органов при задержании ими маломерных судов в акватории Керченского пролива.

Полагаем, что обладают актуальностью научная разработка проблем обеспечения безопасности и охраны Крымского моста с целью дальнейшего совершенствования правоприменительной деятельности всех задействованных в данном процессе органов и организаций, а также принятие межведомственных документов, направленных на разграничение компетенции и координацию работы субъектов обеспечения безопасности и охраны мостового перехода через Керченский пролив.

Список источников

1. Вольхин Д. А. Крымский мост как фактор интеграции региона в экономическое пространство России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. № 4. С. 47-61.

2. Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2010. № 8. С. 40-43.

3. Майоров В. И. О роли Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в обеспечении общественного порядка // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1. С. 48-51.

4. Степаненко Ю. В. Теоретические и прикладные проблемы деятельности органов внутренних дел на транспорте : дис. ...д-ра юрид. наук. Москва, 2004. 392 с.

5. Сейтмеметова Т. С. Субъекты правоохранительной деятельности на воздушном транспорте: общая характеристика // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4 (24). С. 44-51.

6. Зиганшин М. М. Административно-правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2017. 22 с.

7. Селезнев В. А. Административно-правовой режим охраняемых объектов // Журнал российского права. 2017. № 3 (243). С. 109-120.

References

1. Volkhin D. A. The Crimean bridge as a factor of integration of the region into the economic space of Russia. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and ecogeodynamics of regions]. 2019;(4):47-61. (In Russ.)

2. Protsenko S. V. Threats to transport security of the Russian Federation. Rossijskayayusticiya [Russian Justice]. 2010;(8):40-43. (In Russ.)

3. MayorovV. I. On the role of the Federal Service of National Guard Troops of the Russian Federation in ensuring public order. Vestnik Ural'skogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018;(1):48-51. (In Russ.)

4. Stepanenko Yu. V. Theoretical and applied problems of the activity of internal affairs bodies on transport. [dissertation]. Moscow, 2004. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Seytmemetova T. S. Subjects of law enforcement activity on air transport: a general characteristic. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019;(4):44-51. (In Russ.)

6. Ziganshin M. M. Administrative-legal regulation of police activities to ensure transport security. [dissertation abstract]. Moscow, 2017. (In Russ.)

7. SeleznevV. A. Administrative-legal regime of protected objects. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law]. 2017;(3):109-120. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 06.09.2021.

Поступила после рецензирования / Received after review: 15.10.2021.

Принята к публикации / Accepted for publication: 15.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.