Научная статья на тему 'Правовые основы криминалистической регистрации геномной информации'

Правовые основы криминалистической регистрации геномной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1263
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ / ГЕНОМНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / FORENSIC REGISTRATION / FORENSIC ACCOUNTING / GENOMIC INFORMATION / PERSONAL DATA / CRIME INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Дмитрий Валерьевич, Карнаухова Оксана Геннадьевна

В статье раскрывается понятие криминалистических учетов, их виды в зависимости от назначения и составляющие по объектам. Рассматриваются правовое основы криминалистической регистрации геномной информации, перечисляются нормативно-правовые акты, составляющие базис криминалистического учета геномной информации. Описываются факторы, влияющие на эффективность использования федеральной базы данных геномной информации в целях идентификации. Проводится анализ взглядов ученых на проблемы обязательной государственной геномной регистрации, предлагаются свои пути решения указанного вопроса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Дмитрий Валерьевич, Карнаухова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of forensic registration genomic information

The article reveals the concept of forensic records, their types depending on the purpose and components of the objects. The legal basis of the forensic registration of genomic information is considered, the legal acts that make up the basis of forensic accounting of genomic information are listed. The factors that 88№11 2019 [ЮН] influence the efficiency of using the federal database of genomic information for identification are described. The analysis of the views of scientists on the problems of compulsory state genomic registration is carried out, its own ways of solving this issue are proposed

Текст научной работы на тему «Правовые основы криминалистической регистрации геномной информации»

Правовые основы криминалистической регистрации геномной информации

Иванов Дмитрий Валерьевич

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой судебных экспертиз Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected]

Карнаухова Оксана Геннадьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры судебных экспертиз Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, [email protected]

В статье раскрывается понятие криминалистических учетов, их виды в зависимости от назначения и составляющие по объектам. Рассматриваются правовое основы криминалистической регистрации геномной информации, перечисляются нормативно-правовые акты, составляющие базис криминалистического учета геномной информации. Описываются факторы, влияющие на эффективность использования федеральной базы данных геномной информации в целях идентификации. Проводится анализ взглядов ученых на проблемы обязательной государственной геномной регистрации, предлагаются свои пути решения указанного вопроса.

Ключевые слова: криминалистическая регистрация, криминалистические учеты, геномная информация, персональные данные, расследование преступлений.

X

2

о

о см

О!

Процесс раскрытия, расследования и предупреждения преступлений основывается на отыскании, систематизации и использовании информации. Результат расследования во многом зависит от своевременности и качества получения информации. Найти и воспользоваться в короткий срок необходимыми сведениями помогает криминалистическая регистрация, которая представляет собой систему криминалистических учетов определенных объектов - носителей информации.

Криминалистическая регистрация обеспечивает возможность в минимальные сроки раскрыть преступления и провести расследование. Задачами криминалистической регистрации являются:

- идентификация личности по неопознанному трупу;

- быстрый поиск информации об обвиняемых и подозреваемых;

- своевременное установление соучастников преступления;

- установление обстоятельств по ранее нераскрытым преступлениям;

- получение информации о преступнике, механизме совершения преступления по объектам, найденным на месте происшествия (например, следы обуви, ория взлома и т.п.);

- выявление преступлений, совершенных одним и тем же лицом.

В рамках криминалистической регистрации в настоящее время существует несколько десятков видов учетов. В зависимости от назначения учеты делятся на три группы: криминалистические учеты, оперативно-справочные учеты, справочно-вспомо-гательные учеты.

Оперативно-справочные учеты содержат информацию об объектах, имеющих причинно - следственную связь с событием преступления: лица уже осужденные за совершение преступления, либо находящиеся в розыске, лица без гражданства и иностранные граждане, совершившие правонарушения или преступления, а так же сведения об этих лицах - состав преступления, вид и срок наказания, мера пресечения и т.п.

Справочно-вспомогательные учеты составляют коллекции волокнистых и горюче-смазочных материалов, лакокрасочных покрытий, изображения

обуви и ее подошвы, боеприпасов, огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, оттисков штампов и печатей, замков, пломб, кроме того, номерные вещи - похищенные или изъятые у лиц, совершивших преступление, предметы, составляющие культурную ценность или антиквариат.

Криминалистические учеты - это урегулированная законом информационная система правоохранительных органов, предназначенная для сосредоточения и представления органам дознания, следствия и суду необходимых значимых сведения для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений [1, с. 124]. Объектами криминалистического учета становятся лица, совершившее тяжкие и особо тяжкие преступления, способ преступления, похищенные и изъятые документы, разыскиваемый автотранспорт, неопознанные трупы и пропавшие без вести лица и т.п.

Криминалистические учеты - это в первую очередь система сбора информации, необходимая для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Экспертно-криминалистические учеты являются подсистемой криминалистических учетов и состоят из двух основных блоков - образцов и объектов регистрации. В.Г. Амниев предлагает классифицировать экспертно-криминалистические учеты по следующим основаниям: по функции, по месту расположения информации, по форме накопления, по способу фиксации, по объекту [2, с. 34].

По функции назначения указанные учеты делятся на информационно-справочные и поисковые. В поисковых учетах содержится информация о преступлении и самом преступнике (например, коллекции патронов, гильз, изъятые с места происшествия по нераскрытым преступлениям). В информационно-справочных учетах хранятся коллекции, которые можно использовать в процессе сравнительных исследований с целью определения видовой или групповой принадлежности (например, образцы ликеро-водочных или автомобильных лакокрасочных покрытий).

По месту расположения информации учеты распределяются на местные, региональные и федеральные. Некоторые из них проводятся сразу на нескольких уровнях.

Форма накопления информации предоставляет возможность разделить учеты на картотеки, альбомы, описания, коллекции и электронные носители.

По способу фиксации учеты могут быть в виде коллекций, графиков, схем, чертежей, фотоснимков, слепков и т.п.

В зависимости от объекта разделяют дактилоскопические следотеки, коллекции подошв обуви, орудий взлома, протекторов автомобилей и т.п.

Сколько существует объектов учета, столько и имеется в наличии видов учета. С появлением нового вида регистрации возникает и новый самостоятельный вид учета.

Одним из перспективных и динамично развивающихся видов криминалистического учета является

банк данных ДНК биологических объектов (учет геномной информации).

Правовую основу криминалистического учета геномной информации составляют Конституция РФ [3], международные договоры РФ, законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательство РФ в области персональных данных, Уголовно-процессуальный кодекс РФ [4], Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [6], другие федеральные законы.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» учет геномной информации является составной частью государственной геномной регистрации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» учет геномной информации, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области внутренних дел, при формировании и поддержании федеральной базы данных геномной информации.

Одним из факторов, влияющих на эффективность использования федеральной базы данных геномной информации в целях идентификации, является количество доноров биологического материала, прошедших геномную регистрацию. В силу ст. 2 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» в нашей стране государственная геномная регистрация проводится в целях идентификации личности человека. Соответственно возможности идентификации личности человека повышаются по мере накопления геномной информации в федеральной базе данных геномной информации. Однако это правило действует только при условии надлежащего экономического, правового, кадрового, инфраструктурного, информационного и др. обеспечения обработки геномной информации. Так, простое увеличение числа доноров биологического материала, в отсутствие, например, подготовленных специалистов, способных квалифицированно осуществлять обработку геномной информации, вряд ли приведет к повышению эффективности использования баз данных геномной информации. Другими словами, проблема повышения эффективности государственной геномной регистрации имеет комплексный характер. В ряде случаев требуется проведение междисциплинарных исследований. Поэтому сосредоточим внимание на правовых аспектах расширения круга лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации.

В соответствии с вышеуказанным законом определенная категория граждан Российской Федерации подлежит обязательной геномной регистрации.

Член Общественной палаты РФ В.А. Слепак предлагает ввести обязательную геномную реги-

5'

гп

о

а

Н

А У

т; А

Н

<2

о

о сч

страцию для иностранных граждан в качестве условия для устройства на работу в РФ. При этом в целях минимизации нагрузки на федеральный бюджет предлагается возложить такую обязанность «на работодателей, принимающих соответствующих граждан на работу, либо непосредственно на иностранных граждан, обратившихся за получением разрешения на работу или патента». Также установить размер платы за проведение геномной регистрации на уровне, «позволяющем компенсировать все бюджетные затраты, связанные с реализацией данной инициативы» [7].

На сегодняшний день существует множество предложений, направленных на расширение круга лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации. Например, С.Н. Кубитович считает необходимой постановку на учет геномной информации родственников без вести пропавших и самих безвестно пропавших граждан в самостоятельном разделе «образцы ДНК безвестно пропавших граждан и родственников без вести пропавших» и включать данный раздел в структуру обязательной геномной регистрации. Кроме того, предлагает проводить геномную регистрацию (как гласно, так и негласно) лиц, представляющих оперативный интерес, но в отношении которых нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [8, с.75-76]. А.С. Лукомская предлагает проводить тотальную обязательную геномную регистрацию всех новорожденных детей, а также женщин, не достигших сорокапятилетнего возраста [9, с.92-94]. Существуют и другие предложения, например, подвергнуть обязательной государственной геномной регистрации лиц, чьи профессиональные обязанности сопряжены с повышенным риском для жизни [10, с.112].

Необходимость увеличения объемов информации федеральной базы данных геномной информации не вызывает сомнений. Тем не менее, предложения, направленные только на экстенсивный рост количества лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, едва ли приведут к желаемому результату. Прежде чем приступить к расширению круга лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, потребуется решить, помимо прочего, ряд правовых вопросов.

Прежде всего, следует обратить внимание на необходимость корректировки легального определения понятия «геномная информация». В силу п.3. ст. 1 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» геномная информация - это персональные данные, включающие кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа, не характеризующих их физиологические особенности.

Данное определение нельзя признать удачным, на что обращалось внимание как в научных публикациях, так и при подготовке указанного выше законопроекта [11].

Учет геномной информации (по своей сути - обработка персональных данных) должен осуществляться, в том числе, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [12]. В силу своей специфики геномная информация подпадает одновременно под определение «специальные категории персональных данных» и «биометрические персональные данные». По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных» обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных».

В силу ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» биометрические персональные данные (то есть сведения, которые характеризуют биологические и физиологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность) могут обрабатываться только при наличии письменного согласия субъекта персональных данных.

Следовательно, положения ст. 2, ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» (о целях обязательной государственной геномной регистрации и использования геномной информации) должны применяться и толковаться с учетом требований, предъявляемых Федеральным законом «О персональных данных».

В ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О персональных данных» содержится правило (конкретизирующее общее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) о примате норм, содержащихся в международных договорах РФ о персональных данных по отношению к федеральному законодательству.

В ст. 5 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) [13] содержится требование о том, что персональные данные, подвергающиеся автоматизированной обработке, должны быть адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения.

Таким образом, тотальная обязательная государственная геномная регистрация навряд ли будет отвечать критериям адекватности и нечрезмерности. С другой стороны, вполне возможно расширение круга лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, в случаях, указанных в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, с учетом положений п.п. 2.1 - 10 ч. 2 ст. 10, ч. 2, ст. 11 Федерального закона «О персональных данных». Однако для этого потребуется внести соответствующие коррективы в положения ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», на уровне федерального закона определить оператора, случаи и порядок обработки персональных

данных о судимости как это требует ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных», а также установить исключения из общего правила (касающегося ограничений на обработку специальных категорий персональных данных), сформулированного в ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О персональных данных».

Предусмотренный ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» закрытый перечень субъектов управомоченных на получение и использование биологического материала и геномной информации полностью оправдан в отношении обязательной государственной геномной регистрации.

Однако в отношении добровольной государственной геномной регистрации оценка не столь однозначна, и здесь следует согласиться с О.В. Поповой о необходимости определения принципиальной возможности делегирования компетенции государственных органов, а также разработки единого регламента обработки геномной информации, увязанного с порядком формирования и использования генетических информационных систем [14, с. 6-12].

В этой связи одним из перспективных направлений могло бы стать использование ресурсной базы биобанков, которые в самом общем виде можно определить как специализированные систематизированные хранилища биологического материала и связанной с ним информации. Биобанки весьма разнообразны по своему типу, предназначению, организации, форме собственности, источникам финансирования и др. В крупнейших биобанках хранятся биологические образцы сотен тысяч добровольных доноров.

Однако использование потенциала биобанков невозможно без специального нормативно-правового регулирования их деятельности, которое на сегодняшний день отсутствует (за исключением Приказа Минздрава России от 20.10.2017 № 842н [15], который не имеет никакого отношения к вопросам идентификации личности человека). Также потребуется выработать правовой режим биологического материала и геномной информации, который будет гарантировать соблюдение прав и законных интересов соответствующих доноров.

Литература

1.Криминалистика: Учебник / под общ. ред. Че-лышевой О.В. / СПб ун-т МВД России. - СПб: ООО «Р-КОПИ», 2017. - 580 с.

2.Амниев Ф.Г. Актуальные проблемы формирования и использования экспертно-криминалистиче-ских учетов в расследовании и раскрытии преступлений; Монография. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 182 с.

3.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398.

4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. -24.12.2001. - N 52.

5.Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 49. - Ст. 5740.

6.Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

7. «Владимир Слепак предложил ФСБ ввести геномную регистрацию при устройстве иностранцев на работу...» [Электронный ресурс] URL: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/39902 (дата обращения: 12.11.2019).

8.Кубитович С.Н. Биологическая экспертиза и учет геномной информации в России // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 75-76

9.Лукомская А.С. К вопросу о государственной геномной регистрации // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 3 (139). - С. 92 - 94.

10.Галюкова М.И., Попова А.И. Современные возможности применения геномных данных в процедуре идентификации // Евразийский Союз Ученых. - 2016.- № 31.- С. 112.

11.Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации» [Электронный ресурс] URL:

https://www.oprf.ru/files/1_2016dok/zakl3082016.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

12.Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451.

13.Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981).

14.Попова О.В. Компетенция государственных органов по проведению сбора, систематизации и контроля за использованием геномной информации // Право и государство: теория и практика. -2019. - № 8. - С. 6-12.

15.Приказ Минздрава России от 20.10.2017 № 842н «Об утверждении требований к организации и деятельности биобанков и правил хранения биологического материала, клеток для приготовления клеточных линий, клеточных линий, предназначенных для производства биомедицинских клеточных продуктов, биомедицинских клеточных продуктов».

Legal basis of forensic registration genomic information Ivanov D.V., Karnaukhova O.G.

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

The article reveals the concept of forensic records, their types depending on the purpose and components of the objects. The legal basis of the forensic registration of genomic information is considered, the legal acts that make up the basis of forensic accounting of genomic information are listed. The factors that

iiaj

5'

■о

-C

m

о

a

А У

т; А

influence the efficiency of using the federal database of genomic information for identification are described. The analysis of the views of scientists on the problems of compulsory state genomic registration is carried out, its own ways of solving this issue are proposed.

Keywords: forensic registration, forensic accounting, genomic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

information, personal data, crime investigation. References

1. Forensics: Textbook / under total. ed. Chelysheva O.V. / St.

Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

- St. Petersburg: R-COPI LLC, 2017. - 580 p.

2. Amniev F.G. Actual problems of the formation and use of forensic

records in the investigation and disclosure of crimes; Monograph.

- Ufa: RIO of BashSU, 2004 .-- 182 p.

3. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular

vote 12.12.1993 (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 N 6-FKZ, of December 30, 2008 N 7-FKZ, of February 5, 2014 No. 2-FKZ, of July 21, 2014 N 11-FKZ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 08/04/2014. - N 31. - Art. 4398.

4. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated

December 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on March 28, 2017) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. -December 24, 2001. - N 52.

5. Federal law dated 03.12.2008 No. 242-03 "On state genomic

registration in the Russian Federation" // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2008. - N 49. - Art. 5740.

6. Federal law of February 7, 2011 No. 3-03 "On the police" //

Collection of legislation of the Russian Federation, 2011, No. 7, Art. 900.

7. "Vladimir Slepak proposed that the FSB introduce genomic registration when employing foreigners ..." [Electronic resource] URL: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/39902 (accessed: 12.11.2019) .

8. Kubitovich S.N. Biological examination and accounting of genomic

information in Russia // Bulletin of economic security. - 2018. -No. 1. - S. 75-76

9. Lukomskaya A.S. On the issue of state genomic registration //

Bulletin of the Orenburg State University. - 2012. - No. 3 (139). -S. 92 - 94.

10. Galyukova M.I., Popova A.I. Modern possibilities of using genomic data in the identification procedure // Eurasian Union of Scientists. - 2016. - No. 31. - S. 112.

11. Conclusion of the Public Chamber of the Russian Federation on the results of a public examination of the draft federal law "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation on State Genomic Registration" [Electronic resource] URL: https://www.oprf.ru/files/1_2016dok/ zakl3082016.pdf (accessed: 11/12/2019).

12. Federal Law of July 27, 2006 No. 152-03 "On Personal Data" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2006, N 31, Art. 3451.

13. Convention for the Protection of Individuals with regard to Automatic Processing of Personal Data (Concluded in Strasbourg on 01/28/1981).

14. Popova O.V. The competence of state bodies for the collection, systematization and control of the use of genomic information // Law and State: Theory and Practice. - 2019.- No. 8. - S. 6-12.

15. Order of the Ministry of Health of Russia dated 10.20.2017 No. 842n "On approval of requirements for the organization and operation of biobanks and storage rules for biological material, cells for the preparation of cell lines, cell lines intended for the production of biomedical cell products, biomedical cell products".

X

<2 <j>

o

CS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.