Научная статья на тему 'Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество'

Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРАН / ШАРИАТ / РОСТОВЩИЧЕСТВО / КОММЕРЧЕСКАЯ СДЕЛКА / КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИЙ / БАНКОВСКИЙ ВКЛАД / ЗАКЯТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Насиров Асиф Джангасан Оглы

В данной статье автором исследована природа ростовщического процента и запрет на взимание процента при выдаче займов с точки зрения Корана. В конце работы автором сделан научный вывод, что любой ссудный процент запрещен Кораном в мусульманских экономических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы исламской финансовой системы – современный взгляд на ростовщичество»

УДК 371

Насиров Асиф Джангасан оглы

соискатель кафедры философии Омской гуманитарной академии

[email protected]

Nasirov Asif Dzhangasan ogly

аpplicant of Chair of Philosophy at Omsk Humanitarian Academy [email protected]

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ -СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА РОСТОВЩИЧЕСТВО

LEGAL BASIS OF THE ISLAMIC FINANCIAL SYSTEM - MODERN

VIEW ON USURY

Аннотация: В данной статье автором исследована природа ростовщического процента и запрет на взимание процента при выдаче займов с точки зрения Корана. В конце работы автором сделан научный вывод, что любой ссудный процент запрещен Кораном в мусульманских экономических системах.

Ключевые слова: Коран, шариат, ростовщичество, коммерческая сделка, коммерческие операций, банковский вклад, закят.

Annotation: In this article, the author investigated the nature of usury and the prohibition on charging interest when granting loans from the standpoint of the Koran. At the end of the thesis, the author made a scientific conclusion that any interest on loans in Muslim economies is forbidden by the Koran.

Key words: The Koran, Shariah, usury, commercial deal, commercial transactions, bank deposit, zakah.

Шариат наложил запрет на получение банковских процентов (в Коране они названы «ростовщичеством» - Разделы: 2 «Корова», стих 276, 30 «Румы», стих 39, 17 « Ночной перенос», стих 26, 28 и др.), так как считает их несправедливым экономическим явлением. «А те, что зарабатывали хлеб свой ростовщичеством, встанут из могил, подобные тем, кого сатана поразил безумием, ибо говорили они: «Ведь торговля сродни ростовщичеству». Но Аллах разрешил торговлю, а ростовщичество сделал запретным! И кто примет увещание от Господа своего и бросит ростовщичество, то с него спросится как до запрета ростовщичества, и судить его будет Аллах. А кто вернется к ростовщичеству, станет обитателем пламени, и вечным будет там пребывание. И уничтожит Аллах нашу выгоду от ростовщичества...»

Такой запрет оправдывается представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, однако осуждает использование процента в целях

получения прибыли, поскольку такая деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить благосостояние общества. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие.

В целях предотвращения толкования стихов Корана по своему желанию (стремление отклонить людей от истины и вызвать смуту и раскол), в самом Коране говорится о том, что в нем есть точные стихи с определенным и ясным смыслом, и другие стихи, не такие ясные, требующие специального толкования. Эти стихи побуждают ученых и знатоков Корана к их исследованию и точному толкованию (Раздел 3 , «Семейства Имрана», стих 7 священного Корана).

В рамке данного научного исследования текста священного Корана попытаемся ответить на вопрос, является ли ссудный процент абсолютным запретом и касается ли данный запрет не только граждан, а также юридических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), является ли выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата запретным.

В юридической литературе нет единого мнения по поводу того, где искать истоки понятия юридического лица. Многие ученые относят создание понятия юридического лица к числу важнейших заслуг римского частного права[1, с. 88]

Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами. Еще в древние времени существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников. Много новых корпораций появляется в период республики, среди которых необходимо особо отметить объединение предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявшие на основе договоров государственными имениями и обладавшие значительным имуществом. Однако это рассматривалось древним правом либо как имущество, принадлежавшие каждому из его участников в определенной доле, либо как имущество, принадлежавшее одному из участников - казначею, ведущему дела корпорации и ответственному перед его членами. Поэтому, применительно к данным объединениям можно говорить о наличии в той или иной степени организованности, осуществлявшейся с определенной целью-объединение имущества, но главный, квалифицирующий субъекта права признак - выступление вовне от своего имени здесь отсутствует, поэтому вряд ли можно говорить о попытке ввести в систему правоотношений новый тип субъекта. И все же появление таких образований свидетельствует об ограниченности субъективного состава частноправовых отношений.

Настоящее же развитие конструкция юридического лица получила в новое время, когда появляются крупные торговые предприятия, в которых

вырабатывается техника коллективного ведения крупных дел. Термин «юридическое лицо» был впервые использован в гражданском праве. Развитие института юридического лица было тесно связано с бурным ростом капиталистической экономики, требовавшей капиталов.

Удачность разработки института юридического лица в германском праве во многом объясняется тем, что идеи римских цивилистов легли на благоприятную почву в виде интенсивно развивающихся экономических отношений. И германское гражданское уложение, принятое в 1896 году, уделило статусу юридических лиц значительное внимание.

Как показывает системный анализ текста священного Корана в разделе 2 «Корова», стихи 275, 276, 278, 279, 282, 283, указание и предписание ровным образом адресовано и гражданам, и тем лицам, осуществляющую коммерческую деятельность. Это особенно видно из анализа терминов раздела 2 «Корова», стих 282, «коммерческая сделка», «коммерческие операции», «личные торговые обороты или сделки» и др.

Как видим, в момент ниспослания священного Корана понятие юридического лица не было известно. В указанных предписаниях речь идет об операциях граждан, осуществляющей как обычные бытовые сделки, так и коммерческие сделки.

В декабре 2002 года была издана фетва (по арабскому - разъяснение) Академии исламских исследований под председательством Верховного шейха Ал-Азхара (Египет) и по совместительству главы Академии Мухаммада Сайида Тантави, в которой вложение средств и получение по ним процентов объявлялись дозволенными с точки зрения шариата (20 голосов - за, 1- против). Фетва была выпущена по запросу председателя совета директоров «Араб Бэнкинг Корпорейшн», интересовавшегося, соответствует ли практика корпорации по привлечению средств клиентов и выплате процентов по ним в оговоренные сроки шариату?

По мнению Тантави, организация, аккумулируя средства клиентов и затем инвестируя их, выполняет агентские функции. Таким образом, он признал возникающие между корпорацией и клиентами отношения разновидностью договора мудараба. Мудараба - это договор, по которому владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход от средства, пущенных в оборот, распределяется между участниками сделки в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия.

Задолго до этого, в 1989 г., будучи Верховным муфтием Египета, Тантави издал фетву «О некоторых банковских операциях». При принятии решения муфтий консультировался с Председателем правления Национального банка Египта, то есть не специалистом по шариату, а светским банкиром. Комментируя 7-й стих раздела 21 «Пророки» Корана, муфтий сделал вывод, что под знатоком религии понимаются любые эксперты в любых отраслях знаний. Таким образом, обращение к

профессиональному банкиру выглядело в глазах Тантави вполне логичным решением, учитывая тот факт, что человек, работающий не один год в банке, понимает больше в банковских операциях, чем богослов. [2, с. 44]

Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что несмотря на то обстоятельство, что священный Коран не содержит термина «юридическое лицо», однако в нем употребляется такие юридические термины, как «коммерческая сделка», «коммерческие операции», «личные торговые обороты или сделки» и др. Запрет о риба (ростовщичества) носит абсолютный характер и охватывает всех участников делового и бытового оборота. Из буквального толкования текста священного Корана не вытекает, что взимание ссудного процента (риба) дозволено банкам и иным кредитным организациям. На наш взгляд, запрет взимания ссудного процента связан с его тяжелыми социальными последствиями (монополизация, увеличение разрыва между богатыми и бедными, банковские кризисы, инфляции, самоубийство по мотивам не умения возврата непомерных банковских процентов по ипотечным кредитам и др. Согласно данным статистики россияне тратят на погашение кредитов до 30-40 % процентов своего семейного дохода). [3, с.6]

Шариат запрещает риба (ростовщичества) из-за его пагубного воздействия на человека, в то же время он поощряет приобретение богатства.

Согласно разделу 28 , «Повествование», стих 78 священного Корана, Карун пренебрёг советом своей общины и забыл благоволение Аллаха к нему, и не разумел, как много поколений, превосходящих его мощью, способностью и опытом в приобретении богатства и в разных способах помещения денег, погубил Аллах. Ведь грешников не спрашивают о злодеяниях, ибо Аллах об этом ведает, и они войдут в ад. Вопрос, заданный им, - лишь только упрёк.

Как видим из других разделов священного Корана, поощряется ведение торговой деятельности и других видов деятельности (получение выгоды и прибыли):

Раздел 17 , «Ночной перенос», стих 66 , Ваш Господь - Тот, кто гонит вам корабли по морям, чтобы вы снискали Его милость - выгоду и прибыль из торговли и других видов деятельности. Он к вам милосерден и щедр!

Раздел 16 , «Пчелы», стих 14, Он подчинил вам море, чтобы вы пользовались его богатствами, ловили рыбу и питались её свежим мясом, извлекали оттуда украшения, как кораллы и жемчуг. Тот, кто наблюдает и размышляет, видит, как корабли рассекают его волны и перевозят грузы. Аллах подчинил вам море, чтобы вы извлекали пользу из того, что находится в нём, и просили у Аллаха помощи в торговле и в других видах деятельности. Может быть, вы будете благодарны за то, что Он даровал вам на службу!

Одним из преимуществ Корана является то, что, запрещая что-нибудь, он непременно предоставляет людям законную альтернативу запретному (недозволенному).

Запретив риба (ростовщичество), Коран разрешил использование денежного капитала в торговле и других видах деятельности, выдачу беспроцентных ссуд, осуществление финансовых обрядов- выдачу закята и др.

Согласно разделу 28 , «Повествование», стих 54 священного Корана, тем, кто уверовал в Коран и в Писания, ниспосланные до Корана, будет дарована награда дважды - за то, что они терпели мучения и вред, которым они подвергались за свою веру, а также за то, что вершат добрые деяния, добром и милостью отстраняют зло и расходуют на добрые деяния милостыню из того удела, который даровал им Аллах.

На наш взгляд, выдача беспроцентных займов с конкретной датой возврата с точки зрения шариата не является запретным. Такой вывод вытекает из буквального толкования стих 282 , раздела 2 «Корова» священного Корана.

Согласно разделу 2 «Корова», стих 282, о, вы, которые уверовали, если берёте в долг деньги или что-либо другое, или купили что-то в кредит, или вошли в коммерческую сделку между собой на определённый срок, то записывайте это, чтобы оберегать свои права и избежать позже всяческих недоразумений.

Из данного стиха можно сделать ряд практических выводов, во-первых, священный Коран предписывает при совершения сделок использовать письменную форму (письменный договор), во-вторых, указание конкретного срока указанного договора.

Несмотря на попытки отдельных правоведов легализовать с помощью различных уловок ростовщичество, большинство мусульманских юристов в современном мире придерживается точки зрения, что любой ссудный процент запрещен. Суммируя их взгляды, можно отметить следующие положения, сформулированные в фетвах Совета Исламской академии правоведения (термин фикха - по арабскому, глубокое понимание, знание) [2, с. 48-49]:

1. Банковские вклады, по которым начисляются проценты в банках, работающих под проценты (за исключением вкладов инвестирования средств с целью получения части прибыли - по схеме мудараба);

2. Превышение тарифов за банковские услуги по обслуживанию кредитов их реального (фактических расходов) уровня;

3. Взимание неустойки (штрафов, пени) с вкладчиков ;

4. Привлечение денежных средств с использованием ценных бумаг (облигации, векселя)

Исламская экономика, финансово - кредитная система, построенная на принципах Корана, должна иметь ряд отличительных (специфических) особенностей:

- отсутствие ставки рефинансирования (банковской учетной ставки) центральных (национальных) банков. (В традиционных моделях экономики для регулирования кредитно-денежной и валютной политики используется

банковская учетная ставка (ставка рефинансирования центральных резервных банков) центральных банков стран;

- запрещение начисления и взимания процентов по банковским вкладам (депозитам), банковским кредитам и др. сделкам, где присутствуют признаки ростовщичества.

- запрещение взимания неустоек (штрафов и пени) за нарушения условий различных гражданско-правовых договоров хозяйствующих субъектов делового оборота.

Развитие исламских банков в США и Западной Европе позволяет предположить, что подобные финансовые институты возникнут и в России. Функционирование исламских финансовых институтов сопряжено с необходимостью внесения изменений в законодательство (банковское, гражданское, налоговое, таможенное и др.), а также затрудняет проведение денежно-кредитной политики и поддержание стабильности финансовой системы. В такой ситуации необходимо знать особенности их функционирования и те риски, которые они привносят в региональную (национальную) финансовую систему.

Научная новизна результатов данного исследования состоит в уточнении и развитии теоретических представлений об абсолютном запрете ссудного процента (ростовщичества) при операциях с другими участниками хозяйственного оборота граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц.

В рамке указанного исследования также доказано, что выдача займов с определенной датой возврата не является запретной с точки зрения шариата.

Литература:

1. Шершеневич Г.Ф. «Учебник русского гражданского права» Москва, 1995, с.88

2. Беккин Р.И. «Исламская экономика» Москва, 2008 , с.44, с. 48-49

3. Журнал «Время жить», апрель-май №2(19) 2010 , - М (ОАО «Альфа Банк»), с.6

4. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси «Кимийа-йи саадат» (Эликсир счастья) СПБ, 2002.

5. Тафсир Аль-Коран Аль - Мунтахаб, Москва 2003.

6. Толкование к Корану - (Эльмир К., академик Бунядов З., WWW:

quran.az)

Literature:

1. Shershenevich G.F. "Textbook on Russian Civil Law ", 1995, p. 88

2. Bekkin R.I. "Islamic Economics"Moscow, 2008, p. 44, p.p. 48-49

3. Magazine "Time to live", April-May №2 (19) 2010, M (JSC "Alfabank"),

p. 6

4. Abu Hamid Muhammad al-Gazali at-Tusi "Kimiia-ii saadat" (Elixir of Happiness), St-Petersburg, 2002.

5. Tafsir Al-Koran Al-Muntahab, Moscow, 2003.

6. Interpretation of the Koran - (Elmir K., Academician Bunyadov Z.,

www.quran.az)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.