Научная статья на тему 'Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества'

Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
749
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИЧЕСТВО / NORMATIVE DOCUMENTS / ELECTRONIC GOVERNMENT / ELECTRONIC COMMERCE / COPYRIGHT / INTELLECTUAL ACTIVITY / ELECTRONIC SIGNATURE / CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / INFORMATION SOCIETY / CONSUMER PROTECTION / INTERNET FRAUD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилярова Марина Геннадьевна, Богданов Сергей Иванович

В статье рассматриваются основные направления законодательного регулирования в области электронной коммерции и интеллектуальной собственности в Интернете. Авторами выполнен аналитический обзор основных законодательных актов, используемых для формирования правового поля электронной экономики, проанализирована необходимость постоянного совершенствования законодательных норм, внедряемых для пользователей глобальной сети. При изложении материала составлен перечень нормативных документов, имеющих отношение к электронной коммерции и Интернет деятельности различных пользователей. Авторы представили основные направления законодательного регулирования в следующих видах деятельности: разработка Интернет проектов, в том числе, создание Интернет-магазинов, реализация коммерческих предложений посредством использования электронной подписи; защита прав потребителей в сети Интернет; интеллектуальная деятельность, авторские права на интеллектуальную собственность в Интернете; использование платежных систем и электронных денежных средств. В статье обобщены несовершенства сетевых электронных взаимодействий, указаны некоторые приемы и способы устранения отрицательного воздействия противоправных элементов Интернет-пространства. В рамках рассмотрения указанного вопроса выявлены относительно новые понятия, сопутствующие сетевым проблемам информационного общества. Правовые основы Интернет взаимодействия пользователей даны в виде свода федеральных законов и федеральных служб, занимающихся проблемами глобального сетевого Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of Internet users interact in the formation of the electronic economy of information society

In the article the basic directions of legal regulation in the field of electronic Commerce and intellectual property on the Internet. The authors performed an analytical review of the main legislative instruments used for forming the legal framework of e-economy, analyzes the need for continuous improvement of legislative norms introduced for users of the global network. When presenting the material compiled list of legal documents related to e-Commerce and Internet activities of various users. The authors presented the main directions of legal regulation in the following activities: development of Internet projects, including the creation of online stores, the implementation of the commercial offers through the use of electronic signatures; consumer protection in the Internet; intellectual activity, copyright of intellectual property on the Internet; the use of the payment systems and electronic money. This paper summarizes the imperfections of online interactions, identifies some techniques and methods to address the negative impact of illegal elements of the Internet space. Under the consideration of the matter identified the relatively new concepts related to network information society. Legal basis of Internet users ' interactions are in the form of a set of Federal laws and Federal agencies involved in the global network of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN615.pdf DOI: 10.15862/87EVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/87EVN615)

УДК 338.001.36

Гилярова Марина Геннадьевна

ГБОУ ВПО Минздрава России «Волгоградский государственный медицинский

университет (ВолгГМУ)» Россия, Волгоград1 Преподаватель кафедры «Математики и информатики» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»

Россия, Волгоград Аспирант

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=809945

Богданов Сергей Иванович

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»

Россия, Волгоград

Зав. кафедрой «Электротехнологии и электрооборудование в сельском хозяйстве»

Кандидат технических наук Профессор РАЕ E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=670232

Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества

1 400131, г. Волгоград, площадь Павших борцов, д. 1

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления законодательного регулирования в области электронной коммерции и интеллектуальной собственности в Интернете. Авторами выполнен аналитический обзор основных законодательных актов, используемых для формирования правового поля электронной экономики, проанализирована необходимость постоянного совершенствования законодательных норм, внедряемых для пользователей глобальной сети. При изложении материала составлен перечень нормативных документов, имеющих отношение к электронной коммерции и Интернет - деятельности различных пользователей.

Авторы представили основные направления законодательного регулирования в следующих видах деятельности: разработка Интернет - проектов, в том числе, создание Интернет-магазинов, реализация коммерческих предложений посредством использования электронной подписи; защита прав потребителей в сети Интернет; интеллектуальная деятельность, авторские права на интеллектуальную собственность в Интернете; использование платежных систем и электронных денежных средств. В статье обобщены несовершенства сетевых электронных взаимодействий, указаны некоторые приемы и способы устранения отрицательного воздействия противоправных элементов Интернет-пространства.

В рамках рассмотрения указанного вопроса выявлены относительно новые понятия, сопутствующие сетевым проблемам информационного общества. Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей даны в виде свода федеральных законов и федеральных служб, занимающихся проблемами глобального сетевого Российской Федерации.

Ключевые слова: нормативные документы; электронное правительство; электронная коммерция; авторское право; интеллектуальная деятельность; электронная подпись; Гражданский кодекс Российской Федерации; информационное общество; защита прав потребителей; Интернет-мошенничество.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Гилярова М.Г., Богданов С.И. Правовые основы Интернет - взаимодействия пользователей в условиях формирования электронной экономики информационного общества // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/87EVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/87EVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

В условиях развития информационного общества гражданско-правовые отношения становятся наиболее актуальными. Непрерывное совершенствование информационных технологий дает почву для создания новой законодательной базы и корректировки существующей, в противном случае, экономический эффект от внедрения реальных коммерческих отношений в сферу Интернета будет стремиться к нулю.

Поэтому рассмотрение правового поля актуально для специалистов различных областей экономики, а в особенности для финансовых работников. В статье будет сделан аналитический обзор нормативных документов и законов, имеющих отношение к электронной коммерции. Целью данной работы является демонстрация сильной стороны правового сегмента страны при использовании электронного взаимодействия, касающегося экономической стороны взаимоотношений, и в частности, электронной коммерции.

В России в последние годы сделан качественный и количественный скачок вперед по освоению Интернет-пространства, но нельзя сказать, что страна занимает ведущее положение в области информационных технологий, поэтому российский сегмент имеет огромный потенциал по развитию Интернет-торговли, электронной коммерции, внедрению научных разработок в виртуальное пространство глобальной сети. Без каких-либо отчетов и исследований, очевидно, что все больше людей совершают покупки в Интернете, количество Интернет-магазинов, как и количество сайтов растет, виртуальной рекламы становится все больше, а это служит движущей силой для развития электронной экономики.

Правовая база электронного сотрудничества необходима в равной степени и пользователям, и коммерсантам, и государству для формирования многосторонне выгодных законодательно регулируемых отношений. К слову сказать, в настоящее время, практически любая деятельность так или иначе касается глобальной сети, и, следовательно, отлаженное взаимодействие пользователей пойдет на пользу всем.

Рассмотрим основные направления законодательного регулирования в следующих видах деятельности:

• разработка Интернет - проектов, в том числе, создание Интернет-магазинов, реализация коммерческих предложений посредством использования электронной подписи;

• защита прав потребителей в сети Интернет;

• интеллектуальная деятельность, авторские права на интеллектуальную собственность в Интернете;

• использование платежных систем и электронных денежных средств.

Одним из достижений в области гражданско-правовых отношений является создание электронного Правительства, которое представлено на сайте www.gosuslugi.ru. В настоящее время ресурс выполняет множество удобных функций, экономя время, деньги и трудозатраты жителей РФ. Наиболее популярными услугами являются: получение загранпаспорта с электронным чипом с записью через Интернет, регистрация автотранспортных средств, запись на прием к врачу на определенное время, проверка налоговых задолженностей, подача налоговой декларации и т.д.

Кроме данного портала расширяется сеть сайтов во всех областях электронной экономики. Например, сфера жилищно коммунального хозяйства представлена в Интернете в виде:

• сайтов организаций, непосредственно занимающихся проблемой ЖКХ;

• калькуляторов-онлайн, позволяющих выполнить расчет стоимости услуг;

• сайтов, демонстрирующих нормативно-правовую базу по данному вопросу и т.п.

Такое распространение информации дает множество преимуществ и для физических лиц, и для юридических, и для предпринимателей, функции для которых могут быть разделены на отдельных сайтах:

• в первую очередь, это прозрачность, что дает повод надеяться на уменьшение коррупции в стране;

• единый подход ко всем гражданам страны, тем самым демонстрируя демократичность нашего общества;

• колоссальная экономия времени для пользователей на предмет записи в какое-либо учреждение;

• наглядное отображение органов управления и власти, в какой-то мере просвещение населения и т.д.

Электронная экономика не стоит на месте, а постоянно развивается и расширяется, включает в себя все новые возможности, среди которых, мобильные приложения, геоинфомационные системы и т.д. Возможности Интернета позволяют затрагивать многие вопросы регулирования и просто информационного характера сферы электронной экономики. На его портале размещены федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ.

Для формирования электронной экономики, настоящим Правительством разработана и утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 г. N 2516-р, подписанная Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым, которая определена на период до 2016 года. Данный документ формирует основные направления предоставления услуг:

• оптимизация процедур информационного взаимодействия с использованием ИКТ технологий;

• совершенствование инфраструктуры информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления услуг.

Кроме этого, в документе предусматривается выработка более совершенных механизмов аутентификации2, идентификации3 и авторизации4 при получении электронных услуг.

Далее, нельзя говорить об электронной коммерции, не затронув Федеральный закон «Об электронной подписи» от 2011 г. Закон рассматривает допустимые виды электронных подписей, демонстрирует сферу их использования. Согласование договоров в среде Интернет возможно не только с помощью электронной подписи, но и через договор - оферту5, действие с которой регулируется уже другим законом - Гражданским кодексом Российской Федерации.

2 Аутентификация - процедура проверки подлинности, например, с помощью введения пароля.

3 Идентификация - точное определение личности.

4 Авторизация - подтверждение права пользователя на выполнение определенных действий.

5 Оферта - предложение одному или нескольким лицам заключить договор на определенных заранее условиях.

Договор-оферта, в настоящее время, довольно часто используется, как раз через сайты Интернета. Если договор касается оплаты, то он переходит во вторую стадию - акцепт6 - то есть согласие на оплату. Как правило, эти две стадии договора используются вместе.

Если дело касается непосредственно электронной торговли, то действует Федеральный закон «Об электронной торговле» от 2001г., представлен проект нового Федерального закона «Об электронной торговле», но еще не утвержден. Следует отметить тот факт, что существует несколько форм электронной коммерции: бизнес - государство, бизнес - бизнес, бизнес -потребитель и потребитель - потребитель. Закон должен регулировать взаимоотношения во всех этих проявлениях бизнеса, заключение договоров электронной торговли, правовой режим электронных документов и правовое положение лиц, осуществляющих электронную торговлю.

Рассмотрим законодательную базу для потребителей в защиту их прав в сети Интернет. В первую очередь, хочется выделить Федеральный закон «О защите прав потребителей» с изменениями и дополнениями вступивший в силу в 2014 г., который предусматривает защиту прав при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг. При этом, в законе предусмотрена государственная и общественная защита прав потребителей. Под государственной защитой в данном случае понимается регламентированное исполнение договора дистанционной купли-продажи, соблюдение условий, прописанных в договоре, наличие сведений на сайте о продавце, о товаре, порядок и срок получения товара, порядок и срок возврата товара, если будет необходимость.

Под общественной защитой понимается деятельность общественных организаций по защите прав потребителей, которые существуют и в реальной жизни, и на страницах Интернет-сайтов. Согласно закону общественные объединения потребителей - достаточно мощная сила, обладающая многочисленными возможностями: от участия в разработке обязательных требований к товарам до обращения в органы прокуратуры и суды с заявлениями в защиту прав потребителей. Консьюмеризм7 регулируется законом на уровне международных аналогов, которые имеют богатую историю правовых отношений в этом вопросе. Выполнение закона поддерживается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая напрямую сотрудничает по данным вопросам с международным сообществом, деятельность службы представлена на сайте http://www.rospotrebnadzor.ru =

Прямое отношение к Интернет-продажам имеет Федеральный закон «О рекламе» (http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/) с изменениями и дополнениями вступивший в силу в 2015 г., в котором имеется статья о дистанционном способе продажи товаров. В статье указаны сведения о товаре, который рекламируется в Интернете. На рекламу в Интернете распространяются все те же ограничения, что и на привычную рекламу (телевизионную, радио, билборды и т.д.), то есть должен соблюдаться список запрещенных товаров и услуг, корректировка и запрет некоторых разновидностей рекламы: недобросовестная реклама, неэтичная и т.п.

Следующий всем известный Федеральный закон касается любого информационного контента в нашей жизни: и реального, и виртуального. Это закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с дополнениями и изменениями от 2015г. Данный закон классифицирует информационную продукцию, определяет методы государственного контроля за соблюдением данного закона и меру ответственности за

6 Акцепт - принятие плательщиком (трассатом) по переводному векселю (тратте) обязательства оплатить что-либо при наступлении указанного в нём срока.

7 Консьюмеризм - движение в защиту прав потребителей.

правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данный закон реализован и контролируется Роскомнадзором - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сайт - http://www.rkn.gov.ru. В функции данной организации входит контрольная и надзорная деятельность за информационным контентом в сети Интернет, защита прав субъектов персональных данных. К основным нарушениям этого направления относятся: распространение экстремистских материалов, пропаганда и незаконная реклама наркотических и психотропных веществ. На сайте Роскомнадзора публикуется Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», действующий в последней редакции от 2015 г. можно отнести к нормативным документам, разъясняющим сущность основных понятий, связанных с информацией и информационными технологиями в период формирования информационного общества. Закон затрагивает и использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сеть Интернет.

Глобальная сеть внесла много нового в нашу жизнь, как положительного, так и негативного, к которому можно отнести распространение сведений о частной жизни человека, личные и персональные данные. В связи с этим появление Федерального закона «О персональных данных», действующего в редакции от 2014 г. очень актуально. Данный закон регулирует принципы, условия, контроль и надзор за обработкой и использованием персональных данных. Известно множество фактов Интернет-мошенничества через распространение персональных данных с помощью компьютерных сетей.

Кроме вышеперечисленных фактов нарушения электронного бизнеса и коммерческих взаимоотношений, в глобальной сети возможны следующие неприятные последствия электронного взаимодействия:

• клевета и распространение ложной информации;

• мошенничество, связанное с блокированием программного обеспечения;

• хищение денежных средств;

• нарушение авторских прав в сети Интернет.

Если с первым проявлением нарушения, пользователь, как правило, борется самостоятельно, второе и третье имеет последствия, связанные с Уголовным кодексом РФ, то проблема авторского права достаточно многогранна и находит отражение во многих нормативно-правовых документах.

Под авторским правом следует понимать право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, о чем говорит Гражданский кодекс Российской Федерации. В этом законе полностью раздел 7 посвящен этой проблеме, он регулирует отношения в сфере интеллектуальной собственности. Главы раздела, начиная с общих положений, разъясняют, что следует считать результатами интеллектуальной деятельности, предусматривают защиту этих прав, регистрацию прав в соответствующей организации, ответственность лиц за нарушение исключительных авторских прав. Причем, речь идет о многочисленных видах интеллектуальной деятельности: от фонограмм и фирменных наименований до программ для компьютеров и научных произведений. Гражданский кодекс Российской Федерации разъясняет правила оформления авторского права на произведения: литературные, базы данных и компьютерные программы, другие интеллектуальные продукты,

указывает специальный знак охраны авторского права, правила составления договоров при использовании авторских произведений, особенности защиты прав лицензиата8 и т.д.

Проблема авторского права достаточно не простая, для ее разрешения используется не только Гражданский кодекс, этим занимаются определенные организации. Так для регистрации своих прав на патенты, компьютерные программы, базы данных необходимо обратиться в Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) - Роспатент (http://www.rupto.ru/), ФИПС также позиционирует себя на сайте - http://www1.fips.ru/. Данная организация выдает патенты на изобретения и полезные модели, свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ, которые подтверждают авторское право на интеллектуальную собственность.

Подтверждение авторского права на литературные произведения, мультимедийные материалы, произведения искусства и т.п. возможно через Российское авторское общество (сайт - http://www.rao.ru). Данная организация выполняет депонирование9 авторских прав и устанавливает знак копирайта (буква «С» в окружности), который указывает на авторский материал. Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» осуществляет деятельность в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяет авторское право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, прописанные в статье 1225 «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Описанные процедуры являются долговременными и долго оформляемыми, имеющими множество нюансов при регистрации, поэтому проще их выполнять через посредника - юридическую фирму, специализирующуюся на данных видах деятельности. Такие фирмы, как правило, хорошо себя рекламируют в Интернете.

С появлением глобальной сети наиболее незащищенной от плагиата становится информация, распространяемая внутри нее. Поэтому одних законов недостаточно для установления авторского права. Кроме мошенников, существует категория специалистов, не касающаяся правового поля до определенной степени, поэтому могут возникнуть прецеденты по незнанию законов охраны авторского права, невольному копированию текстов, фото, видеоматериалов. Для предотвращения последствий используются специальные средства борьбы с плагиатом:

• на сайте устанавливается специальное приложение для невозможности копирования контента10;

• присоединение к копируемому тексту дополнительной ненужной информации, программы или спама11;

"12 "13

• использование копирайтинга или рерайтинга;

• определение авторства с помощью специальных программ - Антиплагиат.

Примеры таких программ для проверки уникальности текста - http://advego.ru/plagiatus, https://www.etxt.ru/.

8 Лицензиат - в данном случае юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на использование авторского материала.

9 Депонирование - подтверждение авторства.

10 Контент - информационное содержимое чего-либо.

11 Спам - незапрашиваемая информация.

12 Копирайтинг - создание авторского текста.

13 Рерайтинг - переписывание авторского текста своими словами.

Следует сказать, что выкладывая в Интернет свою информацию, нужно быть готовым к тому, что ее будут копировать без вашего согласия. Интернет давным-давно используется как большая база данных, в которой можно найти сведения по любому вопросу. Живя в такое стремительное время, гораздо проще скопировать реферат из Интернета, чем самому делать выборку из книг. Это с одной стороны, если посмотреть с другой, то все современные качественные и/или востребованные учебники сразу попадают в Интернет. Сложно сказать, кто занимается их оцифровкой, но это факт. А раз информация попала в Интернет, то даже в рефератах ее использовать проблематично в плане уникальности текста.

Нарушения авторского права в охвате текстовых материалов, достаточно в Интернете. Авторы, выпускающие книги, подтвердили за собой это авторство зарегистрированными печатными изданиями. Пользователям, создающим собственные литературные и научные произведения, лучше фиксировать свои труды, чтобы не было неприятных сюрпризов, когда вы увидите свой труд на страницах чужого сайта, размещенного без вашего ведома.

На первый взгляд, кажется, что электронная коммерция и авторское право далеки друг от друга, но, как показывает опыт, все, что находится в Интернете как-то взаимосвязано, поэтому средства антиплагиата нужно знать, хотя бы для создания уникального дизайна Интернет-сайта.

В последние годы научные труды оградили от плагиата, создав официальные базы данных научных трудов. Некоторые из них:

http://www.rsl.ru - официальный сайт Российской государственной библиотеки;

http://www.elibrary.ru/ - Российский индекс научного цитирования (РИНЦ);

http://www.scopus.com/ - «Scopus» — библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей;

http://www.webofknowledge.com - Web of Science, Web of Knowledge — поисковая платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах и патентов.

Кроме научных и литературных трудов плагиату часто подвержены мультимедийные материалы - изображения, фотографии, музыка, видеофильмы и т.п. Для борьбы с плагиатом создаются web-депозитарии14. Это специальные организации, рекламирующие себя в Интернете, существующие для оказания юридической поддержки на право обладания. По принципу работы - это поддержание работоспособной базы данных, в которой зафиксированы авторские права на фото, аудио, видеоматериалы и уникальный контент. Такой архив данных позволяет быстро определить авторство, уничтожать плагиат.

Все вышеперечисленное не означает, что нельзя слушать музыку в Интернете, смотреть фотографии и т.д., но если пользователь имеет коммерческую выгоду с такого вида деятельности, то это может быть расценено, как нарушение авторского права. Для поддержки авторского права работает Российская антипиратская организация по защите прав на аудиовизуальные произведения (РАПО), освещение деятельности на сайте -http://www.rapo.ru. Это основная негосударственная, некоммерческая организация, поддерживающая интересы производителей российского кино в целях защиты авторского права.

Говоря об электронной коммерции, нельзя обойти вопрос электронных денег, операции с которыми подчиняются Федеральному закону «О национальной платежной системе» от

14 Депозитарий - физическое или юридическое лицо, которому доверены депозиты, другие ценные бумаги. 8

2011г. В настоящее время это наиболее актуально, так как повсеместно используется эквайринг15. Данный закон регулирует отношения внутри национальной платежной системы, рассматривает электронные денежные средства как основной вид Интернет-торговли, представляет различные электронные средства платежа и сопутствующие им электронные сообщения, способы обмена ими.

Тем не менее, известно, что случаи Интернет-мошенничества не редко происходят в нашей жизни, о чем периодически сообщают новостные агентства. Здесь следует обратить внимание на совершаемые электронные платежи, для которых существует множество способов, например Яндекс-деньги, использование банковских карт, webmoney и другие расчеты on-line. Но, даже при определенных гарантиях электронных расчетов, в глобальной сети имеют место определенные виды сетевого мошенничества, например: фишинг16, фарминг17, кардинг18.

Не смотря на постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, касающейся деятельности в Интернете, количество сетевых преступников не уменьшается. При неправомерных действиях пользователей в законодательстве предусмотрены различные виды ответственности для кибермошенников: административная и уголовная. Административная ответственность предусмотрена в Кодексе Российской Федерации «Об административных правонарушениях». Например, нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав влечет взыскание административного права в разном размере в зависимости от деяния. В Уголовном кодексе Российской Федерации нарушение авторских и смежных прав влечет наказание от штрафа и исправительных работ до лишения свободы в зависимости от нанесенного ущерба.

Подводя обзорный итог нормативным документам, причастных к деятельности сетевых коммерческих сообществ, Интернет-магазинов, сетевых потребителей, пользователей, размещающих информационный контент в глобальной сети. По представленной информации видно, что в России имеется отлаженное регулирование правовых взаимоотношений в области Интернет-торговли, защите прав потребителей, презентации интеллектуальной деятельности в глобальной сети, при использовании платежных систем и электронных денег.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но развитие Интернета имеет как свои плюсы, так и минусы. В отрицательную сторону

тянет:

• интернет-мошенничество;

• кражи электронных денежных средств;

• имеющиеся случаи слабой защищенности платежных средств, связанных с Интернетом;

• нарушения в работе Интернет-магазинов;

• нарушения прав потребителей;

• случаи плагиата на текстовый контент, изображения, аудио и видео произведения и другие материалы интеллектуальной деятельности;

15 Эквайринг - использование к оплате платежных карт.

16 Фишинг - вид сетевого преступления с целью завладения персональными данными, например, логин, пароль.

17 Фарминг - принцип деятельности в перенаправлении пользователя на ложный Ш-адрес с целью получения персональные данные к платежным картам, в дальнейшем - похищение денежных средств с них.

18 Кардинг - использование карты и ее реквизитов без подтверждения ее держателем.

• распространение экстремистских материалов;

• пропаганда и незаконная реклама наркотических и психотропных веществ;

• наличие порносайтов;

• распространение персональных данных без согласия на это владельца;

• клевета и ложь на определенных сайтах и некоторые другие.

Учитывая все вышеизложенное и то, что информационно-коммуникационные технологии непрерывно развиваются, постоянно появляются новые формы и средства представления и передачи информации, можно прийти к выводу о том, что правовое поле, касающееся сетевых компьютерных и мобильных технологий, постоянно изменяется и требует непрерывного внимания со стороны властных структур. С изменением и внедрением новых методов и устройств отображения Интернет-пространства, должны появляться новые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в глобальной сети. Этот процесс является непрерывным, требующим постоянного осмысления, создания новых регулирующих механизмов Интернет-взаимодействия пользователей для развития электронной экономики.

Материалы данной статьи могут быть полезны не только, людям, занимающимся электронной коммерцией, но многим пользователям Интернета, выполняющим какую-либо деятельность в сетевом пространстве, работающим самостоятельно над созданием сайтов, программного обеспечения, создающим любое информационное заполнение на страницах глобальной сети.

ЛИТЕРАТУРА

1. Симонович С.В. учеб. пособие для студ. высш. техн. учеб. заведений / под ред. С.В. Симоновича. - 3-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2011. -637с.: ил. - (Учебник для вузов).

2. Тедеев А.А. «Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение» М.: Новый Индекс, 2002. - 342 с.

3. Хлебников А.А. Информатика: учебник. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 507 с.

4. Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. 6-е изд.: Питер, 2010. - 720 с.

5. Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Медицинская информатика и автоматизированные системы управления в здравоохранении: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2006. - 144 с. (Пособие имеет гриф УМО).

6. Авторское право. Свечникова И.В. Издательский дом Дашков и К, 2009. - 206 стр.

7. Авторское право и смежные права. Учебник. Леонтьев К.Б., Близнец И.А., 2-е издание, переработанное и дополненное. Издательство: Проспект, 2015 г., 456 стр.

8. Авторское право для журналистов. Учебное пособие Панкеев И. А. Издательство: Икар, 2014 г. Жанр: Журналистика. СМИ 4-е издание, переработанное, 458 стр.

9. Авторские и смежные права в музыке. Иванов Н.В. Учебно-практическое пособие Издательство: Проспект, 2015 г., 176 стр.

10. Авторские права на мультимедийный продукт. Монография. Гринь Е.С. Издательство: Проспект, 2015 г., 128 стр.

11. Формирование информационного пространства высшего учебного заведения через создание и использование электронных образовательных ресурсов. Гилярова М.Г. - http://www.distanz.ru/BlogInfo.aspx?id=32.

12. Использование ИКТ как средства творческого саморазвития преподавателя. Филимонова З.А., Гилярова М.Г. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-2. С. 112-115.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации.

14. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях».

15. Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 г. № 2516-р.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации.

17. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

18. Федеральный закон «О защите прав потребителей».

19. Федеральный закон «О персональных данных».

20. Федеральный закон «О рекламе».

21. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

22. Федеральный закон «Об электронной подписи».

23. Федеральный закон «Об электронной торговле».

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Gilyarova Marina Gennad'evna

State Educational Institution of Higher Professional Education «The Volgograd State Medical University of Public Health Ministry of the Russian Federation (VolgSMU)»

Russian Federation, Volgograd E-mail: [email protected]

Bogdanov Sergey Ivanovich

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

«Volgograd State Agricultural University» Russian Federation, Volgograd E-mail: [email protected]

Legal basis of Internet users interact in the formation of the electronic economy of information society

Abstract. In the article the basic directions of legal regulation in the field of electronic Commerce and intellectual property on the Internet. The authors performed an analytical review of the main legislative instruments used for forming the legal framework of e-economy, analyzes the need for continuous improvement of legislative norms introduced for users of the global network. When presenting the material compiled list of legal documents related to e-Commerce and Internet activities of various users.

The authors presented the main directions of legal regulation in the following activities: development of Internet projects, including the creation of online stores, the implementation of the commercial offers through the use of electronic signatures; consumer protection in the Internet; intellectual activity, copyright of intellectual property on the Internet; the use of the payment systems and electronic money. This paper summarizes the imperfections of online interactions, identifies some techniques and methods to address the negative impact of illegal elements of the Internet space.

Under the consideration of the matter identified the relatively new concepts related to network information society. Legal basis of Internet users ' interactions are in the form of a set of Federal laws and Federal agencies involved in the global network of the Russian Federation.

Keywords: normative documents; electronic government; electronic Commerce; copyright; intellectual activity; electronic signature; Civil code of the Russian Federation; information society; consumer protection; Internet fraud.

REFERENCES

1. Simonovich S.V. ucheb. posobie dlya stud. vyssh. tekhn. ucheb. zavedeniy / pod red. S.V. Simonovicha. - 3-e izd. Standart tret'ego pokoleniya. SPb.: Piter, 2011. - 637s.: il. - (Uchebnik dlya vuzov).

2. Tedeev A.A. «Elektronnaya kommertsiya (elektronnaya ekonomicheskaya deyatel'nost'): pravovoe regulirovanie i nalogooblozhenie» M.: Novyy Indeks, 2002. -342 s.

3. Khlebnikov A.A. Informatika: uchebnik. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - Rostov n/D: Feniks, 2010. - 507 s.

4. Stepanov A.N. Informatika: Uchebnik dlya vuzov. 6-e izd.: Piter, 2010. - 720 s.

5. Sabanov V.I., Golubev A.N., Komina E.R. Meditsinskaya informatika i avtomatizirovannye sistemy upravleniya v zdravookhranenii: Uchebno-metodicheskoe posobie k prakticheskim zanyatiyam. - Volgograd: Izd-vo VolgGMU, 2006. - 144 s. (Posobie imeet grif UMO).

6. Avtorskoe pravo. Svechnikova I.V. Izdatel'skiy dom Dashkov i K, 2009. - 206 str.

7. Avtorskoe pravo i smezhnye prava. Uchebnik. Leont'ev K.B., Bliznets I.A., 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Izdatel'stvo: Prospekt, 2015 g., 456 str.

8. Avtorskoe pravo dlya zhurnalistov. Uchebnoe posobie Pankeev I. A. Izdatel'stvo: Ikar, 2014 g. Zhanr: Zhurnalistika. SMI 4-e izdanie, pererabotannoe, 458 str.

9. Avtorskie i smezhnye prava v muzyke. Ivanov N.V. Uchebno-prakticheskoe posobie Izdatel'stvo: Prospekt, 2015 g., 176 str.

10. Avtorskie prava na mul'timediynyy produkt. Monografiya. Grin' E.S. Izdatel'stvo: Prospekt, 2015 g., 128 str.

11. Formirovanie informatsionnogo prostranstva vysshego uchebnogo zavedeniya cherez sozdanie i ispol'zovanie elektronnykh obrazovatel'nykh resursov. Gilyarova M.G. -http://www.distanz.ru/BlogInfo.aspx?id=32.

12. Ispol'zovanie IKT kak sredstva tvorcheskogo samorazvitiya prepodavatelya. Filimonova Z.A., Gilyarova M.G. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2015. №8-2. S. 112-115.

13. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii.

14. Kodeks Rossiyskoy Federatsii «Ob administrativnykh pravonarusheniyakh».

15. Kontseptsiya razvitiya mekhanizmov predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug v elektronnom vide ot 25 dekabrya 2013 g. № 2516-r.

16. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii.

17. Federal'nyy zakon «O zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdorov'yu i razvitiyu»

18. Federal'nyy zakon «O zashchite prav potrebiteley».

19. Federal'nyy zakon «O personal'nykh dannykh».

20. Federal'nyy zakon «O reklame».

21. Federal'nyy zakon «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii».

22. Federal'nyy zakon «Ob elektronnoy podpisi».

23. Federal'nyy zakon «Ob elektronnoy torgovle».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.