Научная статья на тему 'Правовые основы и приоритетные направления совершенствования международного сотрудничества полицейских'

Правовые основы и приоритетные направления совершенствования международного сотрудничества полицейских Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / МИЛИЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ / ИНТЕРПОЛ / MILITIA / POLICE / INTERNATIONAL STANDARDS / INTERPOL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихонов А. А.

Приводится анализ изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере правового статуса сотрудника полиции как совершенствование внутригосударственного законодательства и приведение его к международным нормам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES AND PRIORITY DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF POLICEMEN

Analysis of the changes in regulatory legal acts of the Russian Federation in the sphere of the legal status of the police officer as improvement of the national legislation and bringing it to international standards.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и приоритетные направления совершенствования международного сотрудничества полицейских»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы административного права ^^

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ПОЛИЦЕЙСКИХ

А.А. Тихонов,

адъюнкт Московского университета МВД России

Аннотация. Приводится анализ изменений в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере правового статуса сотрудника полиции как совершенствование внутригосударственного законодательства и приведение его к международным нормам.

Ключевые слова: полиция, милиция, международные нормы, Интерпол.

LEGAL BASES AND PRIORITY DIRECTIONS OF PERFECTION OF THE INTERNATIONAL COOPERATION OF POLICEMEN

A.A. Tihonov,

Associate of Moscow State University Russian Interior Ministry

Annotation. Analysis of the changes in regulatory legal acts of the Russian Federation in the sphere of the legal status of the police officer as improvement of the national legislation and bringing it to international standards. Keywords: militia, police, international standards, Interpol.

Россия является членом международной полицейской организации - Интерпола. Данное положение было определено следующими нормативными правовыми актами:

• устав Международной организации уголовной полиции (Интерпол)1;

• указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола»2;

• постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. №1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»3;

• приказ МВД РФ от 3 июня 1997 г. №333 «О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. №1190».

Несмотря на то, что Российская Федерация является членом Интерпола с середины 90-х гг. XX столетия, тем не менее, и сегодня сохраняется определенная задержка в развитии внутригосудар-

ственного законодательства, которое в полной мере отвечало бы всем принципам деятельности правоохранительных органов государств-членов Интерпола. Практически по всем основным законодательным актам, регламентирующим деятельность сотрудников Интерпола, в России существует отставание более чем на пять лет по принятии и регламентации тех или иных норм во внутригосударственном законодательстве.

Факт вхождения в данную организацию возлагает на наше государство обязанность использовать имеющийся опыт международного сотрудничества. Международные нормы, касающиеся правового статуса государственного служащего - сотрудника правоохранительных органов, в частности полиции, лишь тогда применяются на территории Российской Федерации, когда они закреплены во внутригосударственном законодательстве. Утративший силу Закон РСФСР «О милиции» не в полной мере, вопреки принципам вхождения в состав Интерпол, содержал в себе нормы, указанные, например, в Декларации о

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

полиции, резолюция о принятии которой была одобрена Парламентской Ассамблеей 8 мая 1979 г. Так, согласно ч. 6 разд. «В» данной декларации полицейские должны иметь право создания профессиональных организаций, а также вступления в них и активного участия в их деятельности. Они, кроме того, могут принимать активное участие в деятельности других организаций4.

Данное право в законодательстве Российской Федерации было закреплено лишь в ч. 1 ст. 31 Федерального закона «О полиции», согласно которой сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Один из положительных моментов принятия вышеуказанного федерального закона состоит в том, что в нем адаптирован положительный опыт зарубежных стран в области регламентации полицейских институтов, а также нормы некоторых международных документов, касающихся правоохранительной деятельности. К числу таковых, кроме вышеназванной Декларации о полиции, относятся Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, Европейский кодекс полицейской этики, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международный кодекс поведения государственных должностных лиц, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, об уголовной ответственности за коррупцию и др.5

В ч. 2 Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах указано, что принятием стандартов преследуется цель способствовать и поддерживать разработку каждым государством-членом Интерпола мер, необходимых для предупреждения, выявления, наказания и искоренения коррупции в полицейских ведомствах и органах в пределах национальных границ и привлечения к суду коррумпированных сотрудников и иных служащих полицейских ведомств и органов. Данные стандарты были приняты на 71-й Генеральной ассамблее Интерпола 21-24 октября 2002 г. в Камеруне. В Российской Федерации Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. и одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г., т.е. через несколько лет после того, как те или иные нормы были установлены в иных государствах-членах Интерпол6.

Европейский кодекс полицейской этики принят Комитетом министров 19 сентября 2001 г. на 765-м заседании Представителей министров. Несмотря на то, что данный кодекс носил рекомендательный характер, тем не менее, в Российской Федерации аналогичные нормы нашли свое отражение лишь в 2008 г. в Кодексе профессиональной этики сотрудника милиции, утвержденном Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации 24 декабря 2008 г. №11387.

В Преамбуле Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка сказано, что работа должностных лиц по поддержанию правопорядка имеет большую социальную важность и поэтому необходимо поддерживать на должном уровне а, при необходимости, и улучшать условия труда и положение этих должностных лиц. В настоящее время в Российской Федерации в данном направлении ведется работа. Так, был принят Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий8.

Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера была принята 28 января 1981 г. в Страсбурге государствами-членами Совета Европы. В России Федеральный закон Российской Федерации №152-ФЗ «О персональных данных» был принят лишь 27 июля 2006 г9.

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была принята Советом Европы 27 января 1999 г. В Российской Федерации термин «коррупция» законодательно был определен лишь в 2008 г. в вышеуказанном федеральном законе.

Таким образом, в качестве положительных моментов стоит отметить то, что законодательство Российской Федерации не стоит на месте, а движется в направлении совершенствования и полного соответствия международным нормам. Причем эти изменения не носят декларативный или рекомендательный характер. В настоящее время в России рассматривает-

264

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2012

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского процесса

ся ряд законопроектов, которые радикально изменят правовой статус сотрудников правоохранительных органов, в частности полиции, а также уровень их защищенности. К отрицательным моментом в указанной сфере можно отнести то, что отставание от развития в уровне правовой защищенности сотрудников полиции связано, в первую очередь, с невозможностью мобильного изменения законодательства в виду неготовности общества и государства к таким изменениям.

1 Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный вестник НЦБ Интерпола в РФ. 1992. №1.

2 СЗ РФ, 1996, N 32, ст. 3895

3 СЗ РФ, 21.10.96, N 43, ст.4916.

4 См.: СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1472.

5 См.: СЗ РФ 2006, №41, ст. 4205.

6 См.: СЗ РФ 2008, №52 (ч.1), ст.6228.

7 Документ опубликован не был.

8 СЗ РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4595.

9 «Российская газета», N 165, 29.07.2006.

ФОРМИРОВАНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННЫХ ИНСТАНЦИЙ В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ РФ

Н.И. Маняк,

кандидат юридических наук, соискатель сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН, председатель судебной коллегии по гражданским делам

Краснодарского краевого суда Научная специальность: 12.00.15 — Гражданский процесс; арбитражный процесс E-mail: [email protected],

Аннотация. Анализ основных изменений, внесенных Федеральным законом №353-Ф3 от 9 декабря 2010 в Гражданский процессуальный кодекс РФ, касающихся введения апелляционного обжалования судебных актов, не вступивших в законную силу, позволяет сделать вывод, что цель данной реформы состоит в унификации правил пересмотра судебных актов с той системой, которая сложилась в арбитражном судопроизводстве. Для дальнейшего совершенствования процессуального законодательства целесообразно внести ряд изменений в ГПК РФ, а также в организацию деятельности судебной системы России путем сосредоточения рассмотрения дел в одном апелляционном суде.

Ключевые слова: гражданский процесс, апелляционная инстанция, унификация законодательства, обжалование судебных актов, не вступивших в законную силу.

DEVELOPMENT OF APPEAL JURISDICTIONS IN THE REGULAR COURTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.I. Manyak,

Applicant in the Sector of Civil Law, Civil and Arbitration Procedure, Institute of the State and Law, Russian Academy of Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.