Научная статья на тему 'Правовые основы и необходимость разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов'

Правовые основы и необходимость разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / МЕТОДИКА / ОСОБЕННОСТИ / ЗДАНИЯ / СООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артеменко Алина Викторовна, Товстий Владимир Петрович

В статье рассматриваются правовые основы и необходимость разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов. Обоснована необходимость поведения обязательного пожарного аудита на основе анализа причин возникновения пожара, факторов его возникновения и последствий. Описано существующее нормативно-законодательное регулирование проведения оценки пожарного риска и возможность использования его для проведения пожарного аудита индивидуальных жилых домов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы и необходимость разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов»

1. Бакиева М.Ю. Модели жизненного цикла инноваций в зависимости от полученного эффекта // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 8-1 (13). С. 100-101.

2. Гуреева О.В. Оценка стоимости земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2010.

3. Дорохов В.В. Блокчейн-технологии: будущее финансовой системы // Современные инновации. 2016. № 6 (8). URL: https://moderninnovation.ru/h/blizhajshij-nomer/ekonomicheskie-nauki56/123-blokchejn-tekhnologii-budushcheefinansovoj-sistemy. html.

4. Иванов О. Секьюритизация в России. Подведение итогов и взгляд в будущее // Энциклопедия российской секьюритизации. 2008. 1 нояб.

Anyukova Regina Andreevna, student (e-mail: anyuckova.regina@yandex.ru)

Kryachkova Lyudmila Ivanovna, Doctor of Economics, Professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk, Russia

(e-mail: сrachckova@mail.ru)

INNOVATIONS IN THE FIELD OF FINANCIAL TECHNOLOGIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article will discuss the problems of financial innovation in the Russian Federation, the main trends in the development of the digital economy. We will consider the existence of a large number of developments in the field of the financial sector, highlight the problems of practical use, the introduction of financial innovations, despite the large increase in innovation activity.

Keyword: financial innovations, financial sphere, securitization mechanism, money transfer system, blockchain technology, digital economy, digital financial assets.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОЖАРНОГО АУДИТА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ Артеменко Алина Викторовна, студент Научный руководитель: Товстий Владимир Петрович, доцент Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

В статье рассматриваются правовые основы и необходимость разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов. Обоснована необходимость поведения обязательного пожарного аудита на основе анализа причин возникновения пожара, факторов его возникновения и последствий. Описано существующее нормативно-законодательное регулирование проведения оценки пожарного риска и возможность использования его для проведения пожарного аудита индивидуальных жилых домов.

Ключевые слова: право, регулирование, нормативные акты, методика, особенности, здания, сооружения.

При рассмотрении правовых основ и необходимости разработки методики проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов важно обратить внимание на ключевые факторы ее построения и обоснования, то есть провести анализ причин возникновения пожара, факторов его возникновения и последствий для зданий и сооружений.

Основываясь на статистических данных за последние десять лет, нами проанализирована и отражена на рис. 1 структура возникновения пожаров по отраслевому признаку зданий и сооружений в их общем количестве.

Наибольшую долю в представленной структуре занимает жилой сектор -76%, а именно индивидуальные жилые дома.

Нами проанализированы основные причины возникновения пожаров за период с 2000 года по 2018 год и определена укрупнённая структура данных причин, которая представленная на рис. 2. Наибольший удельный вес в причинах возникновения пожаров занимает неосторожное обращение с огнем - порядка 45%, второе место занимает электрооборудование - почти 20%, третье место занимает печное отопление - почти 13%.

По своей сути пожар - неконтролируемое явление, последствия которого весьма плачевны. Развитие пожара сопровождается множеством факторов, влияющих на исход событий, любой из них опасен, способен нанести ущерб как материальный, так и вред здоровью и жизни человека.

I в жилом секторе

' в производственных и складских зданиях

на

сельскохо зяй ств ен н ых

объектах I на ооъектах

общественного

на. значения на строящихся

ооъектах

на сооружениях и установках

Рисунок 1 - Структура возникновения пожаров в различных зданиях и сооружениях по отраслевому признаку

30 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №8 (34), 2018

Н Неосторожное обращение с огнем 43,8% Ш Огнезые и сварочные работы 1,3% М Печное отопление 12,4% И Электрооборудование 19,4% у Технологические [5,5% у Поджоги 8,5% у Неустановленные 0,7% и 11 1лллгть латрй 9

Рисунок 2 - Структура причин возникновения пожара

Последствия при возникновении пожара в здании могут быть весьма трагическими с экономической точки зрения, экологической и социальной. На рис. 3 отражены наиболее опасные последствия возникновения пожара. На рис. 4 отражена структура основных причин гибели людей при пожарах.

Пожар способен забрать жизни людей, заложников ситуации. Основными пожароопасными факторами, влекущими за собой человеческие смерти, являются воздействие высоких температур, приводящее к различной степени ожогам, а также увеличение содержания углекислого газа - отравление угарным газом.

животных и растений

техники и транспорта

Последствия

пожаров

имущества

Рисунок 3 - Основные последствия пожаров

Рисунок 4 - Структура основных причин гибели людей при возникновении пожара

Все выше описанное обуславливает необходимость проработки мер пожарной безопасности, соблюдении правил при обращении с источником огня и различными электроприборами, составлении плана эвакуации, слежения за исправностью систем обнаружения и пожаротушения в зданиях и сооружениях, в том числе индивидуальной жилой застройки.

Постоянно возрастающее количество пожаров в зданиях и сооружениях обуславливает необходимость законодательного регулирования обязательного проведения ряда специальных пожарно-профилактических мероприятий для снижения риска возникновения возгорания.

Одним из немаловажных требований при обеспечении пожарной безопасности является обязательное и своевременное проведение независимой оценки пожарного риска - пожарный аудит, который основывается на договоре, заключенном между экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска и законным владельцем объекта защиты.

Пожарный аудит предполагает оценку соответствия зданий, сооружений и прочих конструкций требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности.

Проведение аудита позволяет своевременно обнаружить и ликвидировать пробелы в системе организации противопожарной защиты объекта, снизить риск возникновения пожара.

Методика проведения пожарного аудит изложена в Постановлении Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» [1] и подразумевает под собой:

а) проведение анализа документов, которые способны характеризовать пожарную опасность объекта защиты;

б) обеспечение пожарно-технического обследования объекта защиты;

в) проведение необходимых расчетов и экспертиз, исследований и испытаний по оценке пожарного риска, по следующим методикам утвержденным МЧС России: 1) для зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности - Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749) [2]; 2) для производственных и складских зданий и сооружений Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»[3];

г) выработка стратегии по оптимизации и обеспечению условий соответствия объекта защиты на основе выводов, полученных в ходе оценки пожарного риска и проведения пожарного аудита.

Методика проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов должна соответствовать уже разработанным нормативным документам.

Определяющим должно стать законодательное закрепление обязательности проведения пожарного аудита собственниками индивидуальных жилых домов путем заключения договора с экспертной организацией и утверждения плана проведения исследования, в основе которого лежит принцип сравнения нормативных требований к пожарному риску и расчетной величины риска на объекте.

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска для индивидуальных жилых домов требует детальной проработки и утверждения в Постановлении Правительства РФ.

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, включающего в себя наименование использованной методики, описание объекта защиты, результаты проведения расчетов, перечень исходных данных и источников информации, вывод о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Возможность осуществления пожарного аудита индивидуальных жилых домов должна предоставляется экспертным организациям, прошедшим аккредитацию МЧС. После утверждения аудиторского заключения о проведении пожарного аудита, в течение 5 рабочих дней, копия данного заключения по индивидуальному жилому дому должна направляется в органы МЧС России, достаточны считаем проведение такого аудита раз в 10 лет.

Индивидуальный жилой дом в котором максимально допустимые нормы превышены, признается не соответствующим требованиям безопасности и требует обязательного проведения мероприятий по снижению риска пожарной опасности.

В следствие пожара в индивидуальном жилом доме, может легко произойти непоправимое - гибель людей, во избежание подобного необходимо

произвести подробный аудит для повышения уровня безопасности данных объектов.

В настоящее время, технологический прогресс позволяет с помощью специальных методов аудита и моделирования устанавливать возможность наступления риска пожара в индивидуальном жилом доме. Кроме того, осуществляется моделирование развития пожара на объекте. Учет данных факторов позволяет спроектировать систему безопасности и план эвакуации в случае возгорания, а также разработать меры по предотвращению возникновения пожара в индивидуальном жилом доме.

Проработка правового механизма и методик проведения обязательного пожарного аудита для индивидуальных жилых домов, требует взвешенного подхода со стороны законотворчества.

Проведение обязательного пожарного аудита индивидуальных жилых домов позволит заблаговременно отреагировать на возможное возгорание со стороны МЧС.

Учитывая все факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на материальную сторону и последствия, связанные с ущербом здоровью и жизни людей, в следствие возникновения пожара, крайне необходимо проведение подобного ряда мероприятий, которые позволяют разработать меры по предотвращению пожара и минимизации его последствий, а также установление и снижение степени угрозы жизни и здоровью людей.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

2. Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. N 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749).

3. Приказ МЧС России от 10 июля 2009 г. N 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

4. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».

5. ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

6. Абакумов Р.Г., Авилова И.П., Абакумова М.М. Постановка проблем оценки состояния и эффективности воспроизводства жилищного фонда на региональном уровне // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 5. С. 110-128.

7. Белуха Е.А., Абакумов Р.Г., Наумов А.Е. Малая автоматизация зданий: функции, применение, экономическая целесообразность// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1 (27). С. 21-27.

8. Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Ходыкина И.В. Демпинг цен в тендерах на строительные подряды// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. № 12. С. 233-238.

9.Абакумов Р.Г., Наумов А.Е., Зобова А.Г. Преимущества, инструменты и эффективность внедрения технологий информационного моделирования в строительстве //

Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. № 5. С. 171-181.

10. Абакумов Р.Г., Авилова И.П., Абакумова М.М. Постановка проблем оценки состояния и эффективности воспроизводства жилищного фонда на региональном уровне// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2018. № 5. С. 110-128.

11. Моргунова О.Н., Абакумов Р.Г., Наумов А.Е. Методические основы критерия рыночности оцениваемой недвижимости// Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 7-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 169-172.

12. Локтева А.О., Абакумов Р.Г. Принципы и методы управления муниципальной собственностью в современных условиях// Молодежь и научно-технический прогресс. Сборник докладов IX международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 томах. 2018. С. 447-450.

Artemenko Alina Viktorovna, student

Scientific supervisor: Tovstiy Vladimir Petrovich, associate Professor Belgorod state technological University they. V. G. Shukhov

THE LEGAL FRAMEWORK AND THE NEED TO DEVELOP METHODS OF CONDUCTING MANDATORY FIRE AUDIT FOR INDIVIDUAL HOUSES

The article discusses the legal framework and the need to develop a methodology for mandatory fire audit for individual houses. Necessity of carrying out obligatory fire audit on the basis of the analysis of the reasons of emergence of the fire, factors of its emergence and consequences is proved. The existing regulatory and legislative regulation of fire risk assessment and the possibility of its use for fire audit of individual houses are described. Keywords: law, regulation, regulations, methodology, features, buildings, structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.