Научная статья на тему 'Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века)'

Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
613
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / LEGAL BASES / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ / LEGISLATION ON WORK / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / LABOR ACTIVITY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трунова Альбина Фёдоровна

В настоящей статье анализируются правовые основы государственной политики в советский период в сфере регулирования трудовых отношений несовершеннолетних. Исследуется комплекс правовых норм, учитывающих специфику труда молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Bases of the State Youth Policy of the USSR in the Field of Regulation of Labor Activity of Youth (the First Half of the 60th - the Second Half of te 70th XX Century)

In the present article legal bases of the state youth policy of Soviet period are analyzed. The role of party activity in formations of legal bases of the youth is studied. Changes of the legislation on work, for this period are considered. The complex of the rules of law considering specifics of work of youth is investigated.

Текст научной работы на тему «Правовые основы государственной молодежной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи (первая половина 60-х - вторая половина 70-х годов ХХ века)»

А.Ф. Трунова

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СССР В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 60-Х -ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 70-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА)

В настоящей статье анализируются правовые основы государственной политики в советский период в сфере регулирования трудовых отношений несовершеннолетних. Исследуется комплекс правовых норм, учитывающих специфику труда молодежи.

Ключевые слова: правовые основы, молодежная политика, законодательство о труде, трудовая деятельность молодежи.

A.F. Trunova

LEGAL BASES OF THE STATE YOUTH POLICY OF THE USSR IN THE FIELD OF REGULATION OF LABOR ACTIVITY OF YOUTH (THE FIRST HALF OF THE 60TH - THE SECOND HALF OF TE 70TH XX CENTURY)

In the present article legal bases of the state youth policy of Soviet period are analyzed. The role of party activity in formations of legal bases of the youth is studied. Changes of the legislation on work, for this period are considered. The complex of the rules of law considering specifics of work of youth is investigated.

Key words: legal bases, youth policy, legislation on work, labor activity of youth.

В настоящее время государственная политика в области регулирования трудовой деятельности молодежи является одним из приоритетных направлений государства. Однако сегодня существует объективная необходимость комплексного рассмотрения данной темы с учетом требований историко-правовой науки. Накопленный опыт, научное осмысление изменений во внутренней жизни страны и на мировой арене дают возможность точнее и конкретнее определить перспективы развития молодежной политики государства. Актуальность исследования государственной политики СССР в области регулирования трудовой деятельности молодежи продиктована тем, что она является недостаточно изученной отечественной юридической наукой и ее исследование представляет интерес и практическую значимость.

С первых дней становления Советского государства Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание сложной проблеме воспитания молодежи. В Программе КПСС отмечалось: «Партия считает главным в идеологической работе на современном этапе воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности коммунизму... Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения»1. Одной из главных задач партии, как подчеркивалось на XXIV съезде КПСС, являлось формирование нового человека2.

В советский период также осуществлялась намеченная Программой КПСС задача по улучшению материального благосостояния советских людей, обеспече-

©Трунова Альбина Фёдоровна, 2013

Аспирант кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: postgraduate1989@gmail.com

нию такого уровня и структуры материальных, социальных и культурных благ, которые будут в наибольшей степени отвечать целям формирования гармонично развитой, духовно богатой личности, создания необходимых условий для полного раскрытия способностей и талантов советских людей. Основным путем осуществления данной задачи провозглашалось создание реальных возможностей для участия всех трудящихся в главной сфере человеческой деятельности — в общественном труде, т.к. именно в труде обеспечивались реальные предпосылки повышения материального благосостояния человека, возможности для творческого развития личности, ее многогранных дарований и способностей3. В этих целях принимались меры к улучшению условий труда, ликвидации малоквалифицированного и тяжелого физического труда, повышению его творческого содержания, охране здоровья трудящихся и др.

Особое значение такие меры имели для молодежи, поскольку эта группа населения в силу своих социальных, психофизиологических или возрастных особенностей не могла реализовать свое право на труд достаточно полно без предоставления ей дополнительных льгот и гарантий, а также применения специальных норм по охране труда.

Законодательство о труде, обеспечивая равноправие всех советских граждан в сфере трудовой деятельности, содержало широкий комплекс норм, учитывающих специфику труда молодежи.

Правовые основы государственной молодежной политики СССР (первой половины 60 - второй половины 70-х ХХ в.) в данной сфере, прежде всего, представлены основными законами государства — Конституцией СССР 1936 г., Конституцией СССР 1977 г. и конституциями союзных республик, а также ш Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля н 1970 г. В конституциях СССР были закреплены основные права и обязанности С

а

граждан: право на труд, на отдых. Все трудоспособные граждане СССР обязаны т

о

были трудиться. к

о

В Советской стране действовал принцип социализма, особенности которого о' состояли в распределении материальных и духовных благ. Данный принцип был а закреплен в ст. 12 Конституции СССР 1936 г., ст. 14 Конституции СССР 1977 г.: |

«От каждого — по способностям, каждому — по труду». Труд в социалистиче- н

о

ском обществе являлся не только закрепленной законом обязанностью, но и Ю

моральным долгом каждого способного к труду гражданина4. В Конституции и

СССР 1977 г. (ст. 14) отмечалось, что общественно полезный труд и его результаты к

определяют положение человека в обществе. Источником роста общественного а

богатства, благосостояния народа и каждого советского человека служил сво- д

Ф

бодный от эксплуатации труд. Сочетая материальные и моральные стимулы, | поощряя новаторство, творческое отношение к работе, Советское государство № способствовало превращению труда в первую жизненную потребность каждого 69

5 5)

советского человека5.

В ст. 15 Конституции СССР 1977 г. закреплено положение о том, что «высшая к цель общественного производства при социализме — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей». Это ленинское положение лежало в основе политики Коммунистической партии и являлось руководящим в регулировании трудовых отношений.

В целях обеспечения единства законодательного регулирования на всей территории Советского государства конституции СССР 1936, 1977 гг. относят 145

к ведению СССР установление Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде от 15 июля 1970 г., которые стали базой советского трудового законодательства СССР и союзных республик .

К началу 60-х гг. XX в. продолжал действовать Кодекс законов о труде (КЗоТ) 1922 г., который содержал специальную гл. XIII «Труд женщин и несовершеннолетних». В этом документе впервые было введено понятие «трудовой договор», что позволило юридически закрепить принцип свободы труда. Несовершеннолетние согласно трудовому договору приравнивались в правах к совершеннолетним. Родители и опекуны, а также учреждения и должностные лица, на которых возлагался надзор за соблюдением законов об охране труда, имели право требовать досрочного расторжения договора, когда продолжение его угрожало здоровью несовершеннолетнего или наносило ему какой-либо ущерб. Для несовершеннолетних, работающих неполный день, при повременной оплате нормы выработки устанавливались в соответствии с нормами выработки для взрослых рабочих, пропорционально установленному для них рабочему дню. Воспрещалось непредоставление, а равно замена денежной компенсацией (ст. 91 КЗоТ 1922 г.) дополнительных отпусков, предусмотренных ст. 115 КЗоТ 1922 г., а также очередных отпусков несовершеннолетним (ст. 114 КЗоТ 1922 г.), за исключением случаев, предусмотренных особыми постановлениями Народного комиссариата труда. Согласно данному КЗоТу прием на работу лиц до 16 лет был запрещен. В исключительных случаях инспекторам труда предоставлялось право на основании специальной инструкции, издаваемой Народным комиссариатом труда, по соглашению с Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов давать разрешения на поступление на работу малолетних (не моложе 14 лет). Для лиц § моложе 16 лет, уже работавших на предприятии или вновь поступавших на осно-~ вании примечания к ст. 135 КЗоТ 1922 г., устанавливался 4-часовой рабочий день.

сл

ш Воспрещалось применение труда лиц моложе 18 лет в особо тяжелых и вредных для

| здоровья производствах и подземных работах. Минимальное количество несовершен-

| нолетних рабочих для отдельных отраслей промышленности нормировалось особыми

| постановлениями, издаваемыми Народным комиссариатом труда по соглашению с

° Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов. Несовершенно-

0

| летним безработным пособие устанавливалось соответственно их квалификации, | вне зависимости от стажа их работы по найму. Некоторые правила, прописанные в >§ КЗоТе 1922 г., были сформулированы впервые. Например, отпуск подростку должен | был предоставляться обязательно летом.

| Существенно новые положения закреплял Закон «Основы законодательства

| Союза ССР и союзных республик о труде», принятый 15 июля 1970 г. Верховным '§ Советом СССР. Основы воспроизводили в систематизированном виде нормы со-§ ветского трудового права, которые соответствовали условиям строительства § коммунистического общества. В «Основах законодательства СССР и союзных

1 республик о труде» воплощалась политика партии, направленная на улучшение | условий труда, социального обеспечения, неуклонный рост благосостояния и

культуры советских людей, дальнейшее развитие социалистической демократии.

«Основы законодательства СССР и союзных республик о труде» определяли высокий уровень условий труда, всемерную охрану трудовых прав рабочих и служащих, содействовали выполнению задач, поставленных XXVI съездом КПСС. Важное место в «Основах законодательства о труде» занимали положения об 146 охране труда (гл. VII), труде молодежи (гл. IX), проникнутые подлинной заботой

о здоровых и безопасных условиях труда рабочих и служащих, предусматривавшие большие льготы в области охраны труда для молодежи.

В п. 4 Положения о порядке проведения на территории РСФСР трудоустройства молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные школы, и молодежи, не получившей среднего образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1969 г. закреплялось положение о том, что юноши и девушки могли поступить на работу как путем непосредственного соглашения с администрацией предприятия, так и через комиссии по трудоустройству молодежи, которые создавались в автономных республиках, краях, областях, городах и районах6.

Комиссии по трудоустройству не только направляли на предприятия обратившихся к ним молодых рабочих и служащих, но и осуществляли контроль за подготовкой к приему на работу несовершеннолетних, за правильным использованием труда молодежи в соответствии с трудовым законодательством, за созданием условий для закрепления молодых кадров на производстве.

Молодые рабочие, окончившие профессионально-технические и технические училища, и молодые специалисты, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, обеспечивались работой в соответствии с полученной специальностью и квалификацией (ст. 182 КЗоТ 1971 г.)7. При приеме несовершеннолетних на предприятие они, как правило, направлялись в цехи с наиболее благоприятными санитарно-гигиеническими условиями в передовые бригады. Руководители цехов и производственных участков обязаны были ознакомить их с правилами внутреннего трудового распорядка, провести инструктаж по технике безопасности и допустить к самостоятельной работе после освоения ш безопасных приемов труда и обеспечения предохранительными приспособления- н ми, спецодеждой по установленным нормам. Принимая на работу подростка, не С

а

имевшего специальности, профессии, квалификации, администрация помогала т

о

ему получить профессиональную подготовку путем индивидуального, бригад- к

о

ного, курсового или другого производственного обучения за счет предприятия о'

(ст. 184 КЗоТ 1971 г.)8. По окончании производственного обучения присваивались |

квалификация и разряд, предоставлялась работа (ст. 186 КЗоТ 1971 г.)9. в

Возможность получения работы для молодежи гарантировалось законом. нно

Согласно ст. 80 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о Ю

труде для всех предприятий устанавливалась броня приема на работу и на про- |

изводственное обучение молодежи, окончившей общеобразовательные школы, с

к

профессионально-технические и технические училища, а также других лиц а

моложе 18 лет10. Броня устанавливалась министерствами и ведомствами СССР д

е

и советами министров союзных республик дифференцированно для каждой от- | расли народного хозяйства в пределах от 0,5 до 10% общей численности рабочих № и служащих. Контроль за выполнением планов приема молодежи на работу 69 осуществляли советы и комитеты профсоюзов автономных республик, краев и • областей (Постановление Президиума ВЦСПС от 11 февраля 1966 г.) 11. к

Предоставляя несовершеннолетним ряд преимуществ при трудоустройстве, трудовое законодательство в то же время в целях охраны их здоровья определяло минимальный возраст, с которого могла начаться трудовая деятельность. Законодательством был запрещен прием на работу лиц моложе 16 лет. В исключительных случаях по согласованию с профкомом могли приниматься на работу лица, достигшие 15 лет (ст. 173 КЗоТ 1971 г.)12. 147

В трудовых правоотношениях несовершеннолетние рабочие и служащие приравнивались в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользовались льготами, установленными законодательством (ст. 174 КЗоТ 1971 г.)13.

Контроль за соблюдением установленных условий труда подростков, а также проведением специальных мероприятий, направленных на предупреждение болезней подростков, осуществляли органы и учреждения здравоохранения совместно с органами профессионально-технического образования, органами народного образования, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями (ст. 43 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении). Все лица моложе 18 лет принимались на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем до достижения 18 лет ежегодно подлежали обязательному медицинскому осмотру. Осмотры проводились медико-санитарными частями и поликлиниками при промышленных предприятиях, а при их отсутствии - территориальными лечебно-профилактическими учреждениями.

В соответствии со ст. 21 КЗоТ 1971 г. испытания при приеме на работу не устанавливались для лиц, не достигших 18 лет, а также молодых рабочих по окончании ими профессионально-технических учебных учреждений. Если администрация незаконно устанавливала несовершеннолетнему испытательный срок и увольняла его по мотиву неудовлетворительного результата испытания, то он должен был быть восстановлен на работе (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 20 июня 1973 г.)14. а В целях охраны здоровья лиц моложе 18 лет запрещалось применение их

? труда на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями а труда, а также на подземных работах (ст. 175 КЗоТ 1971 г.). Постановлением | Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1980 г., был утвержден список I производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на

1 которых запрещалось применение труда лиц моложе 18 лет15. В ряде отраслей

го

| народного хозяйства минимальный возраст, с которого несовершеннолетние § допускались к той или иной работе, был повышен. Например, согласно Списку | от 10 сентября 1980 г. допускалось применение труда лиц не моложе 17 лет на

2 самоходных сельскохозяйственных машинах при наличии у них удостоверения ° на право вождения этих машин.

« Законодательством также регламентировались и предельные нормы пере-

| носки тяжестей. Частью 3 ст. 175 КЗоТ 1971 г. запрещались переноска и пере-I движение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для ° них нормы. Предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для несо-° вершеннолетних были установлены Постановлением НКТ РСФСР от 21 марта ¿5 1921 г., распространенным на всю территорию СССР Постановлением НКТ и I ВСНХ СССР от 14 ноября 1923 г. 16

| Статья 43 КЗоТ 1971 г. регламентировала продолжительность рабочего вре-

мени для лиц моложе 18 лет. Согласно данной статье для рабочих и служащих моложе 18 лет предусматривалась сокращенная продолжительность рабочего времени. В возрасте от 16 до 18 лет — 36 ч в неделю, а для лиц в возрасте от 15 до 16 лет - 24 ч в неделю. Продолжительность ежедневной смены несовершеннолетних при пяти- и шестидневной рабочей неделе была неодинакова, она

148

регламентировалась разъяснением Госкомтруда и ВЦСПС от 8 апреля 1967 г.17.

Рабочих и служащих моложе 18 лет запрещалось привлекать к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст. 48, 54 КЗоТ 1971 г.)18. В праздничные дни несовершеннолетние наравне со взрослыми рабочими и служащими трудились на предприятиях с непрерывным производством, а также на работах, вызываемых необходимостью непрерывного обслуживания населения, по утвержденным на предприятиях графикам. Привлекать несовершеннолетних к работе в праздничный день, если они не должны были работать в этот день по графику, запрещалось на любом предприятии. Несовершеннолетние также не могли привлекаться к дежурствам в нерабочее время (после работы, в дни отдыха и праздничные дни).

Для данной категории лиц (рабочие и служащие моложе 18 лет) предоставлялся ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц (ч. 2 ст. 67 КЗоТ 1971г.)19. В тех случаях, когда в течение рабочего года, за который работник получал отпуск, ему исполнялось 18 лет, размер отпуска исчислялся в следующем порядке: за время, проработанное до достижения 18 лет, — из расчета месячного отпуска (по 2 рабочих дня за каждый проработанный месяц), а за остальное время - в размере, определяемом для занимаемой несовершеннолетним должности или профессии. Законодательством также устанавливался льготный для несовершеннолетних порядок использования отпуска. Отпуска несовершеннолетним предоставлялись в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (ст. 178 КЗоТ 1971 г.)20. Перенесение отпуска на следующий год не допускалось (ст. 74 КЗоТ 1971 г.; п. 25 Правил об отпусках). Несовершеннолетним рабочим и служащим дополнительные отпуска предоставлялись сверх их удлиненного ежегодного отпуска. Молодым рабочим, обучавшимся в дневных с профессионально-технических учебных заведениях— один год и более, после к окончания ПТУ перед началом работы предоставлялся оплачиваемый отпуск за р

а

счет предприятий, строек, совхозов и организаций, в которые они направлялись. в

п

Выпускникам до 18 лет такой отпуск предоставлялся продолжительностью в | один календарный месяц; тем, кому исполнилось 18 лет, — продолжительностью, У установленной для работников данной профессии и вида производства на пред- п

—I

приятиях, стройках, в совхозах и организациях, в которые они направлялись. н Выпускникам дневных профессионально-технических учебных заведений, обу- й, чавшимся менее одного года, время обучения засчитывалось в трудовой стаж, 1

Из

дававший право на ежегодный отпуск (постановление Совета министров СССР е

от 11 апреля 1980 г.)21. Й

Для лиц моложе 18 лет были установлены нормы выработки исходя из норм I

выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжитель- |

ности рабочего времени. Для молодых рабочих, поступавших на предприятие по •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окончании общеобразовательных школ, профессионально-технических заведе- (

9

ний, курсов, а также прошедших обучение непосредственно на производстве, в ~ предусмотренных законодательством случаях и размерах и на определенные им 2 сроки могли утверждаться пониженные нормы выработки, которые утверждались администрацией предприятия по согласованию с профкомом (ст. 179 КЗоТ 1971 г)22.

Заработная плата рабочим и служащим моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивалась в таком же размере, как и служащим соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы (ст. 180 КЗоТ)23. При повременной системе оплаты труда 149

выплачивалась полная месячная (дневная) тарифная ставка или должностной оклад, установленные для данной категории работников. Лицам, допущенным к сдельным работам, труд оплачивался по сдельным расценкам, назначенным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращалась, по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников (ст. 180 КЗоТ)24. Доплата за сокращенное рабочее время производилась как при шестидневной, так и при пятидневной рабочей неделе. Однако размер еженедельной доплаты при различных видах рабочей недели был неодинаков.

Контроль за соблюдением законодательства о труде молодежи являлся составной частью общего контроля за соблюдением законов о труде и осуществлялся государственными, хозяйственными и профсоюзными органами. Вопросы премирования молодых рабочих и служащих, охраны труда подростков, увольнения молодежи рассматривались администрацией и профкомом с участием представителей комитета комсомола (ст. 25 Положения о правах профкома). Профсоюзные организации и комиссии по делам несовершеннолетних также были обязаны обеспечивать контроль за соблюдением законов по охране труда молодежи (п. 7 Постановления Президиума ВЦСПС от 11 февраля 1966 г.)25.

Подводя итог сказанному, отметим, что в советском законодательстве важное место занимало законодательство, регулировавшее трудовую деятельность несовершеннолетних. Большое внимание уделялось организации труда молодежи. Уже в первый год советской власти был отменен детский труд, для подростков установлен 6-часовой рабочий день, запрещены тяжелые работы. В Основах законодательства а Союза ССР и союзных республик о труде наряду с общими нормами содержались ? многочисленные специальные нормы, регламентировавшие труд молодежи. Важ-

LO

~ ную роль в процессе формирования правовых основ молодежной политики играла

f деятельность КПСС как правящей партии, идейно обосновавшей законодательную

I политику Советского государства в отношении молодежи, определявшей важнейшие

t принципы, главные направления государственной молодежной политики.

га

I 1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1968. С. 117.

Ü 2 См.: Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971. С. 82.

4. 3 См.: Труд женщин и молодежи: сборник нормативных актов / сост. А.К. Гарилина, Н.Н. Шептулина. а. М., 1990. С. 4.

Q 7

!3. 4 См.: Сборник законодательных актов о труде / под. ред. Д.С. Карева. М., 1958. С. 7.

° 5 См.: Конституция СССР 1977 г. URL: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 03.12.2012).

i 6 См.: СП РСФСР, 1969, №11, ст. 59.

т j j j

u 7 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. №50, ст. 1007.

5 8 См.: Там же.

g 9 См.: Там же.

£ 10 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1970. № 29, ст. 265.

g 11 Сборник постановлений ВЦСПС. Январь-март 1966. М., 1966. С.74.

S 12 См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 50, ст. 1007.

5. 13 См.: Там же.

^ 14 См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1973. № 9. С. 7.

1 15 См.: Бюллетень Госкомтруда СССР. 1981. № 3-7.

й 16 См.: Известия Народного Комиссариата Труда СССР. 1923. № 11/35.

17 См.: Бюллетень Госкомтруда. 1967. № 6. С. 35.

18 См.: Основные права и обязанности молодежи: сборник нормативных актов. М., 1987. С. 99.

19 См.: Там же.

20 См.: Там же.

21 См.: СП СССР. 1980. № 11, ст. 77.

22 См.: Основные права и обязанности молодежи: сборник нормативных актов. С. 100.

23 См.: Там же.

24 См.: Там же.

150

25 Сборник законодательных актов о труде. М., 1977. С. 642.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.