ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 34(91)(470)
DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-15
Андронов Андрей Владимирович,
аспирант,
Южный федеральный университет, 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, e-mail: [email protected]
Andronov, Andrey V.,
Graduate Student, Southern Federal University, 88 M. Gorkogo St., Rostov-on-Don, 344007, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В XVIII — НАЧАЛЕ XIX СТОЛЕТИЯ
♦
THE LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE XVIII — EARLY XIX CENTURY
АННОТАЦИЯ. В статье автор рассматривает правовые основы формирования русской армии, ее реформирования в период правления Петра I и аракчеевских реформ начала XIX века. В работе анализируется состав российских вооруженных сил и порядок набора в армию. Особое внимание уделено влиянию правового содержания военной реформы на формирование имперского правосознания дворянского сословия вообще и военных людей в частности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: армия; военная реформа; военное право; дворянство; рекруты; империя; правосознание; Россия.
ABSTRACT. In the article the author examines the legal basis of the formation of the Russian army, its reform during the reign of Peter I and Arakcheev reforms of the early XIX century. The paper analyzes the composition of the Russian armed forces and the order of recruitment into the army. Particular attention is paid to the influence of the legal content of military reform on the formation of the Imperial legal consciousness of the nobility in General and military people in particular.
KEYWORDS: army; military reform; military law; the nobility; the army; the Empire; the sense of justice; Russia.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Андронов А.В. Правовые основы формирования вооруженных сил Российской империи в XVIII — начале XIX столетия // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7, № 2. С. 106-111. DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-2-15
FOR CITATION:
Andronov, A.V. The legal basis for the formation of the armed forces of the Russian Empire in the XVIII — early XIX century. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 2. P. 106-111 (in Russian). DOI: 10.23683/23136138-2020-7-2-15
© А.В. Андронов, 2020
В современной юридической науке вопросы, связанные с соотношением вооруженных сил и государства, практически не рассматриваются. В гражданских вузах, как правило, в рамках преподавания теории государства и права армия считается частью органов исполнительной власти. Это очень поверхностное исследование, не отражающее сущности государственного механизма. Армия с древнейших времен была и продолжает оставаться становым хребтом политической организации территориально организованной власти, именуемой государством.
Генезис государственности и закономерности эволюции политической системы, как правило, неразрывно связаны с рождением и развитием вооруженных сил (княжеских дружин, феодальных ополчений, поместного войска и т.д.), так как любое государство — это аппарат легитимного насилия, применяемого как для защиты от внешних врагов, так и для подавления внутренних бунтов, революций и политических соперников. Поэтому с древнейших времен история любого государства — это история его вооруженных сил и их правового положения (Персия, Спарта, Рим, Византия, Османская империя и т.д.). Российское государство в этом отношении не только не исключение, но оно в первую очередь обязано своему существованию, процветанию и независимости русской армии, построенной преимущественно в имперский период на регулярной основе Петром Первым.
Без регулярной армии не было бы побед в Северной войне 1700-1721 гг., породивших Российскую империю, историческими преемниками которой явились Советский Союз и современная Российская Федерация. Благодаря русской армии была разгромлена Османская империя, отказавшаяся от Крыма в пользу Русского государства, Наполеон Бонапарт потерпел поражение, вторгшись в Россию и т.д.
Вместе с тем это совершенно не умаляет предшествующего развития военной организации Московской Руси и Древнерусского государства, наоборот, открывает важный предмет научного исследования, связанный с анализом юридического оформления армейской службы в Российской империи, Союзе Советских Социалистических Республик и Российской Федерации.
Предтечей петровской регулярной армии явилось стрелецкое войско, набираемое с 1550 г. «по прибору»: от каждых 150 десятин земли выставлялся один стрелец «конно и оружно», то есть в полной военной экипировке [14, с. 286].
При этом сохранялось и поместное ополчение, состоящее из дворян и детей боярских, обязанных являться на службу с боевыми холопами, количество которых зависело от земельных пожалований государя [18].
Для стимулирования численного роста дворянского сословия предполагалось увеличение размера поместных землевладений тем помещикам, кто являлся на военные смотры с большим количеством вооруженных слуг [12, с. 267-269]. Своего рода «спецназом» при Иване Васильевиче Грозном являлось особое опричное войско, набранное из представителей худородных фамилий, присягавших в личной преданности только государю [16, с. 35].
Эти войска помогли присоединить к Московскому государству Казанское царство, Астраханское царство и принять от казачьего атамана Ермака Сибирь. В Ливонской войне 1558-1583 гг. Россия, воевавшая с объединенными силами Польши, Литвы, Дании, Швеции и Турции, выстояла, не потеряв своей независимости.
Прообразом регулярных вооруженных сил, построенных по западноевропейскому образцу, явились рейтарские полки, аналогичные подобным формированиям, появившимся в Германии. Эта новая тяжеловооруженная конница, закованная в рыцарские доспехи (кирасы), была учреждена в начале 30-х гг. XVII в. во время царствования Михаила Федоровича Романова. Первое командование рейтарских полков состояло из французских гугенотов (протестантов), принятых на службу русским государем. Войска нового образца были настолько важны, что при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) Романове, воссоединителе Малороссии и России, был учрежден отдельный Рейтарский приказ.
Но именно потешные «войска» царевича Петра Алексеевича Романова, сформированные в 1682 г. из двух полков — Семеновского и Преображенского, ставшие в последующем личной гвардией Всероссийского императора, явились предвестниками новой организации вооруженных сил Российской империи.
Следуя древнему великокняжескому обычаю, когда вместе с князем росла и его младшая дружина, набранная из отроков-одногодок, так и с Петром I в его детских военных забавах выросли не просто царские гренадеры, а дружинники нового государственного строя.
После Стрелецкого бунта 1698 г. стрелецкие подразделения частично ликвидировались, а к 1713 г. были окончательно расформированы [10, с. 115].
С 1699 г. начался набор «даточных людей» в рамках рекрутской системы комплектования полков нового (европейского) строя. Офицерский состав преимущественно формировался из дворян, а рядовой (солдаты) — набирался из крестьян и мещан. Призывной возраст петровских рекрутов до 1708 г. составлял 15-20 лет; с 1708 г. до 1720 г. — 20-30 лет; с 1726 г. до 1766 г. формально-юридические возрастные ограничения по военной службе отсутствовали; с 1766 г. и до 1831 г. в качестве рекрутов могли привлекаться мужчины от 17 до 35 лет; с 1831 г. по 1855 г. — от 20 до 25 лет; а с 1855 г. до военной реформы 1874 г. — от 20 до 30 лет [13, с. 29-77; 3, с. 17-22].
С 31 декабря 1717 года по 31 декабря 1723 года в России была проведена подушная перепись населения. По результатам переписи подворная раскладка при рекрутском наборе (т.е. определенное количество дворов выставляло одного рекрута) была заменена раскладкой рекрутов исходя из числа душ мужского пола [7, с. 672]. В период с 1699 по 1725 г. было проведено 53 рекрутских набора, в результате которых русская армия пополнилась на 284 тысячи солдат [4, с. 54-70].
В целях привлечения дворян к военной службе с 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, не прошедших рядовую солдатскую службу [6, с. 259]. В 1720 г. дворянский статус получили все обер-офицеры, вышедшие не из дворянской среды [6, с. 259].
Благодаря милитаристской политике, направленной на создание высокообразованного единого служивого сословия дворян (русской шляхты), удалось разрушить сословные преграды между древними государственными разрядами московского служивого класса: боярами, детьми боярскими и собственно дворянами. Новый господствующий класс созданной империи осознал себя в качестве господствую-
щего и ведущего политического и культурного слоя русского народа. Русское офицерство выработало свой кодекс чести, являвшийся эталоном для поведения благородного человека.
Управление вооруженными силами также претерпело реорганизацию. Из специальных приказов управление армией передавалось Разрядному приказу (Разряду) и Приказу военных дел.
После учреждения 19 февраля (2 марта) 1711 года Сената как высшего органа государственной власти и законодательства часть функций по управлению вооруженными силами перешло к нему [5, с. 24], а другая часть к Военной канцелярии (образованной в результате слившихся военных приказов). Завершился процесс централизации органов управления вооруженными силами созданием Военной коллегии (1719 г.) и Адмиралтейства (1718 г.).
Одним из существенных результатов военного реформирования Петра I явилось то, что армия полностью содержалась за счет государства, вооруженные силы стали частью государственного аппарата, созданного правящим классом, носителем имперского правосознания [15, с. 32-34].
Наряду с этим в составе вооруженных сил Российской империи сохранялись многочисленные иррегулярные казачьи части, самые многочисленные и знаменитые среди них — Запорожское и Донское Войско. Постепенно войсковое самоуправление сокращалось в пользу общеимперской администрации. В 1700 г. вместо войскового круга на Дону стал собираться совет атаманов и представителей станиц. Для запорожских и донских казаков отменялась привилегия беспошлинной торговли. После подавления восстания Кондратия Була-вина в 1709 г. войсковые атаманы стали наказными, так как назначались государем. С 1724 г. началось массовое переселение донских казаков на Кавказ для организации Аграханского войска, призванного защищать южные рубежи Российской империи от горских набегов.
Создание регулярной армии и флота также было обусловлено созданием правовой базы, регулирующей их дальнейшее существование.
В 1715 году был введен Воинский артикул [2, с. 327-365]. Данный правовой акт являлся, по сути, уголовным уложением, разработанным Петром I для управления регулярной армией.
В состав Воинского артикула входило 24 главы, разделенные на 209 статей — артикулов. Каждая из статей была дополнена толкованиями и разъяснениями. Если говорить о содержании Воинского артикула 1715 г., то следует отметить, что это был первый в отечественной истории законодательный свод уголовного права, регулирующий ответственность за возможные военные преступления. Подобный законодательный акт должен был применяться на военных судах. Необходимо отметить, что помимо солдат и офицеров подсудными могли быть лица, обслуживающие вооруженные силы.
30 марта (10 апреля) 1716 года Петром I был утвержден Воинский устав, который впоследствии явился одним из основополагающих документов в процессе реформирования юридической системы Российской империи. Думается, что Петр, проводя реформирование русской армии, не обошел своим вниманием европейский опыт и в части правового обеспечения функционирования вооруженных сил. Так, в качестве основы для будущего Воинского устава были взяты шведские воинские артикулы с внесенными в них изменениями, кроме того были добавлены элементы, заимствованные из французских, голландских, немецких и датских законодательств. В историко-право-вых кругах принято считать, что первая редакция устава была на немецком языке, затем после перевода проект подвергся исправлению лично императором. В дальнейшем устав был утвержден Сенатом.
Воинский устав 1716 года [19, с. 27-29] состоял из самого Устава (68 глав), в котором изложены военно-учредительные законы, а также включал в себя несколько приложений: Воинский артикул 1715 года с кратким толкованием; Краткое изображение процессов или судебных тяжеб [9, с. 408-424] (3 части и 14 глав); О эк-зерциции (или учении), о приготовлении к маршу, о званиях и о должности полковых чинов (3 части). Помимо военно-уголовного раздела, Воинский устав 1716 года определял порядок военной службы, содержал основные вопросы строевого и тактического обучения, регулировал правила взаимоотношений военнослужащих, вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих. Большое внимание в уставе обращалось на обучение армии, осно-
ванное на опыте войны. Воинский устав обобщил 15-летний опыт ведения войны. В уставе отражены успехи русской армии в области организации, тактики и боевой подготовки. Кроме этого, устав также вводил в вооруженных силах железную дисциплину и строгие наказания за нарушение правил несения службы.
Документом, регламентирующим службу на флоте, стал Морской устав 1720 года [20]. Петр I лично составил и издал первую редакцию Морского устава, который изначально именовался «Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытность флота на море». Данный документ был утвержден в качестве законодательного акта 13 (24) января 1720 года, но издан был только 13 (24) апреля 1720 года в Санкт-Петербургской типографии.
По своей структуре Морской устав состоял из пяти книг (томов), посвященных определенным темам: 1) обязанности главного начальника флота и лиц его штаба, заведовавших различными частями управления; 2) взаимоотношения лиц, служащих на флоте, постановления о военно-морских почестях, флагах и вымпелах, соответствовавших определенным чинам и званиям; 3) обязанности всех чинов; 4) устав поведения и служебные порядки на корабле; 5) наказания за проступки, совершенные моряками. Устав также содержал приложение о сигналах. Морской устав Петра I служил основным руководящим документом для морского флота Российской империи до 1797 года.
Результатом реформ Петра I явилось создание сильнейшей в Европе и мире регулярной армии и мощного военно-морского флота, численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. иррегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс. [17, с. 698]. Военная реформа во многом объясняла особенности губернской реформы, так как каждый полк должен был содержаться за счет средств, собираемых в соответствующих административно-территориальных частях государства — губерниях.
Смерть императора Петра I послужила началом периода в политической жизни России XVIII века, когда переход высшей государственной власти происходил путем соверше-
ния гвардейцами или придворными дворцовых переворотов. «Эпоха дворцовых переворотов» [8, с. 236-239] в России явилась, по сути, аналогией эпохи «солдатских» императоров в Риме, период, когда вопрос о престолонаследии зависел от поддержки гвардии. Ни один из шести дворцовых переворотов, произошедших с 1725 по 1762 г., не происходил без участия гвардейских полков. При этом следует заметить, что сами военные не претендовали на какую-либо самостоятельную роль и не ставили перед собой далеко идущих целей, выполняя функции ударной силы в борьбе придворно-бюрократи-ческих группировок за власть.
Екатерина II в своих реформах по модернизации государственного аппарата не затронула вооруженные силы (с целью избежать недовольства военных) и вполне успешно использовала регулярную армию для подавления широкомасштабных крестьянских восстаний. Вместе с тем она покровительствовала потемкинским реформам, касающимся вооружения, обмундирования и тактики сухопутных войск и флота. Именно во времена его царствования взошла звезда генералиссимуса А.В. Суворова.
Аналогичную политику вел и Павел I, всю жизнь опасавшийся дворцовых мятежей и пытавшийся всеми способами снизить их вероятность через максимальную централизацию власти и некоторые уступки дворянству. Однако попытка усиления императорской власти нарушала существовавший баланс между императором и дворянством, представители которого и составляли большинство офицерского корпуса. Меры, принятые Павлом I, не помогли императору и в ночь на 12 (24) марта 1801 года он был убит группой заговорщиков, принадлежавших, по «случайности» в основном, к армии. Среди заговорщиков были командиры гвардейских полков: Семеновского — Леонтий Депрерадович, Кавалергардского — Федор Уваров, Преображенского — Петр Талызин, командир Изюмского легкоконного полка Леонтий Беннигсен.
Правление Александра I можно охарактеризовать как вектор реформационных изменений от либеральной направленности, сменившийся постепенно консервативным курсом с режимом «аракчеевщины», внедрявшим карательно-охранительные начала во все сферы государственной жизни. Вполне естественно, что
подобная трансформация произошла не без влияния нескольких военных бунтов и восстания Семеновского полка в 1820 году [1]. Кроме того, возросшая после Отечественной войны 1812 года популярность высшего офицерства также рождала у императора определенный страх. Заграничные походы русских вооруженных сил предоставили высшему офицерскому составу возможность ознакомиться с системой функционирования государственного аппарата, политической, социальной и экономической жизнью европейских стран, положением различных социальных слоев, что, в свою очередь, вызывало недовольство военных существующим в России положением. В офицерской среде возникают идеи реформирования государственного устройства, в то же время солдаты были заинтересованы в отмене крепостного права. Идеи реформирования впоследствии вылились в создание нескольких тайных офицерских организаций в 1814-1815 гг. («Союз русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель», «Союз спасения», Северное и Южное общества, «Союз благоденствия»), ставивших целью изменение государственного и общественного устройства. Деятельность данных организаций завершилась восстанием 14 декабря 1825 года, однако попытка государственного переворота провалилась — восстание было жестоко подавлено. Всего в нем приняли участие около 3000 солдат [11, с. 200-231]. Многие участники восстания декабристов из числа офицерского состава состояли в масонских ложах, целями которых являлось ограничение самодержавия и построения дворянской республики. Дворянство стало тяготиться службой, оно прельщалось привилегиями шляхетского сословия времен Речи Посполитой, поэтому не случайно, что оппозиционные антисамодержавные настроения стали распространяться именно в этой среде.
Парадокс, но восстание армии было подавлено самой армией, в большинстве своем оставшейся верной императору Николаю I. Новое царствие столкнулось с необходимостью реформирования огромной армии, которая очень дорого обходилась государственной казне. Но это предмет дальнейшего исследования, выходящий за хронологические рамки данной статьи.
Таким образом, следует сделать вывод, что с юридической точки зрения военные реформы
начала XVIII — начала XIX столетия не только сформировали смешанную систему комплектования армии из дворян и рекрутов, но и создали служивое высокоинтеллектуальное сословие, ставшее носителем имперского мышления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтаев А. Семеновский бунт: из истории революционного движения 1820 года. М.; Л., 1926 [Электронный ресурс] // URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/23196-altaev-a-semenovskiy-bunt-iz-istorii-revolyutsionnogo-dvizheniya-1820-goda-m-l-1926-biblioteka-yunogo-pionera#mode/ grid/page/1/zoom/1
2. Артикул Воинский 1715 г. // Российское законодательство XX-XX веков. В девяти томах. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986.
3. Горелов В.Н. Рекрутские наборы в системе комплектования русской армии // Военно-исторический журнал. 2013. № 7.
4. Иванов Ф.Н. История рекрутской повинности в России (1699-1874 гг.): учебное пособие по дисциплине «История вооруженных сил России». М., 2017.
5. Именной Указ «О власти и ответственности Сената» от 02.03.1711 // Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного Права): Выпуск 10. М., 1996.
6. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М., 2004.
7. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.
8. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV. М., 1989.
9. Краткое изображение процессов или судебных тя-жеб // Российское законодательство XX-XX веков. В девяти томах. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986.
10. Ларионов А.Н., Серегин А.В. История государства и права России. С древнейших времен до падения монархии в 1917 г. Ростов-на-Дону, 2014.
11. Мемуары декабристов. Северное общество / ред. В.А. Федоров. М., 1981.
12. Приговор царский о кормлениях и о службах 1555-1556 гг. // ПСРЛ. Т. XIII. Первая половина. СПб., 1904.
13. Редигер А. Комплектование и устройство вооруженной силы // Российский военный сборник. М., 1994. Вып. 4.
14. Серегин А.В. Державное наследие Древней Руси: опыт юридического исследования от Скифии до пресечения династии Рюриковичей: монография. М., 2017.
15. Серегин А.В. Сущность имперского правосознания // Философия права. 2007. № 4.
16. Серегин А.В. Содержание государственно-правового режима Московской Руси XIV-XVI вв. // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2018. Т. 5. № 2.
17. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения: В 18 кн. Т. 17-18 / отв. ред. Иванов Н.А. М., 1998.
18. Уложение о службе 1556 г. [Электронный ресурс] // URL: historydoc.edu.ru/catalog.asp
19. Устав Воинский 1716 г. // Военное законодательство Российской империи (Кодекс Русского Военного Права): Выпуск 10. М., 1996.
20. Устав Морской Русского Военного Флота 1720 г. [Электронный ресурс] // URL: https://flot.com/law/ustav_ korabelny/1720/ustav_3.htm (дата обращения: 30.01.2019).