Научная статья на тему 'Правовые основы деятельности Добровольного флота в 1878 - 1924 гг'

Правовые основы деятельности Добровольного флота в 1878 - 1924 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНЫЙ ФЛОТ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ / УКАЗ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / VOLUNTARY FLEET / MANAGEMENT / ORGANIZATION / HISTORY / DECREE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Змерзлый Б. В.

В статье указано, что историю организации под названием «Добровольный флот», можно разделить, условно, на два основных периода: 1) до советский и, 2) советский. В то же время, на каждом из этих периодов своего существования Добровольный флот практически полностью контролировался государством и в основном выполнял его заказы, а положения, регулирующие деятельность Добровольного флота, разрабатывались соответствующими государственными органами. Значительна роль Добровольного флота в 1922-1924 гг. в деле возврата его судов, оказавшихся за границей, в руках бывших союзников России по Первой Мировой войне, что позволило усилить отечественный торговый флот. С объединением различных хозяйствующих объединений в 1924-1924 гг. в единое акционерное общество Совторгфлот, Добровольный флот прекратил свое существование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the activities of the Voluntary Fleet in 1878-1924

The article states that the history of the organization called “Voluntary Fleet” can be divided, conditionally, into two main periods: 1) before the Soviet and 2) Soviet. At the same time, at each of these periods of its existence, the Voluntary Fleet was almost completely controlled by the state and basically carried out its orders, and the provisions governing the activities of the Voluntary Fleet were developed by the relevant state bodies. The role of the Voluntary Fleet in 1922-1924 is significant. in returning his ships abroad, in the hands of the former allies of Russia in the First World War, which strengthened the domestic merchant fleet. With the union of various business associations in 1924-1924. into the joint stock company Sovtorgflot, the Voluntary Fleet ceased to exist.

Текст научной работы на тему «Правовые основы деятельности Добровольного флота в 1878 - 1924 гг»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 3. - С. 22-28.

УДК 345

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА В

1878 - 1924 ГГ.

Змерзлый Б. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье указано, что историю организации под названием «Добровольный флот», можно разделить, условно, на два основных периода: 1) до советский и, 2) советский. В то же время, на каждом из этих периодов своего существования Добровольный флот практически полностью контролировался государством и в основном выполнял его заказы, а положения, регулирующие деятельность Добровольного флота, разрабатывались соответствующими государственными органами. Значительна роль Добровольного флота в 1922-1924 гг. в деле возврата его судов, оказавшихся за границей, в руках бывших союзников России по Первой Мировой войне, что позволило усилить отечественный торговый флот. С объединением различных хозяйствующих объединений в 1924-1924 гг. в единое акционерное общество Совторгфлот, Добровольный флот прекратил свое существование.

Ключевые слова: Добровольный флот, управление, организация, история, указ, постановление.

История Добровольного флота является интересным примером того, как государством могут быть использованы различные предприятия с его финансовым участием.

Не секрет, что начало истории Добровольного флота относится к 1878 г., и связано оно как с внешнеполитическими факторами, так и с необходимостью скорейшего качественного и количественного усиления отечественного торгового флота.

В связи с усилением дальневосточного вектора политики России в конце ХХ в. и прорытием Суэцкого канала, который значительно сократил путь между Европой и Дальним востоком, появилась возможность установления соответствующей судоходной линии. Учитывая, что частные российские пароходства еще не были способны осуществлять подобные операции, то основным действующим лицом в этих операциях стал Доброфлот.

Для этого предприятия специальным указом от 23 февраля 1881 г. были утверждены описания рисунков: «1) флага для судов Общества Добровольного Флота и 2) обмундирования для чинов, служащих на означенных судах» [1, с. 840].

24 февраля 1886 г. было утверждено «Временное положение о Добровольном флоте». Главной целью этого предприятия устанавливалось поддержание сообщений между портами Черного моря и Дальнего востока. Положением, кроме прочего, предусматривался и порядок управления Добровольным флотом, который теперь состоял в ведении управляющего Морским министерством (ст. 17).

В целом же управление Добровольным флотом вверялось особому комитету, подчиняющемуся непосредственно управляющему Морским министерством и имеющему местопребывание в Санкт-Петербурге, а ближайшее заведывание делами флота поручается инспектору, действующему на основании инструкции, составляемой комитетом и утверждаемой управляющим морским министерством (ст. 18).

Устанавливалось, что комитет Добровольного флота состоит из председателя и двух членов от морского ведомства, одного члена от министерства Финансов и представителя Государственного контроля, без решающего голоса. Инспектор флота числится совещательным членом Комитета.

Председатель назначался, по представлению управляющего Морским министерством, приказом царя; члены от морского ведомства - управляющим Морским министерством, а член от министерства Финансов и представитель Государственного контроля - министром финансов и государственным контролером, по принадлежности. Инспектор утверждался в должности управляющим Морским министерством (ст. 19).

Комитет получил право распоряжаться всеми делами, имуществом и капиталами Добровольного флота, составлять тариф, ежегодный план действий, годовые сметы и отчеты, наблюдать за действиями инспектора и агентов и, вообще, заведовать всеми операциями флота, согласно издаваемой управляющим Морским министерством инструкции, которой определялся подробный порядок действий комитета, пределы прав его и обязанностей (ст. 26).

По имущественным делам Добровольного флота комитет мог выступать в судах в лице особого уполномоченного, которым мог быть один из членов комитета или инспектор Добровольного флота (ст. 27).

Инспектор Добровольного флота, на основании доверенности комитета, получал право заключать с товароотправителями от имени комитета договоры и условия по перевозкам. Контракты, заключаемые на этом основании, подписывались Инспектором Добровольного флота (ст. 31).

Агентства Добровольного флота открывались по мере надобности как в русских, так и в иностранных портах (ст. 32).

Агенты, состоя в подчинении инспектора Добровольного флота снабжались специальной инструкцией, утверждаемой комитетом (ст. 33).

Лица, необходимые для службы на судах добровольного флота и при его агентствах определялись: а) на офицерские должности, а также на должности агентов - управляющим Морским министерством, по представлению комитета, и б) на прочие должности - инспектором Добровольного флота на основании данной ему на это предмет инструкции. Определение лиц на должности по канцелярии комитета предоставлялось председателю комитета (ст. 34). «Временное положение о Добровольном флоте». Главной целью этого предприятия устанавливалось поддержание сообщений между портами Черного моря и Дальнего востока [2, с. 86-90].

6 января 1892 г. было принято новое «Временное Положение о Добровольном флоте», лишь в деталях отличающееся от предыдущего [3, с. 4-9].

Учитывая, что Доброфлот в этот период фактически стал государственной компанией, 31 августа 1899 г. было принято постановление «Об установлении формы и одежды служащих в Добровольном флоте, не имеющих другой присвоенной им формы» [4, с. 978].

В ходе событий Первой мировой и гражданских войн, часть судов Добровольного флота оказалась в руках бывших союзников России, а правление Доброфлота иммигрировало. При этом следует помнить и о том, что 5 февраля 1918 г. председатель СНК РСФСР В. И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового фло-

23

та», по которому все судоходные предприятия объявлялись общенациональной собственностью Республики [5].

С окончанием основных этапов гражданской войны и иностранной интервенции, переходом к новой экономической политике, а также в условиях внешнеполитической изоляции СССР, возникла идея восстановления Доброфлота, в виде общественной организации, формально не связанной с новым правительством, а потому могущей под собственным флагом посещать иностранные порты, требовать возврата оказавшегося за рубежом имущества.

С этой целью СНК РСФСР принял постановление от 14 июля 1922 г. «Положение о Добровольном флоте». В нем указывалось, что «Добровольный флот есть предприятие, основанное на народные добровольные пожертвования, и имеет своим назначением содержание морских пароходных сообщений для перевозки пассажиров и грузов в целях содействия развитию отечественной торговли и торгового флота» (ст. 1). В тоже время, Доброфлот ставился под контроль комиссариата внешней и внутренней торговли (ст. 2).

Добровольный флот объявлялся коммерческой организацией с признаками юридического лица (ст. 3), однако, в зависимости от обязательств, возлагаемых на него правительством, он получил право на государственные пособия (ст. 4).

Отдельно оговаривались права и обязательства Добровольного флота по отношению к правительству (ст. ст. 7-9), его операции (ст. ст. 10-18), особенности ревизии дел (ст. 19-20), отчетность и распределение прибылей (ст. ст. 21- 27), а также особенности управления Добровольным флотом.

Так, в частности, устанавливалось, что Управление Добровольным флотом возлагалось на специальное правление (ст. 28), которое состояло из председателя и пяти членов. Председатель и 3 члена правления назначались СНК по представлению комиссара внешней и внутренней торговли, а остальные 2 члена правления назначались в том же порядке по представлению комиссара путей сообщения. Один из членов правления назначался комиссаром внешней и внутренней торговли по соглашению с комиссаром путей сообщения, заместителем председателя правления. Правление избирало директора-распорядителя, принимающего участие в заседаниях правления с правом совещательного голоса (ст. 29).

При рассмотрении правлением дел, касающихся других ведомств или общественных организаций, в заседания правления должны были приглашаются представители подлежащих комиссариатов и общественных организаций (ст. 31).

На правление возлагалось заведывание всеми делами, имуществом и капиталом добровольного флота и в частности:

1) рассмотрение и утверждение проектов условий, заключаемых правлением Добровольного флота с поставщиками, а также установление общих оснований, на которых заключение означенных условий, как равно и другого рода договоров, может быть предоставляемо служащим флота по уполномочию от правления;

2) наблюдение за местными учреждениями Добровольного флота и аудит через своих членов имущества и хода дел флота на местах деятельности;

3) составление упомянутых в ст. 12 Положения правил;

4) установление порядка производства продажи товаров по комиссионным поручениям, утверждение таксы, вознаграждение за произведенные флотом операции и составление правил о выдаче и возврате ссуд под товары (ст. ст. 16 - 17);

5) выдача и принятие к платежу векселей и других срочных обязательств в пределах, утверждаемых комиссаром внешней и внутренней торговли;

6) представление к учету векселей, Добровольным флотом полученных;

7) заключение от имени Добровольного флота договоров и условий;

8) снабжение доверенностями лиц: а) определяемых на службу добровольного флота и б) уполномоченных правлением на заключение и совершение договоров, условий, актов;

9) совершение актов на приобретение и отчуждение недвижимой собственности, а также судов в соответствии с подлежащими узаконениями;

10) покупка для Добровольного флота процентных бумаг, валюты русской и иностранной, а также продажа и заклад их в соответствии с подлежащими узаконениями;

11) составление и изменение тарифов;

12) капитальный ремонт судов;

13) установление норм снабжения и расходов на судах флота;

14) заключение соглашений о вступлении добровольного флота в прямые сообщения с другими судоходными предприятиями и железными дорогами;

15) составление плана действий, проекта, сметы, отчета и баланса;

16) сдача в аренду судов добровольного флота (все виды чартеров), а также фрахтование судов, не принадлежащих добровольному флоту;

17) продажа судов добровольного флота с разрешения СНК. Приобретение, отчуждение, наем и сдача в аренду недвижимого имущества Добровольного флота в согласии с действующими законоположениями;

18) открытие и закрытие управлений делами, агентств и представительств;

19) открытие новых линий и закрытие действующих;

20) изменение и распределение рейсов в действующих линиях;

21) установление необходимого для службы по Добровольному флоту штата служащих с назначением им предметов занятия, а также и содержания в размерах не ниже норм, установленных действующими тарифами;

22) установление и изменение в согласии с действующими узаконениями форм отчетности;

23) распределение добавочного вознаграждения и назначение пособий служащим Добровольного флота;

24) ведение судебных дел;

25) предложения об отнесении расходов предприятия на счет запасного капитала;

26) составление инструкций директору-распорядителю.

27) представительство во всех отношениях Добровольного флота, осуществление от его имени всех действий, присущих Добровольному флоту как юридическому лицу (ст. 34).

Отдельно определялись вопросы порядка действия правления и его прав (ст. 35), взаимоотношения с госбанком (ст. 36), особенности назначения и права директора -распорядителя правления (ст. ст. 38-39); вопросы, относящиеся к личному составу правления, судовых и береговых служащих Добровольного флота (ст. ст. 40-41) [6].

25

Как видно из анализа Положения о Добровольном флоте, данная организация скорее носила характер государственного предприятия с признаками самостоятельного юридического лица.

С момента организации Доброфлота и до 1924 г. он не получал от государства никаких дотаций и приступив к работе без какого-либо фонда, тем не менее, вырос в мощную транспортную организацию всесоюзного и международного значения с разветвленной сетью своих оперативных органов, числом свыше 250.

За эти годы можно констатировать в качестве непреложного факте возврата многочисленных судов бывшего Добровольного флота иностранными государствами.

Однако, для организации Доброфлота, отношений с иностранными государствами, ведения судебных иностранных процессов, а также для восстановления и ремонта возвращаемых судов его правлению были нужны существенные денежные средства. Не пользуясь поддержкой государства, Доброфлоту, в целях изыскания средств, предоставлено было право заниматься, помимо морских операций, также железнодорожной экспедицией, погрузочно-разгрузочными работами, закладными операциями и гужем.

К 1924 г. советское государство по-прежнему испытывало огромные трудности, вызванные недостаточным количеством торговых судов, а потому вынужденно было фрахтовать иностранные.

Одним из средств выхода из создавшейся ситуации, было принято решение организовать акционерное общество «Совторгфлот» в которое должны были войти Доброфлот, Госторгфлот, ГОСЧАП и некоторые иные подобные структуры. Перед этим обществом ставилась задача создания торгового флота СССР, ремонт существующего, постройку доков, верфей, мастерских и развитие торгового дальнего и каботажного плавания на судах Совторгфлота [7, л. 1].

Уже в сентябре 1924 г. началась работа по предстоящему слиянию [7, л. 3].

Можно указать и следующее. В этот период правление Добровольного флота находилось по адресу г. Москва, Ильинка, Богоявленский пер., 1-5. Его отделения располагались в таких городах, как: Москва, Ленинград, Харьков, Одесса, Ростов на Дону, Ташкент, Тифлис, Архангельск, Екатеринбург, Владивосток, Ревель, Гельсингфорс, Рига, Варшава, Тавриз, Мурманск, Шанхай, чифу, Нагасаки и др. Конторы: Петропавловск, Екатеринослав, Верхнеудинск, Н.-Новгород, Царицин, Саратов, Хайлар, Пенза, Омск, Уфа, Зея, Семипалатинск, Благовещенск, Николаевск, Астрахань, Иркутск, Самара, Казань, Минск, Киев, Баку и др.

Общее количество агентства достигло 40, в том числе Таганрог, Туапсе, Ялта, Новороссийск, Севастополь, Симферополь, Евпатория, Николаев, Ромны, Баку.

А еще конторы Доброфлота были в Западной Европе и Америке.

Сам же Доброфлот в этот период занимался срочным ответственным транспортированием грузов морскими, речными и железнодорожными путями по СССР и за границей; погрузочно-разгрузочными и гужевыми операциями; хранением грузов на собственных оборудованных складах; выдачей ссуд под товары; выполнением таможенных обрядностей; страхованием от случайностей в пути и огня; комиссионными поручениями; выдачей справок тарифного характера об условиях экспорта-импорта грузов [7, л. 7].

Московская контора Доброфлота имела счета в следующих банках: В Московской конторе госбанка №41, в правлении внешнеторгового банка СССР №1027; в правлении Российского Торгово-промышленного банка №9141; в московском городском банке №6225 [7, л. 69].

С созданием в 1925 г. Совторгфлота, Доброфлот, как самостоятельная организация перестал существовать.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Историю организации под названием «Добровольный флот», можно разделить, условно, на два основных периода: 1) до советский и, 2) советский. В то же время, на каждом из этих периодов своего существования Добровольный флот практически полностью контролировался государством и в основном выполнял его заказы, а положения, регулирующие деятельность Добровольного флота, разрабатывались соответствующими государственными органами. Значительна роль Добровольного флота в 1922-1924 гг. в деле возврата его судов, оказавшихся за границей, в руках бывших союзников России по Первой Мировой войне, что позволило усилить отечественный торговый флот. С объединением различных хозяйствующих объединений в 1924-1924 гг. в единое акционерное общество Совторгфлот, Добровольный флот прекратил свое существование.

Список литературы:

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XL. Отделение первое. С 19 февраля 1880 г. по 28 февраля 1881 г. - СПб, 1884. - 966 с.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. VI. 1886. - СПб., 1888. - 595 с.

3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XII. 1892. - СПб., 1895. - 734 с.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. XIX. 1899. - СПб., 1902. - 1324 с.

5. Декрет СНК 5 февраля 1918 г. «О национализации торгового флота / Исторические материалы. -URL: istmat.info/node/28618 (дата обращения - 22.05.2019).

6. Постановление от 14 июля 1922 г. Положение о Добровольном флоте / Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - URL: www.libussr.ru/doc ussr/ussr 1358.htm (дата обращения - 22.05.2019).

7. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-1619. Оп. 1. Д. 3.

Zmerzly B. Legal basis for the activities of the Voluntary Fleet in 1878-1924 // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 3. - Р. 22-27.

The article states that the history of the organization called "Voluntary Fleet" can be divided, conditionally, into two main periods: 1) before the Soviet and 2) Soviet. At the same time, at each of these periods of its existence, the Voluntary Fleet was almost completely controlled by the state and basically carried out its orders, and the provisions governing the activities of the Voluntary Fleet were developed by the relevant state bodies. The role of the Voluntary Fleet in 1922-1924 is significant. in returning his ships abroad, in the hands of the former allies of Russia in the First World War, which strengthened the domestic merchant fleet. With the union of various business associations in 1924-1924. into the joint stock company Sovtorgflot, the Voluntary Fleet ceased to exist.

Keywords: voluntary fleet, management, organization, history, decree, decree.

Spisok literatury:

1. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie vtoroe. T. XL. Otdelenie pervoe. S 19 fevralya 1880 g. po 28 fevralya 1881 g. - SPb, 1884. - 966 s.

27

2. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. VI. 1886. - SPb., 1888. - 595 s.

3. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. HII. 1892. - SPb., 1895. - 734 s.

4. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie tret'e. T. XIX. 1899. - SPb., 1902. - 1324 s.

5. Dekret SNK 5 fevralya 1918 g. «O nacionalizacii torgovogo flota / Istoricheskie materialy. - URL: istmat.info/node/28618 (data obrashcheniya - 22.05.2019).

6. Postanovlenie ot 14 iyulya 1922 g. Polozhenie o Dobrovol'nom flote / Biblioteka normativno-pravovyh aktov SSSR. - URL: www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_1358.htm (data obrashcheniya - 22.05.2019).

7. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym. F. R-1619. Op. 1. D. 3..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.