Научная статья на тему 'Правовые основы банковской деятельности в сфере валютного контроля в Российской Федерации'

Правовые основы банковской деятельности в сфере валютного контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
588
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
банковская деятельность / валютный контроль / закон / правовое регулирование / Конституция Российской Федерации / международные правовые договоры / banking / foreign exchange controls / the law / the right to regulate / the Constitution of the Russian Federation / international legal instruments

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергей Юрьевич Реуцкий

В статье проанализировано отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее банковскую деятельность в сфере валютного контроля. Сделанные выводы подтверждены примерами из судебной практики. В итоге сделан вывод о том, что банковская деятельность в области валютного контроля регулируется актами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal foundations of the banking activities in the sphere of exchange control in the Russian Federation

The article analyzed the domestic and foreign legislation regulating banking activity in the sphere of currency control. The findings confirmed examples from judicial practice. As a result, concluded that the banking activities in the field of currency control is regulated by acts of international law, the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory acts of the Bank of Russia.

Текст научной работы на тему «Правовые основы банковской деятельности в сфере валютного контроля в Российской Федерации»

УДК 346.6 ББК 67.402

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10277

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

W W _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Юрьевич РЕУЦКИЙ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: irinareutskaya@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.04 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье проанализировано отечественное и зарубежное законодательство, регулирующее банковскую деятельность в сфере валютного контроля. Сделанные выводы подтверждены примерами из судебной практики. В итоге сделан вывод о том, что банковская деятельность в области валютного контроля регулируется актами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России

Ключевые слова: банковская деятельность, валютный контроль, закон, правовое регулирование, Конституция Российской Федерации, международные правовые договоры.

Annotation. The article analyzed the domestic and foreign legislation regulating banking activity in the sphere of currency control. The findings confirmed examples from judicial practice. As a result, concluded that the banking activities in the field of currency control is regulated by acts of international law, the Constitution of the Russian Federation, federal laws, regulatory acts of the Bank of Russia.

Keywords: banking, foreign exchange controls, the law, the right to regulate, the Constitution of the Russian Federation, international legal instruments.

Научный руководитель: С.А. Савостьянова, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

Анализ правовых основ банковской деятельности в сфере валютного контроля имеет большое значение, так как нормативные правовые акты, регламентирующие банковский валютный контроль, нацелены на соблюдение законности в данной области.

Указанные нормативные правовые акты относятся:

1) к законодательству Российской Федерации,

2) к нормам международного права.

Последнее обусловлено следующими обстоятельствами.

1. Российская Федерация является членом международных организаций: Международного валютного фонда (далее — МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (далее —

МБРР) с 1992 г1; Всемирной торговой организации (далее — ВТО) с1994 г.2.

2. Международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ 3) и имеют приоритет над внутренними нормативными правовыми актами валютного регулирования (ч. 3 ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации4, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-Ф35 (далее — Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Исключением являются случаи, когда для применения международного договора Россий-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

ской Федерации требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

К собственно российскому законодательству, регулирующему банковскую деятельность в сфере валютного контроля, относятся: Конституции Российской Федерации6, федеральные законы, нормативные правовые акты Банка России.

Конституция РФ закрепляет право государства на регулирование в сфере банковской деятельности и валютное регулирование через издание федеральных законов (п. «ж» ст. 71, п. «в» ст. 106), а также основную функцию Центрального банка Российской Федерации — защиту и обеспечение устойчивости рубля (ст. 75).

Опосредованное влияние на валютное законодательство Российской Федерации оказывают отражающие общие правила, применяемые к банковской деятельности, статьи Конституции РФ (например, статьи 34 и 35, гарантирующие защиту прав собственности и предпринимательской деятельности).

Банковскую деятельность в области валютного контроля регламентируют следующие федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле»7, «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»8 (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»), «О банках и банковской деятельности»9 (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»).

И.В. Хаменушко, считает, что Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» «в узком смысле воплощает в себе все валютное российское законодательство»10. Данный нормативный правовой акт содержит нормы, указывающие на статус кредитных организаций как самостоятельных участников валютных правоотношений (п. 8 ст. 1, статьи 22, 23), а также нормы, регулирующие деятельность банков как агентов валютного контроля.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» в компетенцию Банка России в лице национального финансового совета входит реализация политики валютного регулирования и валютного контроля. Таким образом, он наделен полномочиями в области организации и осуществления валютного контроля.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» осуществлять валютные операции и сделки в валюте

банк вправе только при наличии соответствующей лицензии Центрального банка РФ.

В соответствии с ч. 18 ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» «кредитные организации обязаны предоставлять документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и закрытием валютных счетов, в Банк России, Федеральную налоговую службу и Федеральную таможенную службу за исключение случаев, установленных ч. 13 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России наделен широкими полномочия в области нормотворчества, в том числе в отношении вопросов, касающихся валютного регулирования и контроля.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации «полномочия Центрального банка РФ на издание нормативных актов свидетельствуют о государственно-властном характере его деятельности и особенностях публично-правового статуса»12.

E.H. Пастушенко, считает, что «правовым актом Банка России является документарное в определенных формах волеизъявление Банка России по вопросам его законодательно определенной компетенции в области регулирования денежно-кредитных отношений путем установления (изменения, отмены, изменения сферы действия) правовых норм и установления (изменения, прекращения) конкретных правоотношений»13.

Нормативные правовые акты Банка России издаются в трех формах: положения, инструкции, указания.

Положения регулируют отдельные области банковских отношений. Например, Положение о территориальных учреждениях Банка России14 регулирует деятельность указанных учреждений, в том числе реализацию функций органов валютного контроля.

Инструкции разъясняют нормы федерального законодательства, касающегося банковских отношений. Например, Инструкция Банка России от 16 сентября 2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номи-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

нальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»15 утверждает порядок осуществления уполномоченными банками и их филиалами банковских операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц.

Указания регулируют вопросы узкой направленности, но имеющие значение для всех кредитных организаций. Например, Указанием Банка России от 16 августа 2017 г. № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования»16 закреплен порядок передачи уполномоченными банками и Банком развития и внешнеэкономической деятельности органам валютного контроля информации о нарушении актов валютного законодательства.

В настоящее время отечественными учеными в области юриспруденции обоснована необходимость расширения перечня правового инструментария Банка России. Это вызвано тем обстоятельством, что правоотношения, на которые воздействуют правовые акты Центрального банка РФ, носят комплексный характер.

В связи с этим целесообразно предложение Р.О. Ручкина относительно добавления еще одной формы нормативных правовых актов Банка России — «постановления», так как последнее принимается «в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, установления норм, правил поведения, затрагивающих права и интересы государства, иных публичных образований, физических и юридических лиц»17.

Международные правовые источники по вопросам валютных операций в научной литературе разделяют на три категории: «многосторонние, двусторонние международные соглашения, межправительственные соглашения о неторговых платежах» 18.

Первая категория включает:

«■ Соглашение о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств19 (ратифицировано Российской Федерацией 08.01.1997 г.; далее — Соглашение о создании Платежного союза);

■ Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европей-

скими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны20 (ратифицировано Российской Федерацией 25.11.1996 г.; далее — Соглашение между Российской Федерации и Европейским Союзом);

■ Соглашение с МВФ»21.

В соответствии с договорами МВФ мероприятия валютного контроля не должны препятствовать совершению текущих банковских валютных операций добросовестными участниками внешнеторговых отношений. Ограничения банковских валютных операций не должны касаться капитальных валютных операций, а именно, платежей и переводов в международной торговле услугами. Правомерность отсутствия указанных ограничений закреплена в ст. XI Генерального соглашения по торговле услугами22 (далее — ГАТС).

Россия после вступления в ВТО, как и все государства — члены ГАТС, вправе без согласия МВФ временно вводить валютные ограничения (без указания конкретного срока действия) для «защиты платежного баланса» в отношении платежей и переводов в международной торговле финансовыми услугами, которые не являются в соответствии со ст. XXX Устава МВФ текущими операциями.

Примером международного договора, которым предусмотрены меры, направленные на проведение согласованной валютной политики, является Договор о Евразийском экономическом союзе, (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.)23. Участниками данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В соответствии с рассматриваемым документом обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики государств-членов. Данным Договором определены случаи, при которых государства-члены могут временно (в срок не более одного года) вводить валютные ограничения24.

Резиденты России и СНГ в соответствии с п. 1 ст. 52 Соглашения о создании Платежного союза вправе осуществлять текущие платежи в свободно конвертируемой валюте, связанные с движением товаров, услуг или физических лиц. Причем Россия как член МВФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля»25 имеет обязательства, определенные ст. VIII Устава МВФ, устанавливающей режим конвертируемости на-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

циональной валюты по всем видам текущих валютных операций.

Вторая категория международных правовых актов включает соглашения, имеющие целью взаимную защиту инвестиций и капиталовложений. Указанные соглашения гарантируют беспрепятственную репатриацию (возвращение) инвесторами сумм, полученных от инвестиций в свободно конвертируемой валюте.

К данной категории относится, например, Соглашение между правительствами РФ и Королевства Норвегия «О поощрении и взаимной защите капиталовложений»26 (ратифицировано Российской Федерацией 23.03.1998 г.). В соответствии с данным документом каждая из сторон гарантирует инвесторам после выполнения ими налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей, связанных с их капиталовложениями.

Третья категория включает межправительственные соглашения, касающиеся перечня неторговых платежей (операций) и гарантирующие свободный перевод по ним денежных средств.

Необходимо отметить, что данные соглашения делятся на три категории:

«1) устанавливают, что платежи по неторговым операциям между юридическими и физическими лицами сторон соглашения могут осуществлять исключительно в национальных валютах (например, Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о неторговых платежах от 06.01.1995 г.);

2) предусматривают возможность осуществления платежей в свободно конвертируемых валютах (например, Соглашение между Министерством финансов РФ и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах от 13.05.1993 г.27);

3) не касаются вопроса о валюте платежа по неторговым операциям (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о неторговых платежах от 06.09.1993 г.)»28.

Кроме того, межправительственными соглашениями являются соглашения, заключенные между Банком России и национальными (государственными) банками иностранных государств, касающиеся двусторонних расчетов. Например, в соответствии со ст. 1 Соглашения между Банком России и Государственным банком Вьетнама «Об организации расчетов по внешнеэкономическим связям» от 26.08.1998 г.29 все расчеты и платежи за товары и услуги между Рос-

сийской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам по контрактам, заключенным между физическими и юридическими лицами двух стран, осуществляются в свободно конвертируемых валютах.

Таким образом, банковская деятельность в области валютного контроля регулируется актами международного права, Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Банка России. Правовое регулирование банковской деятельности в области валютного контроля в Российской Федерации осуществляется с применением норм международного и отечественного права при приоритете первых, за исключением случаев, когда для применения международного договора, ратифицированного Российской Федерацией, необходимо издание ее внутригосударственного акта валютного законодательства.

1 Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» (ред. от 03.11.2010 г.) / Рос. газ. 1992. 29 мая.

2 Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (ратиф. Федеральным законом «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21.07.2012 г. № 126-ФЗ») // СПС «Консультант Плюс»

3 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) // Рос. газ. 1995. 21 июля.

4 Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон (принят Гос. Думой 30.11.1994 г., по сост. на 01.01.2019 г.) // Рос. газ. 1994. 8 дек.

5 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) // Рос. газ. 2003. 17 дек.

6 Конституция РФ: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс»

7 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ...

8 Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // Рос. газ. 2002. 13 июля.

9 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 // Рос. газ. 1996. 10 февр.

10 Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие // СПС «Консультант Плюс»

11 Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

деятельности» / М.А. Шаповалов, Н.И. Ишлек (Бородина), В.Ю. Миронов. Под ред. М.А. Шаповалова // СПС «Консультант Плюс»

12 Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Консультант Плюс»

13 Пастушенко E.H. К вопросу о понятии правовых актов Центрального банка РФ // Банковское право. 2006. № 2. С.23—25.

14 Положение о территориальных учреждениях Банка России (утв. Банком России от 11.04.2016 г. № 538-П) / / Вестник Банка России. 2016. № 39.

15 Инструкция Банка России от 16.09.2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (ред. от 13.04.2016 г.) // Вестник Банка России. № 55.

16 Указание Банка России от 16.08.2017 г. № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» // Вестник Банка России. 2018. № 8.

17 Ручкин P.O. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 45.

18 Беляева O.A. Кредитные организации в России: правовой аспект / О.А. Беляева, А.А. Вишневский, Л.Г. Ефимова и др. Отв. ред. Е.А. Павлодский. М., 2006 // СПС «Консультант Плюс»

19 Соглашение стран СНГ от 21 октября 1994 г. «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств» (ратиф. Федеральным законом «О ратификации Соглашения о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств» от 08.01.1997 г. № 4-ФЗ) // Рос. газ. 1995. 28 янв.

20 Бюллетень международных договоров. 1998. № 8. С. 3—74.

21 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/ GATS) [рус., англ.] (вместе с Приложениями «Об изъятиях из обязательств по статье II», «О перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением», «По авиатранспортным услугам», «По финансовым услугам», «О переговорах по услугам морского транспорта», «По телекоммуникациям») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994 г.) // СПС «Консультант Плюс»

22 Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017 г.) // URL: http://www.pravo.gov.ru

23 Там же.

24 Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля» / / Рос. газ. 1996. 18 мая.

25 Алексеева Д.Г. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) / Д.Г. Алексеева, И.О. Антропцева, Е.В. Бергер, Е.А. Игнатьева, М.Г. Кальней, М.А. Шаповалов // СПС «Консультант Плюс»

26 Там же.

27 Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах // Бюллетень международных договоров. 1995. № 5. С. 14—15.

28 Постановление Правительства РФ от 24.02.1994 г. № 137 «Об утверждении межправительственных соглашений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств по кредитным и платежным вопросам» // СПС «Консультант Плюс»

29 Соглашение между Банком России и Государственным банком Вьетнама от 26.08.1998 г. «Об организации расчетов по внешнеэкономическим связям» (ред. от 14.09.2009 г.) // Вестник Банка России. 1998. № 65.

Библиографический список

1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС/ОЛТБ) [рус., англ.] (вместе с Приложениями «Об изъятиях из обязательств по статье II», «О перемещении физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением», «По авиатранспортным услугам», «По финансовым услугам», «О переговорах по услугам морского транспорта», «По телекоммуникациям») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Протокол от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешс-кому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» (ратиф. Федеральным законом «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» от 21.07.2012 г. № 126-ФЗ») // СПС «Консультант Плюс»

3. Соглашение стран СНГ от 21 октября 1994 г. «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств» (ратиф. Федеральным законом «О ратификации Соглашения о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств» от 08.01.1997 г. № 4-ФЗ) // Рос. газ. 1995. 28 янв.

4. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Россий-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

ской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны // Бюллетень международных договоров. 1998. № 8. С. 3—74.

5. Соглашение между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах // Бюллетень международных договоров. 1995. № 5. С. 14—15.

6. Соглашение между Банком России и Государственным банком Вьетнама от 26 августа 1998 г. «Об организации расчетов по внешнеэкономическим связям» (ред. от 14.09.2009 г.) // Вестник Банка России. 1998. 9 сент.

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 08.05.2015 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017 г.) // URL: http:// www.pravo.gov.ru

8. Конституция Российской Федерации: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс»

9. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон (принят Гос. Думой 30.11.1994 г., по сост. на 01.01.2019 г.) // Рос. газ. 1994. 8 дек.

10. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07. 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) // Рос. газ. 1995. 21 июля.

11. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) // Рос. газ. 2003. 17 дек.

12. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ // Рос. газ. 2002. 13 июля.

13. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 // Рос. газ. 1996. 10 февр.

14. Указ Президента РФ от 16.05.1996 г. № 721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля» // Рос. газ. 1996. 18 мая.

15. Постановление Правительства РФ от 24.02.1994 г. № 137 «Об утверждении межправительственных соглашений с государствами — участниками Содружества Независимых Государств по кредитным и платежным вопросам» // СПС «Консультант Плюс»

16. Постановление Верховного Суда РФ от 22.05.1992 г. № 2815-1 «О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития» (ред. от 03.11.2010 г.) / Рос. газ. 1992. 29 мая.

17. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 268-О «По запросу Верховно-

го Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СПС «Консультант Плюс»

18. Указание Банка России от 16.08.2017 г. № 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» // Вестник Банка России. 2018. № 8.

19. Инструкция Банка России от 16.09.2010 г. № 136-И «О порядке осуществления уполномоченными банками (филиалами) отдельных видов банковских операций с наличной иностранной валютой и операций с чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (ред. от 13.04.2016 г.) // Вестник Банка России. 2010. № 55.

20. Положение о территориальных учреждениях Банка России (утв. Банком России 11.04.2016 г. № 538-П) / Вестник Банка России. 2016. № 39.

21. Алексеева Д.Г. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) / Д.Г. Алексеева, И.О. Ант-ропцева, Е.В. Бергер, Е.А. Игнатьева, М.Г. Каль-ней, М.А. Шаповалов / СПС «Консультант Плюс, 2013»

22. Беляева O.A. Кредитные организации в России: правовой аспект / О.А. Беляева, А.А. Вишневский, Л.Г. Ефимова и др. Отв. ред. Е.А. Пав-лодский. М.: Волтерс Клувер, 2006. 624 с.

23. Пастушенко E.H. К вопросу о понятии правовых актов Центрального банка РФ // Банковское право. 2006. № 2. С. 23—25.

24. РучкинP.O. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 196 с.

25. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учеб.-практ. пособие. М.: Норма, 2013. 347 с.

26. Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / М.А. Шаповалов, Н.И. Ишлек (Бородина), В.Ю. Миронов. Под ред. М.А. Шаповалова. / Подготовлен для системы СПС «Консультант Плюс, 2013»

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.