Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИЗМ / АГРОТУРИСТСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / SPORTS AND EVENT TOURISM / SPORTING EVENTS / SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидельникова Ксения Андреевна, Иволга Анна Григорьевна

Проблема диверсификации предпринимательской деятельности на селе с целью повышения уровня доходности сельского населения стала очень актуальна в последние годы. Современные тенденции в Российской Федерации показывают, что одним из наиболее эффективных направленийявляется агротуризм, об этомже свидетельствует и практика большинства стран мира, где он получил широкое развитие.К сожалению, агротуризм в отечественном законодательстве и общегосударственных программных документах не регламентируется. Ни в Москве, ни в регионах нет конструктивного и комплексного подхода к развитию именно этого вида предпринимательской деятельности. В статье представлен SWOT-анализ,который показал, что Российская Федерация имеет огромные природнорекреационные ресурсы для развития агротуризма. Но к сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные сильные стороны для развития аграрного туризма, следует констатировать практическое отсутствие в РФ нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристскую деятельность как таковую. В статье выявлены регионы РФ, которые сегодня активно занимаются агротуристской деятельностью, региональная администрация данных территорий делает первые шаги в правовом регулировании аграрного туризма. Анализируя ситуацию нормативно-правового обеспечения агротуристской деятельности в Российской Федерации, можно сделать вывод, что необходимо разработать и принять Закон «Об агротуризме» или внести изменения в уже существующий 132 федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а функции регулирования агротуристской деятельности следует отдать Министерству сельского хозяйства РФ.The problem of the business activities diversification in rural areas in order to improve the level of life has become very topical in recent years. The modern trends in the Russian Federation show that agrotourism is the one of the most effective areas,the best example of it can be practice in most foreign countries where it has been widely developed. Unfortunately, noregulation of agrotourism in domestic legislation and national policy documents. There is no a constructive and comprehensive approach to the development of this type of business neither Moscow nor in the regions. The article presents a SWOT-analysis, which showed that the Russian Federation has great natural and recreational resources for the development of agro-tourism. Unfortunately, despite the existing advantages for development of agricultural tourism, there is no regulatory framework that would govern particularly the sphere of agricultural tourism in the Russian Federation. The paper identified the regions of the Russian Federation which are actively engaged in agroturism activities, the regional administration of these areas takes the first steps in the legal regulation of the agricultural tourism. Analyzing the situation regulatory support of agroturism in the Russian Federation, it can be concluded that it is necessary to develop and adopt the Law «On the agritourism» or make changes to an existing 132 Federal Law «About bases of tourist activity in the Russian Federation», and also control functions of agroturism activities should be given to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.481.32 (470+571)

Сидельникова К. А., Иволга А. Г.

Sidelnikova K. A., Ivolga A. G.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АГРОТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

LEGAL FRAMEWORK OF AGRITOURISM IN RUSSIAN FEDERATION

Проблема диверсификации предпринимательской деятельности на селе с целью повышения уровня доходности сельского населения стала очень актуальна в последние годы. Современные тенденции в Российской Федерации показывают, что одним из наиболее эффективных направлений является агротуризм, об этом же свидетельствует и практика большинства стран мира, где он получил широкое развитие. К сожалению, агротуризм в отечественном законодательстве и общегосударственных программных документах не регламентируется. Ни в Москве, ни в регионах нет конструктивного и комплексного подхода к развитию именно этого вида предпринимательской деятельности.

В статье представлен SWOT-анализ, который показал, что Российская Федерация имеет огромные природно-рекреационные ресурсы для развития агротуризма. Но, к сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные сильные стороны для развития аграрного туризма, следует констатировать практическое отсутствие в РФ нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристскую деятельность как таковую. Выявлены регионы РФ, которые сегодня активно занимаются агротуристской деятельностью, региональная администрация данных территорий делает первые шаги в правовом регулировании аграрного туризма.

Анализируя ситуацию нормативно-правового обеспечения агротуристской деятельности в Российской Федерации, можно сделать вывод, что необходимо разработать и принять Закон «Об агротуризме» или внести изменения в уже существующий 132-й федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а функции регулирования агротуристской деятельности следует отдать Министерству сельского хозяйства РФ.

The problem of the business activities diversification in rural areas in order to improve the level of life has become very topical in recent years. The modern trends in the Russian Federation show that agrotourism is the one of the most effective areas,the best example of it can be practice in most foreign countries where it has been widely developed. Unfortunately, noregulation of agrotourism in domestic legislation and national policy documents. There is no a constructive and comprehensive approach to the development of this type of business neither Moscow nor in the regions.

The article presents a SWOT-analysis, which showed that the Russian Federation has great natural and recreational resources for the development of agro-tourism. Unfortunately, despite the existing advantages for development of agricultural tourism, there is no regulatory framework that would govern particularly the sphere of agricultural tourism in the Russian Federation. The paper identified the regions of the Russian Federation which are actively engaged in agroturism activities, the regional administration of these areas takes the first steps in the legal regulation of the agricultural tourism.

Analyzing the situation regulatory support of agroturism in the Russian Federation, it can be concluded that it is necessary to develop and adopt the Law «On the agritourism» or make changes to an existing 132 Federal Law «About bases of tourist activity in the Russian Federation», and also control functions of agroturism activities should be given to the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.

Ключевые слова: агротуризм, туристский рынок, туризм, агротуристское хозяйство.

Key words: sports and event tourism, sporting events, social and economic efficiency.

Сидельникова Ксения Андреевна -

магистрант 1 года обучения по направлению Менеджмент - 38.04.02 (Финансовый менеджмент), ассистент кафедры туризма и сервиса ФБГОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» г. Ставрополь Тел.: +7 928 970 55 27 E-mail: Sideksena94@mail.ru

Иволга Анна Григорьевна -

кандидат экономических наук,

доцент кафедры туризма и сервиса

ФБГОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: +7 928 005 35 42

E-mail:annya_iv@mail.ru

Sidelnikova Ksenia Andreevna -

1st year Masters of Degree

student in Management - 38.04.02

(Financial management),

assistant Lecturer of tourism and service

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Те1.: +7 928 970 55 27 E-mail: Sideksena94@mail.ru

Ivolga Anna Grigoryevna -

Ph.D in Economics,

Docent of Departmenttourism and service FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Тел.: +7 928 005 35 42 E-mail:annya_iv@mail.ru

Основной проблемой развития агротуризма в России является практическое отсутствие четкой и понятной для всех законодательной базы, которая бы позволяла крестьянам - владельцам агроуса-деб работать легально и спокойно, не ища способов обойти существующие неоправданные налоговые поборы. К сожалению,

отечественное законодательство агроту-ризм пока обходит стороной, поскольку в официальных документах по туризму он не отделяется и не специфицируется. Нормативно-правовая база в этой области малого бизнеса несовершенна. Ни в Москве, ни в регионах нет разумного государственного подхода к развитию именно этого вида

270

,,„ „„„„, ц Ставрополья

научно-практическии журнал

предпринимательской деятельности [3]. Поэтому довольно часто можно встретиться с тем, что практически отождествляются понятия агротуризма и сельского туризма, причиной чего является непонимание принципиальной и явной разницы между сельским хозяйством и селом[6]. Непонимание сути агротуризма и его продуктов тормозит развитие его самого, так и формирования его нормативно-законодательной базы.

По мнению Трухачева А. В. рекомендуется разделить не только понятия сельского и аграрного туризма, но и отнести их к разным группам по разному квалификационному признаку (рисунок 1). Агротуризм является специфическим видом туризма, который органично сочетает в себе определенные черты, присущие зеленому, сельскому и экологическому туризму, при этом

имея свои, присущие только этому виду черты, главной из которых является непосредственное участие агротуристов (отдыхающих в агроту-ристских хозяйствах) в осуществлении технологических процессов по производству сельскохозяйственной продукции [10].

Сколько трудностей может возникнуть у крестьянина, который имеет желание и возможность заняться таким видом предоставления услуг, если он захочет официально зарегистрировать себя в соответствующих инстанциях[2]. Таким образом агротуризм в России осуществляется полулегального (с точки зрения налоговых органов) это отрицательно воздействует на его развитие, как вида подсобной предпринимательской деятельности в селах, что приводит к возникновению соответствующих негативных последствий в развитии сельских территорий в целом.

Рисунок 1 - Место аграрного туризма в классификации видов туризма

Прежде всего это создает неудобства в работе крупных туристических агентств и фирм работающих с агротуристскими хозяйствами -в правовом поле здесь работают десятки хозяйств, а не законно агротуризмом занимаются сотни домов [9]. Туроператоры, которые заботятся о своей репутации, устраивая своих клиентов в такие дома, не хотят работать на условиях так называемого «черного нала». В широком смысле слова означает наличные деньги, денежную кассу предпринимательской фирмы, не учтенные в официальных документах, в бухгалтерских счетах, отчетных балансах, но используемые в предпринимательских операциях. Во всех отношениях туроператору лучше в безналичной форме оплатить необходимые средства на счет предпринимателя, чем договариваться с ним в устной форме, не имея никакой гарантии, что соглашение будет выполнено.

Отечественное законодательство касаются только сельского туризма и не содержат никакой конкретизации правовых положений относительно агротуризма. Причиной практического отсутствия специальной нормативно-правовой

базы по развитию агротуризма как вида туризма и предпринимательской или подсобной деятельности на селе является элементарное непонимание сути агротуризма как вида туристической деятельности и перспективного направления развития предпринимательства на сельских территориях, как одного из наиболее реальных способов решения комплекса проблем современного села, в первую очередь - экономических. А это является следствием практического отсутствия серьезных и системных научных исследований в сфере агротуризма.

Агротуризму в отечественном законодательстве и общегосударственных программных документах не уделяется никакого внимания. Необходимость и возможность нормативно-законодательного урегулирования развития агротуризма, пусть даже пока в рамках более широкого понятия - сельского туризма - пока только обсуждаются в Совете Федерации, Министерстве сельского хозяйства, в Ассоциации содействия развития туризма[8].

Изучая опыт других стран, чиновники и представители указанных структур пришли к выводу,

что действительно, например в странах Европы разрабатывают международные стандарты качества и определенные рекомендации для классификации и стандартизации средств размещения и услуг в сфере агротуризма. Этойра-ботой занимаются государственные или над-национальныеорганизации (национальных министерств или директоратов ЕС), а в рамках международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агроту-ристской деятельности (например, ЕШООИЕЗ Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ЕСЕАТ — Европейского центра эко-агротуризма и др.)[7].

В Польше субъекты агротуризма вовсе не принуждаются к тому, чтобы официально зарегистрироваться как предприниматели. При этом владельцы агротуристских домов имеют достаточно солидные налоговые льготы. Льготное налогообложение касается таких агротуристских хозяйств, где количество комнат для отдыха аг-ротуристов не превышает пяти. При этом владелец такой агроусадьбы занимается сельским хозяйством, пусть хотя бы в масштабах, необходимых для удовлетворения потребностей его агротуристского хозяйства.

В Венгрии, где агротуризм также получил широкое развитие, не существует каких-либо особых обязанностей или ограничений этой деятельности, поскольку на нее распространяются общие нормативные акты по ведению семейных хозяйств. Личные доходы владельцев агротуристских хозяйств не облагаются, если они получены именно от использования ими своего дома для отдыха агротуристов, жилище находится в сельской местности, не является санитарно-курортной зоной и не превышает 10 койко-мест, а сумма дохода от этой деятельности за год не превышает 10 минимальных месячных заработных плат, что составляет около 300 тыс. форинтов. Специальных государственных стандартов в этой деятельности в Венгрии нет, а используемые для этого здания и сооружения должны соответствовать требованиям общих нормативных документов по содержанию жилых и других помещений [1].

Для создания целостной стратегии развития агротуризма на территории России, необходимо определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка. Для этой цели был проведен SWOT-анализ сегмента агротуризма в РФ (таблица 1).

Таблица 1 - SWOT-анализ сегмента агротуризма в РФ

Сильные стороны Слабые стороны

Размещение (природная среда) • своеобразие и привлекательность природы; • благоприятный ландшафт (равнины, высоты, горы, леса, реки, озера, моря); • наличие условий для рыбалки, охоты, конной езды, горных походов, плавание в водоемах и т.д. Социальное развитие • маленькие доходы сельского населения; • пограничное размещение; • наличие значительных человеческих ресурсов,которые недостаточно используются. Экономика • уменьшение доходов сельского населения; • наличие на селе неиспользуемых трудовых и материальных ресурсов; • высокий уровень раздробленности сельскохозяйственного производства. Культурно-исторических ценностей • достояние культуры и историческое наследие; • общий уровень культуры на селе и в сельских семьях; • историко-архитектурные объекты и музеи. • неразвитая ночлежная и сервисная база; • малое количество пригодных для купания мест; • низкая активность в сфере охраны окружающей среды; • низкий уровень использования окружающей природной среды для отдыха.; • высокий уровень безработицы; • неразвитость социальной инфраструктуры; нехватка больниц, аптек, спортивных объектов и сооружений; • неразвитость местной инфраструктуры; • недостаток опыта в осуществлении агротуристской деятельности; • отсутствие системы обучения для владельцев агротуристских хозяйств. • отсутствие системы подготовки кадров для агротуризма; • отсутствие инвестиций в производственную сферу; • высокий уровень раздробленности сельскохозяйственного производства; • неразвитость рынка агротуристских услуг; • отсутствиеподдержки государства, банков и органов местной власти; • плохое состояния объектов культурного и исторического наследия.

Шансы Угрозы

• потенциал для развития сельского хозяйства; • возможности для развития торговли, сервиса; • возможности для развития производственной и социальной инфраструктуры; • надежда на возможную поддержку государства; • перспектива внедрения рынка земли. • ухудшение экологической ситуации; • специфические болезни (людей, скота); • нарушение процессов производства; • риск не эффективной деятельности производства; • сервис не удовлетворяющий потребности туристов в агротуристских усадьбах;

Источник: Волков С. К. Сельский туризм в РФ : тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. 2012. № 6 (17). С. 30-38.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

SWOT-анализ показал, что, Российская Федерация имеетогромные природно-рекреационные ресурсы для развития агроту-ризма. Но к сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные сильные стороны для развития аграрного туризма, следует констатировать практическое отсутствие в РФ нормативно-правовой базы, специально регулирующей аг-ротуристскую деятельность как таковую:

- в существующих федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере туризма, и федеральных программных документах в области туризма пока отсутствует упоминание о понятии «агротуризм» (сельский туризм, «зеленый» туризм, «эко-агротуризм», «фермерский туризм» или др. терминов, применяемых в нашей стране и международной практике для обозначения рассматриваемого вида туристической деятельности) [5];

- специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области агротуризма в РФ, пока отсутствует;

- отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере агротуризма как специфического сектора туриндустрии и - одновременно - приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной, непроизводственной, альтернативной) формы деятельности сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики последнего;

- Упоминание агротуризма как одного из поддерживаемых федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 г.» видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, к сожалению, пока не получило развития в виде разработанной системы понятий и норм.

Сегодня в Российской Федерации агро-туристской деятельность активно занимаются всего несколько регионов, именно региональная администрация делает первые шаги в правовом регулировании аграрного туризма. Одним из ярких примеров этого является действующий Закон Калининградской области «О туристской деятельности в Калининградской

Литература

1. Актуальные вопросы развития предпринимательства в аграрной сфере экономики : монография / Коллектив авторов. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2009. 162 с.

2. Волков С. К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Эко-

области», в нем отражены приоритетные направления развития туристского рынка и установлен порядок и принципы осуществления туристской деятельности в регионе. Наибольший интерес представляют статьи 16 и 17, в которых говорится о налоговых льготах туроператорам и турагентам, которые оказывают туристские услуги в сельской местности. [4].

Роль региональных властей для развития сельского туризма на сегодня очень важна как на этапе формирования туристских дестинаций региона, так и на этапе продвижения совокупного турпродукта на внешний рынок.

Мультипликативное влияние аграрного туризма, может позитивно отразиться на сохранение и развитие сельских территорий. Рациональное использование ресурсного потенциала сельской местности, является стимулятором развития личных подсобных хозяйств, расширяя спрос на экологически чистые, натуральные продукты питания, а также обустройство сельских территорий, сельское строительство, народные промыслы, культуру и самобытность, т.е. в целом на решение социально-экономических проблем сельских территорий, прежде всего проблем занятости населения сельской местности. [11].

Анализ ситуации с нормативно-правовым обеспечением агротуристской деятельности позволяет сделать следующие выводы и предложения по его усовершенствованию, которые диктуются объективными обстоятельствами, либо внести изменения в закон об основах туристской деятельности (как полумеру):

- организация агротуристской деятельности в России требует разработки и принятия Закона «О агротуризме», что позволит выделить этот вид туризма среди других и, соответственно, принимать меры по содействию конкретно развития;

- агротуристская деятельность должна быть отделена от предпринимательской деятельности, в том числе от туристского бизнеса в целом в России;

- общие функции регулирования агроту-ристской деятельности следует отдать Министерству сельского хозяйства РФ, поскольку основное направление агроту-ризма - это его развитие как предпринимательской деятельности в селе, с целью улучшения финансово-экономического состояния сельских территорий, что позволит им часть полученных средств использовать для развития сельского хозяйства [12].

References

1. Topical issues of development of entrepreneurship in the agricultural sector of the economy : monograph / Collective of authors. Stavropol : LLC «World of data», 2009. 162 с.

2. Volkov S. K. Rural tourism in Russia: tendencies and prospects of development //

номика, предпринимательство и право. 2012. № 6 (17). С. 30-38.

3. Дубиничева Л. В., Советов П. М. Агроту-ризм в развитие сельских территорий // Проблемы развития территории. 2009. № 2 (46). С. 49-56.

4. Лабенко А. Н. Перспективы развития экологического налогообложения // Стратегия устойчивого развития : актуальные вопросы и тенденции : сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2013. С. 25-33.

5. Лещева М. Г, Иволга А. Г. Совершенствование организационно-экономического механизма землевладения и землепользования в сельском хозяйстве (на материалах Ставропольского края) : монография. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2007. 110 с.

6. Лимонова Н. В., Бычкова Е. И. Агроту-ризм - новый вид российского агробизнеса // Курорты. Сервис. Туризм. 2014. № 3-4 (24-25). С. 57-63.

7. Остапенко И. И. Агротуризм: зарубежный опыт и перспективы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 3. С. 289-291.

8. Проблема развития туристско-рекреационных комплексов в регионе : монография. Ставрополь : АГРУС, 2015. 194 с.

9. Сидельникова К. А. Сельский туризм: новый взгляд на деревню // Устойчивое развитие туристского рынка : международная : сб. ст. Всерос. студ. науч.-практ. конф. Ставрополь, 2015. С. 124-128.

10. Стратегия-2020 : Новая модельроста—новая социальная политика. URL: http://www. hse.ru/data/2013/10/30/1283358410/ Стратегия-2020_Книга%202^ (дата обращения 16.07.2015).

11. Трухачев А. В. Дефиниция «Аграрный туризм» в современной науке // Вестник национальной академии. 2015. № 1 (33). С. 11-15.

12. Трухачев А. В., Варивода B. C. Развитие региональной компоненты агротуризма как фактора повышения конкурентоспособности территории // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 5. С. 284-288.

13. Чаплицкая А. А., Иволга А. Г Сельский туризм как способ эффективного управления и устойчивого развития региона // Стратегия развития туризма в XXI веке в контексте решения глобальных проблем. Львов, 2014. С. 22-30.

14. Ivolga A. G., Erokhin V. L. Tourism as an Approach to Sustainable Rural Development: Case of Southern Russia // Journal Economics of Agriculture. 2013. № 4 (689950). P. 789-800.

Economics, entrepreneurship and law. 2012. No. 6 (17). P. 30-38.

3. Dominicia L. V., Boards P. M. Agritourism in rural development // Problems of development of the territory. 2009. No. 2 (46). P. 49-56.

4. Lubenko A. N. Prospects of development of ecological taxation // Strategy for sustainable development : current issues and trends : SB. St I Intern. nauch.-practical. Conf. Stavropol, 2013. P. 25-33.

5. Leshchev M. G., Ivolga, A. G. Improvement of organizational-economic mechanism of land tenure and land use in agriculture (on materials of Stavropol territory): Monograph. Stavropol: LLC «World of data», 2007. 110 P.

6. Limonov N. In., Bychkova E. I. agro-tourism as a new form of Russian agribusiness // Resorts. Service. Tourism. 2014. No. 3-4 (24-25). P. 57-63.

7. Ostapenko I. I. rural tourism: international experience and prospects // Actual problems of Humanities and natural Sciences. 2013. No. 3. P. 289-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The problem of development of tourist-recreational complexes in the region: Monograph. Stavropol: «AGRUS», 2015. 194 p.

9. Sidelnikov A. K. Rural tourism: a new perspective on the village. / / Sustainable development of tourist market : international : SB. St all-Russia. stud. scientific.-practical. Conf. Stavropol, 2015. S. 124-128.

10. Strategy 2020 : New growth model — new social policy // URL : http://www.hse.ru/ data/2013/10/30/1283358410/CpaTernq-2020_KHMra%202.pdf (16.07.2015).

11. Trukhachev A. V. the Definition of «Agricultural tourism» in modern science // proceedings of the national Academy. 2015. No. 1 (33). P. 11-15.

12. Trukhachev V. A., Varivoda B. C. The development of regional components of agro-tourism as a factor of increase of competitiveness of the territory // Bulletin of the University (State University of management). 2011. No. 5. P. 284-288.

13. Chaplicka A. A., Ivolga, A. G. Rural tourism as a way of efficient management and sustainable development of the region // the Strategy of tourism development in the XXI century in the context of solving global problems. Lions, 2014. P. 22-30.

14. Ivolga A. G., Erokhin V. L. Tourism as an Approach to Sustainable Rural Development: Case of Southern Russia // Journal Economics of Agriculture. - 2013. № 4 (689 -950). P. 789 - 800.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.