134
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
УДК 342.92 А.Р. Ефремовцев
A. Efremovtsev
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ НОШЕНИЯ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ СО ЗНАКАМИ РАЗЛИЧИЯ, СИМВОЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается правовое обеспечение понятий «форма одежды» и «форменная одежда», в связи с этим юридическое обеспечение статьи 17.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов».
Ключевые сюва: форма одежды, форменная одежда, государственные военизированные организации, правоохранительные органы, юридическая защита.
LEGAL BASES AND REGULATIONS OF WEARING UNIFORM WITH INSIGNIA, SYMBOLS OF STATE MILITARY ORGANIZATIONS AND LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article deals with legal support for the concepts of «formal dress» and «uniform» in connection with this legal provision of the Article 17.12 of the Code of the Administrative Offences of the Russian Federation «Illegal Wearing of Uniform with Insignia, Symbols of State Military Organizations, Law Enforcement or Supervision Agencies».
Keywords: formal dress, uniform, government paramilitary organizations, law enforcement agencies, legal protection.
Деятельность каждого государства независимо от формы правления обеспечивается определенными институтами государственной власти. которые в свою очередь защищены законодательством. В настоящее время существующая форма гос\дарственного устройства Российской Федерации (далее - РФ) позволяет говорить об огромной значимости каждой из ветвей власти. Институты государственной власти имеют достаточно сложную структуру, которая позволяет вполне успешно решать задачи, стоящие перед современным обществом. Важнейшей из них является защита исполнительно-распорядительными органами государственной власти прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ 118, с. 131.
Приоритетной основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти с обществом является Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в котором дастся понятие «национальная безопасность» как «...состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних у гроз, которое позволяет обеспечить конститу ционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и
устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» 115|.
Действующее федеральное законодательство преду сматривает ряд общегосударственных мер, основной целью которых является обеспечение системы национальной безопасности. Основная ответственность за реализацию этих мер возлагается на госу дарственные военизированные организации, правоохранительные и контролирующие органы, одним из отличительных признаков которых является законное право ношения формы одежды со знаками различия и символикой.
Форма одежды всегда означала принадлежность лица к определенной группе профессионалов, имеющих властные полномочия в одной из сфер госу дарственного у правления, что в ряде случаев даст право применения мер государственного принуждения. Например, к числу таких мер согласно Федеральному закону РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», относятся: применение физической силы: применение специальных средств принуждения (палок специальных, средств ограничения подвижности, специальных газовых средств, электрошоковых, свстошоковых устройств); применение огнестрельного оружия 11, с. 2001. Вместе с тем необходимо помнить, что применение сотрудником полиции мер госу дарственного прину ждения для
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
135
выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом 1121.
Являясь одним из атрибутов, подтверждающих государственные полномочия лиц, форменная одежда служит гарантом их обеспечения, с одной стороны, а с другой - позволяет гражданам обратиться к этим лицам с различными просьбами, на которые необходимо отреагировать в соответствии с законом. Так, например, сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса 1121.
На основании вышеизложенного можно говорить о значимой роли форменной одежды в деятельности государственных военизированных организаций и правоохранительных органов РФ.
Соответственно незаконное присвоение иными лицами права ношения форменной одежды государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов прямо противоречит пункту 4 статьи 3 Конституции РФ: «Никто нс может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти и властных полномочий преследуется по федеральному закон} » |5|.
Это свидетельствует о том, что сама форма одежды уже определяет принадлежность лица к одной из ветвей власти и является гарантом, в том числе конституционных прав граждан.
Данный запрет нашел свое отражение в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) |4|, в котором предусмотрена ответственность за посягательство на институты государственной власти РФ, в частности в статье 17.12 КоАП РФ: незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой гос\дарственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.
На наш взгляд, важно выделить и рассмотреть обязательный признак непосредственного объекта посягательства - это форменная одежда со знаками различия и символикой и ее принадлежность к гос}дарственным военизированным организациям и правоохранительным органам РФ.
Можно отмстить, что важнейшим критерием, благодаря котором} объединены государственные военизированные организации и правоохранительные органы являются боевые и оперативно-служебные задачи, установленные для них рядом федеральных законов. Это позволило
сформировать перечень государственных военизированных организаций в Федеральном законе РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» |6| и Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1177 «О внесении изменений в Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нем}, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях»: «Оборот оружия осуществляется в воинских частях и организациях Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу ациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Государственной фельдъегерской службы РФ, Федеральной миграционной службы. Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральной службы судебных приставов. Федеральной таможенной службы, Главного управления специальных программ Президента РФ, и прокуратуры РФ (далее - государственные военизированные организации)» |8|.
Перечень организаций и органов, которые входят в военную организацию РФ и в которых пред}смотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона РФ от № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |9|. К ним отнесены: войска (Вооруженные Силы РФ, Пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), воинские формирования (инженерно-технические и дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти), государственные органы (Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ) и создаваемые на военное время специальные формирования 131.
Безусловно, федеральными законами РФ строго регулируются полномочия всех указанных ведомств с учетом их предназначения и государственных задач.
Анализ специфики деятельности различных гос} дарственных военизированных организаций и правоохранительных органов позволяет выделить ряд обязательных общих признаков:
136
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
1. Деятельность является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения определен в соответствующих нормативных правовых актах.
2. В каждой из перечисленных организаций установлены знаки различия (специальные или воинские) и символика.
3. Строгое соблюдение принципа единоначалия и регламентация требований к служебной дисциплине.
4. Обладание специальными правами и полномочиями, в том числе убеждения и принуждения.
5. Публичный характер деятельности - общество оценивает эффективность работы в разнообразных ситу ациях, в которых приходится действовать быстро и правильно принимать решения.
Государственные военизированные организации и правоохранительные органы каждого государства должны иметь целый комплекс отличительных признаков от вооруженных сил другого государства, к числу которых относится и форма одежды. Военная форма одежды является неотъемлемым атрибутом военной службы, определяющим принадлежность военнослужащих к Вооруженным Силам РФ, повышающим их организованность и дисциплину при исполнении обязанностей военной службы 113|.
Так же, как и наличие форменной одежды у патру льно-постовых нарядов полиции является одним из основных внешних признаков, который позволяет гражданам безошибочно определять их принадлежность к правоохранительной деятельности |17, с. 1911. В военных организациях для военнослужащих ношение формы одежды является обязательным условием.
В Российской Федерации к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность: Прокурату ра РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ (за исключением внутренних войск), Федеральная миграционная служба. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Федеральная таможенная слу жба. Министерство юстиции РФ, (Федеральная служба исполнения наказаний), Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ |2|.
В приведенных источниках определяющим словом является «военизировать» - воору жить, организовать на военный лад 1201. Соответственно «воин» должен иметь доспехи, т. с. форму одежды.
Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым нс относится, так как по стату су нс приравнена к другим силовым стру ктурам и является гражданским ведомством, как, например, Федеральная налоговая служба |2|.
Государственные военизированные организации и правоохранительные органы занимают важнейшее место в структуре власти. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право госу дарства на применение мер принуждения 116, с. 4111.
В каждом из перечисленных ведомств создан целый комплекс нормативно-правовых доку ментов, регламентирующих порядок обеспечения различными видами формы одежды и правила се ношения.
Следует отметить, что, к сожалению, законодатель пользуется разными терминами «форма одежды» и «форменная одежда», что, на наш взгляд, затрудняет применение статьи 17.12. КоАП РФ, которая прямо предусматривает ответственность, как уже сказано, за ношение «форменной одежды».
Понятие «форма одежды» и правила ее ношения в наибольшей степени определены в Вооруженных Силах РФ и предусматривает целый комплекс нормативных правовых актов.
Большое внимание у деляется правовому регулированию порядка обеспечения различными видами формы одежды и правилам ее ношения в других государственных военизированных организациях и правоохранительных органах.
Наиболее точное определение формы одежды сформу лировано в Указе Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» |10|: «Военная форма одежды - это у инфицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими». Также в данном доку менте достаточно четко излагаются существенные внешние признаки военной формы одежды, к которым в совоку пности относятся: конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения; декоративно-различительные элементы установленных цветов -канты, лампасы, околыши фуражек, поля и просветы на погонах; фурнитура установленных образцов; погоны (погончики) установленных видов. Кроме того, в нем уделено внимание и существенным признакам знаков различия и
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
137
ведомственным знакам отличия, которыми являются: сочетание расцветки и конфигурации, наличие официальных эмблем и геральдических элементов, у твержденных в установленном порядке ру ководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором преду смотрена военная служба.
Аналогичным образом сформу лировано предназначение формы одежды сотрудников Федеральной слу жбы безопасности РФ. при этом делается прямая ссылка на нормативные правовые акты Министерства обороны РФ: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности носят военну ю форму одежды и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации» 1111.
В Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 789 «Форма одежды сотрудников органов внутренних дел РФ, госу дарственной противопожарной слу жбы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, у чреждений и органов у головно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» |211 дано определение именно для понятия «форма одежды», но вместе с тем в тексте встречается словосочетание «форменная одежда».
В период проведения реформ органов внутренних дел в Постановлении Правительства РФ от 13 октября 2011 г. № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» |7| понятие «форменная одежда» у же закрепилось однозначно: «Форменной одеждой является у нифицированный по комплексу существенных внешних признаков комплект предметов одежды и обу ви (обму ндирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками». Вполне логично и последовательно проявляется связь и формулировки дву х вышеприведенных нормативных правовых документов.
Однако в то же время в статье 16 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О слу жбе в органах вну тренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 114| понятия «формаодежды» и «форменная одежда» не имеют одинакового прочтения и даже противопоставляются: «Форма одежды и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
су бъектов Российской Федерации, органов местного самоу правления, организаций, членов общественных объединений, нс являющихся сотрудниками органов внутренних дел, нс могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотру дников органов внутренних дел».
Вместе с тем точно такая же норма, но с употреблением термина «форма одежды» в отношении военнослужащих предусмотрена статьей 39 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «...форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений нс могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослу жащих» 191.
Понятие «форма одежды» имеется в нормативных правовых актах Министерства юстиции (в отношении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы) и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сохраняется.
Конечно, ввиду разницы в правовом стату се госу дарственных военизированных организаций и правоохранительных органов установлен различный механизм утверждения образцов формы одежды и знаков различия. Так, например, в Вооруженных Силах РФ: «Военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Воору женных Сил Российской Федерации, дру гих войск, воинских формирований и органов у тверждаются Президентом Российской Федерации» |9|, в органах внутренних дел «...описания форменной одежды и знаков различия по специальным званиям у тверждаются Правительством РФ, а правила ношения форменной одежды - федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» 1141.
В понимании человека, не имеющего отношения к государственным военизированным организациям и правоохранительным органам РФ эти понятия тождественны. Вместе с тем статьей 17.12 КоАП РФ преду смотрена ответственность именно за незаконное ношение «форменной одежды», следовательно, только ношение «форменной одежды» со знаками различия и символикой, сотру дников органов вну тренних дел бу дет являться правонарушением. Существующая в настоящее время диспозиция статьи 17.12 КоАП РФ, на наш взгляд, не позволяет точно
138
№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА
трактовать и квалифицировать данный вид правонарушений, так как непосредственный объект посягательства указан некорректно.
Соответственно запрет на ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих лицами, нс имеющими на это права, и влекущий за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» |9|, а также запреты на ношение формы одежды и большинства государственных военизированных организаций и правоохранительных органов РФ, в которых употребляется термин «форма одежды» в настоящее время не обеспечены должной юридической защитой.
Необходимо отмстить, что указанная норма административного права появилась сравнительно недавно. Так в Уголовном кодексе СССР и в Кодексе об административных правонарушениях РСФСР данный вид правонарушения нс был предусмотрен. Необходимость правовой защиты общественных отношений, связанных с незаконным ношением формы одежды, возникла в период новейшей истории. Прежде всего это было связано с резким ухудшением криминогенной обстановки в России 90-е годы XX века, когда форма одежды зачастую стала использоваться в преступных целях. В связи с этим законодатель в пункте «н» статьи 63 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование форменной одежды предусмотрел как обстоятельство, отягчающее наказание |19|. Самостоятельная норма права, предусматривающая юридическую ответственность лица, возникла в связи с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, дать возможность правоприменителю однозначно трактовать и квалифи-
цировать правонарушения, связанные с незаконным ношением формы одежды государственных военизированных организаций и правоохранительных органов, представляется возможным только после внесения соответствующих изменений: закрепление в ведомственных нормативных правовых актах государственных военизированных и правоохранительных органов РФ единого понятия «форма одежды» и связанных с этим запретами и ограничениями по се ношению. В свою очередь данные уточнения послужили бы основанием для внесения изменения в диспозицию части 1 статьи 17.12 КоАП РФ: «Незаконное ношение формы одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации» и в пункт «н» статьи 63 Уголовного Кодекса РФ: «совершение преступления с использованием формы одежды или документов представителя власти».
Очевидно, что в нормативных правовых актах различных государственных военизированных организаций, правоохранительных органах РФ подходы к форме одежды, к знакам различия и символике, а также к регламентации правил ее ношения и нормам обеспечения имеют единую направленность и имеют много общего. Вместе с тем есть объективная необходимость принятия единого понятия «форма одежды» и использовать его для внесения изменений в диспозицию статьи 17.12 КоАП РФ и в пункт «н» статьи 63 У головного Кодекса РФ, а также в существующие нормативно-правовые документы, регламентирующие ношение формы одежды в органах внутренних дел. Данные меры позволят обеспечить надежную юридическую защиту интересов всех госу дарственных военизированных организаций и правоохранительных органов Российской Федерации.
X
Примечания
1. Административное право : у чебник / под общ. рсд. А. И. Каплунова. - М. : ДГСК МВД России, 2011.
2. Википедия. - https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 30 марта 2015 г.).
3. Закон сегодня. Юридический портал, -http://lawtoday.ru/razdcl/biblo/vocn-prav70l2.php (дата обращения 30 марта 2015 г.).
4. Кодеке Российской Федерации об административных правонару шениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (рсд. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. I.
5. Констит\ция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -№ 31. - Ст. 4398.
6. Об ору жии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. 150-ФЗ (рсд. от 31 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
139
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015
7. Описание форменной одежды сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : постанова. Правительства РФ от 13 октября 2011 г. № 835 // Досту п из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 31 марта 2015 г ).
8. О внесении изменений в Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях : постанова. Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1177 // Досту п из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 31 марта 2015 г ).
9. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (рсд. от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
К). О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия: указ Президента РФ от 11 марта 2010 г. № 293 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 31 марта 2015 г ).
11. О военной форме одежды военнослужащих органов Федеральной службы безопасности : приказ ФСБ РФ от 27 августа 2010 г. № 413 (ред. от 21 июля 2014 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. -№ 47.
12. О полиции : федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (рсд. от 16 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
13. О правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных сил Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. № 1500 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31 марта 2015 г ).
14. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (рсд. от 16 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49. - Ст. 7020.
15. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 31 марта 2015 г.).
16. Севрюгин В. Е., Козлова Л. С., Плссовских В. Д. Административное право Российской Федерации (Особенная часть): учеб, пособие. - Тюмень, 2009.
17. Севрюгин В. Е. Об административно-правовой природе административной ответственности // Современные проблемы административного и полицейского права. - Омск, 2013. - С. 186-195.
18. Севрюгин В. Е. Реализация Конституционных положений в законодательстве Российской Федерации об административной ответственности // Сборник трудов конференции Тюменского государственного университета. - Тюмень, 2009. - С. 10-16.
19. Уголовный кодеке Российской Федерации : федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (рсд. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
20. Словарь Ожегова. - http://\\\\\\ .ozhcgov.org/ (дата обращения: 31 марта 2015 г.).
21. Форма одежды сотрудников органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситу ациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней слу жбы : постановл. Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 789 // Досту п из справ.-правовой системы «Консу льтантПлюс» (дата обращения: 31 марта 2015 г.).
ЕФРЕМОВЦЕВ Александр Рудольфович, преподаватель кафедры организации охраны общественного порядка. Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.
E-mail: alcx70rudolf?//mail.ru
EFREMOVTSEV Aleksandr, lecturer, Chair of Public Order Protection, Tyumen Institute of Advanced Police Training of the Ministry of Interior of the Russian Federation.
E-mail: alcx70rudolf^mail.ru