Научная статья на тему 'Дисциплинарная ответственность представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения'

Дисциплинарная ответственность представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
367
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / НЕЗАКОННОЕ НОШЕНИЕ ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ / ПЕРЕДАЧА ФОРМЕННОЙ ОДЕЖДЫ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ИМИДЖ / POSITIVE IMAGE / STRENGTHENING OF STATEHOOD / STATE MILITARY ORGANIZATIONS / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / REGULATORY AUTHORITIES / ILLEGAL CARRYING OF UNIFORMS / UNIFORM TRANSFER / SERVICE DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремовцев Александр Рудольфович

В статье рассматривается возможность усиления ответственности особых субъектов за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ефремовцев Александр Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная ответственность представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ефремовцев А. Р. К вопросу о дисциплинарной ответственности представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16274.htm.

ART 16274

УДК 343.356

Ефремовцев Александр Рудольфович,

преподаватель кафедры организации охраны общественного порядка ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ», г. Тюмень [email protected]

Дисциплинарная ответственность представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения

Аннотация. В статье рассматривается возможность усиления ответственности особых субъектов за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Ключевые слова: укрепление государственности, государственные военизированные организации, правоохранительные органы, контролирующие органы, незаконное ношение форменной одежды, передача форменной одежды, положительный имидж, служебная дисциплина.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В системе основных общегосударственных мер по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений особое место отводится обеспечению общественной безопасности, которая является одной из важнейших составляющих системы национальной безопасности государства. Основная ответственность за реализацию этих мер возлагается на государственные военизированные организации, правоохранительные и контролирующие органы, одним из отличительных признаков которых является их законное право ношения форменной одежды со знаками различия и символикой, позволяющими гражданам безошибочно определять их функции и полномочия.

Во многих случаях факт присутствия представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов в форменной одежде сам по себе уже дисциплинирует граждан и часто играет решающую роль в пресечении и предотвращении правонарушений.

Федеральными законами Российской Федерации, постановлениями правительства Российской Федерации и ведомственными нормативными актами предусматриваются 19 категорий лиц, имеющих законное право получения и ношения форменной одежды, а также регламентируется порядок размещения знаков отличия и символики.

Очень часто форменная одежда становится предметом гордости и уважения к военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и контролирующих организаций, которые прилагают значительные усилия к укреплению положительного имиджа, в том числе с использованием средств массовой информации. Отдельные случаи незаконного ношения форменной одежды установленных образцов получают вполне обоснованный общественный резонанс, сопровождающийся активным обсуждением в средствах массовой информации.

Ефремовцев А. Р. К вопросу о дисциплинарной ответственности представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16274.htm.

Отношение тех, кто имеет законное право ношения форменной одежды, к выполнению требований нормативно-правовых актов, своим служебным обязанностям, дисциплине и даже их внутренняя зрелость хорошо понятны по внешнему виду и форменной одежде. Осознанное, уважительное отношение к форме одежды формируется уже на первоначальной стадии профессиональной подготовки и в дальнейшем встает на один уровень с чувством собственного достоинства.

Наиболее полное определение понятия формы одежды дано для военной формы - это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими [1]. Военная форма одежды является неотъемлемым атрибутом военной службы, определяющим принадлежность военнослужащих к Вооруженным силам, повышающим их организованность и дисциплину при исполнении обязанностей военной службы [2].

Как правило, носители форменной одежды - это представители социально значимых профессий в обществе, поэтому желающих надеть погоны всегда вполне достаточно, тем более что служба в современных условиях гарантирует и социальную защиту, и постоянный и вполне приличный заработок.

Между тем органы внутренних дел периодически сталкиваются с инцидентами, связанными с использованием форменной одежды в личных и корыстных целях лицами, не имеющими законного права ее ношения.

В Российской Федерации одним из административных правонарушений, посягающим на институты государственной власти, является незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, санкции за которые предусмотрены статьей 17.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) [3].

С точки зрения правовых потребностей общества и государства в диспозиции статьи 17.12 КоАП РФ отражается содержание общественного отношения к данному правонарушению и его оценка. Однако ответственность лица, предоставившего предмет административного правонарушения (форменная одежда со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов), в ней не предусмотрена, а также не определена степень сходства представленного образца с установленной форменной одеждой со знаками различия и символикой, принадлежащей тому или иному ведомству.

Практика применения административного законодательства по статье 17.12 КоАП РФ свидетельствует, что к ответственности привлекаются только лица, незаконно носящие форменную одежду должностных лиц указанных организаций и органов и использующие ее в корыстных и личных целях.

Возникает проблема законности владения форменной одеждой данным лицом. Пути ее приобретения могут быть различными, в том числе форменная одежда может быть предоставлена особым субъектом, т. е. должностным лицом, имеющим право ее ношения в силу выполнения своих должностных обязанностей, но реализующим либо предоставляющим умышленно форменную одежду и знаки различия лицам, не имеющим такого права. В данном случае, при отсутствии соответствующей формулировки нормы в КоАП РФ в настоящее время, особый субъект не несет ни юридической, ни материальной, ни дисциплинарной ответственности за передачу форменной одежды другим лицам и только при установлении факта причастности к определенному правонарушению может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по месту работы или службы.

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Ефремовцев А. Р. К вопросу о дисциплинарной ответственности представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16274.htm.

Законодательством Российской Федерации достаточно четко определены требования только к незаконному ношению форменной одежды военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел: ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [4, 5]. Данные факты могут являться составной частью нарушения законодательства и служебной дисциплины, которая обеспечивается личной ответственностью каждого военнослужащего или сотрудника за соблюдение правил ношения форменной одежды.

Применение дисциплинарного взыскания как мера укрепления ответственности и служебной дисциплины представителей государственных военизированных организаций и правоохранительных органов Российской Федерации является вполне допустимым при условии качественного сбора материалов служебной проверки.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих лиц необходимо установить объективные и субъективные критерии субъективной стороны состава правонарушения, а именно обязанности и возможности действовать должным образом.

Наличие обязанности действовать должным образом - это объективный критерий, вытекающий из нормативно-правовых актов. Наличие возможности - это субъективный критерий, который должен оцениваться в каждом случае индивидуально, исходя из оценки объективных и субъективных (личная недисциплинированность, пренебрежение нормами законодательства и правилами поведения) обстоятельств совершения проступка.

В то же время, на наш взгляд, наряду с требованиями правил ношения форменной одежды необходимо четко установить запрет на ее передачу третьим лицам, не имеющим законного права ее носить. Такой запрет должен быть как в нормативных правовых актах, так и в должностных инструкциях (регламентах) соответствующих сотрудников.

Только в этом случае факты незаконной передачи форменной одежды со знаками различия и символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения, могут быть рассмотрены как нарушения служебной дисциплины, что, соответственно, даст основание для наложения на представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов дисциплинарных взысканий.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение должностного лица, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к служебным обязанностям, информированность о правилах ее ношения и хранения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением [6].

В настоящее время незаконное владение форменной одеждой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов позволяет правонарушителю публично совершать аморальные поступки, нарушать общественный порядок, использовать полномочия силовых и правоохранительных структур и контролирующих органов.

Изложенное позволяет переоценить степень общественной опасности незаконной передачи форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов лицами, имеющими статус особого субъекта.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

Ефремовцев А. Р. К вопросу о дисциплинарной ответственности представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16274.htm.

Вместе с тем общественная вредность данного проступка проявляется в том, что незаконное предоставление форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов специальным субъектом лицу, не имеющему законного права ее ношения, сопряжено с посягательством на институты государственной власти, ущемляет частные и общественные интересы. Такой акт всегда есть вызов обществу, пренебрежение тем, что значимо и ценно для него.

В современных условиях обостряется потребность в укреплении служебной дисциплины в государственных военизированных организациях, правоохранительных, контролирующих органах, в том числе путем выполнения правил пользования форменной одеждой представителями силовых структур и контролирующих органов Российской Федерации.

Для органов внутренних дел Российской Федерации, являющихся одним из основных применителей законодательства об административной ответственности, эта проблема особенно актуальна, поскольку многие ее аспекты, имеющие важное теоретическое и практическое значение, требуют надлежащего рассмотрения. С точки зрения правовой оценки принимаемых решений у участников правоотношений не должно возникать сомнений в объективности принимаемых мер воздействия.

Для решения задачи по укреплению законности и служебной дисциплины внутри каждого из перечисленных ведомств вполне возможно проведение последовательного комплекса мероприятий по своевременному доведению соответствующей информации до личного состава, ее закреплению на практических занятиях.

Ссылки на источники

1. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных сил Российской Федерации: приказ министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. № 1500. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ: в ред. федер. законов от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ, № 213-Ф3, № 217-ФЗ, № 223-ФЗ, № 227-ФЗ, № 232-ФЗ, № 243-ФЗ, № 247-ФЗ, № 258-ФЗ, № 263-ФЗ, № 277-ФЗ и № 308-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст. 1. С. 3-192; Рос. газета. - 2014. - 23-24 июля; 17 окт.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: в ред. федеральных законов от 23 июня 2014 г. № 159-ФЗ и от 21 июля 2014 г. № 246-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 13. - Ст. 1475. - С. 2833-2868; Рос. газета. -2014. - 25 июня; 23 июля.

6. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Ефремовцев А. Р. К вопросу о дисциплинарной ответственности представителей государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов Российской Федерации за незаконную передачу форменной одежды со знаками различия, символикой лицам, не имеющим законного права ее ношения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 12 (декабрь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16274.htm.

Alexander Efremovtsev,

Lecturer at the chair of Organization of Protecting Public Order, Tyumen Institute of Advanced Police Academy of the Russian Federation, Tyumen alex70rudolf. @ mail.ru

On the issue of disciplinary responsibility of the representatives of state military organizations, law enforcement or regulatory agencies of the Russian Federation for the illegal transfer of uniforms with signs differences symbolism persons do not have the legal right to wear it

Abstract. The paper deals with possibility of increasing the responsibility of special subjects for the illegal transfer of uniforms with signs differences symbolism of state military organizations, law enforcement or regulatory authorities.

Key words: strengthening of statehood, state military organizations, law enforcement agencies, regulatory

authorities, illegal carrying of uniforms, uniform transfer, positive image, service discipline.

References

1. "Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 11 marta 2010 goda № 293 "O voennoj forme odezhdy, znakah razlichija voennosluzhashhih i vedomstvennyh znakah otlichija", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus" (in Russian).

2. "O pravilah noshenija voennoj formy odezhdy i znakov razlichija voennosluzhashhih Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii, vedomstvennyh znakov otlichija i inyh geral'dicheskih znakov i osoboj ceremonial'noj paradnoj voennoj formy odezhdy voennosluzhashhih pochetnogo karaula Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: prikaz ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 3 sentjabrja 2011 g. № 1500", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus" (in Russian).

3. "Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: feder. zakon ot 30 dekabrja 2001 № 195-FZ: v red. feder. zakonov ot 21 ijulja 2014 g. № 210-FZ, № 213-FZ, № 217-FZ, № 223-FZ, № 227-FZ, № 232-FZ, № 243-FZ, № 247-FZ, № 258-FZ, № 263-FZ, № 277-FZ i № 308-FZ", Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2002, № 1, st. 1. pp. 3-192; Ros. gazeta, 2014, 23-24 ijulja; 17 okt. (in Russian).

4. "O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30 nojabrja 2011 goda № 342-FZ", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus" (in Russian).

5. "Federal'nyj zakon ot 28 marta 1998 g. № 53-FZ 'O voinskoj objazannosti i voennoj sluzhbe': v red. federal'nyh zakonov ot 23 ijunja 2014 g. № 159-FZ i ot 21 ijulja 2014 g. № 246-FZ", Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 1998, № 13, st. 1475, pp. 2833-2868; Ros. gazeta, 2014, 25 ijunja; 23 ijulja (in Russian).

6. "Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 14 oktjabrja 2012 goda № 1377 "O disciplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Konsul'tantPljus" (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Десятовой О. В., кандидатом юридических наук, доцентом; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.12.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.12.16

Принята к публикации Accepted for publication 21.12.16 Опубликована Published 24.12.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Ефремовцев А. Р., 2016

977230412016612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.