Научная статья на тему 'Правовые механизмы стимулирования инноваций в системах публичных закупок ведущих мировых экономик'

Правовые механизмы стимулирования инноваций в системах публичных закупок ведущих мировых экономик Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ ЗАКУПКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ИННОВАЦИИ / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / PUBLIC PROCUREMENT / SUSTAINABLE ACQUISITION / IMPORT SUBSTITUTION / DOMESTIC INNOVATION / LEGAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шувалов Сергей Сергеевич

В статье проанализированы важнейшие правовые документы, регулирующие сферу публичных закупок в ведущих мировых экономиках (Европейском Союзе, США и Китае), с точки зрения заложенных в них принципов и механизмов стимулирования инноваций. Результаты проведенного анализа показывают, что универсального набора принципов и механизмов стимулирования инноваций в системе публичных закупок в мировой практике не существует, в каждой экономике этот набор специфичен. Сделан вывод о том, что при реформировании российской системы публичных закупок с целью повышения эффективности ее использования в качестве драйвера инновационного развития обращение к зарубежному опыту является целесообразным, однако механическое копирование лучших зарубежных практик без учета национальной специфики едва ли позволит добиться желаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCENTIVES FOR PUBLIC PROCUREMENT OF INNOVATION IN THE WORLD’S LEADING ECONOMIES

The paper describes the basic legal acts in the field of public procurement in some leading economies (the European Union, the United States, and China) along with the key principles and incentives incorporated in those legal acts to spur domestic innovation through the public procurement. It is shown that there are no universal toolkits to spur domestic innovation through the public procurement and the toolkits differ in different economies. The conclusion is drawn that the foreign experience could be useful while reforming the public procurement in Russia but direct replication of foreign best practices without the Russian specific features being taken into account will not bring desirable results.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы стимулирования инноваций в системах публичных закупок ведущих мировых экономик»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

С. С. Шувалов

УДК: 338.24 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10046

Правовые механизмы стимулирования инноваций в системах публичных закупок ведущих мировых экономик

В статье проанализированы важнейшие правовые документы, регулирующие сферу публичных закупок в ведущих мировых экономиках (Европейском Союзе, США и Китае), с точки зрения заложенных в них принципов и механизмов стимулирования инноваций. Результаты проведенного анализа показывают, что универсального набора принципов и механизмов стимулирования инноваций в системе публичных закупок в мировой практике не существует, в каждой экономике этот набор специфичен. Сделан вывод о том, что при реформировании российской системы публичных закупок с целью повышения эффективности ее использования в качестве драйвера инновационного развития обращение к зарубежному опыту является целесообразным, однако механическое копирование лучших зарубежных практик без учета национальной специфики едва ли позволит добиться желаемых результатов.

Ключевые слова: публичные закупки, экологические требования, импортозамещение, внутренние инновации, правовые механизмы

Введение

В соответствии с получившим широкое распространение подходом [7] в настоящей статье под публичными закупками понимаются государственные и муниципальные закупки, а также нормативно регулируемые корпоративные закупки (закупки отдельных видов юридических лиц).

На принципиальном уровне целесообразность рассмотрения института публичных закупок в качестве одного из значимых драйверов инновационного развития в смешанной экономике была осознана достаточно давно. В западной научно-экономической литературе интерес к проблематике стимулирования инноваций через систему публичных закупок прослеживается с середины 1970-х годов. Текущий всплеск интереса к данной проблеме обычно связывают с публикацией в 2007 году статьи «Публичные закупки и инновации — возрождая сторону спроса» признанных экспертов в области экономической политики Я. Эдлера и Л. Георгиу [12].

К настоящему времени в экспертном сообществе сложился определенный консенсус в части признания значимой роли публичных закупок в инновационном

© С. С. Шувалов, 2018

развитии современной смешанной экономики. В целом, признается, с одной стороны, что система публичных закупок, восприимчивая к инновациям, которые инициативно предлагаются экономическими агентами, способствует ускоренному формированию новых рынков и раскручиванию инновационной спирали, с другой стороны, что данная система, директивно предъявляющая повышенные требования к закупаемой продукции в части ее функциональных, технологических, экологических и иных характеристик, вынуждает производителей, ориентированных на работу с государственным сектором, заниматься внедрением соответствующих инноваций [6, с. 98—102].

В Российской Федерации прямое указание на необходимость использования инновационного потенциала публичных закупок впервые было зафиксировано в утвержденной в 2011 году Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, что впоследствии привело к внедрению соответствующих принципов и норм в законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие сферу публичных закупок, в том числе в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подзаконные акты.

Вместе с тем упрощенный и в значительной степени поверхностный подход к пониманию функционирования механизмов стимулирования инноваций через систему публичных закупок в результате привел к несовершенству российской правовой базы и правоприменительной практики в данной области. Экспертами справедливо подчеркиваются серьезные недостатки действующей российской правовой базы публичных закупок в части стимулирования инноваций даже на уровне целеполагания [2] и используемой терминологии [3].

В свете изложенного представляется целесообразным рассмотреть существующие правовые механизмы стимулирования инноваций в системах публичных закупок ведущих мировых экономик — Европейского Союза, США и Китая.

Публичные закупки в Европейском Союзе

Сфера публичных закупок в Европейском Союзе регламентируется двумя базовыми директивами: Директивой о публичных закупках [10] и Директивой о закупках юридических лиц, работающих в инфраструктурных секторах [11].

C 2016 года указанные документы являются обязательными для применения всеми странами-участницами, а национальные правовые документы в сфере публичных закупок применяются лишь в части, не противоречащей нормам директив.

Директивами предусмотрены следующие механизмы стимулирования инноваций в системе публичных закупок (закупок государственных и муниципальных органов и организаций государственного сектора) и закупок юридических лиц, работающих в инфраструктурных секторах.

Предварительные информационные сообщения (англ. prior information notice). Целью применения данного механизма является заблаговременное информиро-

вание участников рынка о предстоящей закупке и ее особенностях с тем, чтобы они могли наилучшим образом подготовиться и сделать наилучшие предложения. Предварительное информационное сообщение может предшествовать как предварительным консультациям с участниками рынка, так и непосредственно тендеру, публикуется по желанию заказчика.

Предварительные консультации с участниками рынка (англ. preliminary market consultation). Целью применения данного механизма является уточнение потребностей заказчика и спецификаций закупки с учетом реальных возможностей рынка и более качественная подготовка тендерной документации, а также заблаговременное информирование экономических операторов о планах и спецификациях закупок. Применяется в тех случаях, когда заказчик не имеет достаточной информации о существующих на рынке инновационных предложениях, чтобы эффективно сформулировать потребности и спецификации.

Инновационные партнерства (англ. innovation partnership) создаются, когда потребности заказчика в инновационных продуктах не могут быть удовлетворены путем приобретения имеющихся на рынке продуктов и технологий, при этом весь цикл работ от исследований и разработок до поставки необходимой партии готового продукта целесообразно выполнить в рамках единого контракта, обеспечив таким образом необходимую кооперацию пула исследовательских и промышленных структур. Долгосрочное инновационное партнерство и соответствующий контракт должны быть структурированы по стадиям, целям и партнерам, особенности которых дополнительно регулируются специальной директивой.

Доконкурентные закупки (англ. pre-commercial procurement) применяются в тех случаях, когда потребности заказчика в инновационных продуктах не могут быть удовлетворены путем приобретения имеющихся на рынке продуктов и технологий, однако заказчик не считает целесообразным создание инновационного партнерства. Доконкурентные закупки включают в себя закупку услуг по исследованиям и разработкам, в том числе создание прототипа и тестовой партии продукта. Они также могут включать в себя закупку ограниченной партии прототипов или тестовой партии продукта, но не коммерческой партии.

Конкурентный диалог (англ. competitive dialogue) применяется для закупки товаров, работ, услуг в тех ситуациях, когда в силу масштабности, сложности или инновационности проекта заказчик не может самостоятельно сформулировать спецификации на основе существующих стандартов до начала закупочной процедуры. При процедуре конкурентного диалога выпускается сообщение о заинтересованности с общим описанием потребностей заказчика и критериями отбора экономических операторов. С отобранными операторами ведется диалог, в ходе которого уточняются спецификации и критерии выбора победителя, оптимизируются предложения операторов. Процедура диалога может состоять из нескольких раундов.

Основной критерий оценки заявок — наилучшее соотношение цены и качества (англ. the best price—quality ratio). Целью применения критерия является выбор наилучшего со всех точек зрения предложения.

Характер предложения содержит качественные, экологические и социальные аспекты и оценивается на основе следующих критериев:

— качество, включая сравнительные технические преимущества, эстетические и функциональные характеристики, дизайн, общедоступность для конечных пользователей, социальные, экологические и инновационные характеристики;

— организация, квалификация и опыт персонала, заявляемого для исполнения контракта, если это может оказать значимое влияние на исполнение контракта;

— послепродажный сервис и техническая поддержка, условия доставки, включая дату (период) поставки, процесс доставки, период установки и наладки.

Предусмотрены три варианта учета ценовых параметров предложения:

— фиксированная цена, установленная заказчиком (в данном случае предложения конкурируют только по качественным характеристикам, которые экономические операторы могут предложить в рамках данной цены);

— предложения экономических операторов содержат и предлагаемые ими цены, и качественные характеристики, выбирается предложение с наилучшим соотношением цены и качества;

— учитывается не цена контракта, а стоимость жизненного цикла.

Весовые соотношения ценовых и неценовых критериев оценки определяются

заказчиками самостоятельно и включаются в состав закупочной документации.

Учет стоимости жизненного цикла при оценке и сравнении предложений (англ. life-cycle costing). Целью применения данного механизма является более полный учет потенциальных издержек и выгод заказчика и «расчистка пути» для инновационных продуктов, более дорогих в закупке, но более экономичных в потреблении. При расчете стоимости жизненного цикла учитываются:

(1) издержки, которые понесет заказчик или другие конечные потребители, в том числе:

— издержки, связанные с приобретением;

— расходы на энергию и другие ресурсы;

— траты на техническое обслуживание;

— расходы на сбор, переработку и утилизацию;

(2) издержки, определяемые экологическими эффектами использования продукта (работы, услуги) в течение жизненного цикла при условии, что их денежная оценка может быть определена и верифицирована (такие издержки могут определяться выбросами парниковых газов и других загрязнителей окружающей среды, а также расходами, необходимыми для смягчения вреда окружающей среде).

Рассмотрение альтернативных вариантов в рамках любых тендерных процедур (англ. acceptance of variants). Целью применения данного механизма является стимулирование подачи инновационных предложений, не в полной мере соответствующих изначально установленным заказчиком спецификациям, но способных не менее эффективно удовлетворить соответствующие потребности.

В этом случае заказчик делит все требования на две части: минимальные, которым должны соответствовать все предложения, включая альтернативные варианты, и дополнительные. Рассмотрение альтернативных вариантов допускается, если заказчик отразил возможность их подачи в тендерной документации и предварительном информационном сообщении, при наличии последнего. Для снижения рисков недобросовестной конкуренции, манипуляций и коррупции применение этой меры связано с выполнением заказчиком ряда условий.

Директивой о публичных закупках предусмотрена конкурентная процедура с переговорами (англ. competitive procedure with negotiation). Применение данной закупочной процедуры допускается для закупки товаров, работ, услуг, включающих в себя элемент доработки, дизайна или инновационности, или другие черты, которые делают выбор победителя и заключение контракта без предварительных переговоров нецелесообразными. В отличие от процедуры конкурентного диалога при проведении конкурентной процедуры с переговорами минимальные спецификации закупки и критерии выбора победителя устанавливаются заказчиком заранее и обсуждению в ходе самой процедуры не подлежат. Переговорная процедура может состоять из нескольких раундов.

Директивой о закупках юридических лиц, работающих в инфраструктурных секторах, предусмотрена переговорная процедура с предварительным открытым приглашением (англ. negotiated procedure with prior call for competition). Ее применение допускается для закупки товаров, работ, услуг, включающих в себя элемент доработки, дизайна или инновационности, либо другие черты, которые делают выбор победителя и заключение контракта без предварительных переговоров нецелесообразными. На первом этапе заказчиком публикуется открытое приглашение к участию в переговорной процедуре с указанием критериев допуска участников и минимальных требований к закупке, не подлежащих обсуждению в ходе переговорной процедуры (в отдельно оговоренных случаях приглашение может быть направлено ограниченному кругу экономических операторов). На втором этапе происходит собственно переговорная процедура.

Публичные закупки в США

В США базовым документом, регулирующим сферу публичных закупок на федеральном уровне, является специальный раздел Кодекса федерального регулирования — Регламент федеральных закупок [9].

Регламентом федеральных закупок предусмотрены следующие механизмы стимулирования экологических инноваций и содействия защите окружающей среды.

Обеспечение требований устойчивого развития (англ. sustainable acquisition) при заказах на поставку товаров или оказание услуг. Каждое федеральное ведомство должно гарантировать, что 95% новых контрактов предусматривают закупку товаров, имеющих преимущество перед закупавшимися ранее как минимум по одному из следующих критериев: энергоэффективность (закупаемые товары должны как минимум иметь маркировку ENERGY STAR), водоэффективность,

биоразлагаемость, пониженная токсичность (закупаемые товары должны как минимум иметь маркировку EPEAT), «дружелюбность» к озоновому слою, производство на основе вторичного сырья.

Использование товаров в данном случае означает поставку товаров правительству США во время исполнения контракта и (или) приобретение товаров подрядчиком для использования в процессе оказания услуг на объектах, контролируемых правительством США, и (или) приобретение подрядчиком товаров для использования правительством США.

Дополнительные требования к использованию вторичного сырья при производстве закупаемой продукции и биоразлагаемости закупаемых продуктов (англ. use of recovered materials and biobased products). Если цена единицы закупаемого товара или агрегированная стоимость закупки соответствующих товаров или их функциональных эквивалентов из определенного перечня в течение одного года превышает 10 тысяч долларов, то ведомство обязано закупать только продукты, одобренные Агентством по защите окружающей среды или Министерством сельского хозяйства.

Дополнительные требования к экологичности закупаемой радиоэлектронной продукции и офисной техники и связанных с этим услуг (англ. contracting for environmentally preferable products and services). При закупке радиоэлектронной продукции и офисной техники и связанных с этим услуг ведомства обязаны закупать только продукты, которые имеют маркировку EPEAT, соответствуют стандарту IEEE или требованиям Агентства по защите окружающей среды.

Дополнительные требования к закупкам продукции, содержащей или произведенной на основе или с применением веществ, разрушающих озоновый слой, и (или) перфторуглеводородов (англ. ozone-depleting substances and hydrofluorocarbons). При подготовке к закупке и установлению спецификаций заказчик обязан учитывать требования Закона о чистом воздухе (англ. Clean Air Act) и закупать наименее вредные из доступных альтернативных продуктов, в том числе из специальных перечней Агентства по защите окружающей среды.

Требования к подрядчикам о соответствии ведомственным системам экологического менеджмента (англ. contractor compliance with environmental management systems). Каждое ведомство обязано разработать систему экологического менеджмента и все контракты, заключаемые ведомством, должны содержать условие о том, что деятельность подрядчика по исполнению заказа должна соответствовать этим требованиям, если она осуществляется на или в отношении объектов, принадлежащих Правительству США или арендуемых им.

Чтобы стимулировать приобретение федеральными заказчиками энерго-и водоэффективных инновационных товаров и услуг и товаров, использующих технологии возобновляемой энергетики, а также в целях внедрения на федеральных объектах энергоэффективных технологий без специальных федеральных инвестиций. Регламент федеральных закупок устанавливает дополнительные требования к энергоэффективности, водоэффективности и использованию возобновляемых источников энергии при заключении федеральных контрактов (англ. energy and water

efficiency and renewable energy). Содержание требований заключается в следующем:

— товары из специального перечня закупаются, только если имеют маркировку ENERGY STAR или одобрены в рамках Федеральной программы энергетического менеджмента;

— для обслуживания федеральных объектов и на поставки энергии для федеральных объектов заключаются энергосберегающие результативные контракты (англ. Energy Savings Performance Contract).

В целях содействия коммерциализации инноваций малого бизнеса и поддержки полного инновационного цикла Регламентом федеральных закупок предусмотрены особые условия заключения контрактов с исследовательскими пулами (англ. research and development pools), поддержанными Администрацией малого бизнеса — SBA). Заключение и исполнение контрактов с исследовательскими пулами малых предприятий связано с рядом привилегий и льгот для последних.

Кроме того, Регламентом федеральных закупок предусмотрены особые требования к тендерной документации при закупке крупных систем (англ. major system acquisition). Под крупной системой в данном случае понимается комбинация элементов, которые функционируют совместно для обеспечения возможности достижения необходимой цели. Элементы крупной системы могут включать в себя оборудование и другие технические средства, программное обеспечение в любой их комбинации, но не строительство и ремонт недвижимости. Для гражданских агентств система признается крупной, если планируемые затраты на ее закупку превышают 2 млн долларов.

С целью стимулирования конкуренции и инноваций при подготовке тендерной документации ведомство должно сформулировать требования к закупаемой системе не в терминах конкретных спецификаций, а в терминах миссии ведомства и следующих из нее задач, решению которых должна отвечать приобретаемая система.

Публичные закупки в Китае

В Китае базовым документом, регулирующим сферу публичных закупок, является Закон о государственных закупках [15]. Документ не содержит конкретных механизмов стимулирования инноваций через систему публичных закупок, однако соответствующие механизмы предусмотрены другими правительственными документами.

Циркуляр 618 — совместная директива Национальной комиссии по реформам и развитию, Министерства науки и технологий и Министерства финансов по аккредитации внутренних инновационных продуктов [14] предусматривает ведение национального и региональных каталогов внутренних инноваций (англ. indigenous innovations catalogues) [13].

Целью ведения каталогов является поддержка национальных производителей инновационных продуктов. Товары, включенные в каталоги внутренних инноваций, имеют следующие преференции при закупках [8]:

— если цена включенного в каталог товара не превышает цены аналогов, то должен быть закуплен именно этот товар;

— если цена включенного в каталог товара превышает цены аналогов, то при закупке путем аукциона для него устанавливается ценовая преференция в размере 5-10%;

— если цена включенного в каталог товара превышает цены аналогов, то при закупке путем конкурса для такого товара устанавливается преференция по ценовым и неценовым критериям в размере 4—8% на основе весовых коэффициентов значимости ценовых и неценовых критериев, устанавливаемых заказчиком.

Для включения в каталог внутренних инноваций товар должен пройти аккредитацию. Необходимыми условиями для прохождения аккредитации являются следующие [8]:

— производитель должен являться китайским резидентом;

— производитель должен являться владельцем зарегистрированных на территории Китая торговой марки, патентов и других объектов интеллектуальной собственности, необходимых для производства продукта, или обладать эксклюзивной (исключительной) лицензией на использование соответствующих торговой марки, патента и других объектов интеллектуальной собственности;

— товар должен обладать признаками креативности и инновационности;

— товар должен обладать высокой степенью надежности, что должно быть документально подтверждено сертификатом Китайской национальной администрации по сертификатам или ее территориальными подразделениями.

Национальный каталог приоритетного промышленного оборудования (англ. catalogue of industrial equipment products for development) содержит 240 типов промышленного оборудования, которое должно быть разработано и произведено китайскими резидентами с целью снижения зависимости от иностранных производителей [13].

Национальный каталог приоритетного промышленного оборудования является результатом совместной работы Министерства промышленности и информационных технологий, Министерства финансов, Министерства науки и технологий и Комиссии по управлению и надзору в сфере государственного имущества.

Каталог разработан с целью стимулирования разработки и промышленного освоения критически важного для экономики Китая инновационного промышленного оборудования, посредством комплекса льгот, содержащих [8]:

— налоговые льготы;

— выделение в приоритетном порядке финансовой поддержки НИОКР и ранних стадий коммерциализации;

— приоритетное рассмотрение заявок на включение в каталоги внутренних инноваций.

Разработанное приоритетное промышленное оборудование включается в каталоги внутренних инноваций и имеет соответствующие преференции при публичных закупках.

Выводы

Результаты представленного обзора подтверждают тезис о том, что единого, универсального набора правовых механизмов стимулирования инноваций в системе публичных закупок в мировой практике не существует, в каждой экономике этот набор специфичен. Более того, представленные результаты позволяют с некоторой долей условности говорить даже о различии парадигм стимулирования инноваций в разных системах закупок.

С одной стороны, в Европейском Союзе наблюдается тенденция к смягчению регулирования и повышению его гибкости, предоставлению большей свободы заказчикам в составлении спецификаций, выборе способов закупки и весовой значимости критериев оценки предложений участников закупки. С другой стороны, в США и Китае, напротив, преобладают директивные меры, вынуждающие заказчиков приобретать инновационные товары, работы и услуги, обладающие специальными маркировками или включенные в специальные каталоги. Кроме того, если в Европейском Союзе в основе реализации принципа стимулирования инноваций преобладает закупка инициативных инноваций, предлагаемых рынком, то в США и Китае государство в значительной мере директивно задает приоритеты инновационной деятельности потенциальных участников закупки.

Вместе с тем объединяющей особенностью механизмов стимулирования инноваций в рассмотренных системах публичных закупок можно считать их конкретность и прозрачность с точки зрения их направленности на достижение определенных целей, понимания того, зачем нужен тот или иной механизм и как он работает, что выгодно отличает их от соответствующих механизмов в российской системе публичных закупок, вынуждающих заказчиков закупать определенный объем «какой-нибудь» инновационной продукции. При этом, как можно заметить, цели применения тех или иных мер в рассмотренных системах закупок не всегда связаны с потребностями конкретного заказчика. В частности, такую цель, как «защита окружающей среды и стимулирование экологических инноваций» следует рассматривать как направленную на обеспечение не государственных нужд, а скорее — общественных потребностей. Тем не менее, последнее вполне укладывается в современное понимание целей и задач системы публичных закупок [5].

В данном случае в очередной раз находит свое подтверждение тезис о том, что успешные реформы — это не только тиражирование «лучших практик». Повышение качества государственного управления требует внедрения институциональных форм, позволяющих более полно учитывать национальные особенности и решать конкретные проблемы, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию страны [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что готовых рецептов реформирования института публичных закупок с целью его гармоничного встраивания в национальную инновационную систему не существует, а выбор тех или иных направлений реформирования должен осуществляться с учетом возможных стратегических альтернатив и развилок и на основе всесторонней оценки потенциальных возможностей и рисков выбора того или иного направления.

Тем не менее, учет накопленного зарубежного опыта при реформировании российской системы публичных закупок также может оказаться целесообразным. Среди ключевых направлений реформирования российской системы публичных закупок, которые при качественном правовом оформлении могли бы раскрыть ее потенциал в качестве драйвера инновационного развития национальной экономики, видятся в первую очередь увеличение значимости функциональных и качественных критериев оценки заявок, ориентация не на стоимость закупки, а на совокупную стоимость владения (стоимость жизненного цикла), ужесточение экологических требований к закупаемой продукции.

Литература

1. Иванов О. Б. Регулируемые закупки и формирование системы контроля за ними в крупных государственных компаниях // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 4. С. 7—29.

2. Каширин А. И. Закупки инновационных продуктов или закупки инноваций? // Инновации. 2015. № 05 (199). С. 13—21.

3. Коцюбинский В. А. Теория и практика госзакупок инновационной продукции // Инновации. 2016. № 06 (212). С. 78—82.

4. Смотрицкая И. И. Новая экономическая стратегия требует нового качества государственного управления // Вестник Института экономики РАН. 2017. № 5. С. 7—22.

5. Смотрицкая И. И. Общественные потребности как стратегический потенциал для стабилизации роста российской экономики // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 5. С. 55—66.

6. Шувалов С. С. Контрактная система как механизм государственного регулирования экономики. М.: ИЭ РАН, 2017. 224 с.

7. Шувалов С. С. Основные принципы и масштабы регулирования публичных закупок в смешанной экономике: российский и зарубежный опыт // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2017. № 3. С. 76—90.

8. Baden B. Domestic Innovation and Government Procurement Policies // China Business Review. October 1, 2011.

9. Code of Federal Regulation. Title 48. Federal Acquisition Regulation.

10. Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Directive 2014/25/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on procurement by entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors.

12. Edler J., Georghiou L. Public procurement and innovation — resurrecting the demand side // Research policy. 2007. No 36. Pp. 949—963.

13. Epstein E. J. China Advisory: What Next in China's Indigenous Innovation Program? URL: https://www.troutman.com/chinaadvisory07122010 (дата обращения: 15 октября 2018 года).

14. National Reforms and Development Commission, Ministry of Science and

Technology, and Ministry of Finance Trial Administrative Measures on the Accreditation of National Indigenous Innovation Products (Circular 618).

15. The Government Procurement Law of the People's Republic of China of 29 June 2002.

References

1. Ivanov O. B. Regulated purchases and formation of a control system over them in large state-owned companies. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2016, no. 4, pp. 7—29 (in Russian).

2. Kashirin A.I Procurement of innovative products or procurement of innovations? Innovacii [Innovation], 2015, no. 05 (199), pp. 13—21 (in Russian).

3. Kocyubinskij V. A. Theoretical background and practical evidence of public procurement of innovative products. Innovacii [Innovation], 2016, no. 6 (212), pp. 78-82 (in Russian).

4. Smotrickaya I. I. New economic strategy requires new quality of public governance. Vestnik Instituta ekonomiki RAN [The Herald of the Institute of Economics RAS], 2017, no.5, pp. 7-22 (in Russian).

5. Smotrickaya I. I. Public needs as a strategic potential for sustainable growth of the Russian economy. Vestnik Instituta ekonomiki RAN [The Herald of the Institute of Economics RAS], 2015, no. 5, pp. 55-66 (in Russian).

6. Shuvalov S. S. Kontraktnaya sistema kak mekhanizm gosudarstvennogo regulirovani-ya ekonomiki [Public procurement as a tool of government regulation of the economy], Moscow: Institute of Economics RAS Publ., 2017, p. 224 (in Russian).

7. Shuvalov S. S. Basic principles and scope of public procurement regulation in a mixed economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017, no. 3, pp. 76-90 (in Russian).

8. Baden B. Domestic Innovation and Government Procurement Policies. China Business Review, October 1, 2011.

9. Code of Federal Regulation. Title 48. Federal Acquisition Regulation.

10. Directive 2014/24/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on public procurement.

11. Directive 2014/25/EU of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on procurement by entities operating in the water, energy, transport and postal services sectors.

12. Edler J., Georghiou L. Public procurement and innovation — resurrecting the demand side. Research policy, 2007, no. 36, pp. 949-963.

13. Epstein E. J. China Advisory: What Next in China's Indigenous Innovation Program? Available at: https://www.troutman.com/chinaadvisory07122010 (accessed 4 October 2018).

14. National Reforms and Development Commission, Ministry of Science and Technology, and Ministry of Finance Trial Administrative Measures on the Accreditation of National Indigenous Innovation Products (Circular 618).

15. The Government Procurement Law ofthe People's Republic ofChina of29 June2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.