Научная статья на тему 'Правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков'

Правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПОСТАНОВКА НА НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Залибекова Дайганат Залибековна

Статья раскрывает правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Автор акцентирует внимание на серьезных проблемах, которые создают фирмы-однодневки. Важное значение имеет создание единого правового обеспечения работы налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков»

УДК 34. 349

Залибекова Дайганат Залибековна

кандидат экономических наук, доцент.

Дагестанский Государственный институт народного хозяйства

Zalibekovad@rambler. ru

Dayganat Z. Zalibekova

candidate of economic Sciences, professor.

Dagestan State Institute of national economy

Zalibekovad@rambler. ru

Правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков Legal mechanisms to improve the registration of taxpayers

Аннотация. Статья раскрывает правовые механизмы совершенствования учета налогоплательщиков. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Автор акцентирует внимание на серьезных проблемах, которые создают фирмы-однодневки. Важное значение имеет создание единого правового обеспечения работы налоговых органов.

Ключевые слова: налоговые органы, постановка на налоговый учет, юридическое лицо, Единый государственный реестр, налогоплательщик, налоговая отчетность, организация, юридический адрес.

Annotation.The article reveals the legal mechanisms of improvement of tax payers. For the purpose of conducting tax control, taxpayers must register with the tax authorities, both at the place of location of the organization, and the location of its separate subdivisions. The author focuses on the serious problems that create companies. It is essential to create a single legal provision of the tax authorities.

Key words: tax authorities, tax registration, legal entity, The unified state register of, taxpayer, tax reporting, organization, legal address.

Основным направлением совершенствования деятельности налоговых органов является повышение эффективности налогового администрирования. Немаловажный аспект - совершенствование регистрационной работы налоговых органов.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следовательно, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Причиной нарушения порядка регистрации является наличие разных адресов - юридического и фактического. Согласно ст. 83 Налогового кодекса РФ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат

постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.

При этом постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Если же по месту нахождения обособленного подразделения располагается вся организация, включая исполнительный орган, то необходимо внести исправления в учредительные документы. Это связано с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», местом государственной регистрации юридического лица является место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.[4]

В настоящее время еще не все организации осуществляют свою деятельность по месту регистрации (по юридическому адресу). Из норм НК РФ следует, что для выполнения своей обязанности по уведомлению налогоплательщика о необходимости представления документов, налоговый орган должен направить уведомление организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, т.е. по юридическому адресу. Но суд может встать на сторону налогоплательщика, если он известил налоговый орган о почтовом адресе для доставки корреспонденции и если отсутствуют документы, подтверждающие направление инспекцией требований о представлении документов по всем известным ей адресам (в том числе для доставки корреспонденции) налогоплательщика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.10.2006 N Ф04-6655/2006(27122-А46-7)).

На сегодня Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает следующее: исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Стоит раскрыть данное определение и сказать, что таковым необходимо признавать юридическое лицо, которое в течение последних 12 мес., предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения:

а) не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;

б) не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Если будут присутствовать оба приведенных признака недействующего

юридического лица, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Такое решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, в течение 3 дней с момента его принятия.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи

права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

На сегодняшний день можно сказать, что государство серьезно взялось за борьбу с недействующими организациями, причем эта борьба выливается в применение налоговых санкций к «фирмам-однодневкам», которые составляют основную часть в числе недействующих организаций.

Налоговые органы выделяют 109 признаков такой организации, из которых на этапе регистрации могут быть выявлены 28 признаков, на этапе постановки на налоговый учет - 4, в ходе проверки деятельности - 77 признаков.

Например, на этапе регистрации могут быть выявлены следующие признаки:

1. По адресу регистрации компании уже зарегистрированы 10 и более фирм (так называемый адрес массовой регистрации).

2. Адреса регистрации компании не существует.

3. Помещение, находящееся по адресу регистрации компании, предположительно не приспособлено для осуществления деятельности исполнительного органа компании.

4. В заявлении на регистрацию указан недействительный ИНН заявителя, учредителя или руководителя.

5. Физическое лицо является заявителем, учредителем или руководителем 10 и более компаний («массовый» заявитель или «массовый» учредитель).

6. Заявление на государственную регистрацию заверено нотариусом, подпись которого ранее подделывалась. При этом есть заявление нотариуса, что он не заверял данное заявление на государственную регистрацию.

7. Компания куплена у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу, и др.

Налоговая служба может ликвидировать "фирму-однодневку", когда юридическое лицо зарегистрировано с нарушениями или по подложным документам, однако в судебной практике преобладают примеры, где суд принимает сторону налогоплательщиков.

При этом, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) рассмотрел вопрос о правовой оценке сделок юридического лица, регистрация которого признана недействительной, и проинформировал арбитражные суды о выработанных рекомендациях, в которых говорится, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

В настоящее время отсутствует единое правовое обеспечение работы налоговых органов. Остаются неразрешенными и другие проблемы, в том числе:

- осуществление отдельными потенциальными налогоплательщиками деятельности без постановки на налоговый учет;

- объемность системы налоговой отчетности и противоречивость показателей ее различных форм;

- недостаточная развитость аналитической работы;

- низкий уровень материально-технической оснащенности инспекций[1, а

Особого внимания заслуживает проблема одновременной регистрации налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков как таковых и налогоплательщиков НДС. В среде аналитиков, работающих в контакте с российскими законодателями, часто можно услышать, что упорядочение регистрации налогоплательщиков НДС - весьма серьезный шаг на пути к систематизации процесса возврата НДС. Регистрация налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДС направлена, в частности, на предотвращение возникновения ситуаций, когда налоговые органы отказывают покупателю в праве на применение соответствующего налогового вычета. Это происходит в тех случаях, когда лицо, не являющееся налогоплательщиком (т.е. освобожденное от налогообложения), предъявляет покупателю для оплаты налог на добавленную стоимость.

Очевидно, что отдельная система регистрации налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДС должна предполагать наличие идентификационных номеров налогоплательщиков НДС, а реестр таких налогоплательщиков целесообразно сделать открытым и доступным для всех заинтересованных лиц.

Кроме того, специальная регистрация налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДС даст возможность уточнения налоговыми органами дополнительных сведений с целью предотвращения преднамеренной ликвидации «организаций-однодневок». В целях решения возникающих проблем предлагаются следующие варианты:

- ввести в п. 2 ст. 11 НК РФ в определение понятия «место нахождения обособленного подразделения российской организации» уточнение: «место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, в том числе по фактическому адресу осуществления хозяйственной деятельности». Таким образом, будут устранены неясности в вопросе применения штрафов по ст. 117 НК РФ (за уклонение от постановки на учет по месту фактического нахождения организации);

- при регистрации организаций предоставить полномочия налоговому органу по проверке документов, подтверждающих право налогоплательщика на осуществление деятельности по юридическому адресу; в противном случае -указывать фактический адрес в учредительных документах и вносить изменения в ЕГРЮЛ при его изменении;

- зафиксировать право налогового органа вести переписку с налогоплательщиками по адресу, указанному в учредительных документах. [3]

Для российской практики представляется целесообразным сделать следующие выводы из опыта организации налогового контроля зарубежных стран:

- учесть, что наиболее высокая вероятность налоговых правонарушений имеется у крупных налогоплательщиков;

- масштаб охвата налогоплательщиков для выездной проверки можно расширить сочетанием разных методов проверки;

- принять во внимание критерии отбора налогоплательщиков для выездной проверки, используемые зарубежными специалистами[2, с.65].

Эти меры позволят повысить эффективность взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами и снизить число налоговых споров, связанных с последствиями несовпадения фактического адреса с юридическим адресом организации.

Литература

1. Абдуллаева З. М., Гитинова К. Г., Залибекова Д.З. Правовые аспекты деятельности налоговых инспекций: Учебное пособие -Махачкала: 2007. - С. 101.

2. Залибекова Д.З. Совершенствование налогового контроля на основе изучения зарубежного опыта //Казанская наука № 11, 2013.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г. N146-ФЗ - Система Консультант Плюс, 2013.

4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Федеральный закон от 8 августа 2005 г. N 129-ФЗ (с изменениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2007 г., 2 ноября 2008 г., 2 июля 2009 г.) - Система Консультант Плюс, 2013 г.

Bibliography

1. Abdullayeva Z. M., Gitinova K. G., Zalibekova D. Z. Legal aspects of activity of tax inspections: textbook-Makhachkala: 2007. - Pp. 101.

2. Zalibekova D. Z. Improvement of tax control on the basis of foreign experience //Kazan science № 11, 2013

3. Tax code of the Russian Federation part one of 31 July 1998, N 146-FL - System " Consultant Plus", 2013.

4. On state registration of legal entities and individual entrepreneurs. Federal law of August 8, 2005 N 129-FZ, amended on 23 June, 8, 23 December 2007, November 2, 2008, 2 July 2009 - the System " Consultant Plus", 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.