Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ ПОСМЕРТНОГО ДОНОРСТВА'

ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ ПОСМЕРТНОГО ДОНОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗУМПЦИЯ СОГЛАСИЯ НА ТРАНСПЛАНТАЦИЮ / ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / ПОСМЕРТНОЕ ДОНОРСТВО / ОПЫТ ДРУГИХ СТРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агаева В.В., Сизова С.И.

В статье авторы рассматривают право на жизнь и здоровье человека, а именно право на трансплантацию. Данное право было юридически закреплено только в 90х годах прошлого века. В статье рассматриваются правовые коллизии в рамках данной темы, а также опыт других государств. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что правовая норма не может толковаться однозначно и в связи с этим возникают правовые коллизии, которые необходимо устранить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONFLICTS OF POSTHUMOUS DONATION

In the article, the authors consider the right to human life and health, namely the right to transplantation. This right was legally established only in the 90s of the last century. The article discusses legal conflicts within the framework of this topic, as well as the experience of other states. This problem is relevant due to the fact that the legal norm cannot be interpreted unambiguously and, in this regard, legal conflicts arise that need to be eliminated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ ПОСМЕРТНОГО ДОНОРСТВА»

Правовые коллизии посмертного донорства Legal conflicts of posthumous donation

Агаева В. В.,

Студентка 2 курса, Юридического факультета, Финансовый Университет при Правительстве РФ, e-mail: Valeriya_av@mail.ru,,

Agaeva V.V.,

2 year student, Faculty of law,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: Valeriya_av@mail.ru,

Сизова С. И

Студентка 2 курса, Юридического факультета, Финансовый Университет при Правительстве РФ, e-mail: Sonya. sizova@list.ru

Sizova S.I.

2 year student, Faculty of law,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

e-mail: Sonya.sizova@list.ru

Научный руководитель: Свиридова Екатерина Александровна

к.ю.н., доцент ДПРЭДЮридического факультета ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»

РФ, Москва

Scientific supervisor: Sviridova Ekaterina Aleksandrovna

Candidate of Law, Associate Professor DPR of the faculty of Law

FSOBU HE "Financial University under the Government of the Russian Federation "

Russia, Moscow

Аннотация.

В статье авторы рассматривают право на жизнь и здоровье человека, а именно право на трансплантацию. Данное право было юридически закреплено только в 90х годах прошлого века. В статье рассматриваются правовые коллизии в рамках данной темы, а также опыт других государств. Данная проблема является актуальной в связи с тем, что правовая норма не может толковаться однозначно и в связи с этим возникают правовые коллизии, которые необходимо устранить.

Annotation.

In the article, the authors consider the right to human life and health, namely the right to transplantation. This right was legally established only in the 90s of the last century. The article discusses legal conflicts within the framework of this topic, as well as the experience of other states. This problem is relevant due to the fact that the legal norm cannot be interpreted unambiguously and, in this regard, legal conflicts arise that need to be eliminated.

Ключевые слова: презумпция согласия на трансплантацию, правовые коллизии, посмертное донорство, опыт других стран.

Key words: presumption of consent to transplantation, legal conflicts, posthumous donation, experience of other countries.

Закрепление прав пациентов формировалось постепенно на протяжении нескольких столетий. В 90-х годах прошлого столетия здравоохранение России подверглось изменениям в силу демократических изменений в обществе и в правовой культуре: закрепились права пациентов на законодательном уровне. Был издан нормативно-правовой акт «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, который регламентировал общие права пациентов в области охраны здоровья. Мы можем сделать вывод о том, что в данный период возросло внимание со стороны законодателя к ответственности субъектов оказания медицинских услуг.

На современном этапе развития нормативно-правового регулирования остается актуальным вопрос защиты прав пациентов в силу того, что существуют правовые коллизии, которые противоречат друг другу и их значение не может быть истолковано однозначно.

В своем докладе авторы хотели бы акцентировать внимание на том, что для дальнейшего развития медицинского права необходимо устранить ряд «вопросов» и только потом наделять субъектов таких правоотношений новыми корреспондирующими правами.

Одной из наиболее актуальных проблем является проблема презумпции согласия на трансплантацию, поскольку в соответствии с действующим законодательством, если пациент не уведомил медицинское учреждение о своем несогласии на изъятие тканей или органов из своего тела, то он будет рассматриваться в качестве потенциального донора без уведомления родственников. Многие теоретики считают, что это можно рассматривать как противоречие ст. 21 Конституции, которая регламентирует охрану достоинства личности государством. Авторы выражают свое согласие с данной позицией.

Законодательство в области трансплантации и донорства развивается по пути публично-правового регулирования, однако основываясь на практике, можно сделать вывод о том, что данное решение несостоятельно в силу того, что граждане в полной мере не могут реализовать отказ от посмертного донорства. Выражение согласия или отказа от посмертного донорства может расцениваться в качестве правомерного юридического акта, а также свобода воли, которая не менее важна, чем при согласии на прижизненное донорство.

Во многих странах предусмотрена процедура письменного закрепления волеизъявления граждан касательно согласия или отказа от посмертного донорства. Например, в США можно обозначить свое решение на водительском удостоверении или же устно при наличии не менее двух свидетелей, один из которых не является заинтересованным лицом. Обязанность получения донорского согласия предусмотрена и Союзным законом Швейцарии «О трансплантации органов, тканей и клеток», в котором статья 8 закрепляет положение о том, что подтверждение волеизъявления умершего может быть предоставлено его близкими родственниками. Не стоит приравнивать данные документы и распоряжение на случай смерти к завещанию (ст. 1118 ГК РФ), так как на основе завещания происходит распоряжение имуществом, а тело человека после смерти не становится таковым.

В качестве дополнительного примера государства, использующего презумпцию согласия на эксплуатацию органов и (или) тканей человека, можно выделить Республику Беларусь. Белорусское государство входит в топ-50 стран мира по развитию трансплантации органов. Законодательство Республики регламентирует, что для проведения подобной хирургической операции по пересадке одного из органов (клеток) необходимы следующие условия: получение согласия в установленной законом форме и отсутствие оснований полагать, что умершее лицо возражало против изъятия органа. Использование такого механизма позволяет подчеркнуть особую важность баланса прав и интересов доноров и реципиентов. Важнейший компонент презумпции согласия - выражение несогласия на трансплантацию после смерти. Это регламентирует статья 101 Закона №28-3. Согласно общепризнанным нормам, гражданину (донору) следует составить заявление о несогласии на забор

органов и подать его в государственное учреждение здравоохранения по месту жительства или иную государственную структуру, где гражданам предлагается оказание медицинских услуг. В отношении отдельных категорий граждан процедура подачи заявления о несогласии имеет ряд особенностей. Так, относительно несовершеннолетних лиц, заявление подается, соответственно, от лица их законных представителей. Если лицо по состоянию здоровья не способно самостоятельно принимать решения и осознавать последствия своих действий, данное заявление представляется супругом (супругой).

Изучение данного процесса также позволяет сделать вывод, что отдельные зарубежные страны используют смешанные системы. Так, Сингапурская система функционирует на основе презумпции несогласия, действующая в отношении лиц, исповедующих ислам, и презумпции согласия. Данный механизм подразумевает, что граждане не считаются донорами после их смерти в случае, если они не зарегистрировали возражение.

Что касается российского государства, в РФ господствует презумпция согласия. Многие ученые -правоведы и специалисты в области трансплантологии органов признают необходимость замены данной системы на противоположную. Так, С. Г. Стеценко полагает, что «только установление «презумпции несогласия» позволит эффективно осуществлять защиту прав граждан при оказании медицинской помощи, а также обеспечит реальное волеизъявление умершего». Правовые коллизии по поводу необходимости прижизненного согласия донора на изъятие его органов находят выражение и в положениях нормативных правовых актов. Так, Конституционный суд в определении от 4.12.2003 г. №459-о указал, что ст. 8 Закона о трансплантации, закрепляющая презумпцию согласия, не должна рассматриваться в качестве нарушающей права, свободы и законные интересы граждан, в то время как Федеральный закон от 12.02.1996 г. «О погребении и похоронном деле» фактически закрепляет презумпцию несогласия. Статья 5 данного акта указывает на достойное отношение к телу умершего человека, что напрямую связано с правом донора на трансплантацию. Если согласие не будет получено, изъятие органов будет расцениваться в качестве неуважительного отношения к человеку. В научных кругах отмечается, что именно эта коллизия является следствием того, что у специалистов, осуществляющих забор трансплантатов, нет общего мнения о правомерности изъятия органов.

Вместе с тем особенностью гражданско-правового регулирования посмертного донорства является очередной законопроект Минздрава России «О донорстве органов и их трансплантации». Важным нововведением является создание Центра координации, который будет обеспечивать исполнение полномочий Минздрава по координации при осуществлении донорства органов человека и их трансплантации, мониторинг и систему статистического отчета. Также одна из глав данного законопроекта регламентирует создание АИС «Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов», целью которого является обеспечить организацию донорства органов и их трансплантацию. Данный орган будет состоять из следующих регистров:

• Регистр волеизъявлений граждан, который включает в себя сведенья о согласии или несогласии на трансплантацию органов;

• Регистр посмертных доноров, содержащий сведенья о посмертных донорах и донорских органов, которые были изъяты в целях трансплантации;

• Регистр прижизненных доноров, который соответственно включает сведенья о прижизненных донорах и их органах, которые были изъяты для соответствующих целей;

• Регистр реципиентов, который содержит сведенья о реципиентах, включая трансплантацию органов, которая осуществляется за пределами РФ и получающих, в связи с этим медицинскую помощь в РФ.

Важным нововведением является и нотариальное подтверждение решения гражданина, которое позволит обеспечить должную защиту прав граждан в таких правоотношениях и повысить достоверность

Регистра посмертных доноров.

В рамках современного гражданского законодательства представляется важным правовое регулирование презумпции согласия на трансплантацию органов несовершеннолетних. Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ, изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего возраста совершеннолетия. Авторы считают, что данная норма нуждается в более точной содержательной конструкции. В настоящее время положения данной нормы не подразумевают какие-либо запреты на насильственную трансплантацию у данной категории граждан. Подразумевается, что добровольное согласие несовершеннолетнего донора не требуется. В качестве наиболее верного и справедливого подхода решения данной проблемы авторы предлагают следующее. При отсутствии распоряжений несовершеннолетнего лица по поводу трансплантации его органов согласие использования его органов должно спрашиваться всегда у строго определённого круга лиц. Обоснованным является и предложение Н.С.Козьяковой, которая выделяет необходимость правового закрепления объёма информации, который должен быть предоставлен и несовершеннолетнему донору, и реципиенту, а также всех форм согласия на донорство со стороны указанных лиц.

Важно также отметить, что дискуссионные вопросы в области трансплантологии сводятся не только в господствующей системе. Несовершенным является и процесс реализации прав граждан на данную процедуру. В 2021 году Минздрав РФ актуализировал перечень клиник, имеющих право на забор и трансплантацию органов и тканей. Список медучреждений расширен приказом №515н от 25 мая 2021 года. В соответствии с новой редакцией документа, правом на проведение трансплантации органов и тканей обладают лишь 45 федеральных и 58 региональных клиник, на заготовку органов - 46 федеральных и 160 региональных медучреждений, на муниципальном же уровне таких учреждений нет.

В заключение авторы считают необходимым добавить следующее. Трансплантология - это одно из самых выдающихся достижений современной науки, вершина здравоохранения, которая применяется во всех областях медицины. Несмотря на наличие ряд острых разногласий о плюсах и минусах обеих юридических моделей, которые были затронуты в данной исследовательской работе, презумпция согласия, имеет неоспоримо большее число преимуществ, ведь это наиболее удобная форма проявления альтруизма, и, в то же время, получение максимального числа потенциальных доноров, где все права человека полностью защищены.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. От 30.04.2021) "О погребении и похоронном деле" (ред. от 01.01.2022) // Российская газета, N 12, 20.01.1996.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 459-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Саратовского областного суда о проверке конституционности статьи 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" // Вестник Конституционного Суда РФ, N 3, 2004.

3. Альмухаметова М.Ш., Лешукова А.В. История и современное состояние правового регулирования защиты прав пациентов в России // Общество: политика, экономика, право. 2020. №3 (80). / URL: https://cvberleninka.rUartide/n/istoriva-i-sovremennoe-sostovanie-pravovogo reguHrovaniva-zaschitv-prav-patsientov-v-rossii (дата обращения: 20.03.2022).

4. Зоряна В.К. Особенности гражданско-правового регулирования посмертного донорства в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2021. №4. URL: https://cvberleninka.ru/artirie/n/osobennosti-grazhdansko-pravovogo-regulirovaniva-posmertnogo-donorstva-v-rossivskov-federatsii (дата обращения: 20.03.2022).

5. Колотаева В.И. Проблема «Презумпции согласия» на изъятие органов и тканей человека после его смерти в законодательстве РФ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2015. №1. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/problema-prezumptsii-soglasiva-na-izvatie-organov-i-tkanev-cheloveka-posle-ego-smerti-v-zakonodatelstve-rf (дата обращения: 21.03.2022).

6. Раджабов Раджаб Магомедович К вопросу толкования презумпции согласия несовершеннолетнего на пересадку органов в условиях гражданского законодательства // Закон и право. 2020. №6. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/k-voprosu-tolkovaniva-prezumptsii-soglasiva-nesovershennoletnego-na-peresadku-

organov-v-usloviyah-grazhdanskogo-zakonodatelstva (дата обращения: 20.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.