Научная статья на тему 'Правовые институты гражданской политики как форма презентации национальных интересов'

Правовые институты гражданской политики как форма презентации национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Баранов П. Павл

Предложенная статья повествует о правовых институтах гражданской политики как форме презентации национальных интересов. Исторический опыт показывает, что правовые институты гражданской политики являются важнейшей формой презентации национальных интересов. Очевидно, что там где есть интерес, то там имеется и идеология. Формализованное изложение национальных ценностей можно заложить в национальную идеологию. Однако, к сожалению, пока еще нет объединяющей народ стратегической цели государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые институты гражданской политики как форма презентации национальных интересов»

Баранов П.Павл.

Правовые институты гражданской политики как форма презентации

национальных интересов

Исторический опыт показывает, что правовые институты гражданской политики являются важнейшей формой презентации национальных интересов. Политико-правовые институты, механизмы, факторы заметно влияют на характер и содержание национальных интересов.

История учит, что соотношения доминантности национальных интересов, составляющих компонентов и их набор, могут меняться, но не произвольно, не по желанию той или иной элитной группы, так как всегда остается внутренний стержень, обеспечивающий национальное единство на протяжении столетий.

Очевидно, что там, где есть интерес, там существует и идеологическое его оформление, научно-теоретическое обоснование. Например, «Концепция национальной безопасности США» представляет собой идеологическое обоснование гражданской политики государства, на основе которой и строится работа с американской нацией, ее национальными интересами и ценностями.

В России конъюнктурный запрет на государственную идеологию заморозил на некоторое время поиск новой парадигмы национального бытия и развития. Однако, быстро убедившись, что без такой парадигмы все-таки не обойтись, что она начало и фундамент государственной и общественной жизни, процесса обеспечения безопасности государства, руководство страны активно стало разрабатывать национальную идею, которая должна была бы заменить государственную идеологию.

Формализованное изложение национальных ценностей России, которые можно положить в основу национальной идеологии, содержится во вводной части Конституции Российской Федерации. В их числе: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость; суверенная государственность России и незыблемость ее демократической основы; благополучие и процветание России; ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества [1, с. 4].

А в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что обеспечение национальной безопасности включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни [2].

Все это не только хорошая основа, но и достаточно определенный фундамент для формирования системы национальных ценностей, способных стать жизненной позицией народа. Сегодня, как никогда ранее, отдельным народам, всему многонациональному народу России нужна своя, прогрессивная и действительно воодушевляющая и обеспечивающая их высокую социальную и общественную активность идеология, причем в ее основе должны лежать не политические интересы различных партий, объединений, движений, течений, а ценности, проверенные тысячелетней историей развития государства Российского и его общества.

Исследование отечественной и зарубежной литературы показывает, что важнейшее место в разрешении создавшейся проблемы занимают вопросы согласования национальных интересов всех народов России, развития и укрепления той основы, которая связывает их между собой, определяет их стремление жить в составе единого государства. Национальные интересы - элемент сравнительно динамичный, формирующийся на базе национальных ценностей под влиянием долгосрочных тенденций общественного развития. Государство обязано выявить эти основные ценности, аккумулировать в общенациональные интересы и реализовывать их в своей практической политике. Основополагающая идея может быть только национальной, так как влияние идей осуществляется на массы не непосредственно, а через духовный уклад народа, который включает в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов мышления.

Попытки использования заграничных идей приводят к копированию лишь внешней, формальной стороны, без проникновения в их глубинную сущность. Рассматривая проблему формирования общей и признаваемой всеми в Российском многонациональном государстве системы целей, идей и ценностей, наиболее целесообразно, по нашему мнению, использовать расширенное понятие национальной идеологии, когда оно характеризует не только национальные, но и социальные аспекты жизни конкретной общности.

Российская Федерация является многонациональным государством, но в то же время это и национальное государство русского народа. Русские, составляя 82 % населения России, являются в стране системообразующей нацией и несут особую историческую ответственность за становление российской государственности. Как самые многочисленные и являющиеся системообразующим ядром всего Российского государства, они заинтересованы в улучшении национального самочувствия не только рус-

ских, но и всех национальностей, проживающих в России, так как без этого не может быть и речи о процветающей, сильной России, а следовательно, и успешного решения в ней русских национальных проблем.

Таким образом, можно предположить, что общероссийская национально-государственная идеология должна быть органичным продолжением русской национальной идеологии - русской идеи.

В самом общем виде российские национальные ценности представляют собой ценности евразийской державы, обладающей уникальным материальным и духовным потенциалами, и поэтому сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное достояние во всех сферах жизни в виде философских, политических, религиозных, научных, морально-этических, художественных и иных ценностей.

Каким же образом может быть выстроена система духовных ценностей, на которую можно было бы ориентировать процесс определения правовых ориентиров гражданской политики как формы презентации национальных интересов?

Первая группа - общенациональные ценности. Их содержание составляют научно-мировоззренческие знания и представления российских граждан о противоречивом, но целостном и взаимосвязанном мире, необходимости обеспечения выживания российской цивилизации перед угрозой гуманитарной, экологической и ядерной катастрофы. Наиболее важными из них, по нашему мнению, являются: активные совместные действия по защите национальных интересов; защита политических, социально-экономических, геополитических, духовных интересов россиян, их свободы и независимости, суверенитета и целостности страны; признание человека, его жизни, прав и свобод высшей ценностью; решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма.

Вторая группа - государственные ценности, основными из которых должны стать: патриотизм, державность, гордость за принадлежность к России, уважительное отношение к ее истории, готовность служить Отечеству; верность Конституции и закону.

Третья группа - гражданские ценности личности. Главными составляющими этой группы должны стать: национальное самосознание; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; уважение национальных чувств, языка и культуры народов России, религиозно-конфессиональная терпимость; высокая культура поведения, этика общения, эстетическое отношение к действительности, забота об охране окружающей среды.

Безусловно, представленные группы духовных ценностей не разрознены, они взаимосвязаны, составляют единое органическое целое. И в этом смысле, по нашему мнению, они представляют ту содержательную модель, которая может служить идейно-методологическим ориентиром гражданской политики.

Весьма существенная роль в ряду средств формирования духовных основ безопасности государства принадлежит национально-государственной самоидентификации в формах патриотизма, державности, духовности.

Смысловое наполнение патриотизма зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, политики господствующих классов, групп, целей и задач, стоящих перед ними. Патриотизм - это ядро, главный критерий оценки гражданственности, степень ее развитости.

Патриотическое единение - разновидность духовного единения. В многонациональной России патриотизм выступает как в виде национального патриотизма, который присущ каждой в отдельности нации России и проявляющийся в любви к своему народу, к его прошлому, в преданности своей национальной культуре и традициям, так и в виде общероссийского патриотизма, выступающего по отношению к России как государству в целом, при этом национальный и общероссийский патриотизм не противоречат, а дополняют друг друга.

Отдельно необходимо выделить и такую традиционную ценность российского общества, как дер-жавность, которая представляет собой твердое понимание того, что в силу своей истории, культуры, экономического потенциала, талантливости народа Россия была и будет сильной страной, это признание той истины, что крепкое государство для россиянина - источник и гарант безопасности.

Другой, не менее важной составляющей основой формирования национально-государственной идеологии России является духовность в форме выявления общероссийских национальных интересов как совокупности осознанных нравственных потребностей российского общества, государства, всего многонационального народа России.

В ходе поиска и определения ценностных составляющих государственной идеи нельзя не учитывать религиозные ценности российского общества. Религия освещает национальность личности, а следовательно, определяет отношения к ее святыням, накладывает отпечаток на отношение к другим народам.

Таким образом, идейно-теоретической гражданской правовой политики России должна стать обновленная российская идея, представляющая собой интегральное соединение универсальных ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем.

Институционально-ценностный анализ духовного мира россиян показывает, что и идеология, и государственное устройство России, несмотря на демократический антураж, остаются в глубинной основе своей самобытно-идеократическими. Мы имеем единовластного Президента Российской Федерации - национального лидера, олицетворяющего лучшие черты самодержавности, гаранта суверенитета. Мы имеем сильную православную церковь во главе со Святейшим Патриархом всея Руси. Мы имеем мощные СМИ, находящиеся в регулируемом политико-правовом пространстве.

Однако пока еще нет одного - объединяющей народ стратегической цели существования государства и проводимых реформ. Народность как приоритет лишь фрагментарно присутствует в реализации гражданской политики. Чтобы объединить, поднять, направить народы России на большие дела, нужна вдохновляющая идея, цель. В России меркантильные соображения всегда были вторичны по отношению к задачам духовным. На первом плане всегда для русского человека был смысл жизни, духовность, ощущение государственного единства, совпадение жизненных интересов человека с жизненными интересами государства. Сохранение самоидентичности России без подобной государственной идеологии невозможно. Народ ждет от власти именно такую идеологию просвещенного патриотизма, интегрирующего ценности суверенности и демократии.

Исходя из вышеизложенного наиболее приемлемой для укрепления безопасности России на современном этапе ее развития представляется идея гражданского патриотизма. Ибо государственно-патриотическая идея обладает для России наибольшими возможностями. Это обусловлено тем, что: во-первых, она является политически нейтральной, не связанной с какими-либо классово-политическими, партийными интересами, она по своей сути является общероссийской; во-вторых, Отечество - понятие великодержавное, а не узконационалистическое; в-третьих, идеи патриотизма приемлемы для всех религий, они обеспечивают полипрофессиональное единство; в-четвертых, это консолидирующая идея имеет понятный всем механизм ее реализации, она настолько общезначима, что непатриотизм, нанесение вреда своему Отечеству все еще считается на Руси не только незаконным, но и аморальным святотатством, нарушением незыблемого завета предков.

Такая гражданская политика особенно важна в России в силу ее исторического развития, коллективистского сознания граждан, не мыслящих себя вне государства. Государство в системе идеологических ценностей выступает как неизбежное условие морально-психологической стабильности общества. При этом фундаментальная роль идеологии в обеспечении безопасности государства обусловливается ее способностью оказывать при определенных условиях определяющее воздействие на морально-психологическое состояние нации.

Литература

1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Концепция национальной безопасности РФ. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.