Научная статья на тему 'Правовые и организационные проблемы перекрытия каналов проникновения в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов'

Правовые и организационные проблемы перекрытия каналов проникновения в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2299
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / PROHIBITEDITEMS / SAFETY / SECURITY IN CORRECTIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохрин Сергей Александрович

Статья посвящена предупреждению проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хохрин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF BLOCKING THE CHANNELS OF PENETRATION OF PROHIBITED ITEMS

The article is devoted to the prevention of penetration of prohibiteditems on the territory of correctional facilities.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные проблемы перекрытия каналов проникновения в пенитенциарные учреждения запрещенных предметов»

С.А. Хохрин,

кандидат юридических наук, Пермский институт ФСИН России

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕКРЫТИЯ КАНАЛОВ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ

LEGAL AND ORGANIZATIONAL PROBLEMS OF BLOCKING THE CHANNELS OF PENETRATION OF PROHIBITED ITEMS

Статья посвящена предупреждению проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

The article is devoted to the prevention of penetration ofprohibiteditems on the territory of correctional facilities.

В правовом государстве пенитенциарные учреждения представляют собой созданную государством сложную социальную систему, в рамках которой администрация отдельного учреждения оказывает управляющее воздействие на сообщество осужденных, отбывающих в нем наказание в виде лишения свободы. Управленче -ская деятельность администрации исправитель -ного учреждения (далее — ИУ) направлена на достижение определенного уровня организованности (планомерного, продуманного устройства) сообщества осужденных, обусловленного требованиями режима отбытия наказания и обеспечивающего применение к ним основных средств исправления. Сообщество осужденных, как управляемая подсистема, оказывает определен -ное сопротивление управляющему воздействию. Данный вид противодействия обусловлен спе-цификой вида наказания, исполнение которого возложено на администрацию ИУ. Лишение сво -боды, связанное с изъятием и ограничением гражданских прав и свобод осужденного, предпола -гает искусственное ограничение его возможностей в удовлетворении возникающих потребностей. Данное обстоятельство обусловливает стремление личности лишенного свободы к расширению рамок ограничений, установленных законом, что неизменно приводит к нарушению с его стороны порядка отбытия наказания, а нередко и к совершению преступления, посягаю -щего на уголовно -исполнительные правоотно -шения, обеспечивающие порядок отбытия и ис -полнения наказания в местах лишения свободы.

По мнению ученых, одной из основных целей рассматриваемого вида уголовного наказа -ния является изоляция преступника. Как указы -вает Н.А. Стручков, «обеспечение изоляции достигается посредством помещения осужденного в

специальное место лишения свободы, в исправительно-трудовое учреждение. Прежде всего, это означает физическую изоляцию осужденного. Она состоит в том, что осужденный, как правило, постоянно находится в огороженной и охраняемой зоне, а в колониях особого режима и в тюрьмах, как правило, всегда в камере. Вне исправительнотрудового учреждения осужденные передвигаются под конвоем, не допускающим их общения с другими лицами. Изоляция обеспечивается и тем, что устанавливается особый порядок контактов осужденного с внешним миром» [1].

Так, при помещении лица в места лишения свободы одни каналы связей с находящимися на свободе гражданами исключаются, другие же, использование которых разрешается осужденным, находятся под контролем администрации ИУ. Поскольку изоляция осужденных, как основное требование режима, определена в законодательном порядке, то и разрешение на их контакты с лицами, находящимися на свободе, и объем таких контактов основываются на нормативных установлениях.

Лишение свободы, связанное с ограничением прав и свобод осужденных, само по себе продуцирует противодействие с их стороны той деятельности, которую осуществляет администрация исправительного учреждения. Основу этого противодействия составляет стремление личности, физическая свобода которой ограничена, к расширению установленных законом рамок, не дающих возможности удовлетворять возникающие потребности. Проникновение запрещенных предметов является разновидностью этого противодействия. Однако специфика этой деятельности проявляется в том, что в отличие от нарушений установленного законом порядка отбывания наказания или преступного деяния, направленного на воспрепятствование отдельному сотруднику ИУ в исполнении возложен-

ных на него служебных обязанностей, она направлена в целом на разрушение организованности всей системы управления в ИУ.

Правовые основы осуществления режима и надзора за осужденными в исправительных учреждениях содержатся в системе различных норматив-но-правовых актов: Уголовно-исполнительный

кодекс Российской Федерации, Закон от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [2], Федеральный закон от 21 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» [3] и другие законодательные акты Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФСИН России и др.).

Особо хотелось бы отметить, что одним из факторов предупреждения проникновения на территорию ИУ запрещенных предметов является административная ответственность, предусмотренная статьей 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), о которой заранее предупреждают осужденных и их родственников.

Общепринятое определение режима содержится в нормах ст. 82 УИК РФ. В обиходе «режим» определяет образ жизни (режим но -ворожденного ребенка, режим подготовки космонавта, режим лечения больного и пр.). В уголовно-исполнительном праве термин «режим» в общих чертах формулируется как по -рядок исполнения наказания [4].

Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего, в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. «Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать правила требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция» [5].

Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными. Нормы режима обеспечивают необходимые условия для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции [6].

Как показывает статистика, в учреждениях уголовно-исполнительной системы по состоянию на 1 апреля 2012 г. содержалось 741,6 тыс. человек (минус 14,0 тыс. человек к началу года), в том числе в 755 исправительных колониях отбывало нака-

зание 623,5 тыс. человек, в том числе: в 145 колониях-поселениях отбывало наказание 41,7 тыс. человек; в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1788 человек, в 230 следственных изоляторах и 165 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось 114,3 тыс. человек. В 7 тюрьмах отбывало наказание 0,9 тыс. человек, в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 2,7 тыс. человек. В учреждениях УИС содержится 60,0 тыс. женщин, в том числе 50,0 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, и 10,0 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 768 детей. В учреждениях УИС функционирует 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправитель-

ных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

Естественно, при таком количестве спецкон-тингента высока вероятность изъятия запрещен -ных предметов. Как показывает практика, толь -ко в 2011 году правоохранительным органам оказано содействие в изъятии 148 единиц оружия, 5 тысяч единиц боеприпасов, более 50 кг взрывчатых веществ, более 770 кг наркотиков.

В прошедшем году за передачу либо по -пытку передачи осужденным запрещенных предметов задержано 7807 граждан. При по -пытке доставки осужденным изъято около 6 млн. рублей, 10 тыс. литров спиртных напит -ков, 79 кг наркотических веществ, более 27,5 тыс. единиц средств связи. По сравнению с 2010 г. доля изъятых спиртных напитков уве-личилась на 1,8 %, денег — на 1,5%, средств связи — на 0,9%.

Найденные в исправительных учреждениях запрещенные предметы условно можно разделить на три вида:

1. Самостоятельно изготовленные осужден -ными (например, алкогольные напитки кустарного изготовления, карты, оружие).

2. Полученные от третьих лиц (например, наркотики, сотовые телефоны).

3. Приспособленные предметы бытового назначения (например бритвы, переделанные под машинки для нанесения наколок).

Анализируя более ранний период, мы можем назвать основные виды запрещенных предметов, изъятых у осужденных в период с 2007 по 2010 год (таблица).

Динамика изъятых запрещенных предметов

2007 2008 2009 2010

Наркотики (кг) 931 1312 4636 5885

Взрывчатые вещества (кг) 537 93 300 40

Оружие (ед.) 587 514 440 405

Боеприпасы (ед) 7957 10485 31745 3102

Данные показывают, что максимальным «спросом» у осужденных пользуются наркотические средства. Так, Ю.Ю. Кузнецовым приводится пример: в ИК-1, Оренбургской области осужденные занимались поставкой и сбытом наркотических средств по телефону [8]. Выявление и перекрытие каналов поступления к осужденным наркотиков — одна из основных проблем в борьбе с распространением наркомании в местах лишения свободы. Следует подчеркнуть в связи с этим, что уровень профессионализма сотрудников исправительных учреждений по выявлению, как среди осужденных, так и на свободе, лиц, совершивших противоправные действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, недостаточный. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что в исправительных учреждениях привлекаются к уголовной ответственности в основном потребители наркотиков и лица, у которых они изымаются. Наркотики, как правило, изымаются в малых количествах (в 66,6 % случаев — от 0,2 до 10 г). Это одно из свидетельств того, что механизм поставки и сбыта наркотиков осужденных отлажен, законспирирован, а доставляемые осужденным наркотики быстро реализуются.

Распространение наркомании в исправи-тельных учреждениях приводит в движение нелегальный оборот крупных денежных сумм, предназначенных для подкупа сотрудников и других лиц, создания организованных пре-ступных групп как на свободе, так и в местах лишения свободы. Преступники, находящиеся вне мест лишения свободы, рассматривают распространение наркомании в ИК как рынок сбыта наркотиков. Распространение наркома -нии среди осужденных усиливает противо-правную деятельность лиц, занимающихся наркобизнесом.

Наркомания в исправительных учреждениях влечет негативные социально-психологические явления в среде осужденных. Между наркоманами, а также наркоманами и другими осужденны -

ми, происходят конфликты. Они возникают в связи с приобретением, распространением и употреблением наркотиков, а также неспособностью наркоманов участвовать в трудовой деятельно -сти, их стремлением вовлечь в употребление наркотиков других осужденных.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что нормы уголовно-исполнительного права и ведомственных нормативных актов нуж -даются в более четкой детализации в части за -прета проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде ли -шения свободы, поскольку у практических работников часто возникают затруднения в применении данных норм.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стручков Н.А. Курс исправительнотрудового права: проблемы Особенной части. — М.: Юрид. лит., 1985. — С. 80.

2. Федеральный закон от 08.01.1997 №1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 2. — С. 198.

3. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5473-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 30. — С. 313.

4. Федеральный закон от 21.07.1998 № 117-ФЗ // Российская газета. — 1998. — 29 июля.

5. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. — М.: Новый юрист. — 1998. — С. 382.

6. Перминов О .Г. Уголовно-исполнительное право. — М.: Былина, 1999. — С. 153.

7. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2010. — № 1. — С.17.

8. Кузнецов Ю.Ю. Обзор материалов совещания руководителей финансово-экономических служб и главных бухгалтеров территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2006. — №5. — С. 15—16.

9. Кристи Н. Центр содействия реформе уголовного правосудия. — М. 2001. — С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.