Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ САНКЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ СУДОСТРОЕНИЯ РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ САНКЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ СУДОСТРОЕНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ / САНКЦИИ / АДАПТАЦИЯ / СУДОСТРОЕНИЕ / ЗАКАЗЧИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимохов Виктор Петрович, Гомонов Николай Дмитриевич, Труш Владимир Михайлович

В данной статье авторы проводят анализ мер, направленных на противодействие негативным последствиям санкционной политики Запада на промышленность России, в частности, на судостроение. Констатируется, что принятие адаптационных мер должно быть неотложным, эффективным и адекватным возникшим вызовам. В этой связи понимание сущности организационной и правовой составляющих адаптации судостроения к современным условиям представляется весьма актуальным. В результате предполагается не только компенсировать вред обозначенного воздействия, но и стимулировать сам процесс судостроения. Правовые меры должны состоять не только из изменений отечественного законодательства, но и учитывать особенности юридических систем потенциальных зарубежных государств-контрагентов. Ведущим организационным моментом является наличие крупного гарантированного заказчика в виде российского государства, заинтересованного в строительстве судов различных классов. Комбинация правовых и организационных мероприятий, адаптирующих и стимулирующих отечественное грузовое судостроение, позволит вывести нашу страну в число лидеров этой отрасли, что обеспечит финансово-экономическую устойчивость и суверенитет России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимохов Виктор Петрович, Гомонов Николай Дмитриевич, Труш Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL MEASURES OF SANCTIONS ADAPTATION SHIPBUILDING IN RUSSIA

In this article, the authors analyze measures aimed at counteracting the negative consequences of the Western sanctions policy on the Russian industry, in particular, on shipbuilding. It is stated that the adoption of adaptation measures should be urgent, effective and adequate to the challenges that have arisen. In this regard, understanding the essence of the organizational and legal components of the adaptation of shipbuilding to modern conditions seems to be very relevant. As a result, it is supposed not only to compensate for the harm of the indicated impact, but also to stimulate the shipbuilding process itself. Legal measures should consist not only of changes in domestic legislation, but also take into account the peculiarities of the legal systems of potential foreign counterparty states. The leading organizational moment should be the appearance of a large guaranteed customer in the form of the Russian state, which is interested in building ships of various classes. A combination of legal and organizational measures that adapt and stimulate domestic cargo shipbuilding will make it possible to bring our country among the leaders in this industry, which will ensure the financial and economic stability and sovereignty of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ САНКЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ СУДОСТРОЕНИЯ РОССИИ»

Правовые и организационные меры санкционной адаптации судостроения России

Тимохов Виктор Петрович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: tvp1986@yandex.ru

Гомонов Николай Дмитриевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры юриспруденции Мурманского государственного арктического университета

E-mail: Gomonov_Nikolay@mail.ru Труш Владимир Михайлович,

кандидат психологических наук, психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области

E-mail: krist56@mail.ru

В данной статье авторы проводят анализ мер, направленных на противодействие негативным последствиям санкционной политики Запада на промышленность России, в частности, на судостроение. Констатируется, что принятие адаптационных мер должно быть неотложным, эффективным и адекватным возникшим вызовам. В этой связи понимание сущности организационной и правовой составляющих адаптации судостроения к современным условиям представляется весьма актуальным. В результате предполагается не только компенсировать вред обозначенного воздействия, но и стимулировать сам процесс судостроения. Правовые меры должны состоять не только из изменений отечественного законодательства, но и учитывать особенности юридических систем потенциальных зарубежных государств-контрагентов. Ведущим организационным моментом является наличие крупного гарантированного заказчика в виде российского государства, заинтересованного в строительстве судов различных классов. Комбинация правовых и организационных мероприятий, адаптирующих и стимулирующих отечественное грузовое судостроение, позволит вывести нашу страну в число лидеров этой отрасли, что обеспечит финансово-экономическую устойчивость и суверенитет России.

Ключевые слова: правовые меры, организационные меры, санкции, адаптация, судостроение, заказчик.

Весьма сложная международная обстановка диктует необходимость принятия срочных эффективных и адекватных государственных мер, направленных на компенсацию негативного санк-ционного воздействия на промышленность нашей страны, в частности, на судостроение. В указанном аспекте возникает потребность в выработке правовых и организационных мероприятий, призванных не только компенсировать вред обозначенного воздействия, но и стимулировать сам процесс судостроения в нашей стране. Практика показала, что с помощью морских перевозок возможна эффективная расшивка искусственно созданных странами Запада «узких мест», направленных на уничтожение и ослабление промышленного потенциала нашего государства. В этой связи понимание сущности организационной и правовой составляющих адаптации отечественного судостроения к современным условиям представляются весьма актуальными.

Односторонние дискриминационные меры в отношении России некорректно называют «санкциями», однако, согласно международно-правовым документам, санкции могут вводиться только решением Совета Безопасности ООН. Уже введенные, а также планируемые к введению странами Запада, они являются инструментом, в первую очередь, экономического уничтожения России.

Девятый по счету санкционный пакет Европейского Союза, принятый на саммите ЕС 16 декабря 2022 г. [1], в очередной раз расширил, в частности, запрет на инвестиции в российский энергетический сектор, доходы которого формируют значительную часть федерального бюджета. Так, по информации от 26 октября 2022 г., доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ за 2022 г. должна составить 42,1% (6 563,6 млрд руб.), в 2023 году -34,2%, в 2024 году - 31,8% [2].

Газ, нефть, уголь и производимая из них продукция не только удовлетворяют внутренний спрос, но и широко экспортируются. Для увеличения добычи этих углеводородов и, соответственно, пополнения бюджетов всех уровней за счет налогов на добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций и др., российские предприятия не только занимаются извлечением из недр этих сырьевых ресурсов, но и ведут работы по вводу в эксплуатацию различных перспективных месторождений полезных ископаемых.

Так, уже в 2023 году ООО «Северная звезда» холдинга AEON начнет отгружать продукцию с Сы-радасайского угольного месторождения, расположенного на севере Красноярского края. «Север-

5 -о

сз ж

■с

ная звезда» будет поставлять оттуда качественный коксующийцся уголь, цена которого в разы дороже обычного энергетического угля, так как он необходим для производства стали. Разведанных на Сырадасае запасов угля хватит на ближайшие 500 лет добычи. Для полноценной, эффективной и долговременной эксплуатации месторождения там строятся обогатительная фабрика, в устье реки Енисей - морской порт «Енисей», аэропорт «Таймыр», железная дорога и другая инфраструктура [3].

Другим перспективным месторождением углеводородов, к освоению которого приступили в России, является проект «Восток Ойл», объединяющий 13 нефтеносных кластеров, расположенных на территории самого большого российского полуострова Таймыр, также находящегося на севере Красноярского края. Геологоразведочные работы там начали в 2000 году, а уже к сентябрю 2022 года запасы нефти, поставленные на государственный учет по результатам изыскательских работ, выросли с 0,5 млрд тонн [4] до 6,5 млрд тонн [5]. Уникальность этого месторождения состоит не только в его размерах, но и в качестве нефти: содержание серы в ней всего 0,01-0,04%, в то время как у самого распространенного сорта Brent - 0,45%. Такие характеристики позволят продавать ее по более высокой цене. ПАО «Роснефть», являющееся эксплуатантом «Восток Ойла», уже приступило к промышленной добыче нефти. Отгрузка ее покупателям возможна только по Северному морскому пути со стартом в Бухте Север Енисейского залива, куда и прокладываются нефтепроводы. Длина нефтепровода от Ванкорского месторождения до Бухты Север составляет 770 км, семь километров из которых проложат в туннеле под рекой Енисей [6].

Полноценный ввод в эксплуатацию только двух указанных проектов позволит государству получить значительные финансовые средства в виде налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль, дивидендов (Россия является крупнейшим акционером Роснефти), и др. Строительство и обустройство промышленных площадок, жилья для работников, транспортной и другой инфраструктуры в нежилых районах Крайнего Севера дает толчок к развитию других смежных российских производств. Так, только у КамАЗа Роснефть приобрела для использования на Таймыре несколько тысяч грузовых автомобилей.

С учетом значимости для экономики и бюджета России эффективной эксплуатации Сырада-сайского угольного и Таймырского нефтяного месторождений, государство в обязательном порядке должно оказывать содействие предприятиям, несущим огромные финансовые расходы на раз— ведку месторождений и ввод их в эксплуатацию. S2 Для этого государство располагает различным Я экономико-правовым инструментарием: предо° ставлением инвестиционного налогового кредита,

OJ

z государственными гарантиями кредиторам и т.д.

Становится очевидным, что в череде адаптационных мероприятий одним из важнейших, и даже первоочередным, требующим скорейшей реализации, становится доставка значительной по объему и массе продукции покупателям, находящимся на значительном удалении от места выработки. Такие перевозки сейчас возможны только железнодорожным и морским транспортом. Однако неразвитость и загруженность железных дорог, особенно восточного (Китайско-Индийского) направления, определяет необходимость приоритетного использования морских судов, в первую очередь, ледового класса. Кроме того, себестоимость перевозки угля и нефти на большие расстояния судами значительно ниже себестоимости железнодорожных перевозок.

Сегодня экономическая и политическая реальность заставляет российский бизнес уходить из Европы и искать другие рынки сбыта своей продукции. Такими рынками, как нам представляется, являются страны южно-азиатского региона (Вьетнам, Индия, Китай и др.), а также страны других континентов. Так, например, о поставках больших объемов дизельного топлива была достигнута договоренность с Бразилией [7]. Поставки жидкого и твердого углеводородного сырья в названные страны целесообразно и возможно осуществлять только морскими судами.

Однако своих судов у российских компаний очень мало, так как с начала 90-х годов на протяжении длительного времени судостроительная отрасль находилась в стагнации, что приводило к закрытию производств, утрате компетенций по проектированию и строительству судов. Как результат, для перевозки необходимых грузов не только количественно не хватает судов, но и большинство эксплуатируемых российскими предприятиями судов не являются современными, их эксплуатация все более затратна из-за необходимости частого технического обслуживания и ремонта. В настоящее время единственной крупной транспортной компанией России является Совкомфлот, которая была создана на основании Указа Президента РФ в 2007 г. [8]. Но и она ныне вынуждена распродавать несколько десятков «возрастных» судов 1970-80-х годов постройки [9].

Отсутствие собственных судов у российских компаний-экспортеров приводит к значительному снижению уровня доходов от реализации продукции. Из-за опасения попасть под санкции, вводимые правительством США и Еврокомиссией, а также отдельными западными странами, компании-судовладельцы закладывают соответствующие риски в стоимость фрахта судов. Кроме того, судно и перевозимый груз подлежит страховке. В свою очередь, компании-страховщики существенно повышают стоимость такой страховки. Все это приводит к тому, что российский товар вынужденно продолжает торговаться на мировых рынках с существенным дисконтом, который на максимуме доходил до 30-40% от цены аналогичного товара. Так, в апреле 2022 г. у сингапурского трейдера ТгаАдига

дисконт российской нефти марки Urals составил $34,8 за баррель [10].

Гражданское судостроение, в отличие от военного, где заказчиком является Министерство обороны РФ, до последнего времени практически не имело заказов на постройку судов от отечественных компаний, которым дешевле было размещать заказы на вервях Южной Кореи, Китая и т.д. Однако ситуация с размещением заказов на отечественных судостроительных вервях резко улучшилась в связи с принятием Правительством РФ двух постановлений [11; 12], согласно которым квота на вылов (добычу) морских биологических ресурсов, предоставляемая рыболовному предприятию, зависела от наличия у него рыболовного судна отечественной постройки или наличия инвестиционного договора на постройку такого судна. Постановлениями также установлены зависимость размера квоты от объекта инвестиции (траулеры-процессоры различной длины, рыбопромысловые суда разной тоннажности, траулеры-свежьевики и др. для ряда рыбохозяйственных бассейнов). Всего на инвестиционные цели государство решило направить 20% квот. Простая идея о предоставлении квоты взамен инвестиционного проекта на строительство судна дало результат: в рамках программы «квоты под киль» начато строительство более ста судов.

Следует отметить, что проекты рыболовецких судов и судов-краболовов являются почти всегда индивидуальными, так как разрабатываются для конкретного заказчика, планирующего вылов данных видов биоресурсов в определенных условиях глубины погружения трала, вида трала, предельного количества улова, места лова, и др. Это затрудняет серийную постройку судов и, соответственно, повышает время их изготовления и себестоимость.

В отличие от рыболовных судов, назначение и район эксплуатации которых обусловливают многочисленность их проектов, типоразмеры нефтеналивных танкеров единичны. Они определяются дедвейтом судна, то есть разностью между полным и порожним водоизмещением, и способностью проходить значимые в мире транспортные каналы. Так, «Panamax» с дедвейтом около 65 000 тонн способен проходить по Панамскому каналу, «Suezmax» с дедвейтом около 150000 тонн, способен пройти через Суэцкий канал. Самыми востребованными в настоящее время являются «Aframax» (нефтеналивные танкеры с дедвейтом от 80000 тонн до 120000 тонн) [13].

Примерно такую же классификацию, определяемую тоннажностью и способностью проходить через каналы, имеют суда для перевозки сыпучих грузов - балкеры, массовое строительство которых по единым проектам значительно дешевле, чем строительство рыболовных судов. Указанные обстоятельства, а также масштабность нефтяных, угольных и газовых месторождений, разрабатываемых вблизи побережья Северного Ледовитого океана, обусловливает необходимость использования для перевозки полезных ископаемых рос-

сийских судов усиленного ледового класса, способных проходить по ледовым полям Северного морского пути. Изготавливать такие грузовые суда можно практически поточным методом по нескольким типовым проектам, разработанным в государственных конструкторских бюро или у других проектировщиков по государственному заказу.

Государству необходимо стимулировать строительство таких судов российскими предприятиями путем установления правил, подобных квотовым правилам для рыболовов. Кроме того, государство может не только стимулировать заказчиков различными налоговыми и другими преференциями, но и деятельностью «Объединенной судостроительной корпорации» (акционерное общество, весь пакет акций находится в собственности РФ), которая может взять на себя обязанности по стро-ительствутанкеров и балкеров. Востребованность в этих типах судов будет только нарастать. Следует отметить, что прагматизм государственного влияния на судостроение в России проявляется еще и в том, что судостроительная отрасль является системообразующей для других многочисленных видов производства. Так, для кораблестроения нужна судовая сталь, являющаяся металлопрокатом специального назначения (ГОСТ Р 529272008), различные двигатели, приборы и т.п. Судостроению необходимы квалифицированные кадры: инженеры-конструкторы и инженеры-технологи, рабочие.

Таким образом, для оперативной и эффективной санкционной адаптации отечественного судостроения необходима срочная разработка комплексных организационно-правовых мероприятий, направленных на создание максимально благоприятных условий производственной деятельности в указанной области. Правовые меры должны содержать не только изменения отечественного законодательства, но и учитывать особенности юридических систем потенциальных зарубежных государств-контрагентов. Ведущим организационным моментом является появление крупного гарантированного заказчика в виде российского государства, который заинтересован в строительстве судов различных классов. Комбинация правовых и организационных мероприятий, стимулирующих отечественное грузовое судостроение, позволит вывести нашу страну в число лидеров этой отрасли, что обеспечит финансово-экономическую устойчивость и суверенитет России.

Литература

1. Совет ЕС утвердил 9-й пакет санкций против России. Какие еще решения были согласованы на саммите в Брюсселе? // Российская газета, 16 декабря 2022 г. - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2022/12/16/sovet-es-utverdil-9-j-paket-sankcij-protiv-rossii-kakie-eshche-resheniia-byli-soglasovany-na-sammite-v-briussele.html (Дата обращения - 27.12.2022)

5 -а

сз ж

<

CM CM

2. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов / Таблица 4.1.1 «Основные характеристики федерального бюджета в 2019-2025 гг.» // Министерство финансов РФ - Официальный сайт -[Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov. ru/ru/document?id_4=300570-osnovnye_naprav-leniya_byudzhetnoi_nalogovoLLtamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2023_god_i_na_planovyi_ period_2024_i_2025_godov (Дата обращения -27.12.2022)

3. Сырадасайское месторождение // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики: Инвестиционный портал Арктической зоны России - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https:// arctic-russia.ru/project/skrytyy-ogon-vechnoy-merzloty/. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 28.12.2022)

4. «Роснефть» открыла на Таймыре уникальное месторождение на 0,5 млрд т. нефти // Информационная группа «Интерфакс» - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https:// www.interfax.ru/business/741562. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 29.12.2022)

5. «Роснефть» рассчитывает увеличить ресурсную базу на Таймырском кластере до 6,5 млрд. // Информационная группа «Интерфакс» - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/busi-ness/862262. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 29.12.2022)

6. Нефть таймырского периода: на Пайях-ском месторождении пробурили первую эксплуатационную скважину // Ведомости - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2022/07/25/933004-neft-taimirskogo-perioda. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 29.12.2022)

7. Бразилия получила первую партию российского дизельного топлива // Международное информационное агентство «Россия сегодня» -Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221001/dizel-1820790439. html?ysclid=l9zolwdu8g789254345. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 30.12.2022)

8. Указ Президента РФ от 20 июня 2007 г. № 784 «Об открытом акционерном обществе «Современный коммерческий флот» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 26. Ст. 3165.

9. «Совкомфлот» планирует продать часть флота // Ведомости: ежедневная деловая газета, 6 мая 2022 г. - Официальный сайт - [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti. ru/business/news/2022/05/06/921138-popavshii-pod-sanktsii-sovkomflot-prodast-chast-flota. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 23.12.2022)

10. Bloomberg сообщил о продаже Urals с рекордным дисконтом // Росбизнескогсал-тинг - Официальный сайт - [Электронный

ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/econom-ics/04/04/2022/624b4fbb9a794715cf3414f5?ys-clid=la13ry9w1649353. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 29.11.2022)

11. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 633 (ред. от 12.05.2022) «О требованиях к объектам инвестиций и инвестиционным проектам в области рыболовства, а также о порядке расчета обеспечения реализации указанных инвестиционных проектов» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3332.

12. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2017 г. № 648 (ред. от 12.05.2022) «О закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3345.

13. Размеры судов (классификация судов по размерам) // Корабельный портал Корабел & Co, designed by RBJ. - Официальный сайт -[Электронный ресурс]. URL: http://korab-ley.net/news/klassifikacija_sudov_po_razmer-am/2010-11-05-690. Загл. с экрана. - (Дата обращения: 29.11.2022)

LEGAL AND ORGANIZATIONAL MEASURES OF SANCTIONS ADAPTATION SHIPBUILDING IN RUSSIA

Timokhov V.P., Gomonov N.D., Trush V.M.

Ryazan branch of the Moscow Ministry of Internal Affairs University named after V.Y. Kikot; Murmansk State Arctic University; Russian Federal Penitentiary Service in Murmansk region

In this article, the authors analyze measures aimed at counteracting the negative consequences of the Western sanctions policy on the Russian industry, in particular, on shipbuilding. It is stated that the adoption of adaptation measures should be urgent, effective and adequate to the challenges that have arisen. In this regard, understanding the essence of the organizational and legal components of the adaptation of shipbuilding to modern conditions seems to be very relevant. As a result, it is supposed not only to compensate for the harm of the indicated impact, but also to stimulate the shipbuilding process itself. Legal measures should consist not only of changes in domestic legislation, but also take into account the peculiarities of the legal systems of potential foreign counterparty states. The leading organizational moment should be the appearance of a large guaranteed customer in the form of the Russian state, which is interested in building ships of various classes. A combination of legal and organizational measures that adapt and stimulate domestic cargo shipbuilding will make it possible to bring our country among the leaders in this industry, which will ensure the financial and economic stability and sovereignty of Russia.

Keywords: legal measures, organizational measures, sanctions, adaptation, shipbuilding, customer.

References

1. The EU Council approved the 9th package of sanctions against Russia. What other decisions were agreed at the summit in Brussels? // Russian newspaper, December 16, 2022 - Official website - [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2022/12/16/ sovet-es-utverdil-9-j-paket-sankcij-protiv-rossii-kakie-eshche-resheniia-byli-soglasovany-na-sammite-v- briussele.html (Accessed 27.12.2022)

2. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2023 and the planning period of 2024 and 2025 / Ta-

ble 4.1.1 "Main characteristics of the federal budget in 20192025" // Ministry of Finance of the Russian Federation - Official site - [Electronic resource]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/docu-ment?id_4=300570-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_na-logovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2023_god_i_na_ planovyi_period_2024_i_2025_godov (Accessed 27.12.2022)

3. Syradasayskoye field // Ministry of the Russian Federation for the development of the Far East and the Arctic: Investment portal of the Arctic zone of Russia - Official site - [Electronic resource]. URL: https://arctic-russia.ru/project/skrytyy-ogon-vechnoy-merzloty/. Title from the screen. - (Accessed: 12/28/2022)

4. "Rosneft" discovered a unique field in Taimyr for 0.5 billion tons of oil // Information group "Interfax" - Official site - [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/business/741562. Title from the screen. - (Date of treatment: 12/29/2022)

5. Rosneft expects to increase the resource base in the Taimyr cluster to 6.5 billion // Interfax Information Group - Official website - [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/ business/862262. Title from the screen. - (Date of treatment: 12/29/2022)

6. Oil of the Taimyr period: the first production well was drilled at the Payakhskoye field // Vedomosti - Official site - [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ articles/2022/07/25/933004-neft-taimirskogo-perioda. Title from the screen. - (Date of treatment: 12/29/2022)

7. Brazil received the first batch of Russian diesel fuel // International Information Agency "Russia Today" - Official site - [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20221001/diesel-1820790439. html?ysclid=l9zolwdu8g789254345. Title from the screen. -(Date of treatment: 12/30/2022)

8. Decree of the President of the Russian Federation of June 20, 2007 No. 784 "On the Open Joint Stock Company "Modern

Commercial Fleet" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. No. 26. Art. 3165.

9. Sovcomflot plans to sell part of the fleet // Vedomosti: daily business newspaper, May 6, 2022 - Official website - [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2022/05/06/921138-popavshii-pod-sanktsii-sovkomflot-prodast-chast-flota. Title from the screen. - (Date of treatment: 12/23/2022)

10. Bloomberg announced the sale of Urals at a record discount // Rosbusinesskogsalting - Official site - [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/04/2022/624b4fb-b9a794715cf3414f5?ysclid=la13ry9w1649353. Title from the screen. - (Date of treatment: 11/29/2022)

11. Decree of the Government of the Russian Federation of May 25, 2017 No. 633 (as amended on May 12, 2022) "On the requirements for investment objects and investment projects in the field of fisheries, as well as on the procedure for calculating the implementation of these investment projects" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 23. Art. 3332.

12. Decree of the Government of the Russian Federation of May 29, 2017 No. 648 (as amended on May 12, 2022) "On securing and providing a share of the quota for the extraction (catch) of aquatic biological resources provided for investment purposes in the field of fishing for industrial fishing and (or ) coastal fisheries" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 23. Art. 3345.

13. Sizes of ships (classification of ships by size) // Ship Portal Korabel & Co, designed by RBJ. - Official site - [Electronic resource]. URL: http://korabley.net/news/klassifikacija_sudov_ po_razmeram/2010-11-05-690. Title from the screen. - (Date of treatment: 11/29/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.