Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В СССР И РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В СССР И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
изобретательство / инновации / научно-технический прогресс / новаторство / рационализатор / invention / innovation / scientific and technological progress / innovation / innovator

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ищенко Антон Анатольевич, Федоренко Сергей Александрович, Сметана Наталья Владимировна

Статья посвящена исследованию историко-правовых аспектов процесса становления и развития Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Показано, что государство уделяло данной проблематике внимание еще с момента принятия в 1812 году первого по своему юридическому значению акту в России по охране изобретений – Манифестъ «О привеллегіяхъ на разныя изобрѣтенія и открытія въ художествахъ и ремеслахъ». Однако условия для существенной активизации данной работы возникли лишь в СССР. Акцентировано внимание на ключевых предпосылках зарождения Всесоюзного общества изобретателей, особенностях его деятельности. Предметно рассмотрены основы возрождения в 1950-х годах Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, сложности функционирования данной организации и достигнутые результаты. Раскрыты ключевые направления деятельности Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в современных условиях и его значимость для будущего технологического развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ищенко Антон Анатольевич, Федоренко Сергей Александрович, Сметана Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE ALL-RUSSIAN ORGANIZATION OF INVENTORS AND INNOVATORS IN THE USSR AND RUSSIA

The article is devoted to the study of the historical and legal aspects of the formation and development of the All-Russian Society of Inventors and Innovators. It is shown that the state has been paying attention to this issue since the adoption in 1812 of the first legal act in Russia on the protection of inventions the Manifesto "On Privileges for Various Inventions and Discoveries in Arts and Crafts". However, the conditions for a significant intensification of this work arose only in the USSR. Attention is focused on the key prerequisites for the emergence of the All-Union Society of Inventors, the features of its activities. The fundamentals of the revival in the 1950s of the All-Union Society of Inventors and Innovators, the complexity of the functioning of this organization and the results achieved are considered in detail. The key activities of the All-Russian Society of Inventors and Innovators in modern conditions and its significance for the future technological development of the state are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В СССР И РОССИИ»

26. Demin V. A. Verhnyaya Palata Rossijskoj Imperii 1906-1917. M., 2006.

27. Volosnikova L.M., Chebotarev G.N. Pravovoj status universitetov: istoriya i sovremennost'. M., 2007.

28. Kulyanov R.V. Gosudarstvennyj Sovet Rossijskoj imperii do i posle reformy 1906 g. // Vestnik istorii, literatury, iskusstva. 2016. T.11.

29. Kistyakovskij B.A. Gosudarstvennoe pravo (obshchee i russkoe) / Lekcii B.A. Kistyakovskogo, chitannye v Moskovskom kommercheskom institute v 1908-1909 akademicheskom godu. SPb., 1909.

30. RGIA. F. 1544. Op. 1. D. 16. (zapiska S.E. Kryzhanovskogo).

ЧЕРКЕСОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА- кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (L5060412@mail.u).

CHERKESOVA, LARISA I. - Ph.D. in Law, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

УДК 340.130.568(47) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-19-25

ИЩЕНКО А.А., СМЕТАНА Н.В. ФЕДОРЕНКО С.А. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В СССР И РОССИИ

Ключевые слова: изобретательство, инновации, научно-технический прогресс, новаторство, рационализатор.

Статья посвящена исследованию историко-правовых аспектов процесса становления и развития Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Показано, что государство уделяло данной проблематике внимание еще с момента принятия в 1812 году первого по своему юридическому значению акту в России по охране изобретений - Манифестъ «О привеллепяхъ на разныя изобрЪтешя и открытия въ художествахъ и ремеслахъ». Однако условия для существенной активизации данной работы возникли лишь в СССР. Акцентировано внимание на ключевых предпосылках зарождения Всесоюзного общества изобретателей, особенностях его деятельности. Предметно рассмотрены основы возрождения в 1950-х годах Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, сложности функционирования данной организации и достигнутые результаты. Раскрыты ключевые направления деятельности Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в современных условиях и его значимость для будущего технологического развития государства.

ISHCHENKO, A.A., SMETANA, N.V., FEDORENKO, S.A.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE ALL-RUSSIAN ORGANIZATION OF INVENTORS AND

INNOVATORS IN THE USSR AND RUSSIA

Key words: invention, innovation, scientific and technological progress, innovation, innovator.

The article is devoted to the study of the historical and legal aspects of the formation and development of the All-Russian Society of Inventors and Innovators. It is shown that the state has been paying attention to this issue since the adoption in 1812 of the first legal act in Russia on the protection of inventions - the Manifesto "On Privileges for Various Inventions and Discoveries in Arts and Crafts". However, the conditions for a significant intensification of this work arose only in the USSR. Attention is focused on the key prerequisites for the emergence of the AllUnion Society of Inventors, the features of its activities. The fundamentals of the revival in the 1950s of the All-Union Society of Inventors and Innovators, the complexity of the functioning of this organization and the results achieved are considered in detail. The key activities of the All-Russian Society of Inventors and Innovators in modern conditions and its significance for the future technological development of the state are revealed.

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов прошло довольно тернистый путь становления и развития, который характеризуется активными трансформациями, взлетами и падениями, постоянной необходимостью соответствия велениям времени, удовлетворению потребностей государства и граждан, основан на высоком качестве изобретений и рационализаторских предложений, последующей возможности их широкого внедрения в массы. В 2022 году отмечается юбилей - 90-летие Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Исходной точкой отсчета организации считается проведение в 1932 году учредительного Всесоюзного съезда новаторов. Однако изобретательство стало активно развиваться еще на заре промышленной революции, благодаря таланту и пытливому уму русских мастеров, когда потребности в отечественных аналогах передовых зарубежных разработок стали как никогда актуальными для дальнейшего экономического развития России. Вместе с тем возникла и необходимость применения различных новаторских технологических решений в отечественных реалиях.

С момента принятия в 1812 году первого по своему юридическому значению акту в России по охране изобретений - Манифестъ «О привеллепяхъ на разныя изобрЪтешя и открытя въ художествахъ и ремеслахъ» [1, с. 355-356], содержащего всего 21 параграф (статью), по сути ознаменовавшего защиту со стороны государства изобретений и рационализаторских предложений, и на протяжении последующих 120 лет данная интеллектуальная деятельность не выходила за рамки сугубо индивидуальной сферы. Изобретательское дело, в силу своей специфики, так и не перешло во всеобщий разряд, а было присуще лишь отдельным категориям граждан, что, конечно же, не способствовало воплощению широких новаторских возможностей.

Последующие исторические события показали ошибочность такого подхода и необходимость более всеобъемлющей поддержи местных Кулибиных, активной популяризации изобретательства и рационализаторства на территории всего государства.

Качественный скачок в данной сфере произошел лишь с предоставлением широких возможностей изобретателям, созданием условий для их активной деятельности в рамках всеобщей индустриализации, внедрения передовых разработок в народное хозяйство, восстановлением и развитием экономики, но уже советского государства. Активизация изобретательской и рационализаторской деятельности среди советских граждан, их поддержка с различных сторон и необходимость систематизации данных начинаний обусловили появление широкой сети различных изобретательских органов, действовавших на общесоюзном и республиканском уровне, при региональных совнархозах, зачастую в пределах предприятий. При этом все более и более набирающая обороты новаторская деятельность на местах не всегда была тесна связана с производственным процессом, проявлялась в инициативном порядке, одновременно способствуя популяризации движения изобретателей-рационализаторов, повышению качества их творчества.

Результаты инновационных подходов изобретателей и рационализаторов начали находить свое систематическое отражение в специализированном научно-популярном иллюстрированном ежемесячном журнале «Рационализатор», который стал выходить с 1929 года и содержал в себе десятки различных новаторских решений советских граждан. Первый номер журнала удостоился приветственного слова - «Массы, вместо единиц» от выдающегося ученого Альберта Эйнштейна.

При этом к 1930 году возникла необходимость централизации указанной деятельности, придании ей упорядоченного организационного характера. Итогом такого процесса стало постановление Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов о начале организации массового добровольного Всесоюзного общества изобретателей [2]. Это решение нашло поддержку в ЦК ВКП(б), принявшем Постановление «О положении массового изобретательства под углом влияния на рационализацию производства» от 26 октября 1930 г., в котором детализированы ключевые задачи новой организации, направленные на реализацию государственной политики в сфере технического творчества, созданию условий на превращение движения изобретателей-рационализаторов в массовое [3, с. 36].

В условиях активной индустриализации, деятельность государства была направлена не только на привлечение значительного количества новаторов в народное хозяйство, последующее внедрение результатов их изобретательской и рационализаторской деятельности, но также и на создание соответствующих финансовых стимулов (фонды содействия изобретательству и рационализации), которые предусматривались, согласно совместному решению Центрального исполнительного комитета и Правительства Советского Союза от 13 августа 1931 г., на всех предприятиях. Также несколькими месяцами ранее обозначенными органами было принято постановление о предоставлении различных льгот для изобретателей и новаторов производства [4, с. 145].

Вместе с тем, понадобилось еще почти полтора года целенаправленной работы Организационного бюро, прежде чем удалось воплотить в жизнь данные инициативы - создать Центральный совет общества, привести Первое заседание Президиума (7 февраля 1931 г.) И только к 15 января 1932 г. в Москве был открыт I учредительный съезд Всесоюзного общества изобретателей (ВОИЗ), позволивший объединить под единые начала несколько сотен тысяч изобретателей всего государства. Принятый Устав Общества в качестве высшего руководящего органа определил Всесоюзный съезд, непосредственные же функции на постоянной основе реализовывал Центральный совет, его президиум, а на местах - республиканские, краевые и областные конференции либо съезды, различные советы (на предприятиях и учреждениях, на крупных предприятиях - цеховые советы), а также президиумы советов. Организационная структура Общества при Центральном совете по своей форме соответствовала велениям времени и включала: президиум, организационно-массовый, оборонный отдел, а также различные секторы, издательство [2].

Однако в данном виде Всесоюзное общество просуществовало всего шесть лет - до 1938 года и в последующем, согласно предложению Президиума ВЦСПС, постановлением Правительства СССР оно было ликвидировано с передачей функций в сфере изобретательско-

рационализаторской деятельности профсоюзным органам [3, с. 38]. Также на почти два десятилетия прекратил свое существование и журнал «Изобретатель», что нанесло значительный ущерб возможностям новаторов по обмену опытом и ознакомлению с передовыми достижениями отечественной научно-технической мысли. Советскими исследователями справедливо отмечается, что именно практика последующих лет свидетельствовала об ошибочности принятого решения -передачи руководства изобретательским делом в различные наркоматы (министерства) и профсоюзы. Децентрализация не позволила создать для новаторов условия, аналогично ранее существовавшим [5, с. 39].

Причины реорганизационных изменений заключались в неэффективности управленческой деятельности, отрыве административного аппарата от производства и фактических потребностей рационализаторов, низком уровне взаимодействия руководящих органов Общества и первичных ячеек. Возложение на профсоюзы не свойственных для них организационных функций в изобретательско-рационализаторской сфере также не позволило исправить ситуацию и привело к значительному снижению новаторского движения и внедрению в производства инновационных решений, нарушило выстраиваемый процесс подготовки новаторов, взаимодействия их между собой, оказания профессиональной помощи и поддержки.

Тем не менее, за столько короткий срок заложенные Всесоюзным обществом изобретателей основы позволили объединить в централизованном порядке различные сообщества новаторов, которые стали неотъемлемым элементом индустриальных предприятий, унифицировать подходы, преодолеть административные барьеры, получить экономические ресурсы, что значительно расширило возможности по внедрению в практическую плоскость различных рационализаторских инициатив граждан. Между различными ячейками общества среди разнообразных предприятий советского государства были организованы социалистические соревнования на выявление лучших сообществ изобретателей. Это позволило значительно улучшить качество изобретательско-рационализаторской деятельности на местах, привлечь значительное количество новых членов.

Значительный вклад изобретателей стал серьезным подспорьем промышленности в трудный период Великой Отечественной войны. Рационализаторские предложения тружеников позволили в кратчайшие сроки перестроить экономику на военные рельсы, запустить промышленные предприятия в новых индустриальных районах Урала и Сибири, освоить передовые методы производства, повышать технические нормы, изыскать резервы для реализации новаторских идей, их последующего внедрения в практическую сферу, качественно и количественно увеличить производительность труда. Это позволило внедрить за военные годы десятки тысяч новаторских предложений, сэкономить сотни миллионов рублей.

В военные и послевоенные годы непосредственное руководство изобретательской и рационализаторской деятельностью осуществляли профсоюзы, поскольку именно эти органы курировали новаторство на протяжении двух десятилетий (1938 - 1958 годы). Однако необходимость качественной перестройки подходов в сфере промышленности, более инновационное и всеохватывающее внедрение изобретений и рационализаторских предложений трудящихся, неэффективность существующей системы сподвигло руководящие органы на проведение качественных реформ, централизацию данной сферы, то есть возврат к ранее существовавшей форме - функционирования единого специализированного органа.

Необходимость перестройки стала активно обсуждаться в 1955 году на высшем партийном и правительственном уровне, а также Всесоюзном совещании работников промышленности, где акцентировалось внимание на несоответствии производительности труда в Советском Союзе по сравнению с передовыми государствами того времени, что обуславливалось низким уровнем использования инновационных технологий. Закономерно, что вместе с восстановлением промышленности СССР возникла необходимость активизации научно-технического прогресса, где изобретательская и рационализаторская работа вышла на первый план и стала рассматриваться как одна из важнейших государственных задач. Поэтому не удивительно, что в феврале 1956 г. при Правительстве СССР создан Комитет по делам изобретений и открытий, а уже 17-19 октября проведено Всесоюзное совещание изобретателей, рационализаторов и новаторов производства, где принимали непосредственное участие руководители партии и правительства. В итоге были отмечены пути дальнейшего массового развития и выхода на более качественный уровень изобретательства и рационализаторства, в соответствии со стоящими актуальными задачами перед

народным хозяйством, его технологического оснащения средствами и автоматизации производства [4, с. 149-150].

Одновременно с данными процессами возобновилась в 1956 году практика издания специализированного ежемесячного журнала, который первоначально именовался «Изобретательство в СССР», а спустя два года произошла смена названия «Изобретатель и рационализатор», где в качестве учредителя выступило созданное Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов.

При этом, как отмечают исследователи, Комитет не имел соответствующей сети подразделений на местах, фактически это ограничивало его участие в эволюционировании изобретательского и рационализаторского дела. Да и сами решения комитета по поводу внедрения изобретений в практической плоскости носили для министерств и ведомств не императивный, а лишь рекомендательный характер. Выходом из сложившейся ситуации стало создание общественной организации изобретателей и рационализаторов через «инициативы снизу». Такой подход нашел активный отклик среди Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, что вернуло в жизнь в январе 1958 года функционирование общественной организации изобретателей и рационализаторов (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов -ВОИР) [6, с. 283].

Возвращение к истокам функционирования специализированного органа в сфере изобретательско-рационализаторской деятельности являлось ярким маркером необходимости в условиях командно-административной системы жесткого управления в данной области.

Руководящая роль новой организацией была отведена ВЦСПС. Цель проводимых организационных мероприятий заключалась в привлечении широкого круга граждан - новаторов в новую структуру, достижение более эффективной системы внедрения результатов инновационной деятельности в производственный процесс. В итоге, по мнению инициаторов данных изменений, это могло позволить в кратчайшие сроки выйти на новый качественный уровень технического творчества трудящихся, обеспечить ускоренный процесс между появлением новых новаторских идей и их последующего применения, активизации возможностей обмена опытом между различными предприятиями, через жесткую централизацию.

Организационный принцип построения ВОИР отчасти учитывал опыт функционирования ВОИР, начиная от первичных ячеек на предприятиях, соответствующих обществ на уровне областей, краёв, республик и Всесоюзным обществом на государственном уровне. Также детально прорабатывался вопрос материального стимулирования новаторов, путем аккумулирования денежных средств предприятий, полученных за счет экономии с целью произведения выплат авторам изобретений и рационализаторских предложений.

Конечно, возникали и определенные сложности с функционированием новой структурой. В частности, исследователи на основе скрупулезного анализа архивных материалов того исторического периода отмечают, что первоначально региональные отделения не достигли поставленных целей, так как часть из них фактически не приступила к работе в отведенные сроки, лишь номинально существовали только на бумаге. Причины заключались в отсутствии стремления инженерно-технических работников, новаторов производства активно вступать во вновь созданную организацию из-за неясности стоящих перед ней задач, отсутствие связей между существующими структурами (бюро рационализаторов и изобретателей, бюро технической инвентаризации), стойкой уверенности, что данный ВОИР - это новая контролирующая организация, а не сообщество по оказанию помощи изобретателям и рационализаторам [6, с. 287]. Здесь конечно же стоит отметить неудовлетворительную работу региональных организаций, которые на первых порах не смогли эффективно организовать поставленную работу и донести до широких масс ключевые задачи всесоюзного объединения. И как показала дальнейшая практика, активизация усилий в этом направлении, выстраивание единой организационной структуры, четкое взаимодействие между органами власти на местах, руководителями предприятий и учреждений, широкая просветительская работа с техническими кадрами принесла свои положительные итоги.

Первый общегосударственный съезд нового объединения - Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов состоялся только в сентябре 1959 года [7]. На данном нем было заявлено, что главная задача новой организации заключается в мобилизации творческой

инициативы новаторов производства, а также рационализаторов и изобретателей и новаторов на ускорение технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства [8, с. 47].

Первоначальные задачи перед ВОИР стали реализовываться в конце 1950-х годов, когда изобретательство и рационализаторство вновь приобретает характер массового движения, включающего в себя более двух миллионов человек, начинает качественно влиять на научно-технический прогресс. По сравнению с 1950 годом, в 1960 году удельный вес изобретателей и рационализаторов среди всех работников промышленности увеличился с 3,9% до 10,9% [5, с. 39]. Конечно, на данном этапе возникали и определенные сложности: так, Общество не обладало самостоятельностью, зависело от государственных и партийных органов, не имело реальных рычагов влияния, отмечаются и иные проблемы [6, с. 294-295], которые были первоначально заложены в саму структуру и не до конца просчитаны.

Даже учитывая ряд недостатков, общая задача - привлечение новаторов в новую организацию успешно решалась, в период с 1959 по 1966 год, количество членов общества возросло в три раза и составило 4,2 млн. граждан, а на пике своей деятельности объединяло более 14 млн. членов. Функциональной основой работы ВОИР стал территориально-отраслевой принцип. На протяжении 1960-70-х годов гг. общество инициировало множество организационно-массовых мероприятий, которые были направлены на привлечение подрастающего поколения рационализаторской работе в различных отраслях народного хозяйства [9, с. 140].

На протяжении последующих трех десятилетий своего существования в советский период, несмотря на сложности, ВОИР через специальные фонды оказывало существенную материальную поддержку участникам сообщества, обеспечивало их социальную защиту; активно организовывало методическую и экспертно-консультационную помощь, являлось инициатором различных контрактов по поводу разработки и внедрения новой техники и технологических решений, а также оставалось органом общественного контроля по обеспечению соблюдения законодательных норм в сфере изобретательства и рационализаторства [10].

В результате удалось добиться активизации процессов внедрения передовой техники, была выполнена одна их ключевых задач - более широкое привлечение изобретателей и рационализаторов в производственный процесс. Использование креативного подхода, здравой инициативы, активного исследовательского интереса, а также наличие мотивации к повышению эффективности производства требовало и соответствующей системы управления, программной основы. Все это было реализовано уже на Втором съезде Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, который состоялся 29 ноября 1963 года. В рамках данного мероприятия был утвержден Устав организации, в последующем неоднократно дополнялся на общесоюзных съездах (Ш - 23 мая 1968 года, IV - 2 марта 1973 года, V - 6 апреля 1978 года) [11]. Устав определил задачи Всесоюзной организации рационализаторов и изобретателей, права и обязанности членов общества, организационное строение, в основе которого был декларирован демократический централизм (что фактически не соответствовало действительности), высшие органы управления, а также территориальные и первичные организации, средства объединения; в заключительных положениях акцентировалось внимание на правах органов ВОИР как юридических лиц. Высокие достижения, достигнутые обществом изобретателей и рационализаторов, не остались незамеченными, были высокого оценены: в 1973 году ВОИР награждено высокой наградой - орденом Ленина, а специализированный журнал «Изобретатель и рационализатор» - орденом Знак Почёта (в 1979 г), в 1981 году утверждено Почетное звание «Заслуженный изобретатель СССР» [12].

Реформы 1980-х годов также не обошли стороной ВОИР, которое активно трансформировалось под складывающиеся условия, развивалось, однако, не в полной мере успевало за велением времени, а стагнация промышленного производства нарушила дальнейшие возможности развития общества в существовавших условиях.

Распад единого советского государства, также негативно отразился на всей промышленности России, затронув непосредственно и деятельность новаторов. Очень активный, лавинообразный переход к рыночным условиям в кратчайший сроки, отсутствие выверенного государственного подхода, снижение эффективности общественных механизмов защиты прав и интересов изобретателей и рационализаторов, а также отсутствие новой законодательной базы в сфере интеллектуальной собственности привели к стагнации всего сообщества новаторов. Но при

этом за счет усилий энтузиастов, акцентировании внимания органов власти, постепенно ситуацию удалось стабилизировать и перевести в правовое русло, путем принятия соответствующих нормативных правовых актов. Запоздалый характер мер и неблагоприятная экономическая ситуация все же привели к оттоку высококвалифицированных специалистов за рубеж, а низкая востребованность изобретений обусловили очень медленное восстановление. Несмотря на это фундаментальные основы организации были сохранены, образованно новое объединение -Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, I учредительный съезд которого состоялся 21 марта 1991 г. и ознаменовался принятием Устава Общественной организации и программных документов. На указанный момент в Обществе состояло около 3,5 млн. членов [10]. На основе данных решений строится работа ВОИР в современных условиях, каждые пять лет проводятся съезды, на которых делегаты обсуждают поистине судьбоносные решения для последующего инновационного развития промышленности государства, новаторского дела, определяют наиболее оптимальные направления для развития технического потенциала изобретателей и рационализаторов.

Традиции изобретателей-рационализаторов сохраняются и в настоящее время. Дело новаторов не забыто и активно продолжается последователями, благодаря чему внедряются инновационные решения в городское хозяйство, активно распространяется новаторское дело в медицинских учреждениях, рационализаторские предложения осваиваются в градостроительной сфере и т. д. Несмотря на сложный период после развала советского государства и оттока значительного количества высококвалифицированных специалистов, ситуация стабилизировалась, активно происходит создание кадрового потенциала, в том числе и за счет проведения обучающих мероприятий с подрастающим поколением, происходит демонстрация передовых достижений, где новаторы имеют возможность продемонстрировать свои изобретения и рационализаторские предложения, возобновилась практика морального стимулирования, активно проводится информационная поддержка [13].

В настоящее время развитие Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов продолжается, как и ранее, поэтапно, действует принятая на пятилетний период (2017 - 2022 годы) программа развития общества [14]. Количество участников Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов в настоящее время включает более 100 тыс. человек, которые организационно входят в состав 11 республиканских, 6 краевых, 43 областных Советов ВОИР, а также свыше 150 организаций среднего звена, функционирующих на районо-городском уровне.

Как и девяносто лет назад цель Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов остается неизменной - оказание помощи и содействие изобретателям и рационализаторам, активная популяризацией среди масс науки и техники, обеспечение качественного инновационного и технологического прорыва отечественной экономике, закладывание основ перехода к новому технологическому укладу. А в текущих реалиях жесткой санкционной политики, ограничения доступа к современных технологиям, необходимость технологического прорыва актуальна как некогда. Поэтому приоритетной задачей Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов является преодоление современных вызовов, что ставит перед объединением, как многие десятилетия назад, новые задачи и жесткие сроки по их выполнению, от эффективности которых зависит технологическое будущее России. Исторический опыт деятельности общества изобретателей и рационализаторов свидетельствует, что в трудные для государства периоды именно эта категория работников через соответствующую систему мобилизации их новаторского интереса и внедрения в практическую плоскость представленных идей является технологической опорой государства.

Литература и источники

1. О привеллегшхъ на разныя изобрЬгешя и открьтя въ художествахъ и ремеслахъ: Манифестъ от 17 июня 1812 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. В 50 томах. Т XXXII. 1812 - 1815 гг. СПб: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1135 с.

2. Путеводители по российским архивам // URL: https://guides.rusarchives.ru/funds/6/vsesoyuznye-obshchestva-izobretateley-i-racionalizatorov-voir-obedinennyy-fond-1930-1938 (дата обращения: 30.05.2022).

3. Барышева Н. Р. Из истории всесоюзного общества изобретателей // Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 2 (58) Т. 2. С. 36-39.

4. Познанский В.С. О развитии массового рабочего изобретательства и рационализаторства в СССР // Вопросы истории. 1960. №3. С. 138-153.

5. Алексеев Г.П. Движение изобретателей и рационализаторов в СССР // Вопросы истории. 1969. № 9. C. 30-48.

6. Пинаева Д.А. Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов в системе государственной политики, направленной на ускорение научно-технического прогресса в конце 1950-х - начале 19б0-х годов (на примере деятельности Татарского областного совета ВОИР) // Научный диалог. 2017. №10. С. 280-299.

7. Материалы Первого съезда Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (22-24 сентября 1959 г.). М., 1959. 32 с.

S. Фокин Л.В. Из истории борьбы изобретателей и рационализаторов Москвы за технический прогресс // Вопросы истории. 19б1. № 3. C. 45-б2.

9. Викторов А.Г. Оценка истории деятельности Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) с позиции современного науки // Международный научно-исследовательский журнал. 201б. №8(50). С. 13S-140.

10. История ВОИР. URL: http://www.ros-voir.ru/ru/about-page (дата обращения: 30.05.2022).

11. Устав Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов// URL: https://docs.cntd.ru/document/9014003б7 (Дата обращения: 30.05.2022).

12. Об установлении почетного звания «Заслуженный изобретатель СССР»: Указ Президиум Верховного Совета СССР от 28 декабря 1981 г. № 6277-х // Ведомости Верховного Совета СССР, 1982 г № 1 ст. 1.

13. Московская городская организация ВОИР: б0 лет на службе городу. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/prez-zezulin-26062018.pdf (Дата обращения: 30.05.2022).

14. Программа развития Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (ВОИР) на период 2017 - 2022 гг. URL: https://voir44.ru/upload/Программа%20развития%20ВОИР_2022.pdf(Дата обращения: 30.05.2022).

References and Sources

1. O privellegiyah" na raznyya izobrtteníya i otkrytiya v" hudozhestvah" i remeslah": Manifest" ot 17 iyunya 1S12 g. // Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie Pervoe. V 50 tomah. T XXXII. 1S12 - 1S15 gg. SPb: Tip. II Otdeleniya Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva Kancelyarii, 1S30. 1135 c.

2. Putevoditeli po rossijskim arhivam // URL: https://guides.msarchives.m/fonds/6/vsesoyuznye-obshchestva-izobretateley-i-racionalizatorov-voir-obedinennyy-fond- 1930-193S (data obrashcheniya: 30.05.2022).

3. Barysheva N. R. Iz istorii vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014 № 2 (58) T. 2. S. 3б-39.

4. Poznanskij V.S. O razvitii massovogo rabochego izobretatel'stva i racionalizatorstva v SSSR // Voprosy istorii. 19б0. №3. S. 138-153.

5. Alekseev G.P. Dvizhenie izobretatelej i racionalizatorov v SSSR // Voprosy istorii. 19б9. № 9. C. 30-4S.

6. Pinaeva D.A. Vsesoyuznoe obshchestvo izobretatelej i racionalizatorov v sisteme gosudarstvennoj politiki, napravlennoj na uskorenie nauchno-tekhnicheskogo progressa v konce 1950-h - nachale 1960-1i godov (na primere deyatel'nosti Tatarskogo oblastnogo soveta VOIR) // Nauchnyj dialog. 2017. №10. S. 280-299.

7. Materialy Pervogo s"ezda Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov (22-24 sentyabrya 1959 g.). M., 1959. 32 s.

8. Fokin L.V. Iz istorii bor'by izobretatelej i racionalizatorov Moskvy za tekhnicheskij progress // Voprosy istorii. 19б1. № 3. C. 45-б2.

9. Viktorov A.G. Ocenka istorii deyatel'nosti Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov (VOIR) s pozicii sovremennogo nauki // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 201б. №8(50). S. 138-140.

10. Istoriya VOIR. URL: http://www.ros-voir.ru/ru/about-page (data obrashcheniya: 30.05.2022).

11. Ustav Vsesoyuznogo obshchestva izobretatelej i racionalizatorov// URL: https://docs.cntd.ru/document/901400367 (Data obrashcheniya: 30.05.2022).

12. Ob ustanovlenii pochetnogo zvaniya «Zasluzhennyj izobretatel' SSSR»: Ukaz Prezidium Verhovnogo Soveta SSSR ot 28 dekabrya 1981 g. № б277-X // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, 1982 g № 1 st. 1.

13. Moskovskaya gorodskaya organizaciya VOIR: 60 let na sluzhbe gorodu. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/prez-zezulin-26062018.pdf (Data obrashcheniya: 30.05.2022).

14. Programma razvitiya Obshchestvennoj organizacii «Vserossijskoe obshchestvo izobretatelej i racionalizatorov» (VOIR) na period 2017 - 2022 gg. URL: https://voir44.ru/upload/Programma%20razvitiya%20VOIR_2022.pdf(Data obrashcheniya: 30.05.2022).

ИЩЕНКО АНТОН АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, Председатель Центрального Совета Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (info@ros-voir.ru)

ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых и процессуальных дисциплин Кубанского института социоэкономики и права (филиал) «Академия труда и социальных отношений» (fedorenkosergey79@yandex.ru)

СМЕТАНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (smetananv@mail.ru)

ISHCHENKO, ANTON A. - Ph.D. in Economics, Chairman of the Central Council of the Public Organization "All-Russian Society of Inventors and Innovators" (info@ros-voir.ru)

FEDORENKO, SERGEY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor of the Department of Legal and Procedural Disciplines of the Kuban Institute of Socioeconomics and Law (branch) "Academy of Labor and Social Relations" (fedorenkosergey79@yandex.ru) SMETANA, NATALIA V. - student of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (smetananv@mail.ru).

УДК 342.341 Б01: 10.24412/2411-2275-2022-2-25-31

УПОРОВ И.В., ШЕУДЖЕН Н.А., ШВЕЦ А.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ

ИЗМЕРЕНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: конституция, государственная идеология, абсолютизм, социализм, капитализм, интересы, КПСС, народ.

В статье исследуются особенности закрепления государственной идеологии в российских и советских конституциях: Основных государственных законах Российской империи 1906 г., нескольких советских конституциях СССР и РСФСР, Конституции России 1993 года. Анализируются нормы соответствующих законодательных актов, научные труды по заявленной теме. Отмечается, что в наибольшей степени идеологические принципы являлись предметом конституционно-правового регулирования в советский период, особенно в Конституции СССР 1977 г., то есть, в условиях политико-идеологического противостояния социалистических и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.