Научная статья на тему 'Правовые и организационно-правовые аспекты экспертных исследований лиц, страдающих наркотической зависимостью, в рамках уголовного судопроизводства'

Правовые и организационно-правовые аспекты экспертных исследований лиц, страдающих наркотической зависимостью, в рамках уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОСИТУАЦИЯ / DRUG SITUATION / ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EXPERT EXAMINATION / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / DRUG ABUSE / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НАРКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБВИНЯЕМЫЙ / ACCUSED / РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / INVESTIGATION OF CRIMINAL CASES / АЛЬТЕРНАТИВА УГОЛОВНОМУ НАКАЗАНИЮ / ALTERNATIVE TO CRIMINAL PENALTY / LEGAL EXPERTISE / NARCOLOGY EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Татьяна Анатольевна

В статье раскрываются вопросы, связанные с правовыми и организационными затруднениями при назначении и проведении судебных наркологических экспертиз обвиняемым по уголовным делам, в целях обеспечения дифференцированного применения уголовного наказания лицам, страдающим наркотической зависимостью. Показан опыт решения поставленной проблемы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федоренко Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF DRUG ADDICTS'' EXPERT EXAMINATIONS WITHIN OF CRIMINAL PROCEEDINGS

The article deals with issues related to legal and organizational difficulties in narcological forensic examinations of the accused persons with purpose of differentiated application of criminal penalty for drug addicts. The author analyses experience of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Правовые и организационно-правовые аспекты экспертных исследований лиц, страдающих наркотической зависимостью, в рамках уголовного судопроизводства»

УДК 343.1+340.6

Татьяна Анатольевна ФЕДОРЕНКО,

начальник отдела аналитического обеспечения в сфере антинаркотической деятельности субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа Управления аппарата Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу

3otd_gak@fskn. Ш. ш

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, В РАМКАХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF DRUG ADDICTS' EXPERT EXAMINATIONS WITHIN OF CRIMINAL PROCEEDINGS

В статье раскрываются вопросы, связанные с правовыми и организационными затруднениями при назначении и проведении судебных наркологических экспертиз обвиняемым по уголовным делам, в целях обеспечения дифференцированного применения уголовного наказания лицам, страдающим наркотической зависимостью.

Показан опыт решения поставленной проблемы в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

The article deals with issues related to legal and organizational difficulties in narcological forensic examinations of the accused persons with purpose of differentiated application of criminal penalty for drug addicts.

The author analyses experience of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation

Ключевые слова: наркоситуация, экспертные исследования, наркотическая зависимость, судебная экспертиза, наркологическая экспертиза, обвиняемый, расследование уголовного дела, альтернатива уголовному наказанию.

Keywords: drug situation, expert examination, drug abuse, legal expertise, narcology expertise, the accused, investigation of criminal cases, alternative to criminal penalty.

Осуществляемая систематизация законодательства Российской Федерации в области противодействия наркопреступности позволила определить основные моменты, связанные с его разработкой, а также выявить проблемы и противоречия, которые необходимо разрешить в краткосрочной перспективе.

Одной из назревших является проблема правовых и организационно-правовых аспектов проведения экспертных исследований лиц (подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений) при расследовании уголовных дел для установления у

них наркотической зависимости в целях дифференцированного применения судебного наказания.

Для вынесения судебного решения о применении к осуждаемому положений ст. 82.1, 72.1 или п.5 ст. 73 УК РФ необходимо экспертным путем установить факт заболевания лица наркоманией и необходимость его лечения от этого заболевания. В рамках уголовно-процессуального производства в соответствии со ст. 57, 195 УПК РФ этот факт должен устанавливаться посредством назначения и проведения экспертизы.

- 56 -

№ 1 (18) • 2015

Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов

Порядок назначения и производства судебных экспертиз по уголовным делам регламентирован нормами УПК РФ и положениями Федеральных законов "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" [1] и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2, глава 7].

Вместе с тем действующие законодательные акты и принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные документы не предусматривают такого вида экспертиз, как наркологические. Соответственно, специфические отношения по организации государственной судебно-экспертной деятельности в наркологических учреждениях остаются не урегулированными. Специальность судебного эксперта-нарколога и его полномочия также не предусматриваются. Поэтому для решения специальных вопросов, связанных с применением ст. 72.1, 82.1 и п.5 ст. 73 УК РФ, в соответствии с действующим законодательством должна назначаться судебно-психиатричес-кая экспертиза. Соответственно, проведение указанной экспертизы должно осуществляться специализированными государственными судебно-экспертными учреждениями, в роли которых выступают отделения судебно-психиатрической экспертизы психиатрических учреждений общего профиля (психиатрических больниц и диспансеров и т.п.). [1] Однако, как справедливо замечают сами специалисты, судебные эксперты-психиатры могут и не иметь достаточных специальных познаний в области диагностики наркоманий. [1]

Однако, несмотря на то, что судебно-наркологическая экспертиза как вид медицинской деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-рации" отсутствует, Минздрав России ежегодно осуществляет сбор и обработку данных о производстве судебно-наркологических экспертиз медицинскими организациями по годовой форме федерального статистического наблюдения №37, утвержденной приказом Росстата. Приказом Росстата России от 16 октября 2013 г. №410 указанная

форма обновлена, но и, так же как и ранее, включает сведения о численности лиц, прошедших судебно-наркологическую экспертизу.

Анализ информации, представленной территориальными органами ФСКН России и главными наркологами субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, показывает, что актуальность назначения наркологических экспертиз в субъектах Российской Федерации округа имеет тенденцию к нарастанию (таблица).

Вместе с тем, по данным органов здравоохранения субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа, ситуация с проведением судебно-наркологических экспертиз на территории округа складывается неоднозначно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. №291 "О лицензировании медицинской деятельности" утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), подлежащих лицензированию. В соответствии с указанным постановлением судебная наркологическая экспертиза не входит в перечни видов работ (услуг), подлежащих лицензированию. Не включена судебная наркологическая экспертиза и в перечень лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности в соответствии с приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. №121н "Лицензирование медицинской деятельности".

В связи с этим только в трех субъектах Дальневосточного федерального округа из девяти (Хабаровский край, Амурская и Магаданская области) проведение судебных наркологических экспертиз осуществляется созданными специальными медицинскими комиссиями для проведения наркологических экспертиз, состав которых утверждается:

- ежегодным приказом медицинского учреждения на базе наркологических учреждений (Хабаровский край);

- приказом министерства здравоохранения субъекта (Амурская область);

- на основании выданной ранее Управлением Росздравнадзора на бессрочный

Таблица

СВЕДЕНИЯ

О КОЛИЧЕСТВЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

2012 г. 2013 г. 6 мес. 2014 г.

Проведено наркологических экспертиз 2 288 2 368 1 560

В том числе по уголовным делам по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков 1 023 1 315 980

Диагноз «наркомания» установлен 465 464 357

В том числе по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков 119 314 264

срок лицензии в соответствии с действовавшим постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. №30 "Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности" на осуществление медицинской деятельности, в том числе и по "экспертизе наркологической" (Магаданская область №ФС-49-01-000231 от 28.12.2011).

В Амурской области разработан порядок организации и проведения судебной экспертизы врачебной комиссией. Приказ Министерства здравоохранения Амурской области от 16 июня 2014 г. №796 "О проведении врачебной комиссией судебных экспертиз в учреждениях здравоохранения области" регулирует порядок организации и проведения судебной экспертизы врачебной комиссией, сроки проведения исследования, подготовки заключения, а также обозначает требования, предъявляемые к лицам, направляемым на экспертное исследование.

В Магаданской области врачебно-экс-пертная комиссии ежегодно утверждается приказом главврача Магаданского областного наркологического диспансера", экспертиза проводится амбулаторно, в помещении для проведения специальных наркологических экспертиз в сроки не более 15 дней.

Указанные комиссии проводят судебную наркологическую экспертизу в соответ-

ствии с Временной инструкцией о производстве судебно-наркологической экспертизы Министерства здравоохранения СССР от 10 августа 1988 г. №06-5/62-5 (с приложением "Методическое указание по составлению заключения (акта) судебно-наркологической экспертизы"), которая является действующим нормативным актом, а также письмом Минздрава России от 29 декабря 2003 г. №2510/14378-03-32 "О судебно-наркологической экспертизе".

Несмотря на давность издания вышеназванных документов, они не отменены и продолжают действовать на территории Российской Федерации, вступая в противоречие с существующими правовыми нормами.

Это связно с тем, что осуществляемая с 2012 г. работа по изменению законодательства о судебно-экспертной деятельности и судебной экспертизе до настоящего времени не завершена, нормативные документы не разработаны. Отсутствие федерального документа, регламентирующего деятельность производства судебной наркологической экспертизы, значительно усложняет деятельность медицинских комиссий субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Так, Прокуратурой Хабаровского края при рассмотрении уголовных дел не принимаются во внимание медицинские заключения о проведении наркологической эк-

58

№ 1 (18) • 2015

Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов

спертизы, выданные врачебными комиссиями городских наркологических диспансеров и центральных районных больниц муниципальных районов Хабаровского края. Такая постановка вопроса привела к значительному увеличению количества судеб-но-наркологических экспертиз, проводимых специальной комиссией КГБУЗ "Краевая психиатрическая больница". В связи с вступлением в силу Федерального закона от 25 ноября 2013 г. №313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ежемесячная потребность правоохранительных органов г. Хабаровска и края в рамках уголовного судопроизводства в проведении данного вида экспертных заключений возросла до 80-90 экспертиз в месяц (около 1000 экспертиз в год). Нормативная нагрузка из расчета на 1 должность каждого специалиста в составе комиссии установлена 500 всех проводимых экспертиз в год.

В остальных субъектах судебные наркологические экспертизы в настоящее время не осуществляются, исследования подэкс-пертных лиц осуществляется в рамках судебных психиатрических экспертиз. Однако и такое решение вопроса не исключает проблемы.

Так, на территории Приморского края в связи с непроведением судебной наркологической экспертизы складывается достаточно сложная ситуация:

- нагрузка по количеству судебных экспертиз за счет увеличения лиц, направляемых правоохранительными органами, возрастает. Кроме этого эти же комиссии решают вопросы для судов по ограничению дееспособности наркологических больных и другие;

- существует проблема очередности в связи с перегрузкой психиатров, поскольку ориентировочная потребность производства экспертиз в месяц в рамках уголовных дел составляет 335, административных 100.

Сходные проблемы имеются и в других субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.

Ситуация могла бы улучшиться за счет привлечения специалистов наркологического диспансера, в котором экспертную работу могут выполнять врачи психиатры-наркологи амбулаторного звена, обладающих специальными знаниями, с участием которых можно дополнительно создать экспертные комиссии (из расчета годовой нагрузки на эксперта). Однако из-за противоречий в законодательстве данное обстоятельство служит продолжением дискуссии как о месте проведения наркологической экспертизы, так и о ее праве на существование, что усложняет работу экспертов и увеличивает сроки выдачи экспертных заключений.

Кроме того, в связи с территориальной отдаленностью межрайонных подразделений правоохранительных органов от специализированного учреждения имеются существенные трудности в транспортировке подэкспертных к месту проведения экспертизы (автомобильным, железнодорожным транспортом, а в некоторых муниципальных районах только водным или воздушным транспортом), что связано с дополнительными расходами бюджетных средств и дополнительными временными затратами.

Аналогичные трудности в связи с обширностью территорий являются характерными для всех субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.

Выходом из этого положения является скорейшее решение вопроса о нормативном закреплении наркологической экспертизы в соответствующих правовых актах. Это позволит повысить эффективность работы с наркозависимыми, так как наркологическая служба заинтересована в использовании всех механизмов мотивации на лечение и реабилитацию наркологического больного, а прием пациентов в рамках уголовных и административных дел, ознакомление с данными делами позволяют проводить мотивацию на необходимость участия в реабилитации и постреабилитационном наблюдении.

Библиографический список

1. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // СПС Консуль-тантПлюс.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // СПС КонсультантПлюс.

3. Организация лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, совершивших преступления небольшой тяжести и получивших отсрочку отбывания наказания: Методические рекомендации / А.Л. Игонин и др. - М.: ФГБУ "ГНЦССП им. В.П. Сербского" Минздрава России. - М., 2013.

- 60 -

№ 1 (18) • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.