Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Источник права / национальная правовая система / нормативный акт / правовой акт / правотворчество / правовое регулирование / судебная практика. / source of law / national legal system / normative act / legal act / lawmaking / legal regulation / judicial practice.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранцева Елена Леонидовна

Целью написания статьи явилось рассмотрение правовой и нормативной характеристики нормативного правового акта как ведущего источника права в национальной правовой системе России. На основе сравнения идей дореволюционных, советских и современных правоведов, а также анализа и сравнения судебных решений делается попытка приблизиться к выделению устойчивых качеств рассматриваемого правового явления. Предлагаемый подход, через триаду: субъект-отношения-процесс (процедуры) может способствовать универсализации понятия нормативного правового акта. Вывод, к которому приходить автор: общерегулирующий характер отношений отражает нормативное свойство, а общезначимый характер отношений правовое свойство нормативного правового акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND NORMATIVE CHARACTERISTICS OF NORMATIVE LEGAL ACT: FROM THEORY TO PRACTICE

The aim of writing of this article was review of legal and normative characteristics of normative legal act as the leading source of law in the national legal Russian system. There is an attempt to get closer to distinguish stable qualities of reviewed legal phenomena based on comparison of ideas of pre-revolutionary, soviet and modern legislators as so as analysis and comparison of judical decisions. This approach through triad (subjectrelations process (procedures) can promote universalization of the concept of normative legal act. The author concludes that general regulatory character of relations reflects the normative feature, and generally valid character reflects legal feature of normative legal act.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-96-99 NIION: 2018-0076-11/23-863 MOSURED: 77/27-023-2023-11-863

БАРАНЦЕВА Елена Леонидовна,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, Кировская область, г. Киров, e-mail: lbarantseva@msalkirov.ru

ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Аннотация. Целью написания статьи явилось рассмотрение правовой и нормативной характеристики нормативного правового акта как ведущего источника права в национальной правовой системе России. На основе сравнения идей дореволюционных, советских и современных правоведов, а также анализа и сравнения судебных решений делается попытка приблизиться к выделению устойчивых качеств рассматриваемого правового явления. Предлагаемый подход, через триаду: субъект-отношения-процесс (процедуры) может способствовать универсализации понятия нормативного правового акта. Вывод, к которому приходить автор: общерегулирующий характер отношений отражает нормативное свойство, а общезначимый характер отношений правовое свойство нормативного правового акта.

Ключевые слова: Источник права, национальная правовая система, нормативный акт, правовой акт, правотворчество, правовое регулирование, судебная практика.

BARANTSEVA Elena Leonidovna,

candidate of Legal Sciences, Associate Professor at the Department of theory and history of state and law of Volga-Vyatsk Institute (branch) of the University named by O.E. Kutafin (MSAL)

LEGAL AND NORMATIVE CHARACTERISTICS OF NORMATIVE LEGAL ACT: FROM THEORY TO PRACTICE

Annotation. The aim of writing of this article was review of legal and normative characteristics of normative legal act as the leading source of law in the national legal Russian system. There is an attempt to get closer to distinguish stable qualities of reviewed legal phenomena based on comparison of ideas of pre-revolutionary, soviet and modern legislators as so as analysis and comparison of judical decisions. This approach through triad (subject- relations - process (procedures) can promote universalization of the concept of normative legal act. The author concludes that general regulatory character of relations reflects the normative feature, and generally valid character reflects legal feature of normative legal act.

Key words; source of law, national legal system, normative act, legal act, lawmaking, legal regulation, judical practice.

Постановка проблемы: Одним из важнейших видов деятельности государства является правотворчество. Многообразие субъектов правотворческой деятельности и многообразие нормативных актов как результат данной деятельности порождает необходимость сохранения единства правового пространства, а также повышение эффективности и стабильности правового регулирования. Основу эффективности правового регулирования

составляет научно-обоснованный выбор оптимального вида нормативного правового акта для упорядочивания соответствующего круга общественных отношений. Кроме того, важным является единый принцип включения акта, издаваемого нормотворческим органом, в систему законодательства. В данной статье мы рассмотрим, как понимать единые требования к включению акта нормотворческого субъекта в единую систему нормативных правовых актов государства, кото-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

рая является фундаментом единого правового пространства.

Правотворчество с методологической точки зрения признается составной частью правообра-зования. Его можно рассматривать как деятельность компетентных органов по разработке и принятию законодательных актов и процесс создания правового решения на основе всестороннего учета факторов социальной действительности. Опираясь на позицию Д.А. Керимова о том, что «законотворчество, характеризуется органическим единством трех его основных компонентов: познания, деятельности и результата»[1, с.9], эту же самую конструкцию можно применить и при характеристике правотворчества.

И законотворчество, и правотворчество направлено на достижение результата, которое прежде всего выражено в форме государственного (правового) акта. Данное обстоятельство вызывает необходимость рассмотрения проблемы нормативности правового акта, а также его правовой характеристики. Следовательно, без четкого понимания правовой и нормативной природы акта невозможно достичь качества правового регулирования.

Методологическую основу составляют сравнительно-правовой метод и принцип историзма, которые позволяют выявить свойства актов, исходящих от государства, и особенность формирования системы законодательства на конкретном историческом этапе.

В правовой системе России ведущим источником права является нормативный правовой акт. Но в федеральных законах не закреплено его легальное определение. А, следовательно, и законодатель и правоприменитель в рамах своей деятельности будут использовать положения доктрины.

Энциклопедисты последовательно выделяли характеристики данного правового явления. Как в дореволюционной, так и в советской традиции разработка понятия начиналась с обоснования источников и формы права. Источник права имеет несколько значений. Наибольшее значение приобретает формальный и материальный смысл. Опираясь на данные значения, в советской традиции нормативный правовой акт определялся как вид источника права в формально-юридическом смысле и, прежде всего, как результат правотворческой деятельности государства. Так как именно государство может наиболее объективно выразить волю народа. Именно это и отражает связь материальной и формально-юридической природы. Согласно трактовке А.Ф. Шибанова, это «формы выражения государством, при которых содержащиеся в них правила приобретают значение нормы права» [2. с. 1725-1726].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Соглашается с данной установкой С.П. Зивс акцентируя внимание на единстве подхода в рамках доктринального учения: «...источник права суть внешней формы установления правовой нормы государством (или по поручению государства, или с санкции, одобрения, государства)» [3, с.10].

В современных энциклопедических изданиях, чаще всего источник и форма права указываются как синонимы. Например, нормативный правовой акт - «письменный официальный документ установленной формы, предназначенный для установления, изменения или отмены правовых норм;» [4, с. 373]. Или «властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права» [5].

В названных подходах четко определяется субъект от которого исходит акт. Главенствующее место принадлежит государству, но авторы не исключают возможность расширения сферы нормативно-правового регулирования, что допускает и расширение круга субъектов нормотворческого процесса.

Переход к правовому регулированию на основании нормативного акта осуществлялся постепенно и изначально затрагивал отношения, которые «непосредственно касались государственной власти» [6, с. 34-53].

Но со временем расширяется сфера регулирования и это приводит к более широкой трактовке понимания нормативного правового акта. Широкое понимание требует введение признаков, которые бы отличали акт от схожих явлений. Традиционные черты можно обозначить через триаду: субъект-отношения-процесс (процедура). Данная триада отражает правовую природу акта.

Субъектами правотворческой деятельности выступают: уполномоченные государством органы власти, местное самоуправление, народ, а также отдельные субъекты хозяйственной деятельности в лице должностных лиц.

Расширение круга субъектов в принятии норм общего характера было отмечено и в дореволюционной академической литературе. Н.К. Ренненкампф в «Юридическая энциклопедия» выделял в качестве особенной формы «автономные правила», которые принимаются «общественными союзами или такими правительственными учреждениями, которые ведают предметами общественного характера (таковы учреждения религиозные, научные, общественного признания например, университеты, коллегии, церковь, монастыри и подоб.), и, которым, для успешного достижения их цели, государство предоставляет степень самоуправления»{7, с.128].

Нормативный правовой акт связан с урегулированием основных социальных взаимодей-

ствий. Отсюда и назначение акта в механизме правового регулирования, как универсального средства, направленного на обеспечение законности и правопорядка. Эта системная характеристика, детерминируемая правовой природой, задает устойчивость и стабильность правопорядку. В данном изложении энциклопедистов отражается устоявшаяся позиция о важности общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, их неразрывная связь с волей государства.

Если обратиться к дореволюционной трактовке, так Н.К. Ренненкампф замечает, что «...В недавнее время (1876 г.) представлено генерал-губернаторам и губернаторам, в виде временной меры, право издания в пределах закона обязательных правил относительно безопасности и порядка вверенных им губерний» [7, с. 127].

Интересную аналогию можно провести с Обязательным постановлением, принятым в августе 1918 года в Вятской Губернии начальником гарнизона Исаевым. Данное постановление вводило чрезвычайные меры на период военного положения (в это время в Вятке находился штаб обороны Восточного фронта). В документе указывалось: «все ранее изданные постановления Чрезвычайного штаба, непротиворечащие военному положению остаются в силе; ...[ ] 10) Все лица...замеченные в нетрезвом виде будут расстреливаться на месте без суда и следствия» [8].

Основополагающим принципом в правотворческой деятельности современного государства является принцип законности. Именно в законодательном порядке определяется круг общезначимых вопросов. Конституция Российской Федерации определяет сферу предметного правового регулирования и закрепляет регулятивные начала.

Указанное выше, позволяет установить взаимосвязь, характерную для юридического позитивизма, как определенность правового предписания и процесса его закрепления. В современной интерпретации нормативный правовой акт принимается и вводится в действие в установленном законодательством порядке, в соответствии с конституционными требованиями.

Так же Г.В. Шершеневич в «Общем учении о праве» писал: «закон. составляет прямое выражение воли органов власти, ... воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке» [9. с. 333].

Через данную процедуру воля общества становиться общеобязательной, чем обуславливается её юридическая сила. Однако формально-догматическое правопонимание требует легального закрепления данной категории. Но, как

мы уже заметили ранее, законодатель не закрепил базовое понятие и не выделил основные характеристики нормативной природы акта. Опираясь на традиции советского правопонимания, для которой характерно дополнение доктриналь-ных положений через практику.

Согласно Постановлению ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-11 ГД нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, исходящий от государства и содержащий норму права [11].

В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» также различаются правовая и нормативная характеристики. Среди необходимых признаков, которые отличают нормативно-правовой акт от других юридических актов, следует отметить, что такой акт должен быть издан в строго определенном порядке компетентными органами государственной власти, местного самоуправления или должностными лицами. А также перечисляются и видовые свойства, к которым относятся: наличие правовых норм (правил поведения), обязательность для неопределенного круга лиц, неоднократное применение, урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В правоприменительной практике прослеживается признание приоритета содержания над формой.

Конституционный Суд в своем постановлении 2015 года отразил данный подход, указав, что важным фактором является наличие у данного акта нормативных свойств, то есть его способность оказывать общерегулитовное воздействие, быть примененным к неопределенному кругу лиц и многократность применения [11].

Например, в указании судебной практики Верховного Суда РФ [12] утверждается, что принятие акта как нормативно-правового зависит от анализа его содержания судом. Если изначально в контексте правоприменительной практики, в части интерпретации, обозначается главным образом правовая характеристика, которую образуют: государственная воля, строго уполномоченные субъекты, порядок принятия, важность которого обоснована доведением воли до адресата. То в последующих решениях основное внимание направлено на выявление нормативной характеристики. Однако в этих блоках решений не обозначены критерии, включения отношения в круг нормативного правового регулирования.

Таким образом, нормативный правовой акт как источник права, в системе правового регулирования занимает господствующее положение и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

приобретает свойства наиболее универсального регулятора с XIX века. Вместе с тем, с развитием и совершенствованием национальной правовой системы, будет продолжаться процесс расширения круга субъектов правотворческой деятельности и сферы правового регулирования, а определенность процедур будет способствовать упорядочиванию данного движения. Открытым остается вопрос и в рамках доктрины и практики, в определении общерегурирующего характера и общезначимых отношений. Но как предлагает автор статьи, общерегулирующий характер относиться к нормативной природе акта, а общезначимые отношения отражают его правовую природу.

Список литературы:

[1] Керимов, Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие - М.: Издательская группа Норма-Инфра М, 1998. -127 с.

[2] Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. Т. 10. М., «Сов. энциклопедия», 1972

[3] Зивс С.П. Источники права. -М.: Издательство «Наука», 1981.

[4] Большой юридический словарь /Авт. кол. : А. В. Малько, К . Е. Игнатенкова, Г. Н. Комкова и др. ; -М.,2009

[5] Словарь финансово-экономических терминов /А. В. Шаркова, А. А. Килячков, Е. В. Маркина и др.; Под общ.ред. д. э. н., проф. М. А. Эскин-дарова. — 4-е изд. — М.:Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021 — 1168 с.

[6] Кашанина Т.В. Эволюция форм права. // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). - 2011. - № 1. -C. 34-53.

[7] Энциклопедический юридический словарь / Ануфриева Л.П., Волосов М.Е., Додонов В.Ю., Крутских В.Е., Панов В., Пиголкин А.С., Суханов Е. А.. Серия: Библиотека словарей «Инфра-М» - М., 1999.

[8] Ренненкампф Н.К. Юридическая энциклопедия. Изд.-е четвертое, Киев. 1913. /Классика российского права. Консультант-плюс, 2008

[9] Известия Вятского губернского исполкома № 114, 1918 г.

[10] Шершеневич Г.В. Общее учение о праве и государстве : Лекции Г.Ф. Шершеневича / Моск. о-во нар. ун-тов. - [2-е изд.]. -Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1911. -163 с.

[11] Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть» // Российская газета, N 77, 13.04.2015

[12] Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г. № 50 «Об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета, N 6, 15.01.2019.

Spisok literatury:

[1] Kerimov, D.A. Zakonodatel'naya tekhnika. Nauchno-metodicheskoe i uchebnoe posobie - M.: Izdatel'skaya gruppa Norma-Infra M, 1998. -127 s.

[2] Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. Gl. red. A.M. Prohorov, 3-e izd.T. 10. M., «Sov. enciklopediya», 1972

[3] Zivs S.P. Istochniki prava. -M.: Izdatel'stvo «Nauka», 1981.

[4] Bol'shoj yuridicheskij slovar' /Avt. kol. : A. V. Mal'ko, K . E. Ignatenkova, G. N. Komkova i dr. ; -M.,2009

[5] Slovar' finansovo-ekonomicheskih terminov /A. V. SHarkova, A. A. Kilyachkov, E. V. Markina i dr.; Pod obshch.red. d. e. n., prof. M. A. Eskindarova. — 4-e izd. — M.:Izda-tel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2021 — 1168 s.

[6] Kashanina T.V. Evolyuciya form prava. // LEX RUSSICA (RUSSKIJ ZAKON). - 2011. - № 1. -C. 34-53.

[7] Enciklopedicheskij yuridicheskij slovar' / Anufrieva L.P., Volosov M.E., Dodonov V.YU., Krutskih V.E., Panov V., Pigolkin A.S., Suhanov E. A.. Seriya: Biblioteka slovarej "Infra-M" - M., 1999.

[8] Rennenkampf N.K. YUridicheskaya enciklopediya. Izd.-e chetvertoe, Kiev. 1913. /Klassika ros-sijskogo prava. Konsul'tant-plyus, 2008

[9] Izvestiya Vyatskogo gubernskogo ispolkoma № 114, 1918 g.

[10] SHershenevich G.V. Obshchee uchenie o prave i gosudarstve : Lekcii G.F. SHershenevicha / Mosk. o-vo nar. un-tov. - [2-e izd.]. -Moskva : tip. t-va I.D. Sytina, 1911. -163 s.

[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 31.03.2015 N 6-P «Po delu o proverke konstitu-cionnosti punkta 1 chasti 4 stat'i 2 Federal'nogo konstitucionnogo zakona «O Verhovnom Sude Rossijs-koj Federacii» i abzaca tret'ego podpunkta 1 punkta 1 stat'i 342 Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj otkrytogo akcionernogo obshchestva «Gazprom neft'» // Rossijskaya gazeta, N 77, 13.04.2015

[12] Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 25.12.2018 g. № 50 «Ob osparivanii normativnyh pravovyh aktov i aktov, soderzhashchih raz"yasneniya zakonodatel'stva i obladayushchih normativnymi svo-jstvami» // Rossijskaya gazeta, N 6, 15.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.