Научная статья на тему 'Правовые и фактические основания усмотрения в процессе принятия судебного решения'

Правовые и фактические основания усмотрения в процессе принятия судебного решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1006
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ / УСМОТРЕНИЕ / ТОЛКОВАНИЕ / ПРОБЕЛ В ПРАВЕ / ФАКТИЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юринская Ирина Сергеевна

В статье определяется роль судебного усмотрения как значимого элемента процесса принятия судебного решения. Рассматриваются правовые и фактические основания усмотрения. Исследуются различные точки зрения на значение усмотрения при толковании права, устранении пробелов, установлении фактических обстоятельств дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law and Fact Reasons of Discretion in the Process of Adopting a Judicial Decision

The article defines the role of discretion as an important element in the process of adopting a judicial decision. Law and fact reasons of discretion are considered; various points of view on importance of discretion for interpretation of law, correction of legal deficiency and establishment of the actual facts of the case are examined.

Текст научной работы на тему «Правовые и фактические основания усмотрения в процессе принятия судебного решения»

УДК 340.132.626

юРИНСКАЯ Ирина Сергеевна, помощник судьи Арбитражного суда Архангельской области, соискатель кафедры теории и истории государства и права юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор двух научных публикаций

правовые и фактические основания усмотрения в процессе принятия судебного решения

В статье определяется роль судебного усмотрения как значимого элемента процесса принятия судебного решения. Рассматриваются правовые и фактические основания усмотрения. Исследуются различные точки зрения на значение усмотрения при толковании права, устранении пробелов, установлении фактических обстоятельств дела.

Ключевые слова: судебное решение, усмотрение, толкование, пробел в праве, фактические обстоятельства.

Целью правосудия является защита нарушенных прав и интересов субъекта. Актом защиты права судом выступает законное и обоснованное судебное решение, для принятия которого необходимо достичь верного знания о фактических обстоятельствах спорного правоотношения и точно применить к установленным юридическим фактам норму или ряд норм права.

Нормы права представлены в законе в обобщающей форме, точное определение их объема и содержания применительно к конкретной ситуации законодатель поручает суду, что делает неустранимым влияние субъективного фактора на принятие судебного решения. Судья Зусс-ман подчеркивает это следующим образом: Статут в конечном счете кристаллизуется в форме, какую ему придает судья»1.

© Юринская И.С., 2013

Наличие существования творческого характера правоприменительной судебной деятельности не отрицается многими юристами как теоретиками, так и практиками. Применение юридической нормы, т. е. общей меры к частному случаю не подобно практическому использованию шаблона, а всегда носит творческий характер. Как указывал Е.В. Васьковский, «существование судов вызвано необходимостью конкретизировать абстрактные нормы для применения к частным случаям»2.

Институт усмотрения представляется весьма сложным в теоретическом плане и исключительно важным в практике осуществления правосудия. Определяя роль усмотрения в процессе разрешения спора, А. Барак подчеркивает, что «суд применяет свое усмотрение,

разрешая спор между позициями различных сторон»3. При установлении фактических обстоятельств и нормы (совокупности норм) права, подлежащей применению, суд выводит итоговое умозаключение на основании собственного усмотрения, которое заключается в субъективном выборе, основанном на внутреннем убеждении правоприменителя, в соответствии с обстоятельствами конкретной правоприменительной ситуации. Усмотрение лежит в основе разрешения конкретного дела и определяет содержание принимаемого решения. Как отмечает А. Барак, «личный опыт судьи, его образование, его личность, его эмоциональность являются решающими компонентами в определении разумности выбора решения из различных возможных вариантов»4.

На формирование судебного усмотрения оказывает влияние множество факторов как объективного, так и субъективного характера. Вынесение решения по делу на основе судебного усмотрения предполагает, что судья не только использует норму закона, но и соотносит ее с судебной практикой и личным опытом рассмотрения дел. Усмотрение является собирательным понятием, подразумевающим результат совокупного отражения каждого влияющего на принимаемое решение фактора в сознании правоприменителя.

Так, в научной литературе о судебном усмотрении идет речь, когда встает вопрос о толковании нормы права, применении институтов аналогии закона и аналогии права, оценки фактических обстоятельств дела.

Существуют различные мнения ученых по поводу осуществления судебного усмотрения при толковании юридических норм. Одни указывают на применение судебного усмотрения при толковании, другие - отрицают наличие данного института в процессе интерпретации. Дж. Комарофф и С. Робертс отмечают, что повышенное внимание правоведов к проблеме осуществления судейского усмотрения при толковании правовых норм объясняется «областью выбора, предоставленной неопределенностью в правовом регулировании, которая создает возможность для осуществле-

ния властных полномочий»5. Дж. Бэлл приходит к выводу, что исключить оценку или буквальное толкование из центрального смысла усмотрения нельзя6. Однако смешение понятий толкования и усмотрения представляется неоправданным, поскольку они являются различными правовыми институтами. Процедура толкования является причиной, обуславливающей возможность принятия судами различных решений при идентичности правового и фактического оснований. Судебное усмотрение и толкование входят в разные группы действий. Толкование является мыслительной деятельностью правоприменителя по уяснению и разъяснению правовой нормы, в связи с чем толкование подразумевает и включает в себя субъективное начало. Вместе с тем толкование касается только правовой нормы, тогда как усмотрение является связующим звеном между фактическим и правовым основанием рассматриваемого судом дела. Результат толкования должен быть тождественен содержанию нормы права. В основе толкования права лежит прежде всего логическая операция «определение понятий», тогда как основу механизма судебного усмотрения составляет операция выбора. Как справедливо подчеркивает Д.Б. Абу-шенко, в процессе толкования правовой нормы «вряд ли имеет смысл... говорить об усмотрении правоприменителя»7.

Вместе с тем судебное усмотрение не может быть оторвано от смысла и содержания применяемого судом при разрешении дел законодательства. Следовательно, оно во многом определяется тем толкованием, которое дает суд применяемым законам. Усмотрение использует результаты толкования при формулировании умозаключения, объединяющего правовую норму и фактические обстоятельства дела. Таким образом, возможность применения усмотрения обуславливается возможностью различного толкования, что может явиться причиной различных итоговых умозаключений.

Судебное усмотрение также обусловлено трудностями, связанными с выбором и применением норм права. В некоторых случаях закон устанавливает право судьи выбирать

одно из регламентированных действий. Когда законодатель использует в правой норме словосочетание «суд вправе», совершенно очевидно, что существует, как минимум, два варианта: отложить судебное разбирательство, отсрочить и рассрочить исполнение решения, приостановить производство по делу или не совершать указанных процессуальных действий. Также примером данного полномочия судьи является любая норма закона, устанавливающая ответственность за правонарушение и содержащая в себе альтернативные виды наказания и (или) устанавливающая минимальный и максимальный размер такой санкции.

Необходимость конкретизации обобщающих и многозначных понятий, с которыми связаны правовые последствия, также обуславливает использование усмотрения. Помимо строгих понятий, получающих точные и объективные определения, право прибегает к гибким понятиям, оценка которых отличается субъективностью и изменчивостью. В частности, речь идет о таких понятиях, которые не поддаются точному определению, о понятиях, которые связаны с поведением людей и включают сравнение с нормальной действительностью. Примером может послужить часто применяемые законодателем понятия: «разумный срок», «существенное нарушение», «узнал или должен был узнать».

Вопрос о возможности применения усмотрения при преодолении пробелов является дискуссионным в среде правоведов. По мнению К.И. Комиссарова, используя аналогию закона или права, «суд по собственному усмотрению констатирует правовой характер того или иного общественного отношения, хотя оно прямо и не урегулировано конкретным законом, и применяет наиболее близкие по смыслу нормы права либо разрешает спор в соответствии с основными началами права»8. Прямо противоположной точки зрения придерживается А.Т Боннер, полагающий, что в случае обращения к аналогии закона суд не может выбирать применяемую норму по своему усмотрению, а должен реализовать закон, регулирующий сходные отношения9.

Безусловно, применение аналогии представляет собой «творческий процесс, основывающийся не только на логике, но и на верной оценке конкретного правоотношения»10, однако аналогия закона и аналогия права касается стадии выбора нормы, подлежащей применению, и охватывается данным понятием, подчиняется определенным правилам, тогда как суть судебного усмотрения заключается не в устранении этих пробелов, в обеспечении связи между выбранной нормой и фактическими обстоятельствами конкретного дела.

При рассмотрении дела суду необходимо установить фактические обстоятельства, определить круг доказательств, их достаточность, дать оценку доказательствам в совокупности. Таким образом, усмотрение детерминировано возникающими трудностями в процессе установления фактических обстоятельств дела. В данном контексте у значительного числа ученых, касающихся в своих исследованиях проблем судебного усмотрения, возникал вполне закономерный вопрос о допустимости усмотрения применительно к процессу установления фактических обстоятельств.

По мнению А. Барака, при решении вопроса

о фактах применяется усмотрение суда11. Рассуждая о том, включается ли в сферу судебного усмотрения оценка доказательств, осуществляемая судом по своему внутреннему убеждению, К.И. Комиссаров пришел к отрицательному ответу на данный вопрос12. Д.Б. Абушенко, исследуя проблему доказывания фактических обстоятельств дела, также полагает, что недопустимо применительно к этому процессу говорить о судебном усмотрении, полагая, что, «допустив возможность усмотрения на этой стадии, неминуемо придем к утверждению, что суд волен распоряжаться фактами прошлого (что не просто вредно, но и абсурдно само по себе)»13.

Не отрицая наличие субъективного элемента при установлении фактических обстоятельств дела, стоит подчеркнуть, что выбор того или иного решения зависит от их оценки, в т. ч. с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказа-

тельства в совокупности - достаточности для разрешения дела. Одному судье определенный набор документов и аргументов служит достаточным доказательством для признания определенного факта установленным, а другому судье этот же набор представляется ничего не доказывающим в основе принимаемого им решения. Таким образом, говоря об установлении фактических обстоятельств по усмотрению правоприменителя, происходит отождествление понятий «усмотрение» и «оценка доказательств», которые представляют собой самостоятельные правовые явления. Различная оценка доказательств, осуществляемая на основе внутреннего убеждения судьи, служит причиной для разновариантных решений при выведении итогового умозаключения.

Судебное усмотрение неизбежно присутствует в процессе судебного разрешения дел,

поскольку это обусловлено самой природой человека, однако основа для его применения подготавливается при формулировании обеих посылок: большей - при определении нормы права, подлежащей применению, и меньшей -при установлении фактических обстоятельств. Таким образом, на процесс принятия решения посредством усмотрения всегда оказывает влияние множество факторов, как внутренних, так и внешних. Поэтому и получается, что в опосредованной сознанием правоприменителя реальности соседствует рациональное и эмоциональное, объективное и субъективное. Вместе с тем несмотря на то, что объективное и субъективное имеют разную природу происхождения, в процессе принятия судебного решения данные понятия не противопоставлены друг другу, а, напротив, находятся в единстве и выражаются в итоговом решении суда.

Примечания

lSussman. The Courts and the Legislative Branch // Mishpatim. 1971. № 3. P. 213.

2Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 18.

3БаракА. Судейское усмотрение: пер. с англ. М., 1999. С. 132.

4Там же. С. 13.

5Comaroff J.L., Roberts S. Rules and Process: The Cultural Logic of Dispute in an African context. Chicago, 1981. P. 231-239.

6Bell J. Discretionary Decision-Making. The Uses of Discretion. P. 99.

1 Абушенко Д.Б. Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. М., 2002. С. 103.

8Комиссаров К.И. Судебное усмотрение в гражданском процессе // Сов. гос-во и право. 1969. № 4. С. 55. 9БоннерА.Т. Применение закона и судебное усмотрение // Там же. 1979. № 6. С. 40-41.

10Вильнянский С.И. Лекции по советскому гражданскому праву. Ч. 1. Харьков, 1958. С. 68.

11Барак А. Указ. соч. С. 21.

12Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 24-25, 75-76.

13Абушенко Д.Б. Указ. соч. С. 142.

Yurinskaya Irina Sergeevna

Commercial Court of the Arkhangelsk Region; Institute of Law, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

LAW AND FACT REASONS OF DISCRETION IN THE PROCESS OF ADOPTING

A JUDICIAL DECISION

The article defines the role of discretion as an important element in the process of adopting a judicial decision. Law and fact reasons of discretion are considered; various points of view on importance of discretion for interpretation of law, correction of legal deficiency and establishment of the actual facts of

the case are examined.

Keywords: judicial decision, discretion, interpretation, legal deficiency, actual facts.

Контактная информация: е-mail: irinajurinskaja@rambler.ru

Рецензент - Чертова Н.А., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, директор юридического института Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.