ства, допускающими свободу сторон в определении любых условий договора, если они не противоречат законодательству (п. 2 ст. 1 ГК РФ ), поскольку это означает введение иного, не предусмотренного законом, предмета договора»9.
Этой же позиции придерживается и судебная практика, в ряде случаев исключая из состава существенных условия, указанные в качестве таковых в законодательстве.
Например, в Обзоре практики разрешения споров по договору строительного подряда Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отметил, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания данного договора незаключенным10, что обессилило императивное правило п. 2 ст. 743 ГК РФ о том, что «в договоре строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации с указанием, какая из сторон и в какой срок обязана предоставить определенную документацию».
В связи с этим представляется обоснованной позиция авторов, которые считают недопустимым отнесение к существенным условиям договоров условий, относящихся к договорам другого типа, но включенных в договор, например, в качестве акцессорных обязательств11.
1 Витрянский В.В. Существенные условия длговора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2002. - № 5. - С. 133.
2 См.: Сделки: проблемы теории и практики: Сборник статей / Авт. кол.; Отв. ред. М.А. Рожкова. — М.: Статут, 2008. - С. 35.
3 См.: Витрянский В.В. Указ. соч.; Андреева Л.В. Существенные условия договора: споры, продиктованные теорией и практикой // Хозяйство и право. - 2000. - № 12. - С. 96.
4 См.: Елисеев В.С. О закреплении имущественного интереса в существенных условиях договора // Гражданское право. - 2008. - № 1. - С. 41-43.
5 См.: СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
6 См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Ч. 1 / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевс-кого (авт. ком.). - М., 2005. - С. 848; Витрянский В.В. Указ. соч. - С. 141.
7 Постановление ФАС ЗСО от 26 декабря 2006 г. № Ф04-8656/29792-А67-30 // Справочная система Консультант-плюс.
8 Справочная система Консультант-плюс.
9 Там же.
10 Пункт 5 Приложения к Информационному письму ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 « Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».
11 См.: Степанова И.Е. Существенные условия договора: проблемы законодательства // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2007. - № 7. - С. 68.
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖИЛЬЕМ
Ю.С. ИШКОВА
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее — Закон), иными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными. Закон закрепляет положение о том, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным законодательством. Однако это не лишает военнослужащих возможности приобрести жилье при желании в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей служебные жилые помещения предоставляются не позднее 3-месячного срока со дня прибытия к новому месту службы. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет также следующий комплекс социальных гарантий и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище:
Ф регистрацию по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений;
Ф предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебного жилого помещения или общежития на период службы в данной местности;
Ф обеспечение федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы десять лет и более, жильем за счет государственных жилищных сертификатов и представление документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений;
Ф предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании полковника
и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам;
# бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах;
Ф безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений;
® предоставление первоочередного права по решению органов местного самоуправления на вступление в жилищно-строительный кооператив, жилищный кооператив или выделение земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы десять лет и более и ряда других лиц;
Ф выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения;
Ф обеспечение жильем военнослужащих — граждан России, общая продолжительность военной службы которых составляет десять лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных материальных и нематериальных затрат, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств — участников СНГ, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований на территориях государств — участников СНГ.
Социальные гарантии и компенсации военнослужащим в жилищной сфере — специальный субъект жилищных правоотношений. Военнослужащие — иностранные граждане размещаются и регистрируются на весь срок военной службы в общежитиях на территории воинских частей (военных городков).
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» предусматривается, что для всех категорий военнослужащих предоставляются только служебные жилые помещения на весь период службы, которые после ее окончания обязательно подлежат освобождению, или на определенный срок — на первые пять лет службы военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. Государство несет обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей только временного пользования (служебные жилые помещения или общежития в зависимости от принадлежности к той или иной категории военнослужащих).
Жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в этих населенных пунктах — в других близлежащих пунктах. Недостатком нововведения является отсутствие критериев, позволяющих определить понятие «близлежащие населенные пункты». Этот вопрос отнесен на рассмотрение командования и жилищных комиссий. Однако в любом случае должны учитываться интересы службы, боевой готовности, возможность в максимально сжатые сроки прибывать к месту службы в случае экстренной необходимости.
Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих — граждан России осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Формы обеспечения могут быть разные: как предоставление жилого помещения по договору социального найма, так и предоставление жилья в собственность.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Федерации по месту постановки на учет.
С органов местного самоуправления снимается обязанность в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим — гражданам России, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной
службы которых составляет десять лет и более, а также военнослужащим — гражданам России, проходящим военную службу за пределами территории России, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями. С 1 января 2005 г. такая форма реализации права на жилище является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью по включению избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Обеспечение жильем военнослужащих — граждан России, имеющих общую продолжительность военной службы десять лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на этих условиях предоставляется один раз. Документы о сдаче жилых помещений Минобороны России (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Таким образом, обязанность по обеспечению жильем увольняемых с военной службы лежит на федеральных органах исполнительной власти, т.е. возложенная ранее на органы местного самоуправления эта обязанность с них снимается; на момент увольнения бывшие военнослужащие в той или иной форме должны быть обеспечены жильем. Лица, уволенные до 1 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственного жилищного сертификата органами исполнительной власти субъекта Федерации. При невозможности обеспечить жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, определенных Правительством РФ.
Новой формой обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является накопительно-ипотечная система. Порядок ее функционирования определен Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
ВОПРОСЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ УМЫШЛЕННОГО ПРИЧИНЕНИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ СО СМЕЖНЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
В.Н. КАМНЕВ
Научный руководитель - кандидат юридических наук В.Б. БОРОВИКОВ
Уголовное законодательство Российской Федерации содержит целый ряд норм, где одним из обязательных признаков объективной стороны является причинение вреда здоровью человека различной степени тяжести.
С принятием УК РФ 1996 г. проблемы квалификации преступлений против жизни и здоровья, в том числе и причинения средней тяжести вреда здоровью, не исчезли, а приобрели новую остроту.
Разграничение преступлений против здоровья человека, где в качестве необходимого признака состава преступления выступает причинение вреда средней тяжести, может осуществляться по следующим признакам: Ф по форме вины;
Ф характеру вреда, причиненного здоровью человека (в результате воздействия различных факторов внешней среды: механических, физических, химических, биологических, психических и т.д.);
Ф возрасту субъекта преступления;
Ф характеристике личности потерпевшего;
Ф форме и содержанию общественно опасного деяния;
Ф специфике объекта преступления;
Ф способу совершения преступления;
Ф признакам, характеризующим специального субъекта;
Ф мотиву и цели.
Таким образом, изо всех предложенных нами критериев разграничения преступлений можно сделать