Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2226
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITY / ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENT / ПУБЛИЧНЫЕ ОРГАНЫ / PUBLIC AUTHORITIES / ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ / LEGAL FORMS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бычкова Н.П., Алексеева Д.А.

В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, выделены принципы, с помощью которых должно осуществляться взаимодействие между публичными органами власти, а также рассмотрены правовые формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основной проблемой в правовых формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является непосредственное решение как государственных вопросов, так и вопросов местного самоуправления. В ходе статьи были выделены основные правовые формы, которые помогают органам власти прийти к обоюдному решению проблемы. Такими формами являются: формы воздействия органов государственной власти на орган местного самоуправления, и, наоборот, а также взаимодействие указанных органов на равных началах.The article deals with the main aspects of interaction between public authorities and local self-government bodies, identifies the principles by which the interaction between public authorities will be carried out, as well as legal forms of interaction between public authorities and local self-government bodies. The main problem in the legal forms of interaction between public authorities and local self-government bodies is the direct solution of both state and local self-government issues. The article highlighted the main legal forms that help the authorities to come to a mutual solution of the problem. Such forms are forms of influence of public authorities on the local government, and vice versa, as well as the interaction of the two branches of law on an equal footing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Н.П. Бычкова

доцент кафедры государственного и муниципального управления, к.ю.н., Кубанский Государственный Технологический университет

N.P. Bychkova

Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Ph.D.

FGBOU VO "Kuban State Technological University" (nbichkova97@gmail.com, 89184668969

Д.А. Алексеева студентка 2 курса гр. 16-ЭБ-ГУ 3 Кубанский Государственный Технологический университет

D.A. Alexeeva

Student, Kuban State Technological University (di.alexeeva@mail.ru, 89385349732)

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, выделены принципы, с помощью которых должно осуществляться взаимодействие между публичными органами власти, а также рассмотрены правовые формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основной проблемой в правовых формах взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является непосредственное решение как государственных вопросов, так и вопросов местного самоуправления. В ходе статьи были выделены основные правовые формы, которые помогают органам власти прийти к обоюдному решению проблемы. Такими формами являются: формы воздействия органов государственной власти на орган местного самоуправления, и, наоборот, а также взаимодействие указанных органов на равных началах.

Annotation. The article deals with the main aspects of interaction between public authorities and local self-government bodies, identifies the principles by which the interaction between public authorities will be carried out, as well as legal forms of interaction between public authorities and local self-government bodies. The main problem in the legal forms of interaction between public authorities and local self-government bodies is the direct solution of both state and local self-government issues. The article highlighted the main legal forms that help the authorities to come to a mutual solution of the problem. Such forms are forms of influence of public authorities on the local government, and vice versa, as well as the interaction of the two branches of law on an equal footing.

Ключевые слова: орган государственной власти, орган местного самоуправления, публичные органы, правовые формы, государственное и муниципальное управление.

Key words: public authority, local government, public authorities, legal forms, state and municipal management.

Конституция Российской Федерации является одним из методов и способов осуществления власти населением, а также наряду с органами государственной власти закрепляет основные положения органов местного самоуправления, что в конечном итоге позволяет сделать вывод об их равном участии в решении государственных задач.

Развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает

тесное общение между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общие действия между которыми определяются по различным вопросам.

Местное самоуправление осуществляется непосредственно на всей территории Российской Федерации, составляя одну из важнейших основ конституционного строя, способная обеспечить такое управление, которое является одним из самых эффективных и тесно связанных с гражданином и местных условий. [1]

Государство, а также все составляющие его ветви законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, социальные, экономические, материально-финансовые условия для становления и более лучшего развития местного самоуправления, но и помимо этого, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Органы государственной власти определяют самостоятельность органов местного самоуправления, а также устанавливают им необходимые гарантии и государственную защиту, помогают в сфере хозяйственно-финансовых отношений.

Не мало важное значение в настоящее время приобретает проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данная проблема имела и имеет по сей день место практически на всех этапах становления и развития органов местного самоуправления не только в России, но и в других странах.

Содержание взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправление составляют задачи, функции, а также методы, с помощью которых будут решаться вопросы о совместном сотрудничестве, а также объем компетенции.

Взаимодействие между органами государственной власти и органами местного самоуправления можно определить, как совокупность организационно-правовых форм и методов, которые направлены на обоюдное решение как государственных, так и местных вопросов. Это такая система, которая учитывая все факторы публичной власти выступает исключительно в интересах населения данного муниципального образования. Главной особенностью органов местного самоуправления является то, что в случае ого, когда муниципальное образование наделяется какими-либо конкретными государственными полномочиями, то тогда они могут принимать участие в осуществлении государственных функций, но при этом их деятельность будет контролироваться непосредственно государством [1].

В развитии местного самоуправления одну из наиболее главных ролей играют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Их взаимодействие определяет эффективность осуществления региональной политики, а именно решения экономических, социальных и политических проблем развития муниципального образования и субъекта Российской Федерации в целом. С другой стороны, такого типа взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, тем самым способствуя через решение вопросов местного значения, но и реализации государственных задач таких как, укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, подготовка кадров для муниципальных органов [3].

Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований.

Осуществляя взаимодействие Российской Федерации с субъектом Российской Федерации, можно также отметить, что государство тесно контактирует и с муниципалитетами. Опираясь на это, можно выделить следующие формы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления:

1. Форма воздействия государственного органа власти на орган местного самоуправления. Сюда следует отнести контроль за деятельностью органа местного самоуправления, выполнения их полномочий; государственной контроль в отношении органа местного самоуправления за законностью их процесса работы; предоставление возможности для повышения квалификации кадров местного самоуправления; досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления, а также отстранение от исполнения своих полномочий глав муниципальных образований.

2. Форма воздействия органа местного самоуправления на орган государственной власти. Она выражается в осуществлении законодательной инициативе представительного органа местного самоуправления в законодательный или представительный орган государственной власти Российской Федерации; обращения с жалобами в органы, обладающие контрольными и надзорными функциями в отношении органов государственной власти; обжалование органами местного самоуправления в судебном порядке актов органов государственной власти.

3. Форма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на равных началах. Она осуществляется в виде заключения договоров о совместной работе в интересах населения и участие в работе для создания совещательных органов в равных долях [5].

Помимо этого, формы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления выражается в виде заключения соглашений и договоров между отдельными государственными органами и органами местного самоуправления, наделения органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по решению вопросов местного значения и взаимное разделение полномочий между обеими сторонами.

Эффективной формой взаимодействия становится контакт государственной и местной властей через ассоциации муниципальных образований с применением нормативно-правовой базы, что в конечном счете должно положительно влиять на функционирование органов власти в целом. В рамках ассоциаций органы местного самоуправления могут четко формулировать и доводить до сведения государственных органов их общие проблемы, для государства ассоциация муниципальных образований - это та организация, через которую можно одновременно обращаться ко всем ее членам и вырабатывать политику в отношении местного самоуправления.

Такая форма взаимодействия, как ассоциация, на сегодняшний день является жизненно необходимой, так как местное самоуправление должно отстаивать интересы местного сообщества [6].

Рациональным является сотрудничество муниципальных органов с территориальными подразделениями органов государственной власти субъектов РФ. Однако, здесь существует ряд проблем, в первую очередь, что в некотором числе регионов государственная власть и муниципальные органы находятся в противоборстве интересов, что, соответственно, создает барьеры в существовании единой согласованной публичной власти в регионе.

Таким образом, следует отметить, что взаимодействие всегда носит конкретный характер. В каждом отдельном случае оно проявляется через основные направления, формы и принципы взаимодействия сторон. При этом совершенствование существующих форм взаимодействия органов государственной власти

субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления повысит

эффективность их совместного сотрудничества.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года

2. Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М., 2002.

4. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. — М., 2007.

5. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России / С. А. Авакьян - М., 2011 - 326с.

6. Муниципальное право Российской Федерации. Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Дмитриева. М., 2008 - 131с

Sources:

1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993

2. Federal Law of 6.10.2003 No. 131-FZ "On general principles of the organization of local

self-government in the Russian Federation"

3. Koveshnikov, EM The State and Local Self-Government in Russia: The Theoretical and Le-

gal Basis of Interaction. - M., 2002.

4. Shugrina E. S. Municipal Law of the Russian Federation: a textbook. - M., 2007.

5. Avakyan SA State, problems and prospects of local self-government in Russia / SA Avakyan

-M., 2011 -326p.

6. Municipal law of the Russian Federation. Ed. Doct. jurid. Sciences, prof. Yu.A. Dmitrieva.

M., 2008 - 131s

Т.Ф. Гаю

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,

Краснодарский университет МВД

T.F. Gayu

senior lecturer of the Department tactical and special training Krasnodar University of MVD (2009stalker@mail.ru)

О РОЛИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ВО ВНЕСЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию мер обеспечения личной безопасности сотрудника ОВД, так как не только вся система МВД в целом, и ее конкретные подразделения, но и каждый отдельный сотрудник, в частности, в значительной мере выступают в качестве объектов, которым необходимо обеспечение защищенности, т.к. решение многих вышеназванных экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД, и тем более ее отдельных сотрудников.

Annotation. The article discusses approaches to improving measures to ensure the personal safety of police officers, as not only the entire system of the interior Ministry as a whole, and its specific units, but also each individual employee, in particular, largely act as objects that need to ensure security, as the solution of many of the above-mentioned economic, material, legal and social problems is beyond the competence of the interior Ministry, and especially its individual employees.

Ключевые слова: безопасность сотрудника ОВД и ее виды, личная безопасность, принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России.

Key words: security of the employee of Department of internal Affairs and its types, personal safety, principles of ensuring own safety of system of the Ministry of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.