Е.В. Бабошина
Правовые аспекты взаимоотношений государства и религии в первые годы советской власти на примере Республики Дагестан
Общественно-политическая и духовная жизнь общества не может быть понята без анализа роли в нем религиозного фактора. Это особенно важно при осмыслении места религии в специфических условиях советской власти.
Государственная религиозная политика советского государства нашла свое закрепление в ряде законодательных актов. В Декрете «О земле» от 8 октября 1917 г. утверждалось, что: «Вся земля -государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и т.д. отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние...» [1, с. 18]. «Декларацией прав народов России» от 2(15) ноября 1917 г. отменены все и всякие национальные и религиозные ограничения [2, с. 14-15]. Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 11 (24) ноября отменяются привилегии дворянства, духовенства и купечества
[3].
В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. говорилось, что: «...Отныне... верования и обычаи... национальные и культурные учреждения» всех мусульман «.объявляются свободными и неприкосновенными» [4, с. 69-71].
Декретами ВЦИК и СНК от 16 (29) декабря 1917 г. «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» от 18 (31) декабря регистрация рождения, браков и смертей передавалась в руки государственных органов, а церковный брак утрачивал юридическую силу и был объявлен частным делом лиц, вступающих в брак, не влекущим за собой никаких юридических последствий [2, с. 21].
Таким образом, законодательные акты, затрагивающие вопросы регулирования взаимоотношения между государством и религиозными организациями в первые годы советской власти устанавливали основы светского государства.
Принцип отделения церкви от государства был закреплен в первой Конституции ДАССР 1921 г. Так, п. 7 Конституции ДАССР соответствовал статье 13 Конституции РСФСР: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами» [5, с. 447].
Практическое осуществление этого принципа в Дагестане существенно отличалось от общего процесса, происходившего в центральной России, по формам, методам и темпам. Трудности, с которыми столкнулась советская власть в Дагестане, были обусловлены не только конфессиональными особенностями, но и рядом других обстоятельств: полиэтничностью, силой воздействия традиций на общество, спецификой управленческой структуры и т.д. Специального республиканского декрета, регламентирующего взаимоотношения церкви и государства, не существовало. В связи с этим сложилась своеобразная ситуация - Конституция провозгласила отделение церкви от государства, а на практике осуществление этого акта шло поэтапно, растянувшись на долгие годы.
Одной из сфер, где столкнулись интересы государства и религии, стала судебная система. В Дагестане наряду с народными судами сохранялись и шариатские суды, осуществлявшие судопроизводство на основе шариата.
Так, в приказе № 2154 от 10 июля 1920 года отдела юстиции Дагревкома говорилось о создании народно-шариатских судов в Дагестане. В нем указывается, что в таких городах, как Темир-Хан-Шура, Петровск, Дербент, окружных центрах - Ахты, Кумух, Леваши, Ботлих, Гуниб, Хасавюрт, Маджалис, Касумкент Дагестанский областной революционный комитет образовал и «окружные народно-шариатские суды, в коих шариат применяется к преступникам со всей строгостью, борьба с преступностью будет вестись самым беспощадным образом. В городах для мусульман организованы такие же городские народно-шариатские суды, а для немусульман - народные.
Для судов обоих типов учреждается в Темир-Хан-Шуре областной Кассационный народный суд. Недовольные решениями окружных и городских судов могут подавать кассационные жалобы в областной суд в г. Темир-Хан-Шуре.
Для рассмотрения мелких уголовных дел и гражданских исков ценой не свыше 100 000 рублей в каждом сельском обществе организуется сельский шариатский суд.
Для подачи бесплатной юридической помощи населению при коллегии защитников и обвинителей организована в г. Темир-Хан-Шуре консультация (помещение бывшего мирового отдела), куда могут обращаться все граждане, кои будут нуждаться в юридическом совете, в подаче жалоб и разъяснения юридических вопросов.
...Приказ этот должен быть прочитан на сельских сходах и в мечетях муллами и кадиями оповещен между населением» [6].
Однако сохранение шариатских судов и, соответственно, привлечение к их работе мусульманского духовенства, на первый взгляд, противоречило духу указанных выше декретов. Советское государство имело серьезные основания для временного сохранения этого института в национальных районах с мусульманским населением: глубокая религиозность, своеобразие национального самосознания, в котором тесно переплетались религиозный и национальный моменты, значимость шариата для регламентации жизни горцев мусульман, также слабость органов советской власти на местах, нехватка подготовленных юридических кадров.
Советская власть, создавая наряду с народными шариатские суды, рассчитывала, что шариатские суды покажут свою несостоятельность и сами себя изживут.
Как показала практика работы шариатских судов, они оказались бессильными в борьбе с уголовными преступлениями. Летом 1921 г. отмечалось, что во всех округах Дагестана с введением шариатского судопроизводства участились случаи грабежей, разбоя, кровной мести, а безнаказанность привела к неимоверному развитию бандитизма [7]. Подытоживая результаты работы окружных съездов бедноты, отмечалось, что съезды однозначно выступают за немедленное изъятие «уголовных дел из ведения шариатских судов» [5, с. 141-145; 7].
Тогда же Дагестанский ревком издает приказ от 26 октября 1921 года об изъятии уголовных дел из ведения шариатских судов. В приказе отмечается, что «развившаяся в Дагестане до необычайных размеров уголовная преступность, лишающая трудовую бедноту возможности мирной рабочей жизни (какое явление объясняется несоответствием содеянным преступлениям карательных мер, принимаемых шариатскими судами), угрожает нормальному течению общественной жизни Дагестана и появлением самосудов. Революционный комитет ДССР в целях пресечения дальнейшего развития уголовной преступности и действительной охраны жизни и имущества граждан республики постановил: изъять из ведения шариатских судов все уголовные дела, как-то: об убийствах, разбоях, грабежах, всякого рода кражах, мошенничествах и пр.
Впредь до организации по всей территории ДССР революционных народных судов председатели окружных ревкомов и председатели районных ревкомов под личную их ответственность обязываются всех уголовных преступников, подсудных шариатским судам, вместе с произведенными по делам о них соответственными следственным органами дознания предварительными следствиями, с мотивированными по ним заключениями, направить в г. Буйнакск в распоряжение Главной милиции для передачи как обвиняемых, так и переписки по ним в административные и судебные органы по принадлежности» [8].
Свидетельством о снижении роли шариатских судов являются факты: в 1923 г. через шариатские суды прошло 1882 дела, в 1924 г. -1 217, но уже в 1925 г. - 155 дел, в народных судах за весь этот период возросло рассмотрение дел в 4 раза [9, с. 60]. В связи с этим постановлением ДагЦИКа от 18 апреля 1927 года шариатские суды были официально упразднены. Таким образом, был положен конец правовому регулированию жизни горцев Дагестана нормами шариата.
Несмотря на то, что шариатские суды были отменены свидетельством сохранения адато-шариатских традиций является тот факт, что в 1928 году на Дагестан было распространено действие X главы УК РСФСР «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта», где в соответствующих статьях предусматривалась ответственность за взимание дията с убийцы (ст. 194), отказ от примирения - маслихата и продолжение кровомщения (ст. 195), умыкание девушки с целью вступления в брак с ней (ст. 197), захват скота несостоятельного или отказывающегося от уплаты долга должника (ст. 200-202), осуществление суда по адату (ст. 203).
Другой особенностью правового регулирования отношений между государством и религией в Дагестане является решение вопроса о политических правах духовенства. В отличие от других районов страны в Дагестане часть духовенства некоторое время официально пользовалась избирательными правами. Важное значение в этом сыграл факт активного участия части духовенства в Гражданской войне на стороне советской власти, а также обладание большим авторитетом у населения. Учитывая это, советская власть на первых порах привлекала представителей духовенства в органы государственной власти, к участию в общественных делах.
Стоит отметить, что в ведении мусульманского духовенства длительное время находилось ведение актов гражданского состояния мусульманской части населения Дагестана. В то же время в Декрете СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 г. устанавливался один из принципов, обеспечивающих невмешательство религиозных организаций в дела государства: «акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений». Однако реализация принципа на практике столкнулась с трудностями, требовалась разъяснительная работа среди населения, не готового к отказу от устоявшегося в этой области порядка.
Позже Народный комиссариат внутренних дел Дагестана издал постановление № 4 от 21 июня 1921 г. о регистрации браков. В нем указывается, что «в развитии 66 статьи Кодекса законов об актах гражданского состояния Наркомвнутдел предписывает всем служителям религиозных культов в
пределах городов Дагестанской Советской Социалистической Республики не совершать религиозных браков прежде, чем такой брак не будет зарегистрирован в соответствующем отделе актов гражданского состояния» [10]. В сельской местности обязательность регистрации браков была объявлена лишь в 1926 году постановлением ДагЦИКа и СНК «О правах трудящихся женщин-горянок ДАССР».
Постепенно население Дагестана принимало новую правовую систему и признавало загсы как обязательные правовые органы по вопросам гражданского состояния.
Серьезной проблемой для органов власти Дагестана в первые годы советской власти являлось преподавание мусульманского вероучения. Административные меры, направленные на принудительное закрытие коранских и примечетских школ, вызывали негативную реакцию мусульман Дагестана. В этом вопросе органы власти и управления страны принимали противоречивые и непоследовательные решения в течение нескольких лет.
Так, в январе 1923 г. вышло постановление Наркомпроса РСФСР «О преодолении вероучения в мусульманских школах» и декрет ВЦИК о закрытии религиозных школ. В октябре 1923 г. бюро секретариата ЦК ВКП(б) постановило «допустить» в отдельных частях Союза ССР (в том числе в Дагестане) с наиболее отсталым и религиозно фанатичным населением как исключение из общего порядка организацию мусульманских духовных школ. В соответствии с данным постановлением Президиума ВЦИК Наркомпроса РСФСР разработал и утвердил инструкцию № 446/72 от 21 августа 1925 г., и с разрешения НКВД РСФСР были упорядочены вопросы, связанные с преподаванием мусульманского вероучения среди восточных народностей.
В этих документах предлагались следующие меры: 1. Преподавание мусульманского вероучения может производиться только в мечетях с надлежащего в каждом отдельном случае разрешения уездного или губернского и областного исполкома и исключительно лицам: а) достигшим 14-летнего возраста и представившим о том свидетельство и б) окончившим школу 1-й ступени и представившим о том свидетельствующее удостоверение [11, с. 82-83]. Также запрещалось преподавание мусульманского вероучения в советской школе. Обучение детей мусульманскому вероучению разрешалось на групповых занятиях при мечетях, но только исключительно в свободные от школьных занятий дни.
27 апреля 1927 г. Огбюро ЦК ВКП(б) предложило Президиуму ЦИК СССР отменить закон ВЦИК о мусульманских религиозных школах, произведя эту отмену по предложению национальных республик [11, с. 86-87].
Необходимо подчеркнуть, что руководство республики, учитывая отсутствие специального республиканского декрета об отделении церкви от государства и школы от государства, приспосабливало законодательные акты общефедеративного значения к условиям Дагестана. Например, при введении ГК РСФСР в 1923 г. ЦИК ДАССР предложил временно не вводить в отношении мусульманского населения Дагестана положения о наследовании, т.к. большинство населения продолжало решать эти вопросы на основе норм шариата [12, с. 56].
Таким образом, в Дагестане в первые годы советской власти разделение церковных и государственных функций имело специфические особенности: отсутствие специального республиканского законодательного акта, регламентирующего взаимоотношения церкви и государства; провозглашение отделения церкви от государства и школы от церкви в Конституции ДАССР (декабрь 1921 г. ) и постепенное осуществление этого акта на практике; предоставление мусульманскому духовенству на определенное время избирательных прав (не было в других республиках); привлечение духовенства к работе в советских органах власти, сохранение шариатских судов, постепенный переход актов гражданского состояния из ведения духовенства к органам государственной власти, приспособление законодательных актов общефедеративного значения к конкретным условиям Дагестана.
Литература
1. Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1.
2. Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.
3. Шарипов Ю. Декреты Смольного // Известия. 1968. 18 января.
4. Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. М., 1971.
5. Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по упрочению Советской власти и организации социалистического строительства (март 1920 г. - декабрь 1921 г.). Махачкала, 1960.
6. ЦГА РД. Ф. 4. Оп. 2. Д. 52. Л. 87.
7. ЦГА РД / Архив Дагобкома КПСС. Ф. 1. Оп. 2. Д. 89. Л. 67.
8. ЦГА РД. Ф. 4. Оп. 3. Д. 21. Л. 144.
9. Летифов А.Л. Возникновение и развитии советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968.
10. ЦГА РД. Ф. 14. Оп. 3. Д. 9. Л. 155.
11. Набиев Р.А. Ислам и государство. Казань, 2002.
12. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.