Научная статья на тему 'Судебная реформа 1864 года и судоустройство в районах с мусульманским населением Северного Кавказа (начало ХХ века)'

Судебная реформа 1864 года и судоустройство в районах с мусульманским населением Северного Кавказа (начало ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОУСТРОЙСТВО / JUDICIAL SYSTEM / ШАРИАТ / SHARIA / ВЛАСТЬ / POWER / ОРГАНЫ / BODIES / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанов Тажутдин Бурганович, Халифаева Анжела Курбановна, Рамазанова Эльвира Тажутдиновна

Рассматриваются вопросы судоустройства в первые годы советской власти на территориях компактного проживания мусульманского населения Северного Кавказа и Дагестана. Анализируются нормативные акты органов советской власти, регулирующие деятельность шариатских судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the scientific article discusses the issues of the judicial system in the first years of the Soviet power in the territories of compact residence of the Muslim population of the North Caucasus and Daghestan. Analyzes the normative acts of bodies of Soviet power, regulating the activities of the Sharia courts.

Текст научной работы на тему «Судебная реформа 1864 года и судоустройство в районах с мусульманским населением Северного Кавказа (начало ХХ века)»

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

Т. Б. Рамазанов, А. К. Халифаева, Э. Т. Рамазанова

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА И СУДОУСТРОЙСТВО В РАЙОНАХ С МУСУЛЬМАНСКИМ НАСЕЛЕНИЕМ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)

Рассматриваются вопросы судоустройства в первые годы советской власти на территориях компактного проживания мусульманского населения Северного Кавказа и Дагестана. Анализируются нормативные акты органов советской власти, регулирующие деятельность шариатских судов.

К л ю ч е в ы е с л о в а: судоустройство, шариат, власть, органы, государство.

In the scientific article discusses the issues of the judicial system in the first years of the Soviet power in the territories of compact residence of the Muslim population of the North Caucasus and Daghestan. Analyzes the normative acts of bodies of Soviet power, regulating the activities of the Sharia courts.

K e y w o r d s: judicial system, the Sharia, power, bodies, the state.

Судебная реформа 1864 г., несмотря на затяжной характер, оказалась весьма плодотворной. На Северном Кавказе удалось создать эффективный судебно-административный аппарат, который до свержения российского самодержавия выполнял возложенные царским правительством задачи по разрешению большинства социальных конфликтов. Однако советская власть вносила свои коррективы в планы царской России.

Любое новоявленное государство в первую очередь устанавливает новый (свой) порядок в судебной системе и судопроизводстве. Советское государство не исключение. Уже 22 ноября 1917 г. Совнарком принял Декрет о суде № 1, который упразднял весь аппарат старой юстиции: окружные суды, прокуратуру и адвокатуру, институт судебных следователей; началась организация местных судов и революционных трибуналов.

Замена старых судов на новые на пространстве национальных районов с мусульманским населением России происходила неоднообразно и весьма противоречиво. К 1917 г. на Северном Кавказе была создана устойчивая система шариатских судов, пользовавшихся значительным авторитетом среди мусульманского населения региона. По утверждению А. М. Цалиева, шариатский суд и шариатское судопроизводство в национальных районах Северного Кавказа имели более чем 200летнюю историю существования1.

Шариатские суды представляли собой традиционные религиозные судебные учреждения, рассматривающие не только гражданские, но и уголовные дела. Перед российской советской властью, как и любой новой государственностью, остро встала проблема реформирования судоустройства и судопроизводства на всей территории страны. Если на мононациональных и моноконфессиональных территориях данная проблема решалась без особых затруднений, то относительно национально-государственных образований Северного Кавказа этого сказать нельзя. Ради справедливости следует признать, что руководители советской власти деятельности шариатских судов придавали важное значение. Советская власть отнеслась осмотрительно к упразднению местных судов, считая целесообразным

1 См.: Цалиев А. М. Судебная власть в республиках Северного Кавказа (1917-2003 гг.). М., 2003. С. 53.

© Рамазанов Т. Б., Халифаева А. К., Рамазанова Э. Т., 2014

258

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Т. Б. Рамазанов, А. К Халифаева, Э. Т. Рамазанова

на первых порах сохранить шариатские суды. Более того, были приняты соответствующие юридические документы по их образованию и деятельности. Одним из первых таких документов стало инструктивное предписание по отделу Юстиции Ревкома от 24 ноября 1920 г. № 248, где говорилось: «В целях всестороннего ознакомления с условиями применения в Горских (народно-шариатских) судах положений и обычаев мусульманского права (шариаты и адаты) исполком постановляет: учредить в составе отдела Юстиции подотдел шариата, руководимый специалистами по мусульманскому праву. И. В. Сталин 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана от имени Правительства РСФСР заявил, что «враги советской власти распространяют слухи, что советская власть запрещает шариат. Я здесь ... уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев»2.

Судебная система на территории Дагестана сразу после установления советской власти выглядела следующим образом: по Положению о народных и шариатских судах от 24 июня 1920 г.3, утвержденному Дагревкомом, в городах были организованы народные суды, руководствовавшиеся в своей деятельности нормами советского законодательства, а другим видом судов признавались апробировавшие себя шариатские суды. В официальных словарях шариатскому суду дано следующее определение - «орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фик-хом (с араб. - «глубокое понимание, знание»), прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. На протяжении веков шариатские суды были основным институтом, применявшим мусульманское право»4.

Учредительный съезд Советов Горской Республики 21 апреля 1921 г. принял специальное постановление «О введении шариатского судопроизводства в Горской АССР», в котором предусматривалось, что:

а) шариатское судопроизводство вводится в округах с мусульманским населением, которое этого желает, и существует наряду с народными судами единого типа народных судов РСФСР;

б) шариатское судопроизводство должно существовать исключительно для мусульман.

В том же 1921 г. ЦИК Горской АССР принял «Положение об органах шариата ГАССР». В 1920 г. Ревком Дагестана принял «Положение о народных и шариатских судах». В Туркестане при наличии общих правил судопроизводства функционировали два вида национальных судов: суды казиев, предназначенные для оседлого населения (узбеков), которые руководствовались и применяли адат5. Постановлением ВЦИК СССР от 1 июля 1927 г. судебные функции вообще были возложены на туземные органы управления северных окраин6.

Институт шариатских судов в принципе противоречил советской идеологии, в частности отделению церкви от государства. Причинами, по которым шариатские суды были сохранены в Дагестане (в национальной окраине с мусульманским населением), как представляется, можно назвать следующие: во-первых, это одна из

2 Сталин И. В. Соч. М., 1947. Т. 4. С. 395-396.

3 ЦГА РД. Ф. 4-р. Оп. 2. Д. 14. Л. 57-59.

4 Мир слов : юридический словарь. URL: http://www.mirslov.rU/2/24/51283/

5 См.: Иванов Н. О туземных судах советских социалистических республик // Еженедельних советской юстиции. 1922. № 24. С. 559.

6 См.: Там же.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

259

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

популярных форм суда, которая давно привычна и понятна местному народу; во-вторых, большевики, пока советская власть была относительно слаба, не стремились конфликтовать с имеющим место мусульманским освободительным движением, а старались заручиться поддержкой горцев; в-третьих, простота ведения процесса: как правило, любой спор разбирался в течение одного судебного заседания; в-четвертых, нехватка достаточно квалифицированных кадров по советской юриспруденции из представителей местных народов. К концу 1921 г. в Дагестане насчитывалось 800 шариатских судов. Они были организованы в каждом ауле с количеством дворов не менее 507. В Дагестане была создана своего рода иерархия шариатских судов. В самом низу ее находились сельские шариатские суды, которые разбирали мелкие гражданские дела при иске до 100 рублей. Апелляции на их решения подавались в окружные шарсуды, которые рассматривали дела об исках до 1000 рублей. Кассационной инстанцией для всех шарсудов служил шариатский отдел Наркомюста ДАССР. Таким образом, в Дагестане функционировала единая система шариатских судебных органов, первое время находившихся на государственном финансировании.

Следует обратить внимание на простоту организации и деятельности шариатских судов. В частности, шариатским судьей (кади) мог быть, прежде всего, дееспособный компетентный мужчина. По установленному правилу процесс начинался с того, что судья предлагал истцу изложить свою претензию, а затем обращался к ответчику. В случае согласия ответчика с претензией разбор дела завершался, и кади выносил решение. В противном случае судья предлагал истцу представить доказательства своего права. Данная обязанность была установлена известным изречением пророка: «Истец обязан привести доказательство, а тот, кто отрицает правомерность иска, должен дать клятву». Среди различных видов доказательств, служащих основанием для судебного решения, ведущая роль отводилась показаниям свидетелей-очевидцев, убедительность которых зависела от характера рассматриваемого дела. Так, для доказательства прелюбодеяния были необходимы показания четырех лиц, а иных тяжких преступлений - двух свидетелей-мужчин. При рассмотрении тяжб об исполнении сделок принимались показания двух мужчин, причем вместо одного из них в роли свидетелей могли выступать две женщины. Наконец, по имущественным спорам в качестве доказательства допускались показания одного мужчины в пользу истца, если они были подкреплены клятвой последнего8.

Укрепив свои позиции, советская власть начала реализовывать в Дагестане программу по индустриализации и коллективизации. «Задумав насильственно изменить структуру местного общества, - пишет В. О. Бобровников, - советские руководители в первую очередь решили обезглавить его, поставив вне закона мусульманских лидеров города и деревни»9. Шариатские суды, образно говоря, не вписывались в программу социалистического строительства республики и со временем исключались из системы судопроизводства.

В октябре 1921 г. приказом Дагревкома из ведения шариатских судов были исключены уголовные дела10, которые стали разбираться по советскому законодательству.

7 Советский Дагестан. 1921. 4 дек.

8 См.: Сюкияйнен Л. Р. Шариатское правосудие : теоретические основы и практика. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=11&arttcle=474

9 Бобровников В. О. Шариатские суды на Северном Кавказе. URL: http://www.strana-oz.ru/ ?numid=14&arttcle=689

10 Образование Дагестанской АССР : сборник документов и материалов. Махачкала, 1962. С. 151-152 ; ЦГА РД. Ф. 4-р. Оп. 3. Д. 15. Л. 55.

260

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

Т. Б. Рамазанов, А. К Халифаева, Э. Т. Рамазанова

По Положению о шариатских судах от 30 июля 1922 г., принятому ЦИК и СНК ДАССР11, шарсуды были сняты с госсодержания и переведены на обеспечение обществ, верующих по их желанию. Причем этим судам стали подсудны гражданские дела между мусульманами, только с обоюдного согласия истца и ответчика, иначе дело было подсудно народному суду. То есть принятое Положение фактически объявляло шариатские суды негосударственным институтом, финансирующимся на добровольных началах.

Таким образом, приведенные нормативно-правовые акты, принятые партийными и государственными органами, свидетельствуют о постепенном аннулировании шариатских судов к 1927 г. Путем принятия осторожных мер все дела стали передаваться народным судам. Одним из тех, кто силовыми методами ликвидировал в Дагестане шариатские суды, введя вместо них народные суды, был наиболее влиятельный партийный деятель Дагестана Нажмутдин Самурский (Эфендиев) - с конца 1921 г. Председатель ЦИК Дагестанской АССР.

Впервые после установления советской власти народные суды были созданы летом 1920 г. в городах Петровске, Дербенте и Темир-Хан-Шуре. В 1922 г. народные суды были образованы во всех округах Дагестана. Постановлением Дагестанского ЦИКа с сентября 1922 г. в ДАССР вступили в действие «Положение о прокуратуре» и Уголовный кодекс РСФСР.

Новая власть поэтапно усиливала свою деятельность по пропаганде советского права. В частности, во многих селах были организованы справочные столы, а в городах и окружных центрах - юридические консультации. Заметно расширялось количество учреждений ЗАГСа. К началу 1928 г. удельный вес местных кадров в центральных судебно-следственных органах составлял 27,2 %, а в районных и окружных - 65 %. С усилением роли народных судов пропорционально сокращалось число шариатских судов. Так, в 1923 г. шариатскими судами было рассмотрено 1882 дела, в 1924 г. - 1217, а в 1925 г. - лишь 155 дел. За это же время в народных судах разбирательство дел возросло почти в 4 раза12.

Наконец, постановлением ЦИК и СНК ДАССР от 18 апреля 1927 г. шариатские суды были окончательно упразднены на территории Дагестана. Было отменено Положение о шариатских судах и ликвидирован шариатский отдел при наркомате юстиции ДАССР. В последующем Уголовный кодекс РСФСР такое деяние, как отправление шариатского правосудия, относил уже к уголовным преступлениям. Эпоха законного регламентирования отношений горцев Дагестана шариатом была увенчана.

Согласно Положению о судоустройстве РСФСР 1926 г. и Положению о наркомате юстиции ДАССР наркомат юстиции возглавлял органы юстиции в Дагестане. Он осуществлял надзор за законностью действий государственных органов, организовывал юридическую помощь населению, занимался вопросами кодификации и др. Таким образом, наркомат юстиции занимался организационно-административной деятельностью.

Высшим судебным органом в ДАССР являлся Главный суд, который избирался ЦИКом (председатель и его заместитель утверждались Президиумом ВЦИК по представлению ЦИКа ДАССР). Главный суд был органом судебного надзора и кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными судами, а также судом первой инстанции по делам, превышающим подсудность народного суда. Судами

11 ЦГА РД. Ф. 37-р. Оп. 20. Д. 13. Л. 55.

12 См.: Летифов А. Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968. С. 59-60.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

261

Организация судебной власти и правоохранительной деятельности

первой инстанции являлись народные суды округов, а после административно-территориального переустройства Дагестана - суды районов, избираемые районными исполкомами13.

В настоящее время принципы шариатского правосудия продолжают оказывать влияние на судебные системы тех стран, в правовом развитии которых мусульманское право сохраняет свои позиции. Л. Р. Сюкияйнен выделяет несколько моделей таких правовых систем, различающихся между собой степенью воздействия на них шариата. Первую из них представляют судебные системы, полностью ориентированные на исламские принципы, что характерно, например, для Саудовской Аравии. Здесь шариат не только определяет организацию и деятельность практически всех судов, но и является главным источником их решений, а государственное законодательство применяется ими лишь при условии его непротиворечив мусульманскому праву. Для второй группы судебных систем (например, в Сирии, Ираке, Иордании) характерно формирование отдельных шариатских судов на основе мусульманского права. При этом остальные звенья судебной системы здесь, как правило, не испытывают прямого влияния шариата. Наконец, в третью группу входят судебные системы таких стран, как Египет, Ливия, Кувейт, ОАЭ. Они не включают особые шариатские суды и в целом ориентируются на европейские, а не на шариатские традиции. Однако суды здесь обращаются к отдельным принципам шариатского правосудия14.

В условиях правового плюрализма, имеющего место в последнее десятилетие в России и с учетом особенностей субъектов Федерации с мусульманским населением необходимо обратить внимание на отдельные элементы шариатского правосудия, не противоречащие принципам действующего законодательства. При абсолютном соблюдении (ненарушении) Основного закона (Конституции) некоторые положения мусульманского права могут быть трансформированы в законодательство регионов Российской Федерации, исповедующих преимущественно ислам.

13 См.: Казанбиев М. А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970. С. 149.

14 См.: Сюкияйнен Л. Р. Указ. соч.

Рамазанов Тажутдин Бурганович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Дагестанского государственного университета E-mail: ramazanov1945@mail.ru

Халифаева Анжела Курбановна,

доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета E-mail: halifaeva@yandex.ru

Рамазанова Эльвира Тажутдиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета E-mail: elyaram80@mail.ru

262

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2014-№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.