Научная статья на тему 'Правовые аспекты управления качеством электроэнергии в электроэнергетической системе'

Правовые аспекты управления качеством электроэнергии в электроэнергетической системе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
141
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество электроэнергии / показатель качества / энергоснабжающая организация / потребитель / управление / государство / electric power quality / indicator of quality / energy supplying organization / consumer / management / state

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кузнецов Анатолий Викторович, Чикин Владислав Владимирович

В настоящее время управление качеством электроэнергии в электроэнергетической системе осуществляется посредством широкого спектра нормативно-правовых документов. При этом только одним документом предполагается экономическое воздействие на потребителей и энергоснабжающую организацию. Это статья 542 Гражданского кодекса РФ. Отмечено, что эффективность воздействия этой статьи ограничена случаем, когда виновником искажения показателей качества электроэнергии является энергоснабжающая организация. По большинству же показателей, виновником искажения которых является потребитель, управление полностью отсутствует. Предложено повысить эффективность управления за счёт дополнения статьи 542 ГК РФ новым содержанием, формулировка которого должна защищать права энергоснабжающей организации в случае, когда она вынуждена в силу специфики процесса передачи и потребления электроэнергии подавать электроэнергию плохого качества и возмещать ущерб потребителям при отсутствии своей вины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кузнецов Анатолий Викторович, Чикин Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of electric power quality management in power system

The article shows that currently, the management of power quality in a power system is carried out through a wide range of legal documents. However, only one document is the economic impact on consumers and the power company. This article 542 of the Civil code of the Russian Federation. It is noted that the effectiveness of this article is limited to the case when the culprit of the distortion indicators of the quality of electricity is a supply organization. Most of the same parameters, the culprit of the distortion which is the consumer, the management is completely absent. It is proposed to increase management efficiency through additions to article 542 of the civil code with a new content, the wording of which should protect the rights of the energy supplying organization in the case when she is forced due to the nature of the process of transmission and consumption of electricity to supply electricity to poor quality and to pay damages to consumers in the absence of his guilt.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты управления качеством электроэнергии в электроэнергетической системе»

evaluation of reduction of power losses in network organization during reactive power compensation in the network user] // Promyshlennaya ehnergetika [Industrial energy], 2018, №10, pp. 31-36.

5. O poryadke rascheta znachenij sootnosheniya potrebleniya aktivnoj i reaktivnoj moshchnosti dlya otdel'nyh ehnergoprinimayushchih ustrojstv (grupp ehnergoprinimayushchih ustrojstv) potrebitelej ehlektricheskoj ehnergii. Prikaz Ministerstva ehnergetiki RF ot 23 iyunya 2015 g., №380 [On the procedure of calculation of values of correlation of consumption of active and reactive power for separate power receiving devices (groups of power accepting devices) the consumers of electric energy. Order of the Ministry of energy of the Russian Federation from June 23, 2015, №380].

Кузнецов Анатолий Викторович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение» энергетического факультета УлГТУ.

Ребровская Диана Андреевна, старший преподаватель кафедры «Электроснабжение» энергетического факультета УлГТУ.

Бирков Александр, магистрант 2-го курса энергетического факультета УлГТУ. Поступила 19.02.2019 г.

УДК 621.311

А. В. КУЗНЕЦОВ, В. В. ЧИКИН

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В настоящее время управление качеством электроэнергии в электроэнергетической системе осуществляется посредством широкого спектра нормативно-правовых документов. При этом только одним документом предполагается экономическое воздействие на потребителей и энерго-снабжающую организацию. Это статья 542 Гражданского кодекса РФ. Отмечено, что эффективность воздействия этой статьи ограничена случаем, когда виновником искажения показателей качества электроэнергии является энергоснабжающая организация.

По большинству же показателей, виновником искажения которых является потребитель, управление полностью отсутствует. Предложено повысить эффективность управления за счёт дополнения статьи 542 ГК РФ новым содержанием, формулировка которого должна защищать права энергоснабжающей организации в случае, когда она вынуждена в силу специфики процесса передачи и потребления электроэнергии подавать электроэнергию плохого качества и возмещать ущерб потребителям при отсутствии своей вины.

Ключевые слова: качество электроэнергии, показатель качества, энергоснабжающая организация, потребитель, управление, государство.

Любой товар, поставляемый на рынок, должен соответствовать требованиям качества, это применительно и к производству, и передаче электрической энергии. Потребление некачественной электроэнергии может вызывать сбои оборудования, брак продукции, отрицательным образом сказываться на режиме работы электроприёмников, снижает срок службы их изоляции и т. п., наносит ущерб. Вопросы повышения качества электроэнергии (КЭ) должны интересовать всех участников процесса производства,

© Кузнецов А. В., Чикин В. В., 2019

передачи и потребления электроэнергии. Это генерирующие компании, сетевые компании, потребители электроэнергии. Однако в условиях рынка каждый субъект рыночных отношений имеет собственные интересы, направленные на получение прибыли. Рыночные механизмы регулирования КЭ, основанные на конкуренции, для энергоснабжающих организаций не действуют. Их интересы никак не связаны с повышением КЭ. Деятельность по передаче электроэнергии относится к сфере деятельности естественных монополий. Регулирование её деятельности не возможно без участия государства.

Правовое регулирование, направленное на повышение КЭ, представлено пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), в котором говорится, что «качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения» [1].

Требования к КЭ представлены достаточно широким спектром нормативных документов. В их числе: ГОСТ 30804.3.2-2013 (IEC 61000-32:2009); ГОСТ 30804.3.3-2013; ГОСТ 30804.3.112013 (IEC 61000-3-11:2000); ГОСТ 30804.3.122013 (IEC 61000-3-12:2004); ГОСТ 30804.4.22013 (IEC 61000-4-2:2008); ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006); ГОСТ 30804.4.4-2013 (IEC 61000-4-4:2004); ГОСТ 30804.4.7-2013 (IEC 61000-4-7:2009); ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-11:2004)/[ГОСТ Р 51317.4.11-2007 (МЭК 61000-4-11:2004)]; ГОСТ 30804.4.13-2013 (IEC 61000-4-13:2002); ГОСТ 30804.4.30-2013 (IEC 61000-4-30:2008); ГОСТ 30804.6.1-2013 (IEC 61000-6-1:2005); ГОСТ 30804.6.2-2013 (IEC 61000-6-2:2005); ГОСТ 30804.6.3-2013 (IEC 61000-6-3:2006); ГОСТ 30804.6.4-2013 (IEC 61000-6-4:2006); ГОСТ 30805.13-2013 (CISPR 13:2006)/[ГОСТ Р 51318.13-2006 (СИСПР 13:2006)]; ГОСТ 30805.14.1-2013 (CISPR 141:2005); ГОСТ 30805.14.2-2013 (CISPR 14-2:2001)/[ГОСТ Р 51318.14.2-2006 (СИСПР 142:2001)]; ГОСТ 32136-2013; ГОСТ 32137-2013; ГОСТ 32140-2013; ГОСТ 32141-2013 (ISO 14982:1998); ГОСТ 32142-2013 (EN 12016:2004)/[ГОСТ Р 52505-2005 (BN 12016:2004)]; ГОСТ 32143-2013 (EN 12015:2004)/[ГОСТ Р 52506-2005 (bN 12015:2004)]; ГОСТ 32144-2013; ГОСТ 330732014; ГОСТ CISPR 24-2013; ГОСТ IEC/TS 61000-3-5-2013; ГОСТ Р 50397-2011 (МЭК 60050-161:1990); ГОСТ Р 51317.1.2-2007 (МЭК 61000-1-2:2001); ГОСТ Р 51317.2.5-2000 (МЭК 61000-2-5-95); ГОСТ Р 51317.3.4-2006 (МЭК 61000-3-4-1998); ГОСТ Р 51317.4.15-2012 (МЭК 61000-4-15:2010); ГОСТ Р 51317.4.34-2007 (МЭК 61000-4-34:2005); ГОСТ Р 51317.6.5-2006 (МЭК 61000-6-5:2001); ГОСТ Р 51514-2013 (МЭК 61547:2009); ГОСТ Р 54130-2010; ГОСТ Р 560292014; ТР ТС 020/2011; РД 153-34.0-15.501-00; РД 153-34.0-15.502-2002 и т. п. Анализ этих документов показывает, что они достаточно полно и подробно устанавливают требования к техническим устройствам регулирования параметров КЭ. Тем не менее в электроэнергетической системе КЭ не является образцовым и показательным. Административных рычагов управления не достаточно. Выполнение технических требований невозможно без дополнительного экономического воздействия на энергоснабжающую ор-

ганизацию и на потребителя. Экономическое воздействие в настоящее время осуществляется на основании пункта 2 статьи 542 Гражданского кодекса, в котором сказано, что «в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберёг вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105)» [1].

Иными словами, с позиций ГК каждый потребитель, получающий электроэнергию пониженного качества, может оплачивать её по пониженной стоимости. С одной стороны, она не оплачивается, с другой стороны, оплачивается стоимость того, что потребитель сберёг в результате использования некачественной электроэнергии. Разница представляется пониженной стоимостью.

Рассмотрим случай, когда энергоснабжающая организация поставляет электроэнергию пониженного качества по показателям - отклонение частоты или отклонение напряжения. Эти показатели качества определяются режимом работы оборудования энергоснабжающей организации. От режима работы электроприёмников потребителя они не зависят. Виновником плохого качества является энергоснабжающая организация. При этом ГК предусматривает пониженную оплату потреблённой электроэнергии. Это сопровождается снижением доходов энергоснабжаю-щей организации. Очевидно, что это разумно и справедливо. Энергосистема имеет все возможности устранить неполадки в системе и привести качество в соответствие нормам. Контролировать скорость вращения генераторов станций, применять средства регулирования напряжения. ГК в данном случае вынуждает энергоснабжающую организацию делать это. Потребитель за-щищён ГК и должен получать электроэнергию с нормальными показателями качества электроэнергии (ПКЭ).

Возможен другой случай, когда электроэнергия пониженного качества обусловлена другими показателями, которые не зависимы от режима работы оборудования энергоснабжающей организации, а зависимы от режима работы оборудования потребителя. Например, это нелинейная нагрузка, несимметричная загрузка фаз и т. п. Допустим, один из потребителей имеет электроприёмники с нелинейной вольт-амперной характеристикой (преобразователи). Тогда данный потребитель является виновником искажения синусоидальности напряжения [4]. При этом ухудшение ПКЭ происходит во всей сети, и смежные потребители вынуждены потреблять эту некачественную электроэнергию. Это

специфическая особенность процесса передачи и потребления электроэнергии. Её качество в электроэнергетической системе определяется не только технологией производства и передачи, но и технологией электропотребления. В [5] процесс передачи и потребления электроэнергии упрощённо уподоблен процессу раздачи жидкости из общего котла, в который она поступает от производителя. Каждый потребитель черпает эту жидкость своим собственным черпаком. При этом стерильность черпака находится в полной зависимости от потребителя, от его чистоплотности и дисциплинированности. Нестерильность только одного из черпаков загрязняет содержимое общего котла, ухудшает показатели его качества.

Спрашивается, почему смежные потребители должны лишаться возможности получать качественную электроэнергию? Как быть с потребителем, ухудшающим ПКЭ? По какой цене ему оплачивать электроэнергию? ГК ответа на этот вопрос не даёт. Виновником ухудшения ПКЭ является потребитель, имеющий электроприёмники, искажающие ПКЭ. Энергоснабжающая организация вынуждена подавать смежным потребителям электроэнергию пониженного качества и получать за это пониженную плату. Это не является справедливым. Энергоснаб-жающая организация не является виновником. Её возможности в данном случае устранить искажение параметров качества весьма ограничены. ГК должен защитить интересы энергоснаб-жающей организации. Фактически этого нет.

Справедливым было бы понижение оплаты для смежных потребителей, предусмотренной ГК, скомпенсировать повышением оплаты потребителю, виновному в ухудшении ПКЭ. Виновник должен быть наказан. В соответствии же с ГК необоснованно наказывается невиновная энергоснабжающая организация. Это обстоятельство требует дополнения статьи ГК новым содержанием. Потребитель, не вносящий искажений в ПКЭ, должен оплачивать некачественную электроэнергию по заведомо меньшим тарифам, чем потребитель, ухудшающий ПКЭ в системе. Уменьшение тарифа для смежных потребителей за счёт его повышения потребителю, виновному в ухудшении ПКЭ, представляется как формализованный способ возмещения ущерба смежным потребителям за потребление электроэнергии пониженного качества.

Например, возможен следующий вариант развития событий. Потребители, не виновные в ухудшении ПКЭ, докажут получение некачественной электроэнергии и потребуют от энергосистемы снижения тарифа. Энергосистема понесёт убытки от продажи некачественной электроэнергии. Такое состояние не может устаивать энергосистему. Она будет принимать меры по

повышению качества и отысканию потребителей - виновников ухудшения ПКЭ - с целью покрытия своих убытков за увеличения тарифа для этих виновников. Потребуется комплекс технических и организационных мероприятий, которые энергосистема будет выполнять по собственной инициативе для повышения доходов. Без новой редакции ГК такое развитие событий не возможно. В настоящее время процесс управления КЭ не эффективен.

Попытка регулировать КЭ экономическими рычагами имела место в нашей стране в 1991-2004 годах [2, 3, 6]. Механизм управления предусматривал оплату потребителем - виновником искажения ПКЭ электроэнергии по повышенному тарифу. Потребителям же, которые вынуждены потреблять электроэнергию пониженного качества, предусматривалась оплата по пониженному тарифу. Повышенный и пониженный тарифы формировались путём применения надбавки и скидок к основному базовому тарифу. Размеры скидок и надбавок являлись индивидуальными для каждого потребителя в зависимости от отклонения параметра КЭ от нормы и длительности периода существования искажения параметра за время расчётного периода.

Допустим, виновник получил надбавку в соответствии со степенью и длительностью искажения ПКЭ за расчётный период. Эта надбавка определяется в процентах по отношению к потреблённой электроэнергии. В то же время смежные потребители получают скидку по отношению к своей потреблённой электроэнергии. Очевидно, что баланс между надбавкой и суммой скидок соблюдается только при равенстве потребления электроэнергии потребителем -виновником искажения ПКЭ и смежными потребителями. Потреблённая электроэнергия потребителя - виновника не может быть равна потреблённой электроэнергии смежных потребителей. Потребление электроэнергии зависит от мощности потребителей и их спроса для осуществления своей деятельности. В реальности надбавка никогда не будет равняться сумме скидок. Сумма скидок может превышать надбавку и наоборот. Сама идея формализованного способа возмещения ущерба смежным потребителям за потребление электроэнергии пониженного качества лишается смысла. Размер ущерба и его оплата не совпадают.

Это, а также ряд других обстоятельств, связанных с применением скидок и надбавок, порождало конфликтные ситуации между потребителями и энергоснабжающей организацией, которые рассматривались и обсуждались в арбитражных судах. Оказалось, что предложенный механизм управления вступал в противоречие с действующим законодательством. Применение

скидок и набавок неправомерно. В 2000 году Министерством юстиции России была дана оценка правомерности применения положений инструкции о порядке расчётов за электрическую и тепловую энергию [7]. В результате инструкция и правила применения скидок и надбавок были отменены. Отсюда вытекает необходимость в совершенствовании как законодательства, так и механизма скидок и надбавок.

В части совершенствования законодательства можно сказать, что ГК РФ в настоящее время защищает права потребителя и не защищает права энергоснабжающей организации. В текущей ситуации виновником плохого качества всегда является энергоснабжающая организация. Однако виновником она может быть только в небольшой части регламентированных ГОСТ 32144-2013 ПКЭ. В этой части показателей ГК обеспечивает регулирование. В большинстве же случаев виновником является потребитель. Большая часть искажений регламентированных ГОСТ 321442013 показателей не может возникать по вине энергоснабжающей организации. В этом случае ГК не обеспечивает регулирование.

ГК РФ должен защищать права энергоснаб-жающей организации в случае, когда она вынуждена в силу специфики процесса передачи и потребления электроэнергии подавать электроэнергию плохого качества и возмещать ущерб потребителям при отсутствии своей вины. В соответствии с предполагаемым дополнением энергоснаб-жающая организация должна иметь возможность переадресовать возмещение ущерба потребителю - виновнику искажения ПКЭ, определить требование к усовершенствованному механизму управления КЭ путём применения скидок и надбавок. Механизм, удовлетворяющий этому требованию, не будет противоречить законодательству, в отличие от предложенного в [2, 3, 6].

Выводы.

1. В настоящее время правовое управление качеством электроэнергии осуществляется посредством единственного нормативного документа - статьей 542 ГК РФ.

2. ГК РФ достаточно эффективно управляет качеством электроэнергии по ограниченному числу показателей, регламентированных ГОСТ 32144-2013, когда виновником искажения показателей качества является энергоснабжающая организация. По большинству показателей, виновником искажения которых является потребитель, управление отсутствует.

3. Повысить эффективность управления возможно за счёт дополнения ст. ГК РФ новым содержанием, обеспечивающим защиту прав энер-госнабжающей организации в случае, когда она вынуждена в силу специфики процесса передачи и потребления электроэнергии подавать элек-

троэнергию плохого качества и возмещать ущерб потребителям при отсутствии своей вины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №5. - Ст. 542.

2. Железко Ю. С., Живов С. А. Применение скидок и надбавок к тарифам за качество электроэнергии // Промышленная энергетика. - 1990. - №11. - С. 9-11.

3. Инструкция о порядке расчётов за электрическую и тепловую энергию (Зарегистрирована Минюстом РФ 28 декабря 1993 г. №449) // Экономика и жизнь. -1994. - №3. - Январь.

4. Карташев И. И. Качество электроэнергии в системах электроснабжения. Способы его контроля и обеспечения. - Москва: Издательство МЭИ, 2000. - 120 с.

5. Кузнецов А. В. Об организационно-правовых аспектах управления режимами электропотребления // Электрические станции. -2003. - №12. - С. 52-56.

6. Правила применения скидок и надбавок к тарифам за качество электроэнергии // Промышленная энергетика. - 1990. - №11. - С. 52-55.

7. Справка о противоречии нормативным правовым актам РФ отдельных положений Инструкции о порядке расчётов за электрическую и тепловую энергию, утвержденной Госкомцен и Минтопэнерго России 30 ноября 1993 года №№01-17/1443-11, ВК-7539 (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 1993 года, регистрационный №449).

REFERENCES

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. CHast' 2 ot 26 yanvarya 1996g. №14-FZ [The civil code of the Russian Federation. Part 2 of January 26, 1996. №14-FZ] // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [collected legislation of the Russian Federation]. 1996, №5, Art. 542.

2. ZHelezko YU.S., ZHivov S.A. Primenenie skidok i nadbavok k tarifam za kachestvo ehlektroehnergii [Application of discounts and surcharges to tariffs for electric power quality] // Promyshlennaya ehnergetika [Industrial energy]. 1990, №11, pp. 9-11.

3. Instrukciya o poryadke raschetov za ehlektricheskuyu i teplovuyu ehnergiyu (Zaregistrirovana Minyustom RF 28 dekabrya 1993 g. №449) [The instruction on the procedure of payments for electricity and heat (Registered by Ministry of justice of the Russian Federation on 28 December 1993, No. 449)] // EHkonomika i zhizn' [Economy and life]. 1994, №3, YAnvar'.

4. Kartashev I. I. Kachestvo ehlektroehnergii v sistemah ehlektrosnabzheniya. Sposoby ego kontrolya i obespecheniya [Power Quality in power systems. Ways of control and security]. M.: Izdatel'stvo MEHI, 2000, 120 p.

5. Kuznecov A. V. Ob organizacionno-pravovyh aspektah upravleniya re-zhimami ehlektropotrebleniya [On the institutional aspects of the management of represses of power consumption] // EHlektricheskie stancii [Electric station]. 2003, №12, pp. 52-56.

6. Pravila primeneniya skidok i nadbavok k tarifam za kachestvo ehlektroehnergii [Rules for applying discounts and surcharges to tariffs for electric power quality] // Promyshlennaya ehnergetika [Industrial energy]. 1990, №11, pp. 52-55.

7. Spravka o protivorechii normativnym pravovym aktam RF otdel'nyh polozhenij Instrukcii o poryadke raschetov za ehlektricheskuyu i teplovuyu ehnergiyu, utverzhdennoj Goskomcen i Mintopehnergo Rossii 30 noyabrya 1993 goda NN 01-17/1443-11, VK-7539 (zaregistrirovana v Ministerstve yusticii Rossijskoj Federacii 28

УДК 621.316.13

А. В. КУЗНЕЦОВ, Ю. П. ЮРЕНКОВ

ПРИМЕНЕНИЕ ЖИДКОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ САМОВОССТАНАВЛИВАЮЩИХСЯ ОГРАНИЧИТЕЛЕЙ ТОКА ДЛЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ СИСТЕМ ТРАНСПОРТИРОВКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

При создании энергосберегающих систем транспортировки и распределения электроэнергии возникает необходимость объединять силовые трансформаторы на параллельную работу. При этом возрастают токи короткого замыкания. В ряде случаев эти токи могут превышать токи предельной отключающей способности существующей коммутационной аппаратуры, что ограничивает возможности использования таких решений. Возникает необходимость разработки новых токоо-граничивающих устройств, позволяющих расширить возможности развития технологий создания энергосберегающих СТРЭ.

Одним из вариантов новых устройств может быть устройство на основе жидкометаллических самовосстанавливающихся предохранителей (ЖСП). Однако уровень исследований как в нашей стране, так и за рубежом пока не позволяет перейти к созданию промышленных образцов ЖСП.

Наиболее полное научное обоснование в технической литературе получил вариант использования ЖСП как ограничителя тока в комплексе с шунтирующем сопротивлением. Научный задел в этом отношении более всего приближен к практическому выходу. Целесообразно продолжить исследования в направлении создания макетных образцов ЖСП, их лабораторных и эксплуатационных испытаний, которые могут обеспечить возможность развития технологии создания энергосберегающих систем транспортировки электроэнергии.

Ключевые слова: система электроснабжения, передача электрической энергии, устройство защиты, надежность электроснабжения, термическая стойкость, динамическая стойкость, жидкометалличе-ские самовосстанавливающиеся предохранители, интеллектуальные сети.

© Кузнецов А. В., Юренков Ю. П., 2019

dekabrya 1993 goda, registracionnyj №449) [Help about the contradiction of normative legal acts of the Russian Federation separate provisions of the Instruction about procedure of payments for electrical and heat energy, approved by goskomtsen, and the Russian Ministry of energy 30 November 1993 №№01-17/1443-11, VC-7539 (registered in Ministry of justice of the Russian Federation on 28 December 1993, registration №449)].

Кузнецов Анатолий Викторович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Электроснабжение» энергетического факультета УлГТУ.

Чикин Владислав Владимирович, магистрант 1-го курса энергетического факультета УлГТУ.

Поступила 11.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.