Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
646
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНИЗАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Писарева А.В.

В статье определено, что нормативно-правовые акты механизмов детенизации экономики РФ необходимым сгруппировать в пять направлений. Определено, что сегодня в России сформировано качественно новое законодательство детенизации экономики, однако в условиях масштабной коррупции в России акцент нужно делать в первую очередь на устранении причин, способствующих коррупционным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE SHADOW ECONOMY

Resume: The article determines that it is necessary to group the regulatory legal acts of the mechanisms of shading the economy of the Russian Federation into five directions. It has been determined that today in Russia a qualitatively new legislation has been formed to de-shadow the economy, however, in the context of large-scale corruption in Russia, the emphasis must be primarily on eliminating the causes that contribute to corruption.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 33

Писарева А.В. студент

научный руководитель: Коловангин П.М., канд. экон. наук

доцент

Северо-Западный Институт Управления РАНХиГС

РФ, Санкт-Петербург

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В статье определено, что нормативно-правовые акты механизмов детенизации экономики РФ необходимым сгруппировать в пять направлений. Определено, что сегодня в России сформировано качественно новое законодательство детенизации экономики, однако в условиях масштабной коррупции в России акцент нужно делать в первую очередь на устранении причин, способствующих коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: теневая экономика, тенизация, нормативно-правовые акты

Pisareva A. V. student

Scientific adviser: Kolovangin P.M.

SZIU RANEPA Russia, Saint-Petersburg

LEGAL ASPECTS OF THE SHADOW ECONOMY

Resume: The article determines that it is necessary to group the regulatory legal acts of the mechanisms of shading the economy of the Russian Federation into five directions. It has been determined that today in Russia a qualitatively new legislation has been formed to de-shadow the economy, however, in the context of large-scale corruption in Russia, the emphasis must be primarily on eliminating the causes that contribute to corruption.

Key words: shadow economy, shadow economy, normative legal acts

Анализ национальных тенденций тенизации экономики и существующие масштабы теневого сектора в России в значительной степени обусловлены действующим нормативно-правовым обеспечением государственных механизмов детенизации экономики РФ.

Нормативно-правовые акты в исследуемой сфере считаем необходимым сгруппировать в следующие пять:

1) в сфере регулирования хозяйственной деятельности;

2) в сфере обеспечения экономической безопасности;

3) в сфере борьбы с экономической преступностью;

4) в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;

5) в сфере борьбы с коррупцией.

Общие аспекты государственного регулирования хозяйственной деятельности закреплены в Конституции РФ [1]. В частности, право собственности русского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории России, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, осуществляется от имени русского народа органами государственной власти и органами местного самоуправления; принцип равноправного существования различных форм собственности и хозяйствования, а именно их экономическое многообразие; право хозяйствующих субъектов на владение, пользование и распоряжение своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности; право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом [1].

Указанные нормы имеют важное значение для определенности общих хозяйственных основ в России. Однако, следует констатировать, что нормы, которые сегодня регулируют хозяйственную деятельность в РФ, являются неполными и разбросанными по разным законам. Большое количество действующих нормативно-правовых актов в данной сфере регулируют только определенный сегмент экономических отношений. А это значит, что Конституция РФ, как основной закон государства, из которого должно начинаться создание нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности в России, не в полной мере реализует свою задачу по формированию единого правового направления экономического развития государства.

Федеральным Законом РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. [2] определено, что тенизация национальной экономики является угрозой национальной безопасности России. Положениями Закона определены и направления государственной политики по детенизации национальной экономики, в частности: преодоление тенизации экономики путем реформирования налоговой системы; оздоровление финансово-кредитной сферы; прекращение оттока капитала за границу уменьшение внебанковского оборота денежной массы [2].

Для реализации государственной политики по данным направлениям в России сформирована соответствующая нормативно-правовая база, основой которой является Конституция РФ [1]. В частности, в Конституции РФ указано, что вместе с защитой суверенитета и территориальной целостности России обеспечения ее экономической безопасности является важнейшей функцией государства, делом всего русского народа [1].

Следовательно, конституционное закрепление термина «национальная безопасность» стало важным шагом к разработке соответствующей законодательной базы.

Основываясь на основных принципах Конституции, был принят Федеральный Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3]. В законе отмечалось, что государственная политика национальной безопасности определяется исходя из приоритетности национальных интересов и угроз национальной безопасности России и осуществляется путем реализации соответствующих доктрин, стратегий, концепций и программ в различных сферах национальной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

В частности, к основным направлениям государственной политики национальной безопасности России в экономической сфере отнесены мероприятия, представленные на рис. 1.

Рисунок 1 - Основные направления государственной политики национальной безопасности России в экономической сфере [3]

Стоит заметить, что нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности России имеет значение не только относительно сферы национальной безопасности, а и в контексте регулирования экономической безопасности субъектов

предпринимательской деятельности.

Итак, сейчас сформированная система нормативно-правового обеспечения экономической безопасности России является неполной и противоречивой. Проанализированные нормативные документы носят

преимущественно декларативный характер. В них не прописаны конкретные механизмы обеспечения экономической безопасности. К тому же, в одном документе не говорится об обеспечении экономической безопасности регионов и недостаточной степени регулируется экономическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. Все это негативно влияет на реализацию государственной политики детенизации национальной экономики. В связи с этим, необходимо оптимизировать нормативно правовую базу в сфере обеспечения экономической безопасности государства.

Отдельные вопросы по борьбе с экономической преступностью в определенной степени прописаны в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [4]. Закон содержит ряд мер преимущественно административного характера по сокращению уровня коррупции в стране.

Сегодня значительный спектр общественных отношений в экономической сфере требует правового урегулирования, существующая в России нормативно-правовая база в сфере борьбы с экономической преступностью постоянно дополняется и совершенствуется. Однако, существуют объективные и субъективные проблемы ее практической реализации. Поэтому, важное значение в современных условиях, приобретает обеспечение средствами прокурорского надзора реализации действующих нормативно-правовых актов в исследуемой сфере и наделении органов прокуратуры не только функцией надзора за соблюдением и правильным применением законов, но и функцией предотвращения экономическим преступлениям с закреплением соответствующей нормы.

Сегодня государственное регулирование в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) полученных преступным путем, в России в соответствии с действующим законодательством остается достаточно распыленным, а значит, и не всегда эффективным.

Основным нормативным документов в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) полученных преступным путем является «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018) [5].

Перечень основных законодательных актов России, определяющих правовую основу противодействия теневой экономики, приведен на рис. 2.

Итак, сегодня в России сформировано качественно новое законодательство детенизации экономики. Однако, обеспечить на его основе реализации антикоррупционной политики и уменьшить уровень коррупции в России до безопасного возможно только в случае дальнейшей гармонизации отечественного антикоррупционного законодательства с

мировыми антикоррупционными стандартам и создание необходимых механизмов его реализации.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» 25. 12. 2008 г.

Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7. 08. 2001 г. № 115-ФЗ

№ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Концепция развития национальной

системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. утв.

30 мая 2018 г.

Содержит ряд мер преимущественно административного характера по сокращению уровня коррупции в стране

Содержит ряд мер: борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой; обеспечение безопасности экономической деятельности; снижение рисков ведения предпринимательской

деятельности, связанных с возможностью использования формальных поводов для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения в

отношении субъектов предпринимательской деятельности

Противодействие «сомнительными» операциями и легализации преступных доходов в Российской Федерации в целях обеспечения финансовой безопасности государства

Федеральный закон «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от июля

Направлен на сокращение криминальной экономической деятельности в части финансовых махинаций

Рисунок 2 - Перечень основных законодательных актов России, определяющих правовую основу противодействия теневой экономики

Вместе с тем, в условиях масштабной коррупции в России, как одного из факторов тенизаци национальной экономики, акцент нужно делать в первую очередь на устранении причин, способствующих коррупционным проявлениям и которые трансформируются в существенную угрозу национальной безопасности государства.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 26.10.2020)

2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 26.10.2020)

3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 26.10.2020)

4. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 26.10.2020)

5. «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Президентом РФ 30.05.2018) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299375/ (дата обращения: 26.10.2020)

6. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 26.10.2020)

7. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" от 28.06.2013 N 134-ФЗ (последняя редакция) // [НПП Консультант Плюс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148268/ (дата обращения: 26.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.