ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017
УДК 343.341.1 ББК 67.308
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА -ДОЛЖНИКА КАК СУБЪЕКТА КОНКУРСНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Загалаева Жанета Алхазуровна, преподаватель, Чеченский государственный университет, Грозный, Чеченская Республика
Рассматривается историко-сравнительный аспект правового регулирования участия должника в конкурсных отношениях; выполняется межотраслевой, межсистемный и ретроспективный анализ появления и совершенствования правового регулирования участия должника в конкурсных отношениях; исследуются проблемы воздействия специального законодательства о банкротстве на регулирование участия юридического лица в общественных отношениях, а также определение специальных признаков и юридической сущности должника. Ключевые слова: конкурсные отношения; должник; банкротство; правовое регулирование.
LEGAL ASPECTS OF CONSIDERATION OF A LEGAL ENTITY - DEBTOR AS A SUBJECT OF COMPETITIVE RELATIONS
Zagalaeva Zhaneta Alkhazurovna, lecturer, The Chechen State University, Grozny, Chechen Republic
The historical and comparative aspect ofthe legal regulation ofthe debtor's participation in competitive relations is considered; interbranch, intersystem and retrospective analysis of the appearance and improvement of legal regulation of the debtor's participation in competitive relations; the problems of the impact of special bankruptcy legislation on the regulation of the participation of a legal entity in public relations, as well as the identification of special features and legal essence of the debtor are examined.
Keywords: competitive relations; debtor; bankruptcy; legal regulation.
Для цитирования: Загалаева Ж. А. Правовые аспекты рассмотрения юридического лица - должника как субъекта конкурсных отношений // Наука без границ. 2017. № 12 (17). С. 125-129.
На основе имеющейся системы экономических (торговых) отношений и уровня развитости системы общественного кредита, специфики законодательства, направленного на регулирование долговых отношений, а кроме того, открыто установленной правоохраняемой ценности (ценностей), нуждающейся в первостепенной защите в условиях неплатежеспособности должника, в работе рассматриваются 4 стадии формирования и совершенствования правового регулирования участия должника в конкурсных правоотношениях:
стадия возникновения предпосылок для дальнейшего становления конкурсно-правового регулирования роли должника в правоотношениях (с середины II в. до н. э. до XI в.); стадия возникновения конкурсно-правового регулирования роли должника (XII в. - 1-я половина XVIII в.);
стадия формирования и совершенствования конкурсно-правового регулирования роли должника в правоотношениях в реалиях промышленного капитализма (2-я поло-
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вина XVIII в. - 1-я половина ХХ в.); • стадия совершенствования конкурсно-правового регулирования роли должника в правоотношениях в реалиях сегодняшнего постиндустриального социума (2-я половина ХХ в. - нынешнее время) [1, с. 74]. По результатам изучения первых 3-х стадий, чьи временные границы обладают определенной долей условности, в данном параграфе делается вывод о том, что возникновение правового регулирования роли должника в конкурсных правоотношениях обусловливается потребностью в полноценном решении «конкурсного вопроса», разбивающегося, в сущности, на 2 элемента: вопрос юридизации кредиторских требований на собственность неплательщика, заведомо недостаточного для их удовлетворения, и вопрос последующей участи неплательщика, причем, на первых этапах не только юридической.
Являясь результатом постановки «конкурсного вопроса» в определенном правопорядке, регулирование роли должника в конкурсных правоотношениях в любую историческую эпоху охватывало либо стремилось охватить все компоненты этой проблемы [2, с. 51]. Подобный охват выполнялся в т. ч. посредством утверждения правового статуса должника как субъекта конкурсных правоотношений, законодательного закрепления его определения и признаков. Интенсивное употребление в обороте фразы «юридическое лицо» повлияло на последующее развитие регулирования статуса должника как одного из методов решения «конкурсного вопроса» с принятием во внимание функциональных особенностей юридического лица как субъекта правоотношений (как частного, так и публичного характера).
Опираясь на трактовку должника как участника разных правоотношений, а кроме того, на сложившееся сегодня представление о функциях, исполняемых юридиче-
ским лицом как правовой конструкцией, мы пришли к заключению, что конкурсное право впрямую влияет на юридическое лицо как субъект правоотношений [3, с. 35]. Подобное нормативное влияние позволяет достичь целей регулирования конкурсных правоотношений и заключается в корректировании базовых признаков юридического лица посредством актов и положений специального законодательства.
Законодательное определение должника, находящееся в абз. 3 ст. 2 Закона о банкротстве, отличается неполнотой и не описывает в полной мере его отличительные черты как участника конкурсных отношений. Подтверждением данного тезиса можно считать, например, тот факт, что присутствие у юридического лица просроченной в выполнении финансовой задолженности как таковое не приводит к его переходу в статус должника - субъекта конкурса. Выявление отличительных черт должника было реализовано на основе рассмотрения основных терминов, применяемых в конкурсном праве: критерии и признаки несостоятельности (банкротства), конкурсоспособность, юридические составы для признания несостоятельности и возбуждения соответствующего производства и пр.
Угрожающая неплатежеспособность, неплатежеспособность, неоплатность и несостоятельность рассматриваются в работе в качестве юридических фактов со следующими особенностями:
• принимают участие в динамике конкурсных отношений и образовывают статус должника как их субъекта;
• существуют довольно продолжительное время с юридической точки зрения и могут многократно порождать конкурсно-правовые последствия;
• приводят к правовым последствиям, чаще всего, в виде элементов юридического состава (статус угрожающей
юридические науки
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017
неплатежеспособности, неплатежеспособности либо неоплатности), или же способны вызывать некоторые юридические последствия (несостоятельность); • обладают сущностным характером, так как отображают основную суть кризисного положения юридического лица и в виде элементов юридического состава выражаются в специализированных критериях несостоятельности (применяются в отношении угрожающей и простой неплатежеспособности, а также неоплатности) [4, с. 96]. В соответствии со статьями 3, 4, 7-9, 33, 37-44 Закона о банкротстве, все юридические факты, присутствие которых требуется, чтобы возбудить производство по делу о банкротстве и наделить организацию статусом должника, могут быть условно поделены на 3 группы. В 1 группу входят факты, показывающие присутствие признаков несостоятельности, во 2 группу - факты, показывающие осуществление некоторых процессуальных действий, а в 3 группу - факты, имеющие отношение к процессуальной работе суда, направленной на рассмотрение поданного заявления о признании неплательщика банкротом и возбуждение соответствующего производства [5, с. 124].
В соответствии с положениями законодательства о банкротстве, присутствие юридического состава не приводит к автоматическому признанию организации должником. Для этого должно быть соблюдено обязательное требование - организация должна первоначально обладать таким качеством как конкурсоспособность.
Конкурсоспособность организации заключается в нормативно существующей способности, при присутствии определенного юридического состава, превратиться в участника конкурсных правоотношений (то есть материально-правовых и конкурс-
ных процессов) и в виде должника обладать определенными правами, подвергаться ограничениям, выполнять прямые обязанности, отвечающие целям регулирования конкурсных правоотношений [6, с. 24].
Конкурсоспособность организации говорит о присутствии у нее возможностей для обладания обособленной собственностью, которая способна принимать участие в конкурсных процедурах для дальнейшего пропорционального перераспределения между заимодавцами. Отмеченная юридическая возможность считается минимальной предпосылкой для дальнейшего возникновения у организации реальной возможности стать владельцем подобной собственности по итогам проведения конкурса и появления конкурсной массы.
По результатам изучения российской и иностранной доктрин конкурсного права и выявления критериев причисления субъектов к группе конкурсоспособных либо неконкурсоспособных, автор приходит к аргументированному выводу о комплексном характере конкурсоспособности (материальном, процессуальном, частном и публичном одновременно), а кроме того, устанавливает вектор последующего развития правового регулирования роли должника в конкурсных правоотношениях.
Этот вектор заключается в юридизации последствий наступления неплатежеспособности участников коммерческой организации, рассмотрение которых будет происходить в виде общего хозяйствующего субъекта - должника.
Выделенные специальные признаки должника, как и его роль в виде правового средства, тоже были подтверждены по итогам выполненного во втором параграфе сравнительного анализа организации-должника в качестве субъекта конкурсных правоотношений, участника исполнительного производства по делу о
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017
юРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
банкротстве и ответчика.
Рассматриваемая в академической литературе целевая направленность разновидностей несостоятельности должника, выражающаяся, в основном, в определении приоритетности восстановительных процедур либо ликвидации, как таковая не предоставляет гарантий и не влияет ни на вероятность сохранения организованной деятельности в определенном виде (предприятия как ценного экономического субъекта), ни на получение большего экономического результата в любой законной форме по результатам применения на практике данных моделей в качестве нормативных. Этот вывод объясняется особенностями предпринимательства в реалиях постиндустриального мира, сформулированной ранее юридической сущностью должника, а кроме того, легально существующей перспективой сохранить предприятие как ценный экономический субъект даже во время ликвидационной процедуры.
Цель юридического регулирования роли должника в конкурсных отношениях полагается автором системно единой и универсальной категорией, так как, кроме ее соответствия общей цели правового регулирования конкурсных отношений в
целом, она базируется на общих правовых потребностях, создаваемых в правопоряд-ках разных стран, на едином для любых правопорядков требовании обеспечить справедливое равновесие между интересами разных субъектов в условиях нахождения юридического лица в кризисном положении.
Учитывая целостность и универсальность цели юридического регулирования участия должника в конкурсных отношениях, а также теоретико-правовую специфику моделей несостоятельности, автор приходит к заключению, что упомянутые ранее трудности соотношения процедур ликвидации и реабилитации, нахождения «безупречной» модели банкротства потеряли актуальность в том аспекте, в котором они рассматривались ранее. Эти трудности превратились в проблему правильного выбора правовых средств, позволяющих достичь целей регулирования конкурсных отношений, участия должника в данных правоотношениях в рамках определенного правопорядка, а кроме того, предотвращения получения положительного юридического эффекта от применения конкурсных процедур в интересах, противоречащих вышеуказанным целям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Банкротство хозяйствующих субъектов : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Е. Е. Енькова. М. : Проспект, 2016. 336 с.
2. Степанов Д. И. Интересы юридического лица и его участников // Вестник экономического правосудия. 2015. № 1. С. 23-84.
3. Галкин С. С. Учение о должнике в конкурсном праве России и национальная экономическая политика // Предпринимательское право. 2016. № 3. С. 32-38.
4. Пирогова Е. С., Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) : учебник для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2015. 291 с.
5. Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебно-практическое пособие. М. : Статут, 2015. 416 с.
6. Мифтахутдинов Р. Т. Совершенствование законодательства о банкротстве на современном этапе // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. Сборник статей XIV Дальневосточной региональной научно-практической конференции «Экономика и право Дальневосточного региона России. Проблемы и решения». Хабаровск : Полиграф-партнер,
юРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ • № 12 (17) • 2017
2014. 146 с.
REFERENCES
1. Bankrotstvo khoziaistvuiushchikh sub"ektov [Bankruptcy of business entities]. Ed. I. V. Ershova, E. E. En'kova. Moscow, Prospekt, 2016, 336 p.
2. Stepanov D. I. Interesy iuridicheskogo litsa i ego uchastnikov [Interests of Corporation and Its Shareholders]. Vestnik ekonomicheskogopravosudiia, 2015, no. 1, pp. 23-84.
3. Galkin S. S. Uchenie o dolzhnike v konkursnom prave Rossii i natsional'naia ekonomicheskaia politika [Doctrine on debtor in bankrupt law of Russia and national economic policy]. Predprinimatel'skoepravo, 2016, no. 3, pp. 32-38.
4. Pirogova E. S., Kurbatov A. Ia. Pravovoe regulirovanie nesostoiatel'nosti (bankrotstva) [Legal regulation of insolvency (bankruptcy)]. Moscow, Iurait, 2015, 291 p.
5. Shishmareva T. P. Federal'nyi zakon «O nesostoiatel'nosti (bankrotstve)» i praktika ego primeneniia [Federal law «On insolvency (bankruptcy)» and its application in practice]. Moscow, Statut, 2015, 416 p.
6. Miftakhutdinov R. T. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva o bankrotstve na sovremennom etape [Improvement of legislation on bankruptcy at the present stage]. Ekonomicheskoepravosudie na Dal'nem Vostoke Rossii. Sbornik statei XIV Dal'nevostochnoi regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ekonomika i pravo Dal'nevostochnogo regiona Rossii. Problemy i resheniia». Khabarovsk, Poligraf-partner, 2014, 146 p.
Материал поступил в редакцию 23.11.2017 © Загалаева Ж. А., 2017