ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ
В РОССИИ И ШВЕЦИИ
КИЛЬМЕТОВА Рената Рафиковна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «СОГУ им. К.Л. Хетагурова». E-mail: [email protected];
КЛИМАТОВ Хаджимурат Георгиевич,
студент юридического факультета ФГБОУ ВО «СОГУ им. К.Л. Хетагурова». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В данной статье исследуются правовые аспекты процесса переработки и утилизации отходов в России и Швеции. Анализируются меры предпринятые данными странами для решения проблемы утилизации отходов.
Abstract: This article explores the legal aspects of the recycling and disposal process in Russia and Sweden. The taken measures are analysed by these countries to solve the problem of waste disposal.
Ключевые слова: закон, окружающая среда, утилизация отходов, отходы, переработка, правовое регулирование, мусорные полигоны, Швеция, Россия.
Keywords: law, environment, waste disposal, waste, recycling, legal regulation, landfills, Sweden, Russia.
Перед современным российским государством стоит много проблем от локального до международного уровня. Крайне редко проблемы внутри государства могут одновременно иметь двоякий характер. Одним из таких дел, для решения которого Российской Федерации нужно не только самостоятельно создавать правовую базу, основываясь на специфике российского законодательства, но и брать наиболее успешные примеры правотворчества у Европейских стран, является регулирование переработки и утилизации отходов.
Проблема борьбы с отходами и загрязнением окружающей среды которые они приносят, не нова. О ней начали говорить еще в ХХ веке, когда многие страны мира осознали свою неспособность справиться с производимым ими количеством мусора. Первоначально для решения этой проблемы использовалась транспортировка мусора на прибрежные территории Африки, которые использовались как мусорные полигоны - так называемая политика "токсичного колониализма".
Однако спустя несколько десятилетий ситуация на этих территориях настолько усугубилась, что превратилась в экологическую катастрофу, которая ставила под большую угрозу жизнь и здоровье местного населения. В связи с этим мировое сообщество было вынуждено принять в 1989 году Базель-скую Конвенцию «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»[1]. Эта конвенция устанавливает запрет на трансграничную перевозку опасных веществ и призывает сократить образование отходов, обеспечив их утилизацию и переработку на территории их производства. Иными словами, после принятие этой конвенции многие государства были вынуждены отказаться от перевозки отходов в "наименее развитые страны", что в дальнейшем не только повлекло улучшение экологической обстановки стран Африки, но и побудило многие государства искать более современные и безопасные способы утилизации мусора: строительство мусоросортирую-щих и мусороперерабатывающих заводов, термическая и плазменная обработка, компостирование.
В Российской Федерации процесс переработки и ути-
лизации отходов проходил иным путем, обусловленным территориальным масштабом нашей страны. Этот "путь" представляет собой создание огромного количества мусорных полигонов, расположенных обычно в радиусе нескольких десятков километров от населенных пунктов. В нашей стране таких полигонов насчитывается около 1100, но не следует забывать о том, что наряду с легальными полигонами продолжает существовать больше десятка тысяч нелегальных свалок[2]. По данным Счетной палаты общая площадь полигонов, в том числе несанкционированных свалок и мест размещения мусора, равна 4 миллионам гектаров и увеличивается каждый год на 300 тысяч гектаров. Такими темпами через 10 лет площадь свалок будет примерно равна площади Грузии [3].
Вместе с ростом площади мусорных полигонов ухудшается не только экологическая, но и санитарно-эпидемиологическая обстановка страны. Это можно увидеть на примере ситуации, произошедшей в Волоколамске 21 марта 2018 года, когда 77 школьников муниципалитета обратились за помощью к врачам из-за плохого самочувствия. Родители связали это с очередным выбросом свалочного газа с мусорного полигона «Ядрово». Впоследствии выяснилось, что выброс сероводорода превысил нормативы в 7 раз [4].
Кроме того, вместе с ухудшением экологической ситуации наша страна несет экономические потери. Так из 70 миллионов тонн отходов, произведенных в 2018 году, около 94% было захоронено на полигонах (65, 8 млн. тонн). Из них более 40% приходится на ценные виды сырья (металл, бумага, стекло, пластик). Отсутствие возможности перерабатывать отдельные составляющие этой массы отходов приводит к ежегодной упущенной выгоде. Одна лишь переработка макулатуры способна, по оценке представителей отрасли, привнести в ВВП страны порядка $0,5 млрд. [5].
Все это показывает нам, что использование полигонов для решения проблемы с отходами является малоэффективным способом, который не помогает разрешить ситуацию, а лишь усугубляет её. В связи с этим Российской Федерации не-
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
обходимо искать более безопасные и эффективные методы борьбы с отходами: нужно перенять опыт зарубежных стран, которые смогли превратить отходы в ценный ресурс.
Лидером в этой области по праву является Швеция, которая производит около 5 миллионов тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год и перерабатывает до 99%, среди которых всего 0,8% подлежат захоронению, 50,6% отправляется на переработку и впоследствии используется вторично, около 48,6% сжигается для производства энергии, (тепловая энергия и электричество) после сжигания золу фильтруют, получая при этом металл, камни и керамику, которые в дальнейшем используются, а оставшиеся масса золы прессуется и подлежит захоронению [6]. Кроме того, весь дым, производимый при сжигании, также фильтруется и при выходе содержит всего 1% вредных веществ, а воду, использованную при фильтрации, очищают до качества питьевой, а осадок, оставшийся после, используют для заполнения заброшенных угольных шахт.
Для достижения таких результатов Швеция начала с малого - в 1994 году приняла ряд законов, которые:
Во-первых, ввели раздельный сбор, за счет внедрения льготной политики ЖКХ. Домохозяйства, придерживающиеся раздельного сбора мусора, платят меньше, а если жители отказываются сортировать мусор или систематический нарушают правила сортировки, то повышенный тариф устанавливается для всего подъезда. Это объясняется тем, что машина с мусором меняет свой маршрут и едет не прямиком на точку выгрузки мусора, а отправляется в цех, где его будут сортировать другие люди [7].
Во-вторых, обязали муниципалитеты нести ответственность за сбор всего городского мусора и его дальнейшую транспортировку на перерабатывающие заводы. Каждый муниципалитет имеет детальный план действий по управлению отходами. В нем прописана подробная информация о том, как он намерен сокращать количество отходов и уменьшать опасность, которую они представляют. Подготовка к вторичному использованию отходов - также часть муниципальной ответственности [6].
В-третьих, обязали производителей нести ответственность за утилизацию упаковки, а также за категорию товаров, для переработки которых требуются специальные меры (автомобили, шины, батарейки, электрические устройства, фармацевтическая продукция).
Для исполнений этих требований шведские производители включают стоимость переработки в товар, а затем полученные средства направляют в специально созданные организации, которые непосредственно организуют сбор и дальнейшую транспортировку собранного сырья на переработку. Все перечисленные меры стимулируют производителя разрабатывать легкоперерабатываемые продукты, а население от-
ветственнее подходить к процессу сбора и переработки [8].
В дальнейшем эти законы, вместе с другими экологическими нормативно правовыми актами были кодифицированы и стали частью Экологического кодекса Швеции принятого в 1999 году. Его цели и принципы впоследствии были отражены в программе развития Швеции, согласно которой к 2020 году не менее 50% пищевых отходов должны использоваться в качестве удобрения и 40% идти на производство биотоплива. Благодаря этому, королевство к 2030 году планирует перевести всю внутреннюю авиацию на биотопливо, а к 2045 году и все международные рейсы, а спустя еще 5 лет полностью отказаться от использования ископаемого топлива. Для этого уже сейчас Правительство обязало все автозаправочные станции продавать этанол и биодизель, а для стимуляции населения был принят закон, освобождающий владельцев автомобилей, работающих на биотопливе, от уплаты энергетического налога [9].
Из всего вышесказанного можно понять, что все меры, принимаемые Шведским правительством, не только защищают окружающую среду, но и способствуют экономическому росту страны, для поддержания которого королевству уже не хватает собственных ресурсов. По этой причине, Швеция закупает мусор у других стран: Норвегии, Великобритании и Италия.
Посол Швеции в России Петер Эриксон заявил, что его страна рассматривает возможность покупки российского мусора. Также, по его словам, ситуация с мусором, аналогичная российской, наблюдалась в его стране в 1970-х годах, но комплексный подход к утилизации позволил решить проблему [10].
Наблюдая за успешным примером экологической политики Швеции, российское Правительство приняло следующие серьезные шаги для решения сложившегося мусорного кризиса:
Во-первых, в 2015 году, благодаря Федеральному закону № 458-ФЗ, внесшему поправки в Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории РФ была введена расширенная ответственность производителя (РОП), согласно которой производители несут ответственность за утилизацию товара и его упаковки. Обеспечить исполнение закона производители могут" путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) [11]. В случае если производитель по тем или иным причинам не исполняет РОП, то он обязуется уплатить экологический сбор, тем самым государство берет на себя обязанность утилизации.
Во-вторых, в 2019 году была проведена мусорная реформа, согласно которой услуги по обращению с отходами переходят в разряд коммунальных: Раньше услуга была жилищ-
ной — управляющие компании нанимали для вывоза мусора разные компании, которые отвечали только за транспортировку, а потому отходы нередко скидывали в неположенном месте, чтобы не платить за их размещение на полигонах.
Вместо этого услуга стала коммунальной, а в субъектах появились региональные операторы. Именно на эти специализированные организации легла ответственность за весь путь мусора от контейнера до места переработки или захоронения, проследить который стало гораздо проще [12].
В-третьих, для обеспечения исполнения государством политики в сфере обращения с отходами и координации региональных операторов, указом Президента 14 января 2019 года была создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор» [13].
Все эти государственные меры призваны обеспечить реализацию национального проекта "Экология", согласно кото-
Библиография;
1. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (принята на Конференции в Базеле 22.03.1989 г.)// [Электронный ресурс] - URL: http://www.basel.int/Portals/4/Basel%20Convention/docs/text/BaselConventionTextr.pdf - [дата обращения 15.08.2019].
2. «Мусор надо куда-то девать»: как будут бороться со свалками.// [Электронный ресурс] - URL:https://www.gazeta.ru/social/2018/06/07/11789797.shtml- [дата обращения 15.08.2019].
3. Известия. В Генпрокуратуре рассказали о количестве мусора на каждого россиянина.// [Электронный ресурс] - URL: https://iz.ru/760737/2018- 06-28/v-genprokurature-rasskazali-o-kolichestve-musora-na-kazhdogo-rossiianina -[дата обращения 17.08.2019].
4. Новые Известия. Ночной выброс свалочного газа на полигоне «Ядрово» в 7 раз превысил норму.// [Электронный ресурс] - URL: https://newizv.ru/news/politics/25-03-2018/nochnoy-vybros-svalochnogo-gaza-napoligone-yadrovo-v-7-raz-prevysil-normu - [дата обращения 18.08.2019].
5. Россия на треть увеличила ввоз пластикового мусора из-за границы.// [Электронный ресурс] - URL: https://www.rbc.ru/economics/30/08/2019/5d67e17f9a7947d966d7fd3d - [дата обращения 19.08.2019].
6. Тасс. Нулевые отходы: как в Швеции решают проблему мусора.// [Электронный ресурс] - URL: https://tass.ru/obschestvo/4285030 - [дата обращения
19.08.2019].
7.Шведский опыт раздельного сбора мусора и работы мусоросжигающих заводов обсудили на совещании в СПЧ.// [Электронный ресурс] -URL:http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/4197/- [дата обращения 19.08.2019].
8. Swedish Ministry of the Environment, (1994), Ordinance on Producer Responsibility for Packaging.// [Электронный ресурс] -URL:https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/forordning-20181462-om-producentansvar-for_sfs-2018-1462/- [дата обращения 23.08.2019].
9. Шведские авиакомпании перейдут на биотопливо [Электронный ресурс] - URL:https://recyclemag.ru/news/shvedskie-aviakompanii-pereidut-biotoplivo/- [дата обращения 23.08.2019].
10. Зачем шведам российский мусор? Они планируют неплохо на нем заработать [Электронный ресурс] - URL:https://finance.rambler.ru/economics/40773601-zachem-shvedam-rossiyskiy-musor-oni-planiruyut-neploho-na-nem-zarabotat/?updated/- [дата обращения 27.08.2019].
11. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ// СПС «КонсультантПлюс».
12. Путиотходов.Что происходит с мусором после того, как вы его выбрасываете, и кто за это отвечает.[Электронный ресурс] - URL:https://tko.tass.ru//- [дата обращения 15.09.2019].
13. Указ Президента РФ от 14.01.2019 N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"// СПС «КонсультантПлюс».
14.Национальный проект "Экология" [Электронный ресурс] - URL:http://government.ru/info/35569/
рому к 2024 году Российская Федерация планирует ликвидировать все выявленные на 1 января 2018 года несанкционированные свалки, добиться создания комплексной системы обращения с отходами, снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения [14].
Таким образом, из всего вышесказанного можно понять, что проблема переработки и утилизации отходов в России стоит достаточно остро. Однако на сегодняшний день государство принимает большое количество мер для ее решения, многие из которых были переняты благодаря успешному примеру других стран.
Все это не оставляет сомнений в том, что Российская Федерация на пути решения мусорного кризиса и при продолжении действующей политики сможет добиться таких же высоких результатов, как и ее европейские коллеги.