Научная статья на тему 'Правовые аспекты охраны границ РСФСР и СССР в начале 20-х годов'

Правовые аспекты охраны границ РСФСР и СССР в начале 20-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / GOVERNMENT TERRITORY / ГОСУДАРСТВО / GOVERNMENT / ГРАНИЦА / ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛОСА / BORDER / ОСНОВЫ ОХРАНЫ И СЛУЖБЫ ВОЙСК / FRAMEWORK FOR THE PROTECTION AND SERVICE TROOPS / ЗАКОН / LAW / BORDERLAND TERRITORIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минаев Александр Викторович, Хайманов Владимир Геннадьевич

В статье дается анализ правовых аспектов охраны Государственной границы СССР, подчеркивается, что вначале 20-х годов стал актуальным вопрос о национальной безопасности государства и были приняты «Положение об охране границы СССР» и «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР». Эти нормативно-правовые акты позволили сконцентрировать все силы и средства государства на неприкосновенность государственной границы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ASPECTS OF GUARDING THE BORDERS OF SOVIET RUSSIA AND THE USSR IN THE BEGINNING OF THE 1920S

In this article we analyze the legal aspects of guarding the government borders of the USSR. We stress that in the beginning of the 1920s this issue became urgent on the basis of governmental national safety and consequentially was legislated, “status of the protection of the borders of the USSR”, and “Instructions for All Russia Emergency Commission guarding the borders of Soviet Russia”. These normative legal acts allowed for the concentration of all force and governmental means for the creation of an impenetrable national border.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты охраны границ РСФСР и СССР в начале 20-х годов»

Маады А. И. К Вопросу о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в условиях вступления

России в ВТО

5. Тихомирова Л,В.. Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия /Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М.; юринформ центр. 2010. - С. 127.

6. Абакумова О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. -М: Приор-тд. 2(Ю5. - С. 123.

7. Разъяснения Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России. // Экономика и жизнь. - 2010. - № 16. - С.21-26.

8. Кочергина Т.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. - Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА. 2007.-С.99.

9. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: Бератор Пресс. 2(ЮЗ. -С. 138.

10. СаутневаТ.Б. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности - основа стабилизации

экономики России. // Внешнеэкономический бюллетень. - 2010.-№ 5. - С.41-49.

11. Рубинская Э.Т. Украшение внешнеэкономической деятельностью предприятия. - М.: Приор. 2007/-С.49.

12. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный Закон РФ от 8 декабря 2003 года №164-Ф3//Российская газета. - 2003. - №254 (3368). - п.4. ст. 2.

13. Панченко В.И. О субординации функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Проблемы теории и практики таможенной деятельности: Сборник научных трудов. -Ростов-на-Дону: РИО РФ РТА. 2002. - С.48.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ГРАНИЦ РСФСР И СССР В НАЧАЛЕ 20-Х ГОДОВ

Минаев А.В., Хайманов В.Г.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE LEGAL ASPECTS OF GUARDING THE BORDERS OF SOVIET RUSSIA AND THE USSR IN THE BEGINNING OF THE 1920S

Minaev A.V., Khainianov V.G.

Tuvan state university, Kyzyl

В статье дается анализ правовых аспектов охраны Государственной границы СССР, подчеркивается, что вначале 20-х годов стал актуальным вопрос о национальной безопасности государства и были приняты «Положение об охране границы СССР» и «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР». Эти нормативно-правовые акты позволили сконцентрировать все силы и средства государства на неприкосновенность государственной границы.

Ключевые слова: государственная территория, государство, пограничная полоса, основы охраны и службы войск, закон, граница.

In this article н-г analyze the legal aspects of guarding the government borders of the USSR. We stress that in the beginning of the 1920s this issue became urgent on the basis of governmental national safety and consequentially hvm legislated, "status of the protection of the borders of the USSR", and "Instructions for All Russia Emergency Commission guarding the borders of Soviet Russia ". These normative legal acts allowed for the concentration of all force and governmental means for the creation of an impenetrable national border.

Key words: Government territory, Government, borderland territories, framework for the protection and sen'ice troops, law, border.

Октябрьская революция 1917 г. положила начало советскому периоду в истории пограничных войск Отечества Он характеризовался изменениями их социального назначения, принципов строительства, утверждением новой концепции охраны границы, перевооружением войск на основе внедрения достижений новейшей техники Этот период хронологически охватывает 1917-1991 гг., то есть время существования Советского государства, и включает в себя несколько этапов Одним из важнейших является этап создания советской пограничной охраны с 1917-1924 гг. Именно в это время на государственном уровне формулируются новые задачи погранвойск, новые принципы их комплектования и

деятельности, определяется структура. Вопрос о государственных границах Советское правительство решало исходя из исторически сложившихся экономических, политических и национальных интересов, из принципа суверенитета народов и добрососедских отношений с сопредельными странами.

Председатель ВЧК Ф. Э Дзержинский утвердил «Инструкцию частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР» (далее-Инструкия). которая была объявлена приказом войскам ВЧК Республики № 54 от 15 февраля 1921 г. Инструкция состояла из восьми основных положений: общих положений, основы охраны, службы войск по охране границы, обязанности войск по

охране границы; обязанности наряда, по охране границы; о производстве дознаний, обысков и выемок; делопроизводство.

В Инструкции было определено, что «Государственная граница есть черта, отделяющая территорию Республики от соседних государств. Она определяется или естественными рубежами (морями, озерами, реками. горами), или обозначается искусственными знаками (столбами, канавами, земляным валом и т.д.). Охрана всех границ РСФСР возлагается на Особый отдел ВЧК, который несет за указанную охрану полную ответственность и осуществляет ее через свои специальные органы на границе — особые отделы ВЧК по охране границ Вся граница для удобства управления охраной разбивается на пограничные районы, участки, и посты, на которых для управления охраной учреждаются особые отделы охраны границ, пограничные участковые особые отделения и пограничные заградительные посты».

Особорганы ВЧК, несли полную ответственность за охрану вверенных им участков границ. На них возлагались:

а) охрана границ в политическо-военном отношении,

б) воспрепятствование незаконному передвижению через границу грузов;

в) борьба с бандитизмом,

г) обслуживание таможенных учреждений вооруженной силой.

Для осуществления указанных задач в распоряжении особых органов ВЧК по охране границ находились войска ВЧК Войска ВЧК, обслуживающие особые отделы ВЧК по охране границ, объединялись по каждой границе и подчинялись начальникам особых отделов ВЧК по охране соответствующих границ. В строевом, организационном и административно-хозяйственном отношениях подчинялись непосредственно строевым начальникам Войска ВЧК каждой границы в соответствии с делением особорганов ВЧК делились на войсковые районы, участки и ПОСТЫ И ПОДЧИНЯЛИСЬ начальникам соответствующих особорганов. Начальник Особого отдела ВЧК по охране границы управлял подчиненными ему войсками ВЧК через начальника войск ВЧК соответствующей границы, при котором состоял соответствующий штаб и который ПОДЧИНЯЛСЯ соответственно или начальнику войск ВЧК окраины, или непосредственно командующему войсками ВЧК республики

Все лица, пытающиеся перейти границу РСФСР в ту или другую сторону, без соблюдения установленных для сего Правил и наличия соответствующих

документов И пропусков, признавались нарушителями границы, подлежали задержанию и немедленному доставлению в особорган ВЧК

Пропуск грузов через границу допускался исключительно в местах расположения таможенных учреждений. Грузы, следующие через границу как в ту, так и в другую сторону, помимо таможенных учреждений, признавались контрабандой и подлежали задержанию и передаче через особорганы ВЧК в ближайшие таможенные учреждения.

Основным видом борьбы с нарушением границ Республики являлась находящаяся в распоряжении особорганов ВЧК сеть широко развитой агентуры, подкрепленной войсками ВЧК В случаях необходимости ведение агентуры начальниками особорганов могло быть поручено соответствующему начальнику войскового района, участка или поста. В этом случае такие лица руководствовались указаниями начальников особорганов.

Находящиеся в распоряжении каждого начальника особоргана по охране границы войска ВЧК являлись вооруженной силой, непосредственно охраняющей границу и служащей как непосредственной поддержкой особых постов и особых участков, так и для производства в необходимых случаях обысков, арестов и ликвидации бандитизма в обслуживаемой полосе.

В дополнение агентуре, в зависимости от условий, на границе могли установить сторожевые службы в потребных размерах. Сторожевая служба подчинялась исклюю-чительно лицами, принадлежащим составу войск ВЧК охраны границы

Сторожевая служба по охране границ возлагалась особорганами на войсковые участки и посты Войсковые участки и посты охраняли границу днем и ночью так. чтобы как контрабанда, так и незаконно переходящие границу лица, одиночные и группами, были своевременно обнаружены и задержаны, прорвавшихся же из-за границы контрабанду и лиц преследовали до их задержания Численность личного состава войскового участка в зависимости от местных условий определялась от полувзвода до одной роты, а в исключительных случаях и более.

Форма охраны границ не могла быть установлена раз навсегда, она определялась в зависимости от степени развития контрабандного промысла в данном месте, количества лиц, переходящих границу, условий местности, степени ее населенности, времени года, суток, состояния погоды и т. д. Охрана границы в темное

время суток состояла преимущественно из возможно сильного пешего наряда, в светлое же время суток и на местности открытой предпочтение отдается конному наряду. Охрана границы от всяких нарушений производилась высылаемыми от части, охраняющей границу пешими и конными часовыми, дозорами, разъездами и секретами. На участках же, расположенных по берегам морей, судоходных рек и озер, охрана сверх того подкреплялась объездами на судах. Часовые выставлялись на тех участках границы, которые требуют непрерывного охранения, как по условиям местности, времени года, суток и состояния погоды, так и по причинам особого, развития движения через границу лиц и грузов. Открытая охрана границы (часовыми или дозорами) применялась, когда часовые или дозоры могли видеть или слышать нарушение границы на охраняемых ими участках. При отсутствии этих условий охрана границы была скрытая (секретами). Зимой, когда на снегу остаются отпечатки следов, охрана границы как днем, так и ночью могла быть открытая при посредстве дозоров, осматривающих следы, ведущие к границе и обратно.

При производстве дознания о прорыве из-за границы через линию охраны контрабанды, задержанной в тылу, следовало выяснить: 1) когда, при каких обстоятельствах и через какой пункт границы водворена контрабанда, 2) кто из военнослужащих охраны виновен в совершившемся прорыве, 3) было ли в данном случае нерадение в исполнении служебных обязанностей или же злоупотребление, 4) задержаны ли проносители контрабанды, если же не были задержаны, то по какой причине, 5) в каком количестве прорвалась контрабанда и какая именно (род товара), 6) куда она направлялась и 7) кем провозилась и кому принадлежит, или кого можно хотя бы подозревать как провозителя или хозяина контрабанды. Дознание производилось быстро и безотлагательно по горячим следам, и не могло быть отложено без уважительных причин.

О каждом задержании контрабанды на границе или в тылу, о каждом обыске (даже и безрезультатном) и о каждой выемке составлялся протокол согласно прилагаемой форме О лицах, задерживаемых при незаконном переходе границы без контрабанды, протокол не составлялся, а задержанные сдавались в соответствующий особорган ВЧК.

После вступления в силу Инструкции, через два года, 7 сентября 1923 г. было утверждено председателем ЦИК СССР М

И Калининым и секретарем ЦИК СССР А. Внукидзе, а также объявлено приказом ОГГТУ № 396/551/94 от 14 июля 1921 г. «Положение об охране границы СССР» (далее - Положение). Положение состояло из трех основных направлений: общие положения, о пограничных полосах и об охране границ; употребление в дело оружия.

В Положении было определено, что «Государственная граница обозначается особыми пограничными знаками ИЛИ естественными рубежами и не может изменяться иначе, как по постановлению ЦИК СССР. Направление государственной границы, определенное при разграничении реки или озера, остается неизменным и при изменениях течения реки или уровня воды озера, определяясь прежде установленной линией. Пользование пограничными водами (реками, озерами), как для плавания на судах, так и для рыбной ловли, отвода воды, устройства плотин, плотов, заграждений, пользование бичевником предусматривается международными договорами или специальными законодательными актами СССР. Копии с означенных договоров и актов в части, имеющей отношение к вопросам погранохраны, должны быть у подлежащих органов погранохраны».

Охрана сухопутных И морских Границ СССР во всех отношениях (за исключением чисто военной обороны) возлагалась на ОГПУ

В обязанности погранохраны входило:

а) борьба с политической контрабандой,

б) борьба с экономической контрабандой;

в) обеспечение ненарущимости границы и борьба с нарушителями таковой,

г) защита в необходимых случаях пограничного населения от нападения вооруженных злоумышленников,

д) защита в пределах 12-мильной морской полосы от расхищения наших водных богатств,

е) наблюдение за правильным пользованием пограничными водами в случаях, предусматриваемых в ст. 3 настоящего положения;

ж) осуществление в особых случаях, по соглашению с Наркомздравом пограничного карантинного надзора.

Въезд в пределы СССР и выезд из таковых, а также отношения пограничного населения между собой, связанные с переходом границы, разрешались лишь через таможенные приграничные учреждения или же через особо указанные пункты, состоящие в ведении погранохраны. Лица, переезжающие, переходящие или перелетающие границу или пытающиеся

совершить незаконные действия в неустановленных пунктах, подлежали задержанию погранохраной.

В целях облегчения борьбы с контрабандой и нарушением границы устанавливались, считая от черты границы, особые пограничные полосы, а именно: на суше 4-метровая пограничная, 500-метровая, 7,5, 16 и 22-километровые пограничные полисы и на море 12-мильная морская пограничная полоса. В пределах этих полос пограничной охране предоставлялись особые права, а пограничное и плавающих судов население подвергалось некоторым ограничениям. На участке границы, где кордоны не на самой границе, пограничные полосы определялись не от линии границы, а от линии кордонов Морской пограничной полосой признавалась пространство воды в 12 морских миль от линии наибольшего отлива от морских побережий СССР, как на материке, так и на островах, за исключением предусмотренных международными соглашениями СССР случаев. Пограничные полосы обозначались: 4-метровая приграничная - особыми знаками на местности, 500-метровая, 7,5, 16 и 22-километровая, а также 12-мильная морская - на картах крупного масштаба подлежащими штабами погранокругов по соглашению с местными губисполкомами.

Полоса земли шириной в 4 метра, непосредственно прилегающая к пограничной линии или к берегу пограничного озера или реки, предоставлялась в исключительное ведение пограничной охраны для целей охраны. Посторонним лицам доступ разрешался в эту полосу лишь в неизбежных случаях для пользования пограничными водами, берегами рек и озер и прочими угодиями с соблюдением правил, установленных пограничной охраной На тех участках границ, где к таковым прилегали укрепленные районы, обозначенные правила должны быть согласованы с военведом.

Исправление и возведение отдельных хуторных построек, расположенных в 500-метровой пограничной полосе, не в черте пограничных селений - допускалось, с разрешения губисполкома, по соглашению с 1111 ОПТУ, а на тех участках границы, где к таковым прилегались укрепленные районы -также и по согласованию с военведом. Возведение новых построек в пограничных селениях в пределах 500-метровой пограничной полосы разрешались лишь в сторону удаления от границы, причем на тех участках границы, где к таковым прилегались укрепленные районы, - только с разрешения военведа.

Охрана сухопутной границы СССР осуществлялась погранорганами ОПТУ и погранвойсками ОПТУ. Всякий по требованию пограничной охраны обязан был остановиться. Лицо, не выполнившее этого требования, должно быть предупреждено криком или свистком о том же. Если и на этот раз окликаемый не остановливался, то пограничная охрана задерживала его. В пределах 7,5-километровой пограничной полосы в целях достижения наилучшего сообщения между пограничными кордонами, а также для разъездов и обходов погранохраны, там, где для этого не может служить 4-метровая приграничная полоса, устанавливались по линии пограничных кордонов дозорные дороги, под которые отводились распоряжением соответствующих губиспол-комов земельные полосы шириной 4 метра, с возмещением за таковую землепользователем за счет СССР. На тех участках границы, где к таковой прилегались укрепленные районы, дозорная дорога отводилась по соглашению с военведом.

Охрана водных границ СССР осуществлялась погранорганами ОПТУ и погранфлотилиями войск ОПТУ, а также входящей в состав их береговой охраной. На всем пространстве внутренних вод СССР, а также в 12-мильной морской пограничной полосе открытых морей, омывающих побережье СССР, все, как русские, так и иностранные коммерческие и частные суда подвергались надзору со стороны погранфлотилии и береговой охраны войск ОПТУ Исключение составляли воды Финского залива, где действия погранфлотилии распространялись временно лишь на территориальные воды, установленные мирным договором между РСФСР и Финляндией Под названием судна подразумевались, как пароходы, так и теплоходы, парусники И ШЛЮПКИ По отношению к гидроаэропланам применялись в пределах возможного те же правила, как и к судам. Военные суда, как русские, так и иностранные, подчинялись в отношении пограничного надзора особым правилам. Всякое русское или иностранное, коммерческое или частное судно, вошедшее в район ведения судов погранфлотилии, могло быть остановлено и осмотрено сторожевым судном погранфлотилии, причем командир (шкипер) осматриваемого судна обязан был предъявить все имеющиеся у него документы, как судовые, так и на груз.

Нормативно-правовые акты «Инструкция частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР» и «Положение об охране границы СССР» принятые в 20-е годы

определили основы охраны и службы войск по охране границ РСФСР и СССР на данный период, что позволило сконцентрировать все силы и средства государства на неприкосновенность государственной

границы.

Литература:

1. Военные доктрины и реформы России в XX веке. -М., 1997.

2. Вооруженные Силы Российской Федерации сегодня. - М., 1995.

3. Военная энциклопедия. - М., 1995, Т.2,Т.З.

4. Разин Е. История военного искусства. Т.Ш. -М. 1956.

5. Советские Вооруженные Силы. 1918-1988. -М., 1989.

6. Материалы из архивов:

ЦГАКА (Центральный госархив Красной Армии). Коллекция копий документов по истории погранохраны и деятельности Ф. Э. Дзержинского.

ЦГАКА, ф. 39, оп. 2, д. 3, лл. 66— 66 об. Заверенная копия.

ЦГАКА, ф. 42, on. 1, л. 59, лл. 45—46

ЦГАКА. ф. 18235, on. 1,д.2,л. 9.

ЦГАОР (Центральный государственный архив Октябрьской революции), ф. 130, 01П. 4, д. 217, л. 55.

ЦАПВ (Центральный архив Пограничных войск) ф. 255, on. 6926, д. 7, ля. Э6-99.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДВОКАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

Монгуш АЛ.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ACTUAL ISSUES REGARDING THE LAW PROFESSION IN THE

REPUBLIC OF TUVA

Mongush A.L.

Tuvan State University, Kyzyl

В данной статье рассматриваются вопросы адвокатской деятельности. Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Ключевые слова: Адвокатура, юридическая помощь, адвокатура Республики Тува.

In this article we look at the activities of the law profession. These activities are practiced in relation to article 48 of the Constitution of the Russian Federation, in agreement with which, every person has the right to receive qualified legal aid as well, as the main statute of the role of lawyers, accepted by the VIII Congress of the UN for the prevention of crime.

Key words: The legal profession, judicial assistance, The legal profession in the Republic of Tuva.

Адвокатской деятельностью в Российской Федерации является квалификационная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», физическим и Юридическим лицам В целях защиты ИХ прав, свобод и интересов. а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом [2].

В целях обеспечения доступности для физических лиц и организаций юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказываю-

щих юридическую помощь гражданам Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи

Актуальность данной темы определяя-ется в необходимостью изучения адвокатуры, как профессиональной, самоуправляемой организации, созданной для оказания юридической помощи. Изучение данного вопроса позволяет узнать, что адвокатура не является правоохранительным органом, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан и интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со статьей 48 Конституции РФ. [3] согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.