Правовые аспекты обеспечения
безопасности дорожного движения в России на современном этапе
Епифанов Ю.А. *
In Russia and abroad there is a philosophical concept that the reasons and problems of road and transport incidents in the most generalized kind are defined by elements of system «the person road».
В России и за рубежом существует философская концепция о том, что причины и проблемы дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы «человек дорога».
Возникают вопросы: а достаточно ли полно определены элементы системы дорожного движения и посредством чего проблема безопасности дорожного движения может быть решена?
Исследования, проведенные с использованием метода системного подхода, показали, что основными факторами, оказывающими влияние на состояние безопасности дорожного движения, являются:
> уровень развития правовых норм, регламентирующих участие в дорожном движении, а также государственных служб, ответственных за безопасность дорожного движения; темпы роста производства автомобилей в нашей стране в частности и в мире в целом;
уровень развития дорожной сети; интенсивный рост плотности дорожного движения;
уровень подготовки водителей; техническое состояние автомото-транспорта и его соответствие стандартам безопасности; уровень общественного сознания членов общества и их отношение к дорожному движению, участию в нем и осознание аспектов безопасности; степень вовлеченности членов общества в участие в дорожном движении и ряд других.
Несмотря на осуществляемые меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в области дорожного движения, обстановка с аварийностью на дорогах и расследованием уголов-
>
> > > >
>
>
ных дел этой категории вызывает серьезную обеспокоенность.
Так, в 2009 г. произошло свыше 203 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 26,1 тыс. человек. По сравнению с 1999 г. число погибших возросло на 27,8 %. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 512,5 тыс. человек, из которых более трети — люди наиболее активного трудоспособного возраста (2640 лет)1.
Актуальность проблемы усугубляется тем, что ущерб от дорожно-транспортных происшествий приобретает масштабы угрозы национальной безопасности России. Наряду с огромными материальными потерями ежедневно на улицах городов и дорогах, по среднестатистическим данным, погибают и получают травмы около 800 человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других несчастных случаев. Специалисты его оценивают в 2,2—2,6 % валового внутреннего продукта страны2.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения и исключения причин ДТП является сложным социально-экономическим и общественно-политическим явлением и отражает развитие общественных отношений как внутри государства, так и во всем мире.
В подтверждение следует отметить наличие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности дорожного движения в Российской Федерации, с соблюдением норм международного права. Подписание и ратификация международных соглашений и договоров, иных документов международного права способствовали имплементации в российское законодательство в сфере дорож-
Соискатель Чебоксарского кооперативного института.
О CJ
о о о
Q.
со s
H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ного движения международных терминов и положений.
В истории Советского государства точкой отсчета начала расширения правоприменительной нормативной базы международного уровня, направленного на решение проблемы безопасности дорожного движения, явилось постановление СНК СССР от 29 декабря 1925 г. «О признании имеющей силу для Союза ССР Международной конвенции относительно передвижения автомобилей». Она была заключена в 1909 г. На основании постановления Научно-технический комитет НКПС выработал систему дорожных знаков. ЦУМТ разработал инструкцию по практическому применению их на территории нашей страны, которая была утверждена Народным комиссаром путей сообщения СССР 2 февраля 1926 г.
По мере становления государства в 19201940 гг. расширялось международное сотрудничество в области обмена опытом организации дорожного движения. Организовывались поездки специальных комиссий для изучения вопросов городского движения с выездом в Париж, Берлин, Лондон. Опыт, накопленный в этих центрах, использовался в практической деятельности.
В настоящее время одним из наиболее значимых документов, регулирующих правовые отношения международного уровня, является Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью, принятое в 1996 г.
В развитие совместной международной деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2009 г. в Москве проведена первая Всемирная министерская конференция. Она стала первым глобальным форумом такой величины, который позволил вывести вопросы дорожной безопасности на новый уровень, привлечь к ним внимание мировой общественности и придать международным усилиям системный и целенаправленный характер.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, отличаясь сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией
между приростом количества автомото-транспортных средств и увеличением протяженности улично-дорожной сети. Действующая нормативно-техническая база на протяжении последних 2030 лет практически не претерпела изменений. Система инженерно-технического обеспечения улично-дорожной сети неадекватна потребностям участников дорожного движения. Темпы роста автопарка в 2—2,5 раза превышают темпы ее развития. Многие федеральные дороги не соответствуют предъявляемым требованиям, более трети из них требуют реконструкции. Состояние 85 % территориальных дорог оценивается как критическое 3.
Анализ международной практики показывает, что рост количества автотранспорта, как правило, продолжается до уровня 300 единиц в расчете на 1 тыс. жителей, после чего происходит замедление. В настоящее время количество транспортных средств, приходящееся на 1 тыс. жителей, превышает 500 единиц в Люксембурге, 400 — в Австрии, Бельгии, Великобритании, Испании, Норвегии, Португалии, Франции, Швеции, 300 — в Дании и Финляндии. В Российской Федерации значение этого показателя в настоящее время составляет 149 легковых автомобилей. Следовательно, есть основания ожидать дальнейшего роста количества транспортных средств и — как следствие ухудшения дорожной обстановки в стране.
В условиях перехода страны к реальным рыночным отношениям с преимущественно частной формой собственности на средства производства, с разрешительным порядком осуществления предпринимательской деятельности в сфере дорожного движения большую роль в обеспечении выполнения всеми участниками дорожного движения правил, нормативов и стандартов играет деятельность по обеспечению законности в управлении процессом.
За последние полтора десятилетия сделан большой шаг в направлении совершенствования правовых норм. Приняты федеральные законы, продолжается процесс обновления законодательства об административных правонарушениях в области дорожного движения, совершенствуется техническое регулирование в этой сфере, разработана и
утверждена государственная программа обеспечения безопасности дорожного движения.
Только за прошедший 2009 г. приняты два федеральных закона — «О внесении изменений в ст. 264 УК РФ» и «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях», повышающие меры уголовной и административной ответственности участников дорожного движения. Введен в действие Административный регламент, определяющий порядок действий сотрудников органов внутренних дел по контролю и надзору за соблюдением водителями Правил дорожного движения.
Все это подчеркивает роль государства в обеспечении безопасности дорожного движения. А всегда ли было так? Ретроспективный анализ специальной литературы и документов показывает, что на различных этапах существования приоритеты в сфере организации дорожного движения менялись.
В 80-е гг. XX в. начал развиваться административно-правовой (государственно-управленческий) подход к рассмотрению дорожного движения, основным посылом которого был тезис, что общественные отношения в сфере дорожного движения в подавляющем большинстве случаев возникают в процессе управления движением.
В результате исследований установлено, что дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. В этой связи необходимо подчеркнуть, что дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это прежде всего процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы обеспечения потребностей дорожного движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления дорожным движением как областью общественных отношений.
Термин «дорожное движение» получил официальное толкование в стране в 1971 г. после одобрения Комитетом науч-
но-технической терминологии Академии наук СССР4.
Под дорожным движением понимался «процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников — водителей, пешеходов и пассажиров — определяются специальными правилами».
Как видим, в данном определении отмечались две характерные стороны данного процесса: пространственное перемещение транспортных средств и наличие правил, определяющих действия участвующих в этом людей. В дальнейшем сделан шаг к представлению о дорожном движении как о социальной системе, компонентами которой являются люди, транспортные средства и дороги с их оборудованием.
Развитие именно такого подхода к понятию дорожного движения позволило определить его в Федеральном законе № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог», а безопасность дорожного движения — как «состояние данного процесса, отражающего степень защищенности его участников от ДТП и их последствий».
Необходимо отметить, что принятый в 1995 г. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» стал правовым фундаментом функционирования российской государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. С вступлением его в силу деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в России впервые стала регулироваться на законодательном уровне.
Безусловным достоинством данного законодательного акта является то, что в нем сформулированы основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, такие как приоритет сохранения жизни и здоровья граждан — участников движения над результатами хозяйственной деятельности и приоритет ответственности государства за безопасность на улицах и дорогах над ответственностью граждан. В Федеральном законе нашли свое отражение основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, права и обязанности
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
его участников, вопросы организации государственного учета показателей аварийности на автомобильном транспорте и многие другие основополагающие аспекты деятельности, направленной на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В то же время в упомянутом Законе должным образом не определена компетенция государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Недостаточно полно раскрыты механизмы деятельности по основным направлениям профилактической работы, в том числе надзорной деятельности. Не прописаны полномочия органов по контролю и надзору за деятельностью, касающейся обучения детей Правилам дорожного движения; качественной подготовки водительских кадров; содержания улично-дорож-ной сети и должной инфраструктуры в регионах.
В Законе не указан перечень субъектов административного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Анализ же нормативных актов, принятых Президентом и Правительством России, свидетельствует, что в сфере обеспечения безопасности дорожного движения надзорной деятельностью занимаются следующие инспекции: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса России, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Гостехнадзор России) и Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудин-спекция).
Анализ нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения показывает, что основной объем контрольных, надзорных и разрешительных функций возложен на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России. В ее обязанности входят обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от формы собственности и иными
организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства5.
Помимо всегда существовавшего приема экзаменов для допуска граждан к управлению транспортными средствами, согласования маршрутов перевозки опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, производства дорожных работ, что всегда входило в компетенцию ГАИ, появились такие полномочия, как аккредитация органов и учебных заведений по сертификации, лицензирование различных видов деятельности в транспортно-дорожном комплексе и ряд других6.
Вне всякого сомнения, общественные отношения, складывающиеся в сфере дорожного движения, являются частью общественных отношений, возникающих в сфере общественного порядка вообще, поэтому существование государственной инспекции безопасности дорожного движения в составе милиции общественной безопасности вполне объяснимо. Более того, силы и средства ГИБДД являются силами и средствами охраны общественного порядка. При этом вся оперативно-служебная и служебно-бое-вая деятельность осуществляется в рамках полномочий, определенных в Конституции РФ, Законе РФ «О милиции», федеральных конституционных и федеральных законах, иных нормативных актах РФ, международных договорах. Кроме того — в соответствии с законами и иными правовыми актами СССР, действующими на территории России согласно законодательству РФ (в редакции Федерального закона № 68-ФЗ от 31 марта 1999 г.).
Необходимо отметить, что в составе милиции общественной безопасности по объему компетенции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
второе место занимает служба участковых уполномоченных милиции.
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает пределы юрисдикционной компетенции участковых уполномоченных: рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания по делам, предусмотренным статьями, содержащими такие составы, как нарушение правил регистрации транспортных средств, управление незарегистрированными, не прошедшими государственный технический осмотр, не имеющими регистрационных знаков, либо с загрязненными знаками транспортными средствами; управление транспортными средствами лицами, не имеющими при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил учебной езды, перевозки людей, движения в жилых зонах; нарушение Правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дви-
жения
7
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что компетенция участкового уполномоченного по осуществлению административного надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения достаточно широка и ограничена территорией обслуживания и ее особенностями. При этом в некоторых регионах России, особенно в сельской местности, объем компетенции участкового уполномоченного значительно расширяется.
В составе милиции общественной безопасности имеются и иные подразделения, сотрудники которых в рамках своей компетенции принимают участие в обеспечении безопасности дорожного движения. В частности, на патрули и постовые наряды в соответствии с приказом МВД России № 17 от 18 января 1993 г. «О мерах по совершенствованию организации патрульно-постовой службы милиции» возложены обязанности:
> предупреждать и пресекать нарушения Правил дорожного движения пешеходами;
> в местах интенсивного движения транспорта и пешеходов обеспечивать порядок на остановках общественного транспорта, следить за соблюдением правил перехода дорог, перевозки людей, посадки и высадки пассажиров;
> при дорожно-транспортном происшествии немедленно докладывать о случившемся дежурному или несущим службу нарядам дорожно-пат-рульной службы;
> до прибытия следственно-оперативной группы или сотрудника ГИБДД принимать меры по выявлению участников происшествия, задержанию водительских документов, сохранению обстановки места происшествия и следов транспортных средств, оказанию помощи пострадавшим, выявлять очевидцев, записывать их фамилии, адреса. В необходимых случаях организовать объезд места происшествия.
Приказом МВД России № 329 от 1 июня 1998 г. «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России» определено, что надзор за соблюдением Правил дорожного движения является исключительной компетенцией сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения и участковых инспекторов милиции. «Сотрудники других служб милиции могут осуществлять указанный контроль в случаях введения в действие специальных планов, а также выполнения совместно с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности, по решению руководителя органа внутренних дел».
Важным шагом в реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения явился Указ Президента Российской Федерации №711 от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», закрепивший принципиально важные нормы, позволяющие повысить роль Государственной инспекции в системе обеспечения безопасности дорожного движения и оптимизировать ее правовой статус. В частности, установлено, что решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Подъем уровня безопасности дорожного движения за счет повышения результативности надзорной деятельности
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
органов Государственной инспекции неразрывно связан с повышением ответственности руководителей территориальных органов за состояние этой деятельности, предоставлением определенной свободы в выборе форм и методов предупреждения аварийности. В этих условиях, на наш взгляд, настоятельной необходимостью является передача полномочий оперативного характера органам Государственной инспекции тех уровней, которые непосредственно участвуют в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ограничить ведомственную нормативную базу за счет регулирования ею наиболее общих, принципиальных вопросов.
В настоящее время действует огромное множество норм, правил и стандартов, надзор за соблюдением которых осуществляет Государственная инспекция. Нормативные правовые акты существенно различаются как по юридической силе, так и по принявшему их органу государственного управления.
Законодательная база представлена федеральными законами «О безопасности дорожного движения», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др. Подзаконные нормативные акты — постановление Совета министров — Правительства Российской Федерации № 1090 от 23 октября 1993 г., утвердившее Правила дорожного движения, а также «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Ряд постановлений Правительства Российской Федерации — «Положение о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения», Правила установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования. Действует ряд международных соглашений, например — Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний. Кроме того, принимается множество
нормативных правовых актов различными органами исполнительной власти: Госстандартом России, Минсоцздравом, Минтрансом России.
К сожалению, приходится констатировать и негативные стороны в сфере безопасности дорожного движения. Стремление зарегулировать буквально все аспекты деятельности в сфере движения, неупорядоченность правотворчества целого ряда министерств и ведомств привели к неоправданно большому числу правовых норм, породили внутреннюю несогласованность, дублирование, а порой и прямые противоречия отдельных норм в принимаемых актах. Так, «Типовая инструкция водителя троллейбуса» обязывает водителя останавливать троллейбус при запрещающем сигнале светофора или регулировщика, при угрозе наезда или столкновения и т.д. Приведенные требования ведомственной инструкции не только повторяют без какой-либо системы ряд предписаний Правил дорожного движения, но в ряде случаев и противоречат им. В другом случае утвержденные Министерством транспорта Правила возлагают на организации и водителей-предпринимателей обязанность оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения. Несомненно, что возложение указанных функций на организации и водителей-предпринимателей неправомерно, поскольку является дублированием функций Государственной инспекции.
Характерным примером, подчеркивающим несовершенство нормативного правового регулирования, является сложившаяся ситуация, когда оказались действующими одновременно два наставления по техническому надзору Государственной инспекции. Приказ МВД России № 1240 от 7 декабря 2000 г., утвердивший новое наставление, не отменил старое, утвержденное в 1982 г. приказом МВД СССР № 2. Наставление, утвержденное приказом № 1240, содержит ряд противоречий Кодексу РФ об административных правонарушениях. К сожалению, подобные примеры можно продолжить. В связи с вышеизложенным многие ученые, занимающиеся проблемами безопасности дорожного движения, указывают на необходимость разработки и принятия Федерального закона «О Государственной
инспекции безопасности дорожного движения».
Необходимо отметить, что за последнее десятилетие содержание компетенции надзорных органов по разработке и утверждению норм и правил по регулированию общественных отношений в сфере дорожного движения претерпело принципиальные изменения. В настоящее время у надзорных органов (за исключением Госстандарта РФ) изъято право принятия нормативных актов, устанавливающих общеобязательные правила в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Утверждение таких общеобязательных правил входит в компетенцию министерств, в составе которых организационно-надзорные органы. Нормативные акты, имеющие большое государственное значение (как Правила дорожного движения), утверждаются постановлениями Правительства России8.
Исходя из смысла Закона «О безопасности дорожного движения» отныне проблема предотвращения ДТП рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, организаций, учебных заведений.
На наш взгляд, одна из первоочередных задач современного этапа заключается в выработке мер, позволяющих максимально снизить социальные и экономические потери от аварийности на дорогах страны, что требует совместных усилий всех ветвей государственной власти, а также органов местного самоуправления, общественных организаций и поддержки общества в целом.
Необходим комплексный подход к решению всего спектра вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения. При этом на этапе реформирования МВД России важно учесть и сохранить правовой статус и полномочия сотрудников органов внутренних дел, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.
При этом считаем целесообразным учесть зарубежный опыт. На наш взгляд, по причине достигнутых успехов заслуживает внимания система обеспечения безопасности дорожного движения в Финляндии.
С 1970 г. по настоящее время в Финляндии наблюдается тенденция снижения числа погибших в ДТП — основного
показателя аварийности (в 1970 г. — 1100 человек на 850 тыс. транспортных средств, в 2007 г. — 415 человек на более чем 2100 тыс. транспортных средств) 9.
Основным условием достигнутых результатов и дальнейшего сокращения уровня аварийности является усиление ответственности дорожных организаций за содержание дорог и участников дорожного движения за нарушение Правил.
Кроме того, позитивные сдвиги в динамике показателей аварийности стали следствием повышения эффективности деятельности по всем направлениям обеспечения безопасности дорожного движения, надлежащей организации взаимодействия различных государственных и негосударственных организаций в данной сфере.
Как следует из анализа нормативных правовых актов Финляндии, основная задача полиции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения — мониторинг соблюдения ограничения скорости и других Правил дорожного движения. Кроме того, полиция выполняет и ряд дополнительных функций. Например, контроль законности и правильности установки наружной рекламы. В соответствии с соглашением между полицией и Дорожной администрацией внесение изменений в организацию дорожного движения региональными дорожными органами может быть принято только с согласия представителей соответствующего полицейского управления. Принятое решение закрепляется подписанием совместного протокола.
На наш взгляд, целесообразно извлечь положительное из принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения в области ужесточения штрафных санкций к нарушителям Правил дорожного движения. Анализ литературы и специальных источников говорит о том, что там, где жестче Правила дорожного движения и серьезнее наказание за их нарушение, показатели аварийности и травматизма ниже.
К примеру, в Великобритании полицейский имеет право открыть неправильно припаркованную машину и отогнать ее на штрафную стоянку даже в случае появления в этот момент владельца. В случае, если это не удается сделать, вызывается эвакуатор. На владельца налагается штраф в размере 300 фунтов.
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
2 Ф d
я *
< s
I I-
о
Ф CQ
Пример Белоруссии и стран Балтии наглядно демонстрирует, что введение высоких ставок штрафов и неукоснительное их применение способны снизить число нарушений Правил дорожного движения на 3050 %.
В европейских странах с наиболее высокими ставками штрафов (Великобритании, Нидерландах, Швеции) отмечается наименьшее число жертв в ДТП. Такими государствами (в которых меньше всего гибнет людей на дорогах в расчете на 1 тыс. жителей — примерно шесть человек) являются Великобритания, Нидерланды, Швеция. Например, в Бельгии за превышение скорости установлен штраф в 250 евро. Столько же стоят использование мобильного телефона и неправильная парковка. Превышение скорости на 20 км/ч — 500 евро. Проезд на красный свет или управление в нетрезвом состоянии — от двух до пяти лет тюрьмы.
И, напротив, там, где незначительные штрафы, сохраняется негативная статистика. Италия — одна из наиболее неблагополучных стран Европы по дорожной безопасности: за 10 лет 8 тыс. погибших и 250 тыс. раненых. При этом наблюдается либерализм штрафных санкций. Непра-
вильная парковка — 32 евро. Превышение скорости на 10 км/ч — 30 евро, до 40 км/ч — 100150 евро.
Изучив опыт промышленно развитых стран, закономерно напрашивается вывод, что эффективность мер, призванных изменить модель поведения участников дорожного движения, в значительной степени зависит от того, насколько строго власть требует их соблюдения.
Поскольку настоящая статья не является учебным пособием, излагаемые в ней материалы преследуют цель затронуть интерес ученых МВД России в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом проводимых мероприятий по реформированию органов внутренних дел.
Имеются все основания полагать, что изучение правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения на примере отечественного и зарубежного опыта позволит выявить закономерности и построить на их основании научные выводы, которые, в свою очередь, лягут в основу системы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе развития Российского государства и его институтов.
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
Литература и примечания
1. Информационные материалы о состоянии аварийности на территории Российской Федерации в 2009 г. Департамента ОБДД МВД России.
2. Аналитический вестник. 2010. № 2.
3. Васильев А.П. Состояние дорог и безопасность движения автомобилей в сложных погодных условиях. М.: Транспорт, 2006.
4. Лукьянов В.В. Обеспечение безопасности дорожного движения: учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1979.
5. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по техническому надзору» // БНА. 2001. № 7; 2004. № 16.
6. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396» // БНА. 2000. № 35; 2002. № 14, № 40.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (ред. от 07.05.07) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.
8. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. № 1291 (ред. от 07.05.03) «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» // САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943.
9. Морозов В.М. Российские и зарубежные полицейские и милицейские системы: происхождение и развитие. Владимир, 1999.