3. Белов В.А. «Содержание и осуществление прав акционеров, приобретенных после так называемого закрытия реестра». // Законодательство. 2004. N 12. С. 11.
A. G. Ageeva
LEGISLATION CONTRADICTIONS AT DRAWING UP OF THE LIST OF THE SHAREHOLDERS HAVING THE RIGHT TO PARTICIPATION IN GENERAL MEETING
In article the problems arising at drawing up of the list of shareholders, having the right to participation in general meeting are considered In article it is proved that improvement of the legislation in the field of realization of the rights of shareholders is necessary.
Key words: shareholder, share, list of the shareholders.
УДК 342.951
C.B. Айрапетян, соискатель, +7(499)244-86-95, (Россия, г. Москва, МГЮА им. O.E. Кутафина)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
В статье на основе анализа миграционного законодательства рассмотрены вопросы формирования государственной миграционной политики России.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционное законодательство, правовые аспекты, трудовая миграция, правовое регулирование.
Миграция населения как объективный социально - экономический процесс имеет несколько основных тесно взаимосвязанных составляющих: иммиграция, эмиграция и внутренняя миграция (в том числе вынужденная и трудовая).
В настоящее время в России осуществляется процесс выработки стратегии государственного регулирования миграционных процессов.
В 2003 году распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. была одобрена Концепция регулирования миграционных процессов [1], которая направлена на одновременное регулирование, как внешней миграции, так и внутренней, и призвана изменить или поддержать численность и состав населения государства и отдельных его территорий, воздействуя на движение потоков и состав мигрантов. Главная ее цель -обеспечить рациональное размещение населения для эффективного развития экономики и самого населения, равномерного развития регионов, сглаживания социально - экономической дифференциации условий жизни. Однако данная Концепция не носит нормативного характера,
следовательно, не обязывает, а всего лишь рекомендует заинтересованным органам и организациям учитывать изложенные в ней положения.
В целях формирования эффективной государственной миграционной политики, необходима ее научная, экономическая и демографическая обоснованность. Являясь частью социально - экономической политики, она должна увязывать проект социально - экономического развития с проектом (прогнозом) численности, качественного состава и размещения населения. Но роль государственной миграционной политики не должна сводиться лишь к планированию движения населения и управлению им. Другая ее функция, не менее важная - контроль за меняющейся ситуацией и гибкое реагирование на новые условия социально - экономической реальности, возникающие в процессе реформирования законодательства, экономики и общества.
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние десятилетия с этим же столкнулась и Россия. Нелегальная миграция является особой проблемой, масштабной и не имеющей тенденции к снижению, в силу чего все более актуальными становятся дискуссии по проблеме концептуальных подходов к правовому регулированию миграции в Российской Федерации. Правовая основа является важнейшей составляющей государственной миграционной политики, способствует созданию современной миграционной ситуации и выступает в качестве главного инструмента государственной политики регулирования миграционных процессов. Формирование правовой базы миграционной политики происходит под воздействием политической системы Российской Федерации и наглядно демонстрирует способность российской политической системы к объединению интересов общества.
Правовая база миграционной политики начала целенаправленно формироваться с 1992 года. Она включает федеральное и региональное законодательство, Указы Президента Российской Федерации, международные двухсторонние и многосторонние договоры и соглашения, регламентирующие взаимоотношения государств в отношении внешней миграции, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты МВД России по вопросам миграции. Внутреннее законодательство для реализации государственной миграционной политики опирается на нормы международного права в области миграции, к которым государство присоединилось официально и взяло на себя обязательства по их выполнению.
Вплоть до 2001 года миграционная политика в России была в целом благожелательна к иммигрантам, хотя и не особо поощряла их прибытие. Основные усилия были направлены на обустройство беженцев и вынужденных переселенцев, но в стране сложилась обстановка, требующая, чтобы власть уделила миграционной проблематике более
пристальное внимание. Так, в Москве в результате пребывания в городе значительного числа незаконных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, не имеющих регистрации и разрешений на работу и образующих «теневое» экономическое поле миграционная обстановка стала напряженной.
В целях противодействия негативным тенденциям в миграционных процессах, обеспечения законных прав постоянных жителей Москвы, вынужденных переселенцев и беженцев и укрепления общественной безопасности следовало пересмотреть основы миграционной политики.
Как указывалось выше в 2003 году Правительством РФ была утверждена Концепция регулирования миграционных процессов, в которой обозначены основные проблемы и направления деятельности по их решению. Однако это не привело к значительному улучшению ситуации.
Осенью 2005 года на фоне массовых беспорядков, устроенных мигрантами во Франции, федеральная миграционная служба (ФМС) России заявила, что намерена провести иммиграционную амнистию.
Были определены новые направления в миграционной политике. На первый план прочно вышли проблемы экономического роста и демографии. В марте 2005 года на заседании Совета безопасности по миграционной политике президент РФ достаточно подробно объяснил, почему в страну должны прибывать мигранты: трудоспособное население России уменьшается, и уже в ближайшем будущем это может негативным образом сказаться как на росте экономики, так и на возможностях исполнения ряда социальных обязательств; миграция перестала влиять на улучшение демографической ситуации в нашей стране. Иммиграционный приток уже не компенсирует естественную убыль населения - как это было еще в середине 90-х годов. В силу этого стоит задача сформировать новые дополнительные условия для привлечения в Россию людей, способных внести позитивный вклад в развитие страны, однако речь идет о законной миграции, в то время как в незаконной миграции проблем гораздо больше. Сама среда так называемой нелегальной иммиграции - это неоднородная среда. В ней, безусловно, есть и чистый криминал, но есть и люди, которые вынужденно оказываются в теневом секторе. Основная причина - это пресловутые административные барьеры, которые непреодолимой преградой стоят на пути людей, желающих законным образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России [2].
Важным моментом является и то, что приток в Россию граждан из стран СНГ позволит усилить геополитическое влияние России на постсоветском пространстве, что особенно актуально после «цветных революций» в бывших советских республиках и ужесточения конкуренции между Россией и Западом.
Привлечение мигрантов в страну для решения проблем занятости и демографии стало в 2005 году одним из приоритетов государственной политики, но однако именно в это время возникла новая проблема -адаптации иммигрантов к условиям жизни в России.
По экспертным оценкам в России нелегально находится свыше 1,5 миллионов иностранцев, в том числе и осуществляющих трудовую деятельность. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть миграционное законодательство с целью изменения сложившейся ситуации. Именно руководствуясь данным принципом, Государственная дума приняла законы, направленные на изменение системы регистрации иностранных граждан, а также на систематизацию учета мигрантов и их привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
18 июля 2006 года были приняты новые законы, касающиеся изменений в порядке пребывания и регистрации иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3], а также Федеральный закон Российской Федерации №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [4], которые вступили в силу 15 января 2007 года.
Главной целью указанных законов является значительная либерализация миграционного законодательства. Данные законы упрощают правовой режим пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Таким образом, принятие названных законов стало новым этапом в развитии миграционного законодательства.
В частности, ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» прост, содержит много деталей и технологичен, что делает его удобным для реализации на практике. Его цель - наладить в России миграционный учет. Согласно данному закону создана единая база данных по иностранным гражданам и лицам без гражданства и определены принципы ее формирования. Также в законе определен новый уведомительный порядок регистрации. Отныне иностранному гражданину достаточно уведомить миграционные органы о своем временном пребывании, отправив письмо по почте. Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, с его стороны необходимо по прибытии предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту. Принимающая сторона, в свою очередь, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место
пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением, а затем передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания. Однако при наличии документально подтвержденных уведомительных причин, препятствующих стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке принято органом миграционного учета непосредственно от указанного иностранного гражданина.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением.
Также изменено содержание миграционной карты (за счет увеличения количества сведений, фиксируемых в ней) и повышен ее статус, как необходимого документа для установления легитимности нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации. Теперь в карту включены сведения о сроке временного пребывания или проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Закон продлевает срок пребывания в России данных категорий лиц, в случае если они подали документы для получения разрешения на временное проживание в РФ.
Кроме того, иностранные граждане, временно либо постоянно проживающие в Российской Федерации, имеющие свое собственное жилье в РФ, помимо занесения в единую базу данных по иностранным гражданам, должны быть также зарегистрированы по месту пребывания.
Второй закон - «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» содержит много новых положений по отношению к гражданам СНГ, с которыми у России установлен безвизовый порядок въезда. Самые главные изменения касаются порядка оформления разрешений на работу и на временное проживание.
Что касается изменений при получении иностранными гражданами разрешения на работу, то иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации. Срок оформления такого индивидуального разрешения на право работать определен в 10 дней. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им паспорта.
Для работодателя мало что изменилось. Правда, он получил право напрямую нанимать на работу граждан без оформления для своей компании разрешения (квоты) на привлечение иностранной рабочей силы. Но ему вменяется в обязанность уведомлять о таком приеме на работу не только миграционную службу, но и налоговые органы. Для уведомления миграционной службы компания - работодатель должна представить пакет документов, не уступающий тому, который требуется сегодня для оформления разрешения (квоты) на привлечение иностранной рабочей силы.
По разрешению на временное проживание (РВП) отменены ежегодные квоты, и все граждане стран с безвизовым въездом в РФ могут получить разрешение на временное проживание в упрощенном порядке. Срок выдачи РВП также сокращен - вместо 6 месяцев стало 60 дней.
Таким образом, чертой, отделяющей трудового мигранта, работающего по разрешению на работу на 12 месяцев, от гражданина, обратившегося за РВП, остается подтвержденный официальный источник дохода или средства на счету, и наличие помещения, хозяева которого согласны официально предоставить ему жилье сроком на 3 года. В тоже время, отменен порядок ежегодной перерегистрации граждан с РВП, который по действовавшим нормам отнимал силы и время почти наравне с получением самого РВП. Также, важным дополнением является право обжаловать в судебном порядке отказ в выдаче разрешения на временное проживание. А в период рассмотрения жалобы данного гражданина он не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
9 октября 2007 года Указом Президента Российской Федерации № 1351 была утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая признает необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции. Для этого предполагается: содействие добровольному переселению
соотечественников, проживающих за рубежом; стимулирование возвращения в страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства; привлечение молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлением преимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что новая миграционная политика скорректировала стратегию действий в миграционной сфере, а также теснее увязала ее с насущными задачами социально - правового развития страны.
Результаты действия новой политики дают основания говорить о позитивном эффекте. Во-первых, впервые были получены довольно достоверные данные об общем количестве иммигрантов, в том числе о количестве трудовых мигрантов.
Во-вторых, важнейшим результатом новой политики является повышение уровня легальности временных трудовых мигрантов, что, в свою очередь, способствует улучшению защиты их прав человека и трудовых прав. Ситуация изменилась радикальным образом. Если раньше почти половина мигрантов не были зарегистрированы, то сейчас удельный вес этой категории мигрантов уменьшился в 3 раза, и подавляющее большинство мигрантов встали на миграционный учет и выведены из тени.
Использование положительного потенциала миграционных процессов в целях решения стратегических задач социально-экономической политики России путем формирования действенных регулирующих механизмов динамично меняющейся миграционной ситуации - насущная задача современного этапа развития страны.
Одним из важных направлений в решении проблем миграции является заключение международных договоров в области трудовой миграции, обеспечивающих в том числе защиту на территории России социальных и экономических прав трудящихся - мигрантов в соответствии с основополагающими документами ООН, Международной организации труда и легализацию процессов трудоустройства российских граждан в иностранных государствах.
Политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.
Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по совершенствованию механизма реализации нового миграционного законодательства.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов» // СЗ РФ. 2003. № 10. Ст. 923.
2. Выступление Президента В.В. Путина на заседании Совета безопасности по миграционной политике, март 2005г. //www.kremlin.ru.
3. Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3286.
4. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3285.
5.V. Airapetyan
LEGAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A NEW STATE MIGRATION POLICY OF RUSSIA
The article based on an analysis of migration law deals with issues of formation of the state migration policy of Russia.
Key words: migration, migration policy, migration law, legal aspect, labour migration, legal regulation.
УДК 342.51
H.A. Белобрагина, ассист.,
+7(910) 7046415, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Рассмотрены полномочия и основные направления работы Президента Российской Федерации в конституционно-правовом механизме обеспечения и защиты права на жизнь.
Ключевые слова: право на жизнь, механизм обеспечения и защиты, Президент Российской Федерации.
Рассматривая субъектный состав конституционно-правового механизма обеспечения и защиты права на жизнь, необходимо отметить, что данный вопрос занимает значительное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их конституционная обязанность. Но решение данной проблемы не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей [1, С.23].
К институтам, на которые возложена основная ответственность за обеспечение и защиту прав и свобод, в первую очередь относятся все ветви власти - как законодательной, так и исполнительной и судебной [2, С.187]. Функция законодательной власти состоит главным образом в формировании правового поля, в рамках которого исполнительная и