Научная статья на тему 'Правовые аспекты экологической безопасности королевства Нидерландов'

Правовые аспекты экологической безопасности королевства Нидерландов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1270
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты экологической безопасности королевства Нидерландов»

ка

е

в

е

х

и

в

о

§

с

й

о

в

р

е

с

с

о

I

с

а

с

о

3 е б й о

£

£

е

тве

с

е

б

о

и

и

I

е

4 е

С

с

е

б

о

ия

£

е

с;

с

а

і

тия

с

а

ор

ф

е

2

в

о

в

а

&

о-

і

і

о

и

ц

а

з

и

і

г

§

.А.

И.

в

о

Ї

Ї

§

21. См.: Байтин М.И. Указ. соч. / М.И. Байтин,

B.C. Гольдман. — С. 11.

22. См.: Административные органы в новых условиях. — М., 1930. — С. 101.

23. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях» от 27 марта 1924 года // Собрание узаконений РСФСР. — 1924. — № 28. — Ст. 266; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О сельских исполнителях» от 10 мая 1932 года // Собрание узаконений РСФСР. — 1932. — № 44. — Ст. 194.

24. См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. — С. 131.

25. См.: Мулукаев Р.С. Указ. соч. — С. 130; Байтин М.И. Указ. соч. / М.И. Байтин, В.С. Гольдман. —

С. 12—13; Яблоков Н.П. Взаимодействие народных дружин и милиции. — М., 1977. — С. 5.

26. ГА РФ, ф. 9415, оп. 3, д. 778, л. 7—8.

27. См.: Кондакова Н.И. Война, государство, общество. 1941 — 1945 годы. — М., 2002. — С. 420.

28. Ветров Н.И. Оперативный отряд действует. — М., 1977. — С. 16.

B.A. Кислухин, A.H. Макаров

Кислухин Владимир Александрович — доцент Кировского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат юридических наук

Макаров Аркадий Николаевич — доцент Кировского филиала Нижегородской академии МВД России, кандидат

филологических наук

Правовые аспекты экологической безопасности Королевства Нидерландов

Состояние окружающей среды в начале третьего тысячелетия закономерно вызывает тревогу у международного сообщества и обоснованно определяется в качестве одного из главных условий выживания человечества. Население каждого из государств нашей планеты должно ясно осознавать, что благополучие настоящего и будущих поколений напрямую зависит от политики их государства, направленной на выработку и реализацию комплекса мер по предотвращению глобального экологического кризиса, повышения эффективности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическую безопасность можно определить как состояние защищенности природной среды от различного рода угроз, представляющих опасность для устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов1, и как совокупность научных знаний и принципов, определяющих модели общественного сознания и поведения, способные противодействовать негативным антропогенным воздействиям на окружающую среду2, и как защиту экологических прав человека от вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды, вызванной антропогенным воздействием на нее, а также последствий экологических аварий и катастроф3.

Обеспечение экологической безопасности — одна из приоритетных задач любого государства в

современном мире. Среди стран, которые на протяжении последних десятилетий смогли установить на своей территории надежный контроль за состоянием окружающей среды и вместе с госу-дарствами-соседями принимают активное участие в кампаниях по предотвращению и ликвидации загрязнения атмосферы, морей, рек, других компонентов природной среды, следует назвать Королевство Нидерландов.

Еще четыре десятилетия назад перед Нидерландами стояли, казалось бы, неразрешимые задачи в области обеспечения экологической безопасности. Это были не локальные проблемы нанесения ущерба определенной территории, а глобальный экологический кризис целых регионов Западной Европы и бассейнов международных рек, протекающих по ней. Мощный экологический и индустриальный подъем, использование каменного угля в качестве основного энергоресурса вызвали тотальное загрязнение окружающей среды, оказали вредное воздействие на растительный и животный мир.

Быстрые темпы индустриализации, нехватка свободных территорий, критический уровень населения стали причиной высокого уровня шума в городах, загазованности, шума от уличного, железнодорожного транспорта,аэропортов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сельском хозяйстве значительную угрозу представляли кислотные дожди, летучие углеводороды, места депонирования навоза в результате интенсивного разведения крупного рогатого

скота. Грунтовые воды, почвы, котловины оказались зараженными соединениями азота, фосфора, калия, главным образом вследствие интенсивного использования удобрений. Значительные территории находились под грудами бытовых, промышленными химических отходов. Дно рек и озер, их придонный ил были перенасыщены солями тяжелых металлов, диоксинами, пестицидами, другими канцерогенами.

Последствия неконтролируемого сброса в водоемы Голландии десятков тонн окисляющих веществ привели к тому, что вода в них оказалась отравленной и вонючей. Многие виды рыб и другие представители ихтиофауны полностью исчезли. Стало не хватать воды, пригодной для использования в сельском хозяйстве. Возникли проблемы в обеспечении питьевой водой населения страны.

К тому же в силу географического положения государства на его территорию вместе с речными стоками Рейна и Мааса поступало огромное количество загрязняющих веществ из соседних стран. В такой сложной ситуации требовалось немедленное вмешательство правительства и парламента королевства, и в первую очередь ставилась задача по принятию ряда нормативных актов, которые позволили бы снизить опасность наступления глобального экологического кризиса.

Необходимо отметить, что Конституция Королевства Нидерландов содержит ряд установлений, касающихся защиты окружающей среды и обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Так, ст. 21 Конституции указывает на то, что государственные органы должны заботиться о сохранении населения, защите и улучшении окружающей среды, а ст. 22 Основного закона обязывает государственные органы принимать меры по защите здоровья населения.

Руководствуясь конституционными нормами, публичные власти Нидерландов приняли ряд правовых актов, обеспечивающих населению экологическую безопасность. В этих же актах устанавливались гарантии поддержки деятельности тех общественных объединений и отдельных граждан, усилия которыхбыли направлены на охрануи улучшение состояния окружающей среды.

В прежние времена в Нидерландах существовал практически только один закон, ограждающий окружающую среду и население от вредного воздействия промышленных предприятий, который назывался «Акт о нанесении ущерба». Он действовал в течение почти ста лет и запрещал в принципе любую деятельность, которая могла причинить неудобства соседям загрязнителя. Согласно этому акту, компании должны были получать соответствующую лицензию, в которой содержались условия и ограничения вредного воздействия деятельности предприятия. Однако данный акт был уже не способен эффективно справляться с регулированием крупномасштабных проблем, которые возникли в 70-е годы.

Среди новых нормативных актов, пришедших на смену старому, необходимо назвать следующие: Закон о загрязнении поверхностных вод, явившийся основным источником норм, регулирующих уровень предельно допустимых концентраций сбросов в водоемы; Закон о жилищном хозяйстве, обеспечивающий реализацию стратегии эколого-пользования; Закон о загрязнении воздуха, определяющий требования к чистоте воздушной среды и предельно допустимых концентраций выбросов в атмосферу; Закон о размещении отходов, регулирующий вопросы повторной переработки и сжигания содержимого захоронений бытовых и промышленных отходов.

Особое положение в Нидерландах долгое время занимал Закон о загрязнении поверхностных вод. В начале средних веков, еще до того, как Нидерланды определились в какую-либо конкретную форму правления, они уже имели Водное министерство, ответственное за поддержание дамб, построенных для постоянной борьбы с наводнениями. Высший ответственный чиновник в этом министерстве назывался «герцог дамбы». Водные министерства и «герцоги дамб» существуют до сих пор и являются старейшей формой управления природоохранными объектами в провинциях.

В 1992—1993 годах все действовавшие до этого времени частные правовые акты были объединены в Закон об окружающей среде и в Закон об управлении природоохранной деятельностью. В результате кодификации разнообразные лицензии, выдаваемые властями экологопользователям, были заменены одной лицензией установленного образца.

За нарушение норм экологического законодательства государство предусмотрело меры уголовной, административной и гражданско-правовой юридической ответственности. Так, например, в соответствии со ст. 173а УКГолландии лицо, которое умышленно и незаконно помещает какое-либо вещество на почву или вводит его в почву, в воздух или в поверхностные воды, подлежит тюремному заключению сроком до 12 лет, а в случае возникновения опасности для жизни другого человека или наступления его смерти наказание усиливается на срок до 15 лет.

За причинение вреда окружающей среде, представляющего невысокую общественную опасность, меры юридической ответственности предусмотрены в виде ареста или штрафа. Так, например, для лица, которое незаконно вводит любое вещество в поверхностные воды во вред другим лицам в отношении обычного использования этими людьми, установлена санкция в виде заключения под стражу на срок до 14 дней или штрафа в размере до 2 тыс. евро (п. 4 ст. 429 УК Голландии).

Административная ответственность предусматривает наказание для загрязнителя в виде лишения лицензии, выдачи ордера на закрытие предприятия, наложение штрафа с взысканием пени в случае неуплаты. Гражданско-правовая ответ-

Кислухин В.А., Макаров А.Н. Правовые аспекты экологической безопасности Королевства Нидерландов

со

0 ? &

1

I

Е

0 со ф §

1

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

52

о

ф

о

§

со

ф

с

о

сз

0)

2

со

о

со

сз

с:

ос

со

О

о.

«р

00

I

!

§

5

ственность заключается в компенсации за причиненный ущерб (возможно, и натурой); признание определенного действия незаконным по отношению к истцу; возвращение к прежнему положению и запрещение продолжения определенного вида деятельности; это может сопровождаться наложением штрафа (с взысканием пени в случае неуплаты).

Гражданское законодательство обязывает возместить ущерб, нанесенный потерпевшему в результате «незаконного действия», определяемого как «нарушение права, неспособность выполнить требования закона, либо действие, противоречащее закону, или неприемлемое с точки зрения неписаных правил общественных отношений» (ст. 6:162 раздела 2 Гражданского кодекса Голландии).

Несмотря на принятие парламентом указанных нормативных актов, правительство страны в то же время хорошо понимало, что само по себе законодательство еще не спасет окружающую среду. Необходимо, чтобы каждый член голландского общества и каждая компания отдавали себе отчет в важности проблемы экологической безопасности для государства и заботились бы об окружающей среде не из-за страха перед законами, но из стремления защитить себя и своих близких от угроз экологической катастрофы.

Сознавая свою ответственность за состояние окружающей среды, промышленные компании сами взяли на себя ответственность за поддержание нормального состояния природной среды. Они разработали свою собственную экологическую стратегию, определили экономические цели, составили планы действий, обеспечили мониторинг окружающей среды.

Население Нидерландов также проявило серьезную озабоченность состоянием окружающей среды и выразило готовность поддержать любые необходимые меры, такие, например, как снижение уровня энергопотребления. Один из наиболее ярких примеров экологической сознательности населения — это его готовность участвовать в сортировке отходов; стеклянную тару, макулатуру, отработанные батарейки и краски, а также органические бытовые отходы граждане раздельно помещают в специальные контейнеры и емкости для последующего удаления и переработки.

С целью оптимизации природоохранительной деятельности в Нидерландахбыла построена трехуровневая структура управления для защиты окружающей среды: национальное правительство, местные правительства двенадцати провинций и правительства около 550 общин. Национальное правительство совместно с национальным парламентом создавало законодательство в области защиты окружающей среды, а затем делегировало большую часть своих полномочий для практического выполнения правительствам провинций и городов. Провинциальное и национальное правительства, таким образом, становились ответствен-

ными за выполнение законодательства об окружающей среде. Под контролем национального правительства они имели право выдавать лицензии на пользование природными ресурсами. Причем правительства провинций были ответственными за выдачу лицензий на экологопользование крупным и комплексным промышленным предприятиям, а общинные правительства — за лицензии для небольших компаний.

Был составлен список категорий производственной деятельности, который точно определял, правительство какого уровня отвечает за лицензирование и инспектирование того или иного вида экологопользования. Формируемые на местах путем выборов органы власти стали теперь непосредственно отвечать перед населением за решение местных природоохранных проблем.

Все виды документов и программ по регулированию экологопользования в стране заменялись одним планом экологической политики. Национальное правительство, а также каждый провинциальный и общинный орган управления составляли такой план каждые четыре года и ежегодно разрабатывали программу обеспечения экологической безопасности. Такая система планирования положительно сказывалась на координации усилий различных органов и организаций по претворению природоохранной политики государства.

Руководство королевства в области охраны окружающей среды поручило осуществлять свои полномочия следующим национальным и местным органам власти: национальномуМинистерству жилищного хозяйства, физического планирования и окружающей среды и министерствам окружающей среды провинций, в ведении которых находятся проблемы экологической стратегии и безопасности населения, проживающего вне крупных городов: национальному Министерству транспорта и общественной занятости и соответствующим министерствам в провинциях; национальному Министерству сельского хозяйства, природопользования и рыболовных промыслов с аналогичными структурами на местах; национальному Министерству социальной политики и занятости населения и местным службам инспекции по труду, разрабатывающим основные аспекты политики безопасности и осуществляющим контроль в области защиты граждан, занятых на различных производствах; Министерству внутренних дел и региональным пожарным службам, занимающимся вопросами планирования мероприятий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения.

В соответствии с Законом «О полиции», вступившим в силу с 1 апреля 1994 года, полицейская система Нидерландов представляет собой единую организацию, включающую 26 полицейских формирований (25 региональных корпусов и Корпус национальных полицейских служб — К1_РО)4.

В соответствии с экологической политикой государства защита окружающей среды стала одним

из приоритетных направлений деятельности голландской полиции. На совете главных комиссаров полиции, являющихся руководителями полицейских корпусов, была составлена программа под названием «Окружающая среда в развитии», которая предусматривает проведение мероприятий по обеспечению экологической безопасности в стране до 2011 года.

Мероприятия направлены, главным образом, на профилактику экологических правонарушений и привлечение к правовой ответственности тех физических и юридических лиц, которые незаконно сваливают промышленный мусор, переправляют ядовитые отходы своего производства в слаборазвитые страны, занимаются нелегальной торговлей редкими видами растений и животных, совершают другие правонарушения в области охраны окружающей среды.

Специально для борьбы с такими правонарушениями в полицейских корпусах были созданы региональные и межрегиональные группы по борьбе с экологическими преступлениями. Как показала проверка, деятельность этих новых подразделений полиции в целом оказалась положительной. Если за первую половину прошлого года силами групп было установлено 99 фактов нарушения природоохранного законодательства, то за этот же период нынешнего года выявлено уже 214 правонарушений, представлявших серьезную опасность для окружающей среды5.

Помимо органов государственной, провинциальной и общинной власти, активное участие в защите окружающей среды принимают и общественные организации, атакже отдельныеграждане. в Нидерландах каждая провинция субсидирует какую-либо природоохранную неправительственную организацию, например, «Greenpeace», «Друзья земли», «Общество защиты памятников природы» и др.

Если, например, муниципальные советы в Голландии не принимают мер против нарушений экологического законодательства или если экологические проблемы не находят адекватных решений на местном уровне власти, то природоохранные организации могут заставить ихисполнить требования законов или пересмотреть приоритеты6.

Большое значение в Нидерландах придается и мнению средств массовой информации по вопросам охраны природы и использования природных ресурсов.

В результате проведенного правительством комплекса природоохранных мероприятий наметился значительный прогресс в обеспечении экологической безопасности государства. Среди достигнутых успехов можно назвать:

— снижение уровней загрязнения воздуха и воды;

— улучшение организации уничтожения промышленных, бытовых и химических отходов;

— снижение уровня шума в городах;

— существенное снижение нагрузки на окружающую среду за счет лицензирования и экологического контроля.

Кроме того, благодаря усилиям, предпринятым компаниями-производителями электроэнергии, нефтедобывающими предприятиями, объем выбросов в атмосферу снизился в целом на 70%. А общий объем выбросов вредных веществ сократился на 40%.

Однако нерешенных проблем остается еще немало. Например, несмотря на то, что объем кислотных дождей снизился на 20%, частота их выпадения остается все еще высокой. В связи с интенсификацией сельского хозяйства усиливается за-кисление почв, эвтрофикация водоемов («цветение воды»); десятки тысяч гектаров ранее загрязненных участков земли требуют улучшения санитарного состояния.

Сложно решается проблема с утилизацией бытовых и промышленных отходов7.

До 70-х годов прошлого века большая часть отходов поступала на свалки. Каждая община собирала отходы и транспортировала их в принадлежащее ей место захоронения, как правило, расположенное в непосредственной близости от города или деревни. Природоохранительные мероприятия заключались лишь в том, что после заполнения место захоронения просто закрывалось.

Согласно Закону о размещении отходов, подобная практика считается запрещенной. Для эффективного уничтожения и переработки бытовых и промышленных отходов была разработана целая система их раздельной утилизации. Так, в общинах за раздельный сбор бытовых отходов стал отвечать городской совет. При этом сбор мусора из офисов, магазинов и больниц производился также раздельно в зависимости от его содержания.

Отделенное стекло (в настоящее время его содержание составляет порядка 50%), старая бумага и картон (29%) использовались повторно в стекольной и бумажной промышленности. Органические бытовые отходы перерабатывались в компост (55%). Кроме того, была создана отдельная система сбора мелких вредных бытовых отходов, таких как электрические батарейки, краски, растворители,пестициды.

В каждом городе появилась специальная система сбора бытовых отходов большого размера, например, старой мебели, ковров и т. п. За переработку вышедших из строя холодильников и других крупногабаритных изделий стали отвечать предприятия-производители.

В заключение хочется отметить, что состояние окружающей среды и организация рационального природопользования пока еще не утратили своей актуальности для правительства такой высокоразвитой в экономическом отношении и густонаселенной страны, как Нидерланды. Руководство Нидерландов, вовремя осознав необходимость срочного решения экологических проблем с учетом их нарастания и длительности, нашло возможность приостановить наступление глобального экологического кризиса и обеспечить на необходимом уровне экологическую безопасность государства.

Кислухин В.А., Макаров А.Н. Правовые аспекты экологической безопасности Королевства Нидерландов

ИС^РИ^-nfittBOBUE И OБЩEГVMЯHИTЯPHЫE ^БЛЕ^Ь! OБEСПEVEHИЯ ЭKOHOMИVEСKOЙ БEЭOПЯСИOСTИ

в

о

5

а

6 иде

ї

а

тва

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

е

§

I

с

о

I

с

а

С

о

з

е

б

й

кой

с

е

о

§

то

Данный опыт может быть полезен и для Российского государства, на которое так же, как и на Нидерланды, медленно и неуклонно надвигается экологическая катастрофа, и, возможно, недалеко то время, когда только одной государственной воли руководства России окажется недостаточно. Потребуется необходимость проведения целого комплекса дорогостоящих социальных, экономических и правовых мер по предотвращению этой катастрофы и выхода из глобального экологического кризиса.

Примечания

1. См.: Экологическое право России / Н.В. Румянцев, С.Я. Казанцев, Е.Л. Любарский; Под ред. Н.В. Румянцева. — М., 2005. — С. 38.

2. См.: Воронцов А.М. Особенности экологической криминологии, ее требования к системам и службам экологической безопасности // Стратегия экологической бе-

зопасности Санкт-Петербурга с использованием опыта Нидерландов: Материалы симпозиума (9—12 сентября 1997 года, Санкт-Петербург). — СПб., 199B. — С. 524.

S. См.: Юридический энциклопедический словарь I М.О. Буянова и др.; Отв. ред М.Н. Марченко. — М., 2QQB. — С. 79Q.

4. Die Polizei in den Niederlanden II Ministerie van Binnenlandse zaken en Koninkijksrelaties. 25QQ EA Den Haag. — Niederlande, 2QQS. — S.1Q.

5. Veen von der E. Milieu uit de marge II Blauw-Recherche. — 2QQ7. — № 19. — 29 September. — Blz. 6—9.

6. Голландские «зеленые» обращаются в суд II Открытый экологический университет. «Экопресс — S М» — М., 1995. — С. B.

7. Безойен M. ван. Технологии переработки отходов II Стратегия экологической безопасности Санкт-Петербурга с использованием опыта Нидерландов: Материалы симпозиума (9—12 сентября 1997 года, Санкт-Петербург). — СПб., 199B. — С. 422.

к

е

с

с

а

е

ы

в

о

в

а

с:

ї

A.

в

о

р

ка

а

.A

B.

I

I

§

5

Ю.В. Ильин

Ильин Юрий Васильевич — доцент кафедры иностранных языков Нижегородской академии МВД России, кандидат филологических наук

Определяющая роль российской Конституции в структурации концепта «безопасность России»

Слово «безопасность» выражает сложное понятие во всех языках. В русском языке слово определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому/чему-нибудь» в то время как опасность перефразируется через слово угроза1. В современном английском языке основное значение слова security/безопасность — protection from danger /защита от опасности — семантическая калька русскоязычного слова2. Значит, для семантической трактовки концепта «безопасность» необходимо признание другого полярного понятия «угроза/опасность».

В современной русскоязычной и иностранной литературе безопасность трактуется с разных позиций. В психологии она трактуется какощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненно важных интересов людей; в философии и социологии — как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, интересов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимального соотношения свободы и необходимости; в политике и праве безопасность есть результат деятельности государства, направленной на достижение поставленныхзадач по обеспечению национальной безопасности; в юри-

дическом смысле безопасность есть система установления законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод.

Из наследия прошлого можно привести высказывания известных деятелей, из которых можно вывести принципы безопасности тех времен. Например, “It is much more secure to be feared than to be loved’’/ты находишься в гораздо большей безопасности, когда тебя не любят, а боятся (Макиавелли); distrust and caution are the parents of security / родители безопасности — недоверие и осторожность (Б. Франклин). На фоне их смысла можно увидеть, какой огромный качественный скачок свершило современное сознание, которое в целом считает, что надежная основа безопасности государства — добрососедство, взаимодоверие и взаимопомощь.

В наше время все больше стран приходит к осознанию того очевидного факта, что принятие мер, направленных на стабилизацию и укрепление национальной безопасности, должно происходить при строгом соблюдении принципов национальной и международной законности: укрепление безопасности одного государства не должно быть направлено против безопасности другого или других го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.