Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / СИСТЕМА ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землин Александр Игоревич, Матвеева Мария Андреевна, Гоц Евгения Валентиновна, Торшин Антон Алексеевич

Авторами статьи обосновывается, что в настоящее время в связи а распространением транспортных средств, оснащенных автоматизированной системой вождения, не предусматривающей участия водителя в динамическом управлении автомобилем, происходит отход от традиционного принципа построения системы организации дорожного движения, предполагающего обязанность водителя обеспечивать контроль за транспортным средством и основанной на этом презумпции его ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, что требует перестройки всей системы правового регулирования. В связи с этим исследование правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования становится задачей все более актуальной в теоретическом и значимой в практическом аспектах. Целью подготовки статьи стало установление особенностей правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в зависимости от категории такого рода автомобиля. В интересах решения научных задач, определенных исходя из цели исследования, авторами применен комплекс общенаучных и специальных методов. С использованием методик системно-правового подхода, формально-логического и формально-догматического анализа авторами сформулированы предложения по уточнению правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования. Авторами, в частности, обоснован вывод о необходимости закрепления в законодательстве положения об уменьшении круга обязанностей лиц, управляющих высокоавтоматизированными автомобилями. Авторами отмечается, что в сфере гражданско-правовой ответственности для таких водителей возможно понижение действующего стандарта осмотрительности. Что касается лиц, осуществляющих управление так называемыми «беспилотными» автомобилями, не требующими вмешательства использующего их лица в процесс операционного управления, обосновывается вывод о том, что целесообразно введение минимального стандарта осмотрительности для таких лиц. Легализация сформулированных авторами положений, раскрывающих решение поставленных в данной статье цели и соответствующих научных задач, может способствовать совершенствованию системы правового регулирования применения высокоавтоматизированных транспортных средств в транспортном комплексе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Землин Александр Игоревич, Матвеева Мария Андреевна, Гоц Евгения Валентиновна, Торшин Антон Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF A DRIVER OF A HIGHLY AUTOMATED CAR IN THE CONTEXT OF ADMINISTRATIVE AND CIVIL LAW REGULATION

The authors of the article substantiate that at present, due to the spread of vehicles equipped with an automated driving system that does not provide for the participation of the driver in the dynamic control of the car, there is a departure from the traditional principle of building a traffic management system, which implies the duty of the driver to provide control over the vehicle and based on this presumption of his responsibility for harm caused by a source of increased danger, which requires a restructuring of the entire system of legal regulation. In this regard, the study of the legal status of a driver of a highly automated car in the context of administrative-legal and civil-legal regulation is becoming an increasingly relevant task in theoretical and significant in practical aspects. The purpose of preparing the article was to establish the features of the legal status of the driver of a highly automated car, depending on the category of this kind of car. In the interests of solving scientific problems determined on the basis of the purpose of the study, the authors used a set of general scientific and special methods. Using the methods of the system-legal approach, formal-logical and formal-dogmatic analysis, the authors formulated proposals for clarifying the legal status of a driver of a highly automated car in the context of administrative-legal and civil-legal regulation. The authors, in particular, substantiate the conclusion that it is necessary to enshrine in the legislation a provision on reducing the scope of duties of persons driving highly automated vehicles. The authors note that in the field of civil liability for such drivers, it is possible to lower the current standard of diligence. As for the persons who manage the so-called "unmanned" vehicles that do not require the intervention of the person using them in the process of operational management, the conclusion is substantiated that it is advisable to introduce a minimum standard of diligence for such persons. The legalization of the provisions formulated by the authors, revealing the solution of the goals set in this article and the corresponding scientific tasks, can contribute to the improvement of the system of legal regulation of the use of highly automated vehicles in the transport complex of Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_146 УДК 342.92

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОДИТЕЛЯ ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННОГО АВТОМОБИЛЯ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ The legal status of a driver of a highly automated vehicle in the context of administrative-legal and civil-legal regulation

ЗЕМЛИН Александр Игоревич,

доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», научный руководитель направления «Транспортная безопасность»

Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук,

127994, Россия, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9,

E-mail: zemlin.aldr@yandex.ru;

ORCID ID 0000-0001-8988-8517

SPIN-код: 1741-0737

AuthorID: 326650

ResearcherID: T-1126-2018

Scopus Author ID: 57208147055

МАТВЕЕВА Мария Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Транспортное право»

Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»,

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта».

127994, Россия, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9,

E-mail: matveeva1987@mail.ru;

ORCID ID 0000-0002-3297-4833

SPIN-код: 9522-1595

AuthorID: 793762

ResearcherID: S-2705-2018

Scopus Author ID: 57211385696

ГОЦ Евгения Валентиновна,

старший преподаватель кафедры «Транспортное право»

Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»,

127994, Россия, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9,

E-mail: evgeniya.goc@mail.ru;

ORCID ID 0000-0001-7623-6798

SPIN code: 1349-1967,

Author ID: 784499

ТОРШИН Антон Алексеевич,

аспирант кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс»

Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»,

127994, Россия, г. Москва, ГСП-4, ул. Образцова, 9, стр. 9,

E-mail: a.a.torshin@yandex.ru;

ORCID ID 0000-0001-6583-9139

SPIN-код: 3217-4598

AuthorID: 1151396

Zemlin Alexander I.,

doctor of law, PhD in philosophy, professor, honored scientist of the Russian Federation,

Head of the Department of Transport Law of the Law Institute Federal State Autonomous Educational Institution

of Higher Education «Russian University of Transport», head of the direction «Transport security»

of the Scientific Expert Council of the Center for research of security problems of the Russian academy of sciences

Federal state autonomous educational institution of higher education «Russian University of Transport»,

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

E-mail: zemlin.aldr@yandex.ru;

ORCID ID 0000-0001-8988-8517

SPIN-код: 1741-0737

AuthorID: 326650

ResearcherID: T-1126-2018

Scopus Author ID: 57208147055

Matveeva Maria A.,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Transport Law of the Law Institute

of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport",

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

E-mail: matveeva1987@mail.ru;

ORCID ID 0000-0002-3297-4833

SPIN-код: 9522-1595

AuthorID: 793762

ResearcherID: S-2705-2018

Scopus Author ID: 57211385696

Gots Evgeniia V.,

Senior Lecturer, Department of Transport Law, Law Institute

of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport "

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport ",

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

E-mail: evgeniya.goc@mail.ru;

ORCID ID 0000-0001-7623-6798

SPIN code: 1349-1967,

Author ID: 784499

Torshin Anton A.,

post graduate student of the department "Civil Law, Private International Law and Civil Procedure"

of the Law Institute of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Russian University of Transport"

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Russian University of Transport».

st. Obraztsova, house 9, building 9, GSP-4, Moscow, 127994, Russian Federation.

E-mail: a.a.torshin@yandex.ru;

ORCID ID 0000-0001-6583-9139

SPIN-KOfl: 3217-4598

AuthorID: 1151396

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-2820334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе», https://rscf.ru/project/22-28-20334/.

Краткая аннотация. Авторами статьи обосновывается, что в настоящее время в связи а распространением транспортных средств, оснащенных автоматизированной системой вождения, не предусматривающей участия водителя в динамическом управлении автомобилем, происходит отход от традиционного принципа построения системы организации дорожного движения, предполагающего обязанность водителя обеспечивать контроль за транспортным средством и основанной на этом презумпции его ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, что требует перестройки всей системы правового регулирования. В связи с этим исследование правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования становится задачей все более актуальной в теоретическом и значимой в практическом аспектах. Целью подготовки статьи стало установление особенностей правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в зависимости от категории такого рода автомобиля. В интересах решения научных задач, определенных исходя из цели исследования, авторами применен комплекс общенаучных и специальных методов. С использованием методик системно-правового подхода, формально-логического и формально-догматического анализа авторами сформулированы предложения по уточнению правового статуса водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования. Авторами, в частности, обоснован вывод о необходимости закрепления в законодательстве положения об уменьшении круга обязанностей лиц, управляющих высокоавтоматизированными автомобилями. Авторами отмечается, что в сфере гражданско-правовой ответственности для таких водителей возможно понижение действующего стандарта осмотрительности. Что касается лиц, осуществляющих управление так называемыми «беспилотными» автомобилями, не требующими вмешательства использующего их лица в процесс операционного управления, обосновывается вывод о том, что целесообразно введение минимального стандарта осмотрительности для таких лиц. Легализация сформулированных авторами положений, раскрывающих решение поставленных в данной статье цели и соответствующих научных задач, может способствовать совершенствованию системы правового регулирования применения высокоавтоматизированных транспортных средств в транспортном комплексе России.

Abstract. The authors of the article substantiate that at present, due to the spread of vehicles equipped with an automated driving system that does not provide for the participation of the driver in the dynamic control of the car, there is a departure from the traditional principle of building a traffic management system, which implies the duty of the driver to provide control over the vehicle and based on this presumption of his responsibility for harm caused by a source of increased danger, which requires a restructuring of the entire system of legal regulation. In this regard, the study of the legal status of a driver of a highly automated car in the context of administrative-legal and civil-legal regulation is becoming an increasingly relevant task in theoretical and significant in practical aspects. The purpose of preparing the article was to establish the features of the legal status of the driver of a highly automated car, depending on the category of this kind of car. In the interests of solving scientific problems determined on the basis of the purpose of the study, the authors used a set of general scientific and special methods. Using the methods of the system-legal approach, formal-logical and formal-dogmatic analysis, the authors formulated proposals for clarifying the legal status of a driver of a highly automated car in the context of administrative-legal and civil-legal regulation. The authors, in particular, substantiate the conclusion that it is necessary to enshrine in the legislation a provision on reducing the scope of duties of persons driving highly automated vehicles. The authors note that in the field of civil liability for such drivers, it is possible to lower the current standard of diligence. As for the persons who manage the so-called "unmanned" vehicles that do not require the intervention of the person using them in the process of operational management, the conclusion is substantiated that it is advisable to introduce a minimum standard of diligence for such persons. The legalization of the provisions formulated by the authors, revealing the solution of the goals set in this article and the corresponding scientific tasks, can contribute to the improvement of the system of legal regulation of the use of highly automated vehicles in the transport complex of Russia.

Ключевые слова: водитель автомобиля, правовой статус, высокоавтоматизированное транспортное средство, система помощи водителю, автоматизированная система вождения.

Keywords: car driver, legal status, highly automated vehicle, driver assistance system, automated driving system.

Для цитирования: Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 146-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_146.

For citation: Zemlin A.I., Matveeva M.A., Gots E.V., Torshin A.A. The legal status of a driver of a highly automated vehicle in the context of administrative-legal and civil-legal regulation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 146-150. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_ 10_ 146.

Статья поступила в редакцию: 13.09.2022

Постановка проблемы

Существующая система правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта создавалась с учетом того, что автомобилем управляет человек, который обязан сохранять контроль за дорожной обстановкой на всем пути своего следования1. Однако с раз-

1 П. 1 ст. 13 Венской конвенции о дорожном движении: «Водитель транспортного средства должен при любых обстоятельствах сохранять контроль над своим транспортным средством <...>».

витием технологий беспилотного вождения все большая степень контроля за управлением автомобилем переходит к автоматизированной системе управления [1, С. 3-5].

Так, на территории г. Москвы, г. Иннополис и федеральной территории «Сириус» установлен экспериментальный правовой режим по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Среди прочих условий, программа экспериментального правового режима предполагает возможность эксплуатации автомобилей без водителя в салоне на территориях инновационного центра «Сколкова» и г. Иннополис1.

Ситуация, когда участниками дорожного движения становятся автомобили, способные передвигаться без водителя в салоне, представляет серьезный вызов для законодательства, поскольку стремительное совершенствование систем автоматизированного управления порождает необходимость критического пересмотра широкого спектра правовых понятий и положений нормативного регулирования в области функционирования автомобильного транспорта. В частности, на фоне уменьшения объема фактических возможностей контроля за управлением автомобиля со стороны водителя, вполне основательно возникает вопрос о том, как такое уменьшение влияет на состав и объем обязанностей, возлагаемых на водителя в рамках текущего регулирования как с точки зрения административно-правового регулирования, так и для целей гражданско-правовой ответственности [9, С.113-123].

Так, Правила дорожного движения определяют водителя как «лицо, управляющее каким-либо транспортным средством» 2. При этом сам процесс такого управления претерпевает качественные изменения, которые позволяют всерьез поставить вопрос о том, в соответствии с какими критериями лицо должно признаваться «управляющим» автомобилем.

В рамках данной статьи авторы ставят своей целью осуществить системно-правовой анализ понятия «водитель» применительно к лицам, использующим высокоавтоматизированный автомобиль, в зависимости от степени его автономности, а также проанализировать правовые последствия, которые имеет установление указанных статусов в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования.

Понимание данной специфики имеет существенное значение как в рамках последующего правоприменения, так и с точки зрения формирования развитой правовой культуры специалистов на транспорте [5, С. 403-411], традиционно являющейся важнейшей составляющей подготовки студентов Российского университета транспорта [4, С. 248-258].

1. Анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все большее возрастание роли высокоавтоматизированных автомобилей и расширение сферы их применение в современных условиях, в том числе, в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции [11,10], противодействия террористическим угрозам и т.п., предъявляет требования к повышению качества правового регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, формально-догматический анализ норм законодательства в данной сфере представляется вполне обоснованным, актуальным в теоретическом и значимым в практическом аспектах

Для целей научного анализа необходимо принципиально разграничить различные категории высокоавтоматизированных автомобилей в зависимости от степени вовлечения в процесс управления, которые они требуют от использующего их лица.

Использование авторских выводов, полученных ранее в результате уже осуществленных исследований, позволяет выделить три категории автомобилей:

1) автомобили, требующие вмешательства управляющего ими лица в качестве запасного варианта обеспечения безопасности на всем пути следования;

2) автомобили, требующие вмешательства использующего их лица только при выходе за пределы среды штатной эксплуатации автомобиля и в чрезвычайных обстоятельствах; и

3) автомобили, не требующие вмешательства использующего их лица в процесс операционного управления

Рассмотрим правовой статус лица, находящегося за рулем автомобиля, относящегося к каждой из категорий.

1) Автомобили, требующие вмешательства управляющего ими лица в качестве запасного варианта обеспечения безопасности на всем пути следования

Данная категория предполагает, что система помощи водителю или автоматизированная система вождения не способна обеспечить полную безопасность автомобиля в процессе его эксплуатации в рамках среды штатной эксплуатации. Соответственно, лицо, управляющее автомобилем обязано сохранять контроль за дорожной ситуацией на протяжении всего пути следования.

Представляется, что административно-правовой статус лица, находящегося за рулем такого автомобиля, ни в коей мере не должен отличаться от административно-правового статуса водителя «низкоавтоматизированного» автомобиля, т.е. автомобиля, не оснащенного автоматизированной системой вождения. В первую очередь, это обусловлено тем, что такое лицо сохраняет контроль за операционным управлением автомобилем на всем пути его следования. Также не усматривается различий и для целей гражданско-правовой ответственности за причинение вреда автомобилем такого рода.

2) Автомобили, требующие вмешательства использующего их лица только при выходе за пределы среды штатной эксплуатации автомобиля

Указанные автомобили предполагают, что лицо, использующее автомобиль, может не вмешиваться в процесс его управления в тех

1 Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств».

2 Абзац 8 п. 1.2 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".

случаях, когда автомобиль действует в заявленных производителем пределах среды штатной эксплуатации. Однако в тех случаях, когда автомобиль начинает использоваться за такими пределами (например, в условиях тумана, гололедицы и т.д.), они требуют передачи управления к водителю.

Правовой статус лиц, управляющих автомобилями данной категории, а также круг их прав и обязанностей, являются наиболее дискуссионными вопросами в рамках обозначенной темы. Так, в литературе высказывается мнение о том, что с административно-правовой точки зрения круг обязанностей водителя по контролю дорожной обстановки должен быть существенно сужен1. В частности, предлагается освободить водителя от обязанности контролировать дорожную обстановку и делегировать функцию контроля автоматической системе вождения при условии, что такая система действует в пределах своей штатной эксплуатации. Несмотря на такое сужение круга обязанностей, возлагаемых на такое лицо, представляется, что оно следует признать, что оно сохраняет за собой статус водителя как с точки административно-правовой, так и с гражданско-правовой точек зрения.

Вместе с тем, для целей виновной гражданско-правовой ответственности видится целесообразным введение минимального стандарта осмотрительности в отношении таких лиц. Так, в силу того, что данные автомобили требуют вмешательства водителя только при выходе за пределы среды штатной эксплуатации (например, в условиях тумана, гололедицы и т.д.), в общем случае водитель не должен признаваться виновным, если автомобилем управляла система автоматизированного управления, действующая в пределах предусмотренной среды штатной эксплуатации. В данном случае должно признаваться право водителя доверять гарантиям безопасности, данным производителем в отношении эксплуатации системы автоматизированного управления в определенных условиях. В таких случаях водитель может быть признан виновным только тогда, когда он не принял на себя управление автомобилем по запросу системы автоматизированного управления или сбой ее работы был настолько явным из обстановки, что его наличие было бы очевидным для любого среднего добросовестного водителя. Таким образом, нормативным образом, либо на уровне судебной практики за такими водителями может быть закреплена презумпция отсутствия вины в тех случаях, когда автомобилем управляла система автоматизированного управления в пределах среды своей штатной эксплуатации.

3) Автомобили, не требующие вмешательства использующего их лица в процесс операционного управления

Такие автомобили не требуют вмешательства использующего их лица в операционное управление на всем пути своего следования. В теории такие автомобили могут даже не предусматривать в своей конструкции руля и педалей. Таким образом, управление ими может осуществляться исключительно с помощью электронных интерфейсов.

Применительно к таким автомобилям может быть поставлен вопрос о признании лица, использующего автомобиль, пассажиром. Такой статус может сохраняться за таким лицом до тех пор, пока он не использует ручное управление автомобилем. С точки зрения административного права для такого лица может быть существенно ограничен круг обязанностей, возлагаемых на него ПДД. С точки зрения же гражданско-правовой ответственности, представляется разумным признать, что виновная ответственность лица, управляющего таким автомобилем может наступать лишь в тех случаях, когда вред был причинен во время ручного управления автомобилем.

Выводы

По итогам анализа, проведенного в данной статье, могут быть сделаны следующие выводы касательно административно-правового и гражданско-правового статуса водителя применительно к каждой из категорий.

Что касается автомобилей, требующих вмешательства управляющего ими лица в качестве запасного варианта обеспечения безопасности на всем пути следования, то в ракурсе административно-правового и гражданско-правового регулирования водители указанной категории автомобилей по своему статусу и кругу возлагаемых на них обязанностей не отличаются от водителей традиционных, «низкоавтоматизирован-ных» автомобилей.

В отношении автомобилей, требующих вмешательства использующего их лица только при выходе за пределы среды штатной эксплуатации автомобиля, в статье обосновывается предложение об уменьшении круга обязанностей лиц, управляющих такими автомобилями, за счет легализации права делегировать функции контроля за дорожной обстановкой автоматизированной системе вождения, действующей в пределах среды своей штатной эксплуатации, при этом с сохранением за такими лицами статуса водителя. Вместе с тем, предполагается, что в сфере гражданско-правовой ответственности для таких водителей возможно понижение действующего стандарта осмотрительности. Кроме того, в статье выдвигается предложение об установление опровержимой презумпции отсутствия вины в тех случаях, когда автомобилем управляла система автоматизированного управления в пределах среды своей штатной эксплуатации.

И, наконец, в отношении лиц, осуществляющих управление автомобилями, не требующими вмешательства использующего их лица в процесс операционного управления, следует поставить вопрос о закреплении за ними статуса пассажира на то время, пока автомобилем управляет автоматизированная система вождения. С точки зрения гражданско-правовой ответственности это может означать введение минимального стандарта осмотрительности для таких лиц. Так, виновная ответственность лица, управляющего автомобилем в общем случае может наступать лишь тогда, когда вред был причинен во время ручного управления автомобилем.

1 Law Commission, Scottish Law Commission. Automated vehicles: joint report. Law Commission Report No 404 / Scottish Law Commission Report No 258. 26 January 2022. P. 36.

Библиогра фия:

1. Бажина, М. А. Основные тенденции развития правового регулирования осуществления перевозок в условиях цифровизации / М. А. Бажина // Юрист. 2021. - № 11. - С 44-50

2. Землин, А. И. Аксиологические подходы к формированию правовой культуры специалиста-транспортника в современных условиях / А. И. Землин, И. В. Холиков // Сборник научных трудов ИЗИСП «Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации. — Москва : Инфра-М. 2020. С. 403 - 411

3. Землин, А. И. Организационно-правовые проблемы предупреждения завоза и распространения массовых инфекционных заболеваний на транспорте (на примере пандемии коронавирусной инфекции COVID-19) : монография / А. И. Землин, М. В. Кленов, И. В. Холиков. — Москва : Русайнс, 2020

4. Землин, А.И. Опыт правового регулирования и организации обучения и преподавания в Императорском московском инженерном училище: 1896-1913 / А.И. Землин, Ю.И. Петров //Вестник архивиста. 2021. № 1. С. 248-258. DOI 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

5. Землин, А.И. Формирование правовой культуры специалиста на транспорте как условие реализации Транспортной стратегии и достижения национальных целей социально-экономического развития России / А.И. Землин // В сборнике: Транспортная безопасность и противодействие терроризму на транспорте: правовые и организационные аспекты. Сборник научных трудов по результатам II Международного научного форума. Российский университет транспорта, Юридический институт. Москва, 2021. С. 21-28

6. Лукашевич, С. В. Беспилотное транспортное средство: смена парадигмы как следствие цифровизации экономики / С. В. Лукашевич // Транспортное право. - 2019. - № 3. С. 3-5

7. Петров, Ю.И. Зарождение системы управления путями сообщения и транспортного законодательства России в IX - XVIII веках // Ю.И. Петров, А.И. Землин, О.М. Землина. // Мир транспорта. 2019. Т. 17. № 3 (82). С. 260-277. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277.

8. Торшин, А.А. Характеристика беспилотных автомобилей в контексте обязательств вследствие причинения вреда / А.А Торшин, А. И. Землин // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1 (37). С. 113-123.

9. Фёдоров, Д.В. Безвиновная ответственность за причинение вреда при эксплуатации высокоавтоматизированного и полностью автоматизированного транспортного средства как источника повышенной опасности / Д.В. Фёдоров // Вестник гражданского права. 2020. № 6. С. 191-211

10. Chernogor N.N., Zemlin A.I., Kholikov I.V., Mamedova I.A. Impact of the Spread of Epidemics, Pandemics and Mass Diseases on Economic Security of Transport // E3S Web of Conferences, Volume 203 (2020) 05019, DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020305019

11. Tiikkaja, H. The effects of COVID-19 epidemic on public transport ridership and frequencies. A case study from Tampere, Finland / Hanne Tiikkaja, RikuVir //Transportation Research Interdisciplinary PerspectivesVolume 10, June 2021, 100348 https://doi.org/10.1016/j.trip.2021.100348

References:

1. Bazhina, M. A. The main trends in the development of legal regulation of transportation in the conditions of digitalization / M. A. Bazhina // Lawyer. 2021. - No. 11. -

From 44-50

2. Zemlin, A. I. Axiological approaches to the formation of legal culture of a transport specialist in modern conditions / A. I. Zemlin, I. V. Kholikov // Collection of scientific papers from the Institute "Legal values in the light of new paradigms of development of modern civilization. — Moscow : Infra-M. 2020. pp. 403 - 411

3. Zemlin, A. I. Organizational and legal problems of preventing the importation and spread of mass infectious diseases in transport (on the example of the COVID-19 coronavirus pandemic) : monograph / A. I. Zemlin, M. V. Klenov, I. V. Kholikov. — Moscow : Rusains, 2020

4. Zemlin, A.I. The experience of legal regulation and organization of training and teaching at the Imperial Moscow Engineering College: 1896-1913 / A.I. Zemlin, Yu.I. Petrov // Bulletin of the Archivist. 2021. No. 1. pp. 248-258. DOI 10.28995/2073-0101-2021-1-248-258

5. Zemlin, A.I. Formation of the legal culture of a specialist in transport as a condition for the implementation of the Transport strategy and the achievement of national goals of socio-economic development of Russia / A.I. Zemlin // In the collection: Transport security and countering terrorism in transport: legal and organizational aspects. Collection of scientific papers based on the results of the II International Scientific Forum. Russian University of Transport, Law Institute. Moscow, 2021. pp. 21 -28

6. Lukashevich, S. V. Unmanned vehicle: paradigm shift as a consequence of digitalization of the economy / S. V. Lukashevich // Transport law. - 2019. - No. 3. pp. 3-5

7. Petrov, Yu.I. The origin of the management system of communication routes and transport legislation of Russia in the IX - XVIII centuries // Yu.I. Petrov, A.I. Zemlin, O.M. Zemlina. // World of Transport. 2019. Vol. 17. No. 3 (82). pp. 260-277. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-260-277.

8. Torshin, A.A. Characteristics of unmanned vehicles in the context of obligations due to harm / A.A. Torshin, A. I. Zemlin // Transport law and security. 2021. No. 1 (37). pp. 113-123.

9. Fedorov, D.V. Innocent liability for causing harm during operation of a highly automated and fully automated vehicle as a source of increased danger / D.V. Fedorov // Bulletin of Civil Law. 2020. No. 6. pp. 191-211

10. Chernogor N.N., Zemlin A.I., Kholikov I.V., Mamedova I.A. Impact of the Spread of Epidemics, Pandemics and Mass Diseases on Economic Security of Transport // E3S Web of Conferences, Volume 203 (2020) 05019, DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020305019

11. Tiikkaja, H. The effects of COVID-19 epidemic on public transport ridership and frequencies. A case study from Tampere, Finland / Hanne Tiikkaja, RikuVir //Transportation Research Interdisciplinary PerspectivesVolume 10, June 2021, 100348 https://doi.org/10.1016/j.trip.2021. 100348

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.