Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
строительство / саморегулируемые организации в сфере строительства / ассоциации / профессиональные объединения / некоммерческие организации / construction / self-regulating organizations in the field of construction / associations / professional associations / non-profit organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Молчанов Максим Дмитриевич

в статье представлен обзор правового статуса саморегулируемых организаций в сфере строительства в России и за рубежом. Проанализированы базовые положения, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства в России. Проведен сравнительный анализ правового статуса саморегулируемых организаций и ассоциаций. Кроме этого, был проведен правовой анализ и сравнение данного института в разных странах. В статье был сделан упор на рассмотрение правового регулирования саморегулируемых организаций в США и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION IN RUSSIA AND ABROAD

the article provides an overview of the legal status of self-regulating organizations in the construction sector in Russia and abroad. The basic provisions regulating the activities of self-regulatory organizations in the construction sector in Russia are analyzed. A comparative analysis of the legal status of self-regulating organizations and associations is carried out. In addition, a legal analysis and comparison of this institution in different countries was carried out. The article focuses on the consideration of the legal regulation of self-regulatory organizations in the USA and Germany.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

УДК 349.442

Молчанов Максим Дмитриевич

Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Институт Частного права

Россия, Москва

molchanov2014@gmail.com

Molchanov Maksim The University named after O.E. Kutafin (MSAL)

The Institute of Private Law

Russia, Moscow

ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Аннотация: в статье представлен обзор правового статуса саморегулируемых организаций в сфере строительства в России и за рубежом. Проанализированы базовые положения, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере строительства в России. Проведен сравнительный анализ правового статуса саморегулируемых организаций и ассоциаций. Кроме этого, был проведен правовой анализ и сравнение данного института в разных странах. В статье был сделан упор на рассмотрение правового регулирования саморегулируемых организаций в США и Германии.

Ключевые слова: строительство, саморегулируемые организации в сфере строительства, ассоциации, профессиональные объединения, некоммерческие организации.

THE LEGAL STATUS OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS IN THE

FIELD OF CONSTRUCTION IN RUSSIA AND ABROAD Annotation: the article provides an overview of the legal status of self-regulating organizations in the construction sector in Russia and abroad. The basic provisions

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

regulating the activities of self-regulatory organizations in the construction sector in Russia are analyzed. A comparative analysis of the legal status of self-regulating organizations and associations is carried out. In addition, a legal analysis and comparison of this institution in different countries was carried out. The article focuses on the consideration of the legal regulation of self-regulatory organizations in the USA and Germany.

Key words: construction, self-regulating organizations in the field of construction, associations, professional associations, non-profit organizations.

Саморегулируемые организации (далее - СРО) в строительстве представляют собой довольно распространенное явление. Так, СРО - это некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации или строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, либо со специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Необходимость в создании СРО в сфере строительства возникла в связи с необходимостью контроля деятельности строительных организаций при минимальном участии государства. До 2010 года данные функции были возложены на государство путем осуществления лицензирования строительной деятельности. Далее эта обязанность была переложена непосредственно на самих участников рынка.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО необходимо соответствовать определенным требованиям. Обозначим основные из них: наличие компенсационного фонда (компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации), наличие у некоммерческой организации стандартов СРО и внутренних документов, разработка и утверждение которых являются обязательными, объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц (в отношении СРО осуществляющие строительство, нужно не менее ста), для СРО осуществляющие строительство, необходимо отсутствие территориальных подразделений, обособленных филиалов и представительств, расположенных за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором такая некоммерческая организация зарегистрирована (данное требование не распространяется на СРО, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих подготовку проектной документации).

Существует несколько видов объединений: СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; подготовку проектной документации; осуществляющие непосредственно строительство.

Стоит отметить, что не для всех участников строительного рынка членство в СРО является обязательным. Так, обязанность состоять в СРО не возлагается на следующих субъектов: государственные и муниципальные унитарные предприятия; если размер обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства не превышает 10 млн. рублей; юридическим лицам, где учредителями выступают публично-правовые образования (с долей собственности 50% и выше); предприниматели, которые занимаются строительством объектов индивидуального жилищного строительства, объектов не являющимися объектами капитального строительства, вспомогательных сооружений.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Стоит также упомянуть о целях СРО в сфере строительства, которые закреплены в градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ). СРО в сфере строительства преследует следующие цели: предупреждение причинения вреда, повышение качества выполнения работ, обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда. Очевидно, что деятельность СРО направлена как на уменьшение вреда во время осуществления строительства и иных работ, так и создание дополнительных требований при осуществлении этих работ. На наш взгляд, данный подход является более гибким решением по сравнению с лицензированием, так как сами строительные организации участвуют в разработке требований к строительным организациям и могут в лучшей степени оценить необходимость наличия тех или иных требований. Члены СРО имеют множество преимуществ по сравнению с застройщиками, проектировщиками и изыскателями, не входящими в СРО.

Далее необходимо рассмотреть преимущества членства в СРО. СРО представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; возможность возмещения ущерба, причиненного заказчику, за счет компенсационных фондов; возможность участия в различных тендерах в том числе государственных (так как членство в СРО является обязательным); обмен опытом и наработками с другими членами.

Участие в СРО повышает престиж строительной организации и доверие у заказчиков за счет формирования компенсационных фондов и предъявления повышенных требований к членам СРО.

Однако есть определенные проблемы в сфере рассматриваемых отношений. В законе не определен общий механизм привлечения к ответственности причинителя вреда (члена СРО), последовательность предъявления требований к указанным лицам, основания, условия и сроки

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

выплаты средств из компенсационного фонда СРО. Кроме того, установление дополнительных требований к участникам СРО носит необязательный характер, в связи с этим многие СРО не устанавливают дополнительные требования к процессу осуществления строительства и корпоративному управлению компании. Соответствующие недостатки в правовом регулировании могли бы быть решены в специальных законах, однако они так и не были решены. Следует более подробно рассмотреть обозначенные проблемы и возможные пути их решения.

Как гласит статья 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации при наличии у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда [7]. СРО в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков, произведенных членом СРО товаров (работ, услуг).

В ГрК РФ отсутствуют нормы, в которых указаны основания привлечения СРО к субсидиарной ответственности по обязательствам его членов. Исходя из ст. 62 ГрК РФ следует, что в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение 10 дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы: о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, и размерах возмещения; об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц; о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Нормы ГрК не конкретизируют является ли данное заключение основанием для выплаты средств из компенсационного фонда в случае отказа или невозможности выплатить эту компенсацию застройщиком. Например, если обратиться к положению о компенсационном фонде возмещения вреда Ассоциации дорожно-строительных компаний Саморегулируемой организации «Капитальный ремонт и благоустройство», то там указано, что выплата из компенсационного фонда возмещения вреда осуществляется на основании требования заявителя и вступившего в законную силу решения суда. Такое же положение закреплено в положении о компенсационном фонде возмещения вреда Ассоциации строителей «Саморегулируемая организация «Строительные Допуски». В большинстве случаев для выплаты из компенсационного фонда нужно решение суда. Есть исключения, когда СРО устанавливают внесудебный порядок рассмотрения требований кредиторов, однако они малочисленны. Необходимо доработать законодательство и прописать в статье 62 ГрК РФ возможность на основании заключения технической комиссии получить выплаты из компенсационного фонда.

Еще одной важной проблемой является установление дополнительных требований к участникам СРО. Стоит отметить,что установление дополнительных требований для участников СРО является необязательным. В большинстве случаев СРО устанавливают дополнительные требования к получению сертификата ISO и дополнительные требования к осуществлению строительства, которые разработаны НОСТРОЙ. На наш взгляд, СРО в полной мере не пользуются данной возможностью для установления дополнительных требований. Ряд стандартов, которые были разработаны НОСТРОЙ, требуют актуализации. Так же в большинстве случаев они не устанавливают дополнительные требования к осуществлению строительства. СРО не устанавливают требования по получению зарубежных сертификатов WELL, LEED, DGNB или отечественного сертификата GREEN ZOOM. Данные стандарты устанавливают повышенные требования к процессу осуществления

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

строительства и последующей эксплуатации, а также повышенные требования к охране окружающей среды и рациональному использованию ресурсов. Однако если СРО будут вводить данные требования, то при выборе, в какую СРО вступить, на первое место будут выходить СРО, где данное требование отсутствует. В связи с этим данная мера является бессмысленной.

На наш взгляд, решением данной проблемы может являться установление дополнительных требований для участников тендерных торгов. Строительные госконтракты занимают существенную долю в строительном секторе экономики, в связи с этим СРО, вводящие дополнительные требования, стали бы более конкурентоспособными за счет предоставления своим участникам возможности участия в тендерных торгах. Установление дополнительных требований может стать действенным механизмом для более активного внедрения повышенных требований к строительству, что в свою очередь приведет к конкурентоспособности СРО на рынке.

Как уже было отмечено, в соответствии с законодательством СРО создаются в форме ассоциации (союза). Однако, на наш взгляд, СРО и ассоциации хоть и похожи, но являются разными некоммерческими организациями. Ассоциации, как и СРО, являются объединениями, которые представляют и защищают общие, в том числе профессиональные интересы участников для достижения общественно полезных, а также иных целей. И все же главное отличие СРО от ассоциации, является то, что для деятельности в строительной сфере вступление в СРО является обязательным. То есть институт СРО фактически заменяет лицензирование. СРО имеет определенные властные полномочия, которые отсутствуют у ассоциаций.

Еще одним отличием является то, что саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов. Однако ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов и это, на наш взгляд, тоже является существенной характеристикой именно СРО.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Наличие членства в СРО предполагает принятие субъектами профессиональной или предпринимательской деятельности повышенных обязательств, в том числе перед потребителями и третьими лицами, что и является отличительным признаком от ассоциаций. СРО в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков, произведенных членом СРО товаров (работ, услуг).

Кроме этих отличий, есть особенности в выходе из ассоциаций и СРО. В случае прекращения членства в СРО бывший член не может вступить в течение одного года в другую СРО, а в отношении ассоциаций такого ограничения нет.

Порядок осуществления ликвидации также имеет свои особенности. При ликвидации ассоциации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется на удовлетворение интересов ее членов в связи с достижением целей деятельности ассоциации и (или) на благотворительные цели в порядке, определенном Общим собранием членов. При ликвидации СРО члены СРО могут получить денежные средства из компенсационного фонда, если они были приняты в другую СРО. Члены обязаны подать заявление в национальное объединение о перечислении зачисленных на счет такого национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме.

Для комплексного изучения института СРО необходимо также рассмотреть и регулирование СРО за рубежом.

В США создание СРО является распространенным способом регулирования профессиональной деятельности в различных отраслях, включая строительство. Как правило, профессиональные объединения оформлялись на базе отраслевого законодательства, регулирующего определенные сегменты экономики [6, с. 91]. Структура СРО и функции схожи в разных штатах, поэтому в рамках данной статьи будет рассмотрен только один штат

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Калифорния. Например, в штате Калифорния функционируют СРО, такие как Contractors State License Board, California Architects Board и др. Каждая из них занимается регулированием определенных аспектов деятельности строителей и подрядчиков. Остановимся на некоторых из них более подробно.

Государственный лицензионный совет подрядчиков (далее - CSLB) был создан в 1929 году как Бюро лицензирования подрядчиков при Департаменте профессиональных стандартов (Department of Professional and Vocational Standards) [1]. Сегодня CSLB входит в состав Департамента по делам потребителей. Совет CSLB, состоящий из 15 членов, назначает исполнительного директора и определяет политику деятельности. В соответствии с Кодексом бизнеса и профессий 7002 в состав Совета входят 10 представителей общественности (в том числе один представитель профсоюзов, один государственный служащий в области строительства и один представитель общегосударственной организации пожилых людей) и пять подрядных организаций [2]. Назначения производятся губернатором и собранием штата. Кроме совета, в CSLB существуют комитеты, которые занимаются определенной деятельностью. В настоящее время действует пять комитетов: исполнительный, правоприменительный, лицензирующий, законодательный и по связям с общественностью.

CSLB лицензирует и регулирует деятельность подрядчиков по 44 классификациям, которые составляют строительную отрасль. CSLB занимается выдачей лицензий на профессиональную деятельность в области строительства, контролирует и надзирает за деятельностью подрядчиков и предоставляет потребителям информацию о лицензированных подрядчиках и возможных проблемах с ними. CSLB занимается обеспечением соблюдения законодательства и стандартов в области строительства, включая проверку соответствия проектов требованиям кодексов и нормативных актов.

California Architects Board (далее - CAB) является саморегулируемой организацией. CAB — это учреждение, которое регулирует и контролирует

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

архитектурную деятельность в Калифорнии. Она является частью Department of Consumer Affairs (департамента по вопросам потребителей) штата Калифорния и отвечает за лицензирование и надзор за архитекторами, работающими в этом штате. По своей структуре CAB не сильно отличается от CSLB. Единственное отличие заключается в том, что вместо строительных организаций в нее должны входить организации, занимающиеся архитектурной деятельностью. CAB устанавливает и применяет правила и стандарты для практики архитектуры, включая требования к образованию, опыту и профессиональной компетенции архитекторов. Она также обеспечивает соблюдение этих требований, проводя проверки, выдачу лицензий и рассмотрение жалоб на архитектурную практику.

Так же есть ассоциации, которые представляют интересы строительных компаний из разных штатов. Одним из таких примеров является Национальная ассоциация строителей жилья (далее - NAHB). NAHB является крупнейшей ассоциацией строителей жилой недвижимости в США и представляет интересы более чем 140 000 компаний, занимающихся строительством домов. Ассоциация предлагает стандарты, предоставляет площадку, на которой строительные организации могут узнать и обсудить новейшие технологии строительства, ознакомиться с новейшими продуктами и пообщаться с другими участниками отрасли жилищного строительства.

NAHB неизменно называют одним из ведущих лоббистов в Вашингтоне [3]. NAHB имеет также комитет политических действий BUILD -PAC, который способствует продвижению кандидатов в Конгресс США. Кроме того, NAHB работает с федеральными агентствами, правительствами штатов и местными органами власти над нормативными актами, затрагивающими жилищную отрасль в области ипотечного финансирования, строительных норм, энергоэффективности и окружающей среды. Управление экономической и жилищной политики NAHB проводит независимые исследования и выпускает ряд публикаций и индексов, в том числе индекс рынка жилья (HMI) NAHB/

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Wells Fargo. NAHB предлагает своим членам непрерывное образование с помощью курсов (как онлайн, так и очные курсы).

Сравнение отечественной и американской модели саморегулирования позволяет выделить ряд отличий. Первым отличием является то, что вступление в СРО в США является необязательным. В России СРО являются юридическими лицами, созданными представителями отрасли с целью регулирования деятельности своих членов и предоставления им права на осуществление строительной деятельности. Вступление в СРО в России является обязательным для осуществления строительства. В США, система регулирования строительной деятельности основана на лицензировании строительной деятельности, выдаваемых органами государственного управления, такими как Contractors State License Board. Получение лицензии является обязательным для осуществления строительной деятельности в США. СРО в США больше похожи на ассоциации, так как могут устанавливать дополнительные требования и стандарты для своих членов, как и СРО и ассоциации в России, но вступление в них не является обязательным для осуществления строительной деятельности в отличие от СРО в России. На наш взгляд, CSLB и CAB больше всего похожи на СРО в России, так как в их структуру входят строительные организации, которые оказывают существенное влияние на деятельность, они функционирует как отдельное агентство, имеющее свою организационную структуру, совет и полномочия, определенные законодательством Калифорнии. Однако стоит отметить, что они являются государственными агентствами, которые отчитываются перед законодательным собранием Калифорнии, также организации не могут прямо вступать в CSLB и CAB в качестве членов или участников, строительные организации могут вступить только после утверждение их губернатором и законодательным собранием. Поэтому можно сделать вывод, что эти организации не являются СРО в прямом смысле, а функционируют как отдельные агентства. Если рассмотреть NAHB, то данная организация является

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

ассоциацией. Она представляет интересы строительной отрасли, но не имеет прямого регулирующего влияния на деятельность своих членов, как это бывает в СРО. Исходя из этого, можно сделать вывод, что хоть CSLB и CAB являются государственными агентствами они ближе всего похожи на СРО в рамках российского законодательства с определенными оговорками, а NAHB больше похож на ассоциацию, нежели на СРО. Важно понимать, что различия в системах регулирования и терминологии могут приводить к некоторому отличию в понимании и классификации организаций в этих странах.

Следующее отличие -это организационная структура СРО. В совет CSLB и CAB, обязательно должны быть включены представитель профсоюзов и один представитель общегосударственной организации пожилых людей. Такой состав определен тем, что деятельность СРО в США направлена не только на представление и защиту интересов строительных организаций, но и интересов потребителей, а также работников в данной сфере. Полагаем, что это является наиболее оптимальным вариантом по сравнению с отечественной моделью саморегулирования, так как при функционировании СРО будет учитываться мнение не только строительных компаний, но и других заинтересованных сторон. В отношении NAHB такие требования к структуре отсутствуют.

Еще одно отличие заключается во влиянии на деятельность государства. Как уже было отмечено выше, NAHB способствует продвижению кандидатов в Конгресс США. Кроме того, NAHB работает с федеральными агентствами, правительствами штатов и местными органами власти над нормативными актами, затрагивающими жилищную отрасль в области ипотечного финансирования, строительных норм, энергоэффективности и окружающей среды. Если рассматривать данные аспекты, можно прийти к выводу, что СРО в США имеют значительное влияние на государственные органы, в отличие от отечественных.

Данное влияние обеспечивается репутационными механизмами. Саморегулирование важно рассматривать как правовое средство, применение

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

которого позволяет качественно изменять уровень регулирования общественных отношений, развития экономики, общества, реализовывать новую систему ценностей [8, с. 7]. Фактически репутация саморегулируемой организации состоит из образа, составленного целевыми аудиториями из информации об организации по разделам:

Информационная открытость СРО. Это, прежде всего, наличие на сайте организации всех сведений, обязательных для размещения саморегулируемыми организациями, а также своевременное их обновление;

Отсутствие нарушений законодательства в деятельности СРО, выявленных при проверках специалистами Ростехнадзора, НОСТРОЙ, НОПРИЗ;

Отсутствие задолженности по взносам в НОСТРОЙ, НОПРИЗ. Это косвенный показатель финансовой стабильности СРО;

Количество членов. От суммы членских взносов зависит бюджет организации, способность содержать аппарат высококвалифицированных специалистов, достаточный для выполнения всех функций СРО;

Отсутствие нарушений законодательства со стороны СРО по отношению к своим членам. На сайте СРО должна быть размещена информация о судебных делах.

Однако, как отмечалось в докладе Минэкономразвития в российской экономике крайне слабо развиты различного рода репутационные и сигнальные механизмы, присутствует высокая инерционность общественного сознания, и отсутствует необходимый уровень доверия потребителей к субъектам предпринимательства. С другой стороны, и сами предпринимательские структуры далеко не всегда готовы и даже заинтересованы в развитии культуры корпоративного управления, повышении эффективности собственной деятельности и обеспечении высокого качества ее результатов [4, с. 17].

Фактически на данный момент СРО не могут оказывать какого-либо значительного влияния как на государственные органы, так и на общественное

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

мнение из-за неразвитости механизмов, рассмотренных выше. Несмотря на то, что НОПРИЗ и НОСТРОЙ представляют интересы СРО в органах государственной власти, они не имеют существенного влияния на принятие решений государственными органами. В итоге получается, что СРО пусть даже и имеют определенные надзорные и контрольные функции, но какое-либо влияние оказывать не могут. При этом строительные компании и сами СРО в сфере строительства обладают значительными финансовыми и иными ресурсами для продвижения определенных инициатив, как видно на примере США. Из этого следует, что СРО может или стать площадкой для продвижения кандидатов, которые представляли бы их интересы в органах государственной власти, как, например, NANB, или привлекать представителя от СРО, который бы представлял интересы в региональных и местных органах власти, как, например, CSLB и CAB. На наш взгляд, лучшим подходом является внедрение представителей СРО в органы власти на примере CSLB и CAB. Статьей 13 ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" предусмотрено создание общественных советов, которые выполняют консультативно -совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля [9]. Однако общественные советы, как и СРО, не обладают какими-либо существенными полномочиями или влиянием, позволяющими оказывает воздействие на принятие решения органами государственной власти. По нашему мнению, было бы разумно создать коллегиальные органы государственной власти, в которые вошли бы представители от органов государственной власти, представители СРО и представители других организаций, вовлеченные в строительную деятельность. Данный орган принимал бы решение большинством голосов. Или можно было бы создать коллегиальный орган, в который также входили бы представители СРО и представители других организаций, который бы разрабатывал заключение по нормативно-правовым актам, принимаемыми органами государственной власти. У каждого из этих подходов есть как свои плюсы, так и свои

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

недостатки. Если рассматривать коллегиальный орган государственной власти, то процесс принятия решения усложняется и потребует намного большего времени, так как каждый представитель продвигал бы свои собственные интересы, что затрудняет принятие единого решения по любому вопросу. Если рассуждать про орган, который разрабатывал бы заключение, то тут возникает проблемы, связанные с учетом этого заключения при принятии решения. Признание данного заключения обязательным, то есть внесение органом обязательном порядке поправок в соответствии с данным заключением или составление мотивированный ответ, почему данные изменения нельзя выполнить, также в значительной степени усложняет процесс принятия решения. В ином случае орган государственный власти может просто проигнорировать данное заключение и принять акт. Поэтому при рассмотрении одного из данных подхода необходимо проработать данные аспекты.

Кроме США, СРО развиты и в Европейских странах. В Европе СРО являются распространенным способом регулирования профессиональной деятельности в различных отраслях, в том числе и в строительстве. В Европейском Союзе (далее - ЕС) роль СРО закреплена в директивах, которые описывают процесс регулирования профессиональной деятельности и обеспечения безопасности в различных отраслях, включая строительство. Например, Директива ЕС 2005/36/EC касается признания государствами-членами профессиональных квалификаций, полученных в других государствах-членах, а также определяет процедуру признания профессиональной квалификации и ее эквивалентности между странами-членами ЕС. Данная директива также распространяется и на строительную отрасль. Директива рекомендует использование СРО для регулирования профессиональной деятельности в различных отраслях, в том числе и в строительстве.

Кроме того, в некоторых странах Европы СРО имеют свой собственный законодательный статус, например, в Германии, Франции, Италии, Испании и других странах. В Германии СРО регулируют деятельность в различных

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

отраслях, включая строительство. В целом, использование СРО в Европе зависит от конкретной страны и отрасли, и может быть различным в разных контекстах. Считаем целесообразным более подробно остановимся на одной из стран ЕС, а именно Германии.

Architektenkammer (Палата архитекторов) — это профессиональная организация, объединяющая архитекторов в Германии. Каждый субъект в Германии имеет свою собственную Architektenkammer, и они действуют в соответствии с законодательством и правилами, установленными в каждом субъекте. Например, Architektenkammer Berlin является СРО в сфере архитектурной деятельности. Членство в Architektenkammer Berlin обязательна для архитекторов. Для того чтобы вступить в данное СРО самостоятельно, необходимо успешно завершить обучение по соответствующей специальности, проучившись в немецком вузе или вузе страны участницы Европейского союза не менее четырех лет, а также иметь опыт работы путем прохождения стажировки не менее двух лет. Для организаций необходимо предоставить документы о регистрации, наличие страхового покрытия, наличие в штате сотрудников соответствующей квалификации и имеющие больше половины капитала организации или голосующих акций [5].

Если перейти к рассмотрению структуры Architektenkammer Berlin, то она состоит из совета директоров, регистрационного комитета, совета представителей. Совет Architektenkammer Berlin избирается собранием представителей сроком на четыре года. Он состоит из президента, двух вице-президентов и как минимум четырех других членов правления. Президент и вице-президент избираются из числа членов, зарегистрированных в качестве внештатных сотрудников. Другой вице-президент избирается из числа государственных служащих или штатных сотрудников. Среди членов представлены все дисциплины и виды занятости. Совет директоров управляет делами палаты.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Собрание представителей является важным органом Architektenkammer Berlin и избирается каждые четыре года тайным голосованием членов палаты. В состав Ассамблеи представителей входит 41 член, из которых не менее 21 являются внештатными работниками в соответствии с положением о выборах. Каждая дисциплина представлена не менее чем двумя членами. Совет директоров и президент избираются из числа членов собрания представителей. Собрание представителей, принимает решения об уставе, актах палаты и бюджете, а также принимает решения о целях и мерах политики палаты. Она также отвечает за формирование комитетов палаты.

Ingenieurkammer (Палата инженеров): Членство в Ingenieurkammer может быть обязательным для инженеров-строителей, занимающихся инженерным проектированием и/или контролем строительных работ. Ingenieurkammer в Германии является формой саморегулируемой организации в области инженерных изысканий. Она регулирует и контролирует деятельность инженеров, работающих в строительной отрасли. Членство в Ingenieurkammer является обязательным для инженеров. Ingenieurkammer выполняет, среди прочего, следующие задачи: регулирование профессиональной деятельности; участие в нормотворчестве; вопросы регулирования и контроля качества; консультации и поддержка членов по техническим и юридическим вопросам, страхованию, защите окружающей среды и т.д. Ingenieurkammer регулируются законами субъектов. В то время как некоторые СРО являются общими для инженеров всех специальностей, другие палаты ограничены определенными видами деятельности. Есть также совместные СРО для инженеров и архитекторов. Стоит отметить, что внутреннее устройство и требования к участникам, то они схожи с Architektenkammer.

Стоит отметить, что СРО, основанное на членстве лиц, осуществляющих строительство, в Германии отсутствуют. Есть только ассоциации, например, Bauverbände. Bauverbände - это ассоциации, объединяющие строительные компании и представляющие их интересы. Данные организации разрабатывают

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

стандарты качества, нормы и правила для выполнения строительных работ. Членство в подобных организациях не является обязательным. Как и в США, непосредственное строительство подлежит лицензированию.

На основе изложенного можно сделать вывод, что СРО обязательны в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации. Так как инженеры, проектировщики и архитекторы непосредственно выполняют данную деятельность. Однако СРО в понимании российского права в других сферах связанные с строительством отсутствуют. В данной сфере преобладают ассоциации. Есть и другое отличие, связанное с требованием о наличии в компании архитекторов и инженеров, обладающие больше половины капитала организации или голосующих акций, то это больше связано с особенностью корпоративного управления в Германии.

Анализ зарубежного законодательства позволяет констатировать, что за рубежом преобладают ассоциации, представляющие интересы своих членов. Вступление в них не является обязательным, но они все равно оказывают значительное влияние на строительную деятельность. Как уже было отмечено, ассоциации и департаменты в США влияют на строительную деятельность путем лоббирования интересов строительных и иных компаний в государственных органах или напрямую участвуют в их деятельности. На наш взгляд, стоит рассмотреть возможность создания специальных комитетов в рамках СРО в России, которые смогут давать определенные рекомендации государственным органам при принятии тех или иных решений в рамках строительной отрасли. Стоит отметить, что государство передало часть своих функций СРО, но они не имеют такой значимой роли в строительной отрасли, как ассоциации и департаменты в США. В Германии, так же, как и в США, СРО в российском понимании отсутствуют, за исключением СРО в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации. Однако все же данные СРО существенно отличаются от СРО в России в связи с особенностями корпоративного управления в Германии.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

Список литературы:

1. Contractors State License Board — Текст : электронный // History and Background: [сайт]. — URL: https ://www. cslb. ca.gov/About_Us/History_and_BackGround. aspx (дата обращения: 10.10.2023).

2. California Legislative Information — Текст : электронный // BUSINESS AND PROFESSIONS CODE: [сайт]. — URL: https://leginfo.legislature.ca.gov/faces/codes_displaySection.xhtml?lawCode=BPC&s ectionNum=7002 (дата обращения: 10.10.2023).

3. THE HILL — Текст : электронный // The Hill's Top Lobbyists 2019: [сайт]. — URL: https://thehin.com/business-a-lobbying/business-a-lobbying/474162-the-hills-top-lobbyists-2019/ (дата обращения: 15.10.2023).

4. Всероссийский Профсоюз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций — Текст : электронный // Доклад «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности»: [сайт]. — URL: http ://www.profsro.ru/documents/07_02_2011 /MER_SRO_dec_2010 .pdf (дата обращения: 17.10.2023).

5. Architektenkammer Berlin — Текст : электронный // Architektenkammer Berlin: [сайт]. — https://www.ak-berlin.de/architektenkammer-berlin/architektenkammer.html (дата обращения: 19.10.2023).

6. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. - 2007. - №8. - С. 89.- Текст : непосредственный.

7. Об ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-otvetstvennosti-samoreguliruemyh-organizatsiy-po-obyazatelstvam-svoih-chlenov (дата обращения: 19.10.2023).

^ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №29

8. Мхитарян Ю.И. Ответственность органов государственного управления за нарушение деловой репутации саморегулируемых организаций // Век качества. - 2017. - №3. - С. 4. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 № 212-ФЗ // Российская газета. - 2014 г. - № 163. - Ст. 13 с изм. и допол. в ред. от 27.12.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.