Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИКАТОРА'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИКАТОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
публикатор / исключительные права / смежные права / обнародование / опубликование / publisher / exclusive rights / related rights / publication / publication

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусалов М.А.

В статье автором исследованы правовой статус субъектов права публикатора, основания возникновения правоотношений, регулируемых институтом права публикатора. Автор предлагает подходить к решению проблем комплексно, вариативно и творчески, так как новый институт права не может эффективно функционировать без создания специального механизма реализации норм права, повышения правовой культуры российских граждан, назначения «ответственного» государственного органа за реализацию конкретных нормативных правовых актов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF A PUBLISHER

In the article the author investigates the legal status of the subjects of law of the publisher, the basis of legal relations regulated by the Institute of law of the publisher. The author proposes to approach the problem in a complex, variable and creative way, as the new institution of law can not function effectively without the creation of a special mechanism for the implementation of the law, improving the legal culture of Russian citizens, the appointment of a "responsible" state body for the implementation of specific regulatory legal acts

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИКАТОРА»

УДК 34-01

Мусалов М. А., к.ю.н. доцент кафедры гражданского права Дагестанский государственный университет народного хозяйства

г. Махачкала

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПУБЛИКАТОРА Аннотация: в статье автором исследованы правовой статус субъектов права публикатора, основания возникновения правоотношений, регулируемых институтом права публикатора. Автор предлагает подходить к решению проблем комплексно, вариативно и творчески, так как новый институт права не может эффективно функционировать без создания специального механизма реализации норм права, повышения правовой культуры российских граждан, назначения «ответственного» государственного органа за реализацию конкретных нормативных правовых актов

Ключевые слова: публикатор, исключительные права, смежные права, обнародование, опубликование

Musalov M. A., K. Yu.N. associate Professor associate Professor of civil law Dagestan state University of national economy

G. Makhachkala

THE LEGAL STATUS OF A PUBLISHER Abstract: In the article the author investigates the legal status of the subjects of law of the publisher, the basis of legal relations regulated by the Institute of law of the publisher. The author proposes to approach the problem in a complex, variable and creative way, as the new institution of law can not function effectively without the creation of a special mechanism for the implementation of the law, improving the legal culture of Russian citizens, the appointment of a "responsible" state body for the implementation of specific regulatory legal acts Keywords: publisher, exclusive rights, related rights, publication, publication В современном мире интеллектуальная творческая деятельность человека в различных сферах духовного и материального производства приобретает все большее значение; все большее внимание уделяется ее правовому регулированию.

Директива ЕС от 29 октября 1993 г. № 93/98/ЕЕС «О гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав» (далее по тексту Директива ЕС № 93/98/ЕЕС) предусматривает охрану прав лиц, опубликовавших ранее необнародованных произведений, при условии, что данные произведения перешли в общественное достояние. Так, в ст. 4 Директивы ЕС №93/98/ЕЕС закреплено следующее: «...любое лицо, которое после истечения срока защиты авторских прав впервые законным путем опубликовывает или законным путем сообщает до всеобщего сведения ранее

неопубликованное произведение, должен воспользоваться охраной, равноценной охране экономических прав автора...»[1)1]. Вступившая в действие часть Гражданского кодекса РФ впервые закрепила права публикатора на произведение науки, литературы или искусства в качестве права, смежного с авторским. При этом, данные права охраняются только в отношении произведения, которые были правомерно обнародованы публикатором после 31 декабря 2007 года[ 1)3]. Таким образом, право публикатора является новым для российского законодательства. Тем не менее, появление права публикатора в Гражданском кодексе представляется вполне закономерным. Это связано с необходимостью эффективного решения проблемы использования произведений, которые не были обнародованы при жизни автора. Право публикатора относится к категории прав, смежных с авторскими, так как публикатор не вносит свой творческий вклад в возникновение у него исключительного права.

Говоря об актуальности введения категории «публикатор» в российскую правовую систему, важно отметить моральный аспект данного вопроса. В период отсутствия данной категории в российском праве отношения, связанные с обнародованием ранее не изданных произведений, попадали во внеправовое русло, что, безусловно, порождало злоупотребления. Каждый, кто нашел необнародованное произведение, мог заявить о своих авторских правах на него, что поставило бы под сомнение институт авторского права. Важно отметить, что права публикатора распространяют свое действие на культурные ценности и общественное достояние, которые оставляют основное содержание социального развития в постиндустриальную эпоху. При этом необходимо учитывать, что принцип равного доступа к культурным ценностям закреплен в Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.[1)4] и иных международных законодательных актах. Вместе с тем принцип равного доступа не соблюдается, и российское законодательство развивается через негативное отношение к общественному достоянию: эти работы не защищены исключительным правом.

Согласно гражданскому законодательству право автора первично, а общественные интересы реализуются только после учета индивидуальных особенностей автора. В РФ признаются следующие основания для формирования общественного достояния: истечение срока действия авторских прав (ст. 1282 ГК РФ) и добровольный отказ автора от своих имущественных прав[1)5].

Существуют некоторые особенности определения категории «общественное достояние»:

1) не разработан механизм, позволяющий идентифицировать определенный вид общественного достояния;

2) возникновение так называемого «музейного права». Музеи трансформируют часть общественного достояния на свой баланс. Таким

образом, произведения из общественного достояния превращаются в собственность музея - государственную или частную собственность;

3) законодатель периодически, путем внесения изменений в четвертую часть ГК продлевает срок действия авторского права;

4) общественное достояние не может носить массовый характер в силу того, что количество копий того или иного произведения ограниченно;

5) введение в четвертую часть ГК категории «публикатор». Проблемы заключаются в том, что введение данной категории сводит на нет понятие «общественное достояние». Когда произведение обнародовано публикатором, оно становится доступным всему обществу (хотя по смыслу категории «общественное достояние» произведение и так общедоступно). Вместе с тем, когда права публикатора на обнародование реализовано, произведение из публичного домена попадает в сферу частноправового распоряжения публикатора. Право публикатора является относительно новым институтом гражданского права. В этой связи необходимо отметить, что практическое применение правовых норм, регламентирующих данный институт, затруднено отсутствием четкого механизма реализации правовых норм на практике.

Российский законодатель заимствовал категорию «публикатор» из международных правовых актов, в частности из Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. С точки зрения семантики законодатель не производил рецепцию норм международного права, а создал абсолютно новый правовой институт - «права публикатора». Необходимо отметить, что категория «публикатор» имеет прочную международно-правовую основу. В нормативных правовых актах европейских стран встречаются понятия «агент», «издатель» и др. Данные дефиниции свидетельствуют о том, что в международном праве категория «публикатор» имеет место быть, и российский законодатель позаимствовал данный институт.

У публикатора права возникают в результате обнародования произведения. Согласно пункта 1 статьи 1268 Гражданского кодекса РФ право на обнародование произведения - это «право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.». Таким образом, по своей правовой природе право на обнародование может быть реализовано только один раз. Исключение составляет право на отзыв произведения.

Право на обнародование произведения, в отличие от других личных неимущественных авторских прав - права авторства, права на имя, права на неприкосновенность произведения, носит разовый характер. После этого право на обнародование прекращает свое существование. Возможны различные варианты осуществления действий по обнародованию произведений. Публикатор может сделать это лично (публично прочесть

необнародованное произведение, обнародовать его в СМИ), или "дать согласие на осуществление таких действий" (передать рукопись в театр для постановки или в издательство для опубликования, представить картину на выставке). При этом произведение становится доступным для всеобщего сведения. Для того, чтобы произведение было признано обнародованным, не имеет значения, какое число лиц фактически ознакомились с ним. Перечень действий по обнародованию произведений не является закрытым. Возможно частичное обнародование произведения. В этом случае произведение, состоящее из нескольких отдельных частей, может быть обнародовано по частям. Необходимо отличать частичное обнародование и обнародование элементов содержания произведения в иной форме, чем они фигурируют в произведении. Такое обнародование элементов содержания произведения не будет являться обнародованием произведения. Одним из видов обнародования произведения является его опубликование. Опубликование является одним из самых надежных доказательств факта обнародования произведения. Опубликование произведения - это выпуск в обращение экземпляров произведения. Можно говорить о воплощении произведения в каком-либо материальном носителе, и передачу этих материальных носителей в гражданский оборот в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. Любое опубликованное произведение является обнародованным; однако не любое обнародованное произведение является опубликованным.

Обязательным и важным условием возникновения комплекса прав публикатора является правомерность его действий по обнародованию произведения. Это означает, что действия публикатора не должны нарушать предписаний законодательных актов и противоречить условиям договора, заключенного с гражданином, который затем обнародовал произведение. Обнародование произведения не должно противоречить воле умершего автора. Согласно пункта 3 статьи 1282 Гражданского кодекса РФ «Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном)». Если произведение обнародовано неправомерно, то права публикатора не возникают. Следует отметить, что при неправомерном обнародовании произведения нормы статьи 1342 Гражданского кодекса РФ о том, что «исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке по иску заинтересованного лица, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования настоящего Кодекса в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения» не применяются. Данная норма применяется при неправомерном использовании того произведения, которое было обнародовано правомерно.

В настоящее время разработка действующего механизма реализации прав публикатора на практике осложнена отсутствием понимания смысла данной категории, неразвитостью правовых обычаев применения новых норм в процессе жизнедеятельности и др.

По мнению автора, можно выделить следующие проблемы реализации прав публикатора в РФ.

1. Отсутствие механизма реализации правовых норм на практике. В рамках настоящего исследования необходимо разработать инструкцию о порядке применения статей 1337-1344 ГК РФ [6] (от имени Роспатента). Согласно теории права, законы в идеале должны быть преимущественно актами прямого действия и непосредственно применяться на практике, что позволит сократить количество ведомственных нормативных правовых актов, издание которых детерминировано принятием конкретного закона. По нашему мнению, следует обратить внимание на необходимость повышения эффективности действия подзаконных нормативных правовых актов, и обеспечить их соответствие федеральному законодательству. Ведомственные нормативные акты призваны урегулировать правовой механизм реализации той или иной нормы федерального закона, при этом на практике они зачастую вносят в закон какие-либо коррективы и уточнения, что является недопустимым.

Для реализации статей ГК РФ о публикаторе на практике необходимо издание приказа Министерства образования и науки РФ, согласно которому должна исполняться государственная функция по организации приема заявок на получение статуса публикатора и их рассмотрения. Утвержденный данным приказом административный регламент должен содержать исчерпывающие уточнения статей 1337-1344 ГК РФ.

Детализация указанных норм позволит всем гражданам понимать механизм получения статуса публикатора, права и обязанности, связанные с этим статусом, ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. По нашему мнению, административный регламент должен содержать следующие разделы.

I. Общие положения (нормативно-правовая база, описание заявителей, описание результатов государственных функций).

II. Требование к порядку исполнения государственных функций (сроки исполнения, перечень документов и требования к ним, перечень оснований для отказа в получении статуса публикатора, требование к порядку взаимодействия граждан с Роспатентом).

III. Административные процедуры (прием и регистрация заявки, формальная экспертиза заявки, рассмотрение ее по существу).

IV. Порядок обжалования действия (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при исполнении государственной функции. Необходимо отметить, что принятие регламента основной своей целью имеет фактическую демонстрацию механизма получения статуса публикатора. В этой связи к регламенту необходимо разработать образец заявления от

гражданина на получение статуса публикатора, перечень документов, предоставляемых к заявлению. По нашему мнению, утверждение отдельного регламента по реализации прав публикатора является оптимальной мерой регулирования данных правоотношений. Вместе с тем существует второй вариант создания механизма реализации прав публикатора. При этом варианте необходимо внести изменения в действующий Административный регламент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам касательно включения в него прав публикатора. При этом дополнение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 346 должно содержать:

1) требования к процедуре обнародования (законность, оригинальность; соответствие личности публикатора предъявляемым ГК РФ требованиям);

2) описание административной процедуры ведения реестров зарегистрированных и обнародованных объектов;

3) порядок и формы контроля за реализацией публикатором своих прав. При этом необходимо отметить, что в уголовном и административном законодательстве предусмотрены соответствующие виды ответственности за нарушение авторских и смежных прав. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере авторского права, является Министерство культуры РФ. К функциям Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) относится контроль за реализацией положений главы 71 части четвертой ГК РФ [Там же]. Вместе с тем процедура данной функции не детализирована, вследствие чего механизма реализации прав публикатора на практике не существует.

При этом Роспатент имеет полномочия осуществлять регламентацию реализации прав публикатора.

По нашему мнению, механизм реализации прав публикатора должен строиться на следующих основаниях:

а) описание личности публикатора (правовой статус, компетенция и т.д.);

б) процедура обнародования (место, время, сроки, законность);

в) внесение нового обнародованного произведения в реестр Роспатента;

г) детализация прав и обязанностей публикатора;

д) ответственность публикатора за нарушение законодательства. Отсутствие специального органа исполнительной власти, который бы осуществлял контроль, надзор и управление в сфере реализации прав публикатора. По нашему мнению, данные функции необходимо возложить на Федеральную службу по интеллектуальной собственности Роспатент. При этом важно наделить Роспатент таким объемом полномочий, чтобы это ведомство не только осуществляло контрольно- управленческие функции в сфере обнародования произведений, но и консолидировало все усилия по оптимизации сотрудничества власти и публикаторов, организовывало работу базы обнародованных произведений, обладало правом законодательной инициативы в части, касающейся прав публикатора. Среди всех возможных

видов общественно-полезной деятельности интеллектуальная деятельность занимает особое место. Ее результаты в виде публикаций, в соответствии с действующим законодательством России признаются объектами права публикатора и подлежат правовой охране[2. с.297-301].

Отсутствие в свободном доступе базы данных по обнародованным произведениям. В настоящее время информационные процессы приобрели определяющую роль в развитии права, его институтов. Развитие информационных технологий, появление баз данных («КонсультантПлюс», «Гарант»), повышение эффективности деятельности государственных органов через создание специальных сайтов, обслуживающих население, детерминировали необходимость оформления нормативно-правовой базы информатизации, выделение информационного права в отдельную отрасль права. В этой связи создание базы данных по обнародованным произведениям (к примеру, ресурс http:www.publicator.ru) позволит систематизировать колоссальный объем произведений науки, литературы и искусства в единый архив данных. Данная база позволит каждому лицу получить в свободном доступе всю необходимую информацию об обнародованном объекте, субъекте права - публикаторе, его контактах, возможностях сотрудничества (к примеру, создание сообщества публикаторов, научных сотрудников-публикаторов и т.д., обмен опытом, идеями и тому подобное в рамках данных сообществ). По нашему мнению, единая база обнародованных произведений позволит избежать «дублирования открытий», когда одно и то же произведение (редкое название, обозначение - но одна суть и один автор) будет опубликовано несколько раз. В дальнейшем при реализации настоящей идеи публикаторы смогут эффективно взаимодействовать с Роспатентом, иными государственными органами по решению практически значимых проблем. 4. Отсутствие алгоритма решения межличностных и деловых вопросов, связанных, например, с выяснением между двумя и более субъектами, претендующими на получение статуса публикатора, кто из них будет являться публикатором или каждый субъект получит статус сопубликатора. Следует отметить, что категории «сопубликатор» в российском гражданском праве не существует, поэтому, каким образом будет разрешаться данная коллизия, неясно. По нашему мнению, категорию «сопубликатор» следует определить как «гражданин, который правомерными совместными с иными субъектами действиями организовывал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние». При этом сопубликатором может быть физическое лицо, которое обнаружило объект опубликования посредством участия в научных экспедициях, исследованиях и иных мероприятиях подобного характера. Данное правило призвано ограничивать круг сопубликаторов только научными сотрудниками, консультантами, обладающими специальными знаниями в конкретной области и способными определить ценность найденного объекта.

В этой связи необходимо дополнить статью 1337 ГК РФ термином «сопубликатор», описав его правовой статус. Скудность правоприменительной практики по правам публикатора. Одним из законных и оптимальных способов защиты нарушенных прав является право на обращение в суд. В ГК РФ предусмотрены негаторные, виндикационные и иные виды исковых заявлений. Вместе с тем практика обращения в суд за защитой нарушенных прав публикатора минимальна. По нашему мнению, судебный прецедент играет огромную роль в правовой системе России, являясь одним из важнейших (хотя официально и не признанных) источников права. Отсутствие судебных прецедентов в полной мере отражает вышеописанные проблемы реализации прав публикатора, так как судебные решения должны быть некой конечной формой реализации прав публикатора.

Общепризнано, что продолжительность действия авторских прав в первую очередь определяется стремлением законодателя гарантировать возможность экономической эксплуатации произведения ближайшим родственникам автора. Именно в желании общества обеспечить возможность получения наследниками автора доходов от использования произведения после смерти автора заключается моральное обоснование продления срока действия авторских прав на достаточно длительный срок после смерти автора. Но есть один особый случай: произведения, ставшие доступными обществу только после смерти автора. Поскольку до опубликования наследники автора не могли распространять экземпляры произведения (а также осуществлять и иные формы экономической эксплуатации произведения, если законодательство соответствующей страны не

разделяет «опубликование» и «обнародование» произведения), соответственно, для них важно иметь определенный разумный срок охраны права после обнародования произведения. По этой причине в законах об авторском праве для случаев посмертного опубликования произведений часто предусматриваются особые правила расчета срока действия права на использование произведения. Есть подобная норма и в законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»: п. 5 ст. 27 предусматривает, что авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.

По-видимому, здесь допущена ошибка, поскольку начало действия срока связывается с моментом опубликования (ведь по данному Закону выпуском в свет является именно опубликование), а не обнародование. То есть произведение может быть давно известно обществу (например, если оно публично исполнялось, передавалось в эфир, по кабелю и т.д. и, возможно, неоднократно), права на него истекли, но в силу того, что по каким-то причинам оно не было опубликовано (не стало доступным обществу в виде определенного количества экземпляров), закон разрешает вновь «возродить» права на такое произведение с момента его опубликования. Конечно, это

крайний случай, но он иллюстрирует непродуманность данной формулировки, приводящей к ненужным сложностям в различных ситуациях. Скорее всего, при подготовке закона произошла небольшая путаница с понятием «выпуск в свет», возможно, было также упущено из виду, что в зарубежных законах, активно использующих понятие «опубликование», обычно оно понимается значительно шире. Но здесь есть и другая проблема. Дело в том, что пока произведение лежит в рукописи, неопределенно долго сохраняется возможность продления срока действия права на использование произведения. При этом речь уже может и не идти об обеспечении детей или иных ближайших наследников автора, ведь с момента смерти автора могут пройти сотни лет. А вот обществу такое правило только мешает, поскольку по прошествии длительного времени достаточно трудно, а иногда и невозможно установить, есть ли наследники у автора. В этом случае какое-либо использование произведения будет небезопасно. Чтобы не рисковать, не лучше ли оставить рукопись лежать дальше?

Не стоит думать, что проблема необнародованных произведений касается лишь малоизвестных авторов, значение работ которых тем более утратилось по прошествии данного времени. Характерный пример: у столь известного композитора, как Н.Паганини, из пьес для гитары до сих пор опубликована лишь незначительная часть[7].

Это проблема хорошо известна и в других странах мира. После определенных колебаний в законодательство стали вноситься изменения, касающиеся охраны произведений, опубликованных после смерти автора. Подходы были различными. Так, в ходе пересмотра авторского законодательства в Великобритании в 1988 г. установлено, что произведения, не опубликованные на момент смерти автора и остающиеся в таком состоянии на 1 августа 1989 г., будут охраняться фиксированное время - 50 лет, начиная с 1 января 1990 г*. Удобство такого подхода очевидно (по крайней мере, устраняется угроза предъявления претензий неизвестными потомками), но заметны и недостатки. В частности, ослабляются экономические стимулы поиска ранее неопубликованных произведений. * Учитывая продление общего срока охраны до 70 лет после смерти автора, данный срок также увеличился до 70 лет.

В Германии пошли по другому пути: было решено предоставлять авторские права не только автору, но и лицу, впервые опубликовавшему произведение за пределами общего срока действия прав на произведение. Согласно §71 закона об авторском праве и смежных правах право на использование произведения в течение 25 лет принадлежит лицу, впервые опубликовавшему произведение, если истекли 70 лет после смерти автора. Причем это аналогичное правило действует и в случаях, когда авторское право действовало, так и если произведение никогда не охранялось на территории действия закона[8].

Во Франции использован похожий вариант: права на использование произведения, опубликованного после смерти автора, предоставляются правопреемникам автора, если произведение опубликовано в течение 70 лет с момента его смерти, иначе они будут принадлежать лицу, опубликовавшему произведение. При этом срок охраны такого произведения в любом случае составит 25 лет, исчисляемых с 1 января календарного года, следующего за годом этой публикации.

Однако все же стоит различать права, принадлежащие правопреемнику автора и права лица, впервые обнародовавшего (опубликовавшего) произведение. Даже если по содержанию эти права совпадают, вторая категория прав все же является самостоятельной по своей природе по сравнению с авторскими правами. Действительность прав правопреемника автора зависит от действительности прав автора. Так, если будет установлено, что авторство на произведение в действительности принадлежат другому лицу, это будет означать прекращение прав правопреемника «ненастоящего» автора. Права лица, впервые обнародовавшего произведение, не зависят от прав автора (кроме случая, когда в результате признания авторства другого лица выяснится, что 70 лет с момента смерти этого автора еще не истекли). Более того, как указано в германском законе, такие права могут существовать даже на произведение, которое никогда ранее не охранялось.

Социальное назначение этих прав также различно. Введение авторских прав имеет целью поощрить творчество (автору гарантируется, что он и его наследники смогут эксплуатировать произведение), а введение прав лица, впервые обнародовавшего произведение, - поощрить поиски в архивах и т.д. Поэтому называть такие права авторскими - неточно.

Интересно, что предоставление (на срок в 25 лет) самостоятельных прав на произведение лицу, впервые сделавшему доступным произведение обществу после истечения действия авторских прав на произведение, предусмотрено и директивой Европейских Сообществ № 93/98/ЕЕС от 29 декабря 1993 г. «О гармонизации сроков охраны авторского права и некоторых смежных прав». Данная директива не определяет природу таких прав, указывая только, что охрана, даваемая такими правами, должна быть эквивалентна охране, предоставляемой имущественными правами автора.

В проекте четвертой части Гражданского кодекса авторские права на произведение, впервые обнародованное после смерти автора, действуют в течение 70 лет после обнародования произведения при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора (п. 3 ст. 1281)[9]. Таким образом, действие прав правопреемников может продлиться до истечения 140 лет после смерти автора, если произведение будет опубликовано в 70-й год после смерти автора. Однако такой срок не может длиться бесконечно (как это предусмотрено сейчас). В этом отношении предложенный вариант является определенным компромиссом. Конечно, можно было бы сократить срок действия прав в данном случае, но

зато вариант проекта Кодекса гарантирует, что интересы наследников автора (если они сохранят права на произведение) в любом случае не пострадают. А вот если срок действия авторского права истек, либо если произведение вообще не охранялось авторским правом, то право на использование произведения получит лицо, правомерно обнародовавшее его или организовавшее такое обнародование. Такое лицо названо в проекте публикатором.

Право публикатора в проекте помещено в раздел смежных прав, что представляется более точным, чем рассмотрение данных прав в качестве авторских.

В заключение следует отметить, что права публикатора будут практически реализовываться только в том случае, если вышеуказанные проблемы будут преодолены в полном объеме. Необходимо подходить к их решению комплексно, вариативно и творчески, так как новый институт права не может эффективно функционировать без создания специального механизма реализации норм права, повышения правовой культуры российских граждан, назначения «ответственного» государственного органа за реализацию конкретных нормативных правовых актов и иных обозначенных выше действий.

Использованные источники:

1. Директива Европейского Совета от 29 октября 1993 «О гармонизации срока действия охраны авторского права и не которых смежных прав» (93/98/ЕЕС), Брюссель. 29 октября 1993 г.

2. НАХОЖДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРАВА ПУБЛИКАТОРА В АРХИВЕ Мусалов М.А.

В сборнике: ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2016 сборник статей победителей IV международного научно-практического конкурса. 2016. С. 297-301.

3. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвёртой / Под ред. П. В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2011. - 926 с.

4. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с изменениями на 28.09.1979): решение о присоединении Российской Федерации к данной конвенции принято Постановлением Правительства РФ № 1224 от 03.11.1994 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями на 04.10.2010) // СЗРФ. 2006. № 52. Ч. 1. Ст. 5496.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями на 06.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 1994. № 32. Ст. 3301.

7. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. Л.: Музыка, 1976. С. 110.

8. Зенин И. А. Гражданское право: учебник для вузов. - М.: Высшее образование, 2008. - 567

9. Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 1. - 7-е изд. перераб. и доп. / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев [и др.]; под ред. Ю. К. Толстого. - М.: Проспект, 2011. - 784 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.