АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Н.М. Конин
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО АДМИНИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ
В статье рассматривается место Президента в системе исполнительной власти РФ. Выявляются его полномочия как главы государства и руководителя системы государственной исполнительной власти. Анализируется правовой статус Администрации Президента. Делается вывод о том, что Президент РФ и его Администрация составляют особый и весьма специфический государственный орган президентской власти — Президентуру.
Ключевые слова: Президент, глава государства, Администрация Президента, Аппарат Совета Безопасности, Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.
N.M. Konin
LEGAL STATUS OF THE PRESIDENT
OF THE RUSSIAN FEDERATION AND HIS ADMINISTRATION IN SYSTEM OF EXECUTIVE POWER OF RUSSIA
In article the place of the president in system of executive power of the Russian Federation is considered. Its powers as head of state and the head of system of the state executive power come to light. Legal status of Presidential Administration is analyzed. The author draws a conclusion that the President of the Russian Federation and his Administration make special and very specific state authority of the presidential power — the Presidency.
Key words: The President, the head of state, Presidential Administration, the Office of Security council, Plenipotentiaries of the President of the Russian Federation in federal districts.
Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты; принимает верительные и от-
© Конин Николай Михайлович, 2012
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия).
зывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие прерогативы, присущие главе государства
Прерогативы Президента РФ как гаранта Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти.
Сущностная характеристика правового статуса Президента, однако, не может быть ограничена вышеперечисленными его прерогативами и полномочиями как главы государства и гаранта Конституции, призванного обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность Президента РФ имеет все же к исполнительной ветви власти, в системе и структуре которой он наделен весьма обширными и наиболее значимыми исполнительными управленческими полномочиями. И есть все основания утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции является также высшим носителем, организатором и руководителем системы государственной исполнительной власти в стране, которую он реализует как непосредственно и персонально, так и через Государственный совет РФ, являющийся совещательным органном, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти1, а также и через различные структуры, создаваемые в формируемой им в соответствии со ст. 83 Конституции РФ Администрации Президента РФ и государственные органы правительственной исполнительной власти. 2 Об администрации Президента РФ можно говорить в широком и узком смыс-
? ле этого слова. В широком смысле к ней относятся формируемое им Правитель-£ ство РФ со всеми своими центральными органами правительственной федераль-| ной исполнительной власти (органы государственного управления) и все струк-I туры Администрации. В узком смысле речь идет лишь о формируемой Прези-| дентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении
го
| Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным стату-| сом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собствен-| ном смысле действует на основе утверждаемого его указами Положения об Адми-§■ нистрации Президента РФ и имеет сложную разветвленную структуру. Указом ° Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об адми-£ нистрации Президента Российской Федерации»2 установлено, что Администра-| ция Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим дея-е тельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением решений 1 Президента РФ, и действует в составе Руководителя Администрации Президен-° та РФ, двух заместителей Руководителя Администрации Президента РФ — по-¿5 мощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Прези-I дента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представите-| лей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц.
Администрация Президента РФ формируется им для создания всех необходимых условий реализации президентской власти и всестороннего информационно-78 аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его
Н.М. Конин • Правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации в системе исполнительной власти России
деятельности. Взаимодействуя в установленном порядке с органами всех ветвей государственной власти, Администрация создает условия для определения и реализации основных направлений внутренней и внешней политики Президентом; обеспечивает организацию подготовки, согласования и представление Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента со всеми необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента с подготовкой ему соответствующих докладов; обеспечивает в установленном Президентом порядке всяческое ему содействие в реализации всех его полномочий главы государства и гаранта Конституции. В Положении об Администрации Президента РФ в общем плане регламентируются прерогативы Президента РФ, Руководителя Администрации Президента РФ, а также соподчиненность, функции и полномочия соответствующих подразделений и должностных лиц, входящих в состав Администрации Президента РФ.
Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ которому непосредственно подчиняются:
Руководитель Администрации, заместители Руководителя Администрации, помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ; Секретарь Совета безопасности РФ.
Аппарат Совета безопасности осуществляет организационно-техническое и ин- ш формационное обеспечение деятельности Совета безопасности РФ. н
Секретарь Совета безопасности возглавляет аппарат Совета безопасности РФ; С представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность и вно- т
о
сит Президенту РФ предложения об освобождении от должности заместителей к
о
и помощников Секретаря Совета безопасности РФ. о'
Полномочные представители Президента РФ представляют интересы Прези- | дента РФ в федеральных органах государственной власти и органах государствен- в ной власти субъектов РФ. Обеспечение деятельности полномочных представите- |
о
лей Президента РФ осуществляют их аппараты. Ю
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах пред- и ставляют Руководителю Администрации кандидатуры для назначения на долж- с
к
ность и вносят ему предложения об освобождении от должности своих замести- а телей, а также помощников полномочных представителей Президента РФ. Дру- ! гие работники аппаратов полномочных представителей Президента РФ назнача- | ются на должность и освобождаются от должности полномочными представите- • лями Президента РФ по согласованию с Управлением Президента РФ по кадро- 8 вым вопросам и государственным наградам. ^
Непосредственное обеспечение деятельности каждого полномочного предста- § вителя Президента РФ в федеральном округе осуществляет его аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента. В состав аппарата полномочного представителя Президента в федеральном округе входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ, осуществляющая методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации контроля за исполнением федераль- 79
ных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, реализацией федеральных программ.
Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ во взаимодействии с помощниками Президента в установленном Президентом порядке координируют работу соответственно в Совете Федерации и Государственной Думе подразделений Администрации Президента и представителей Правительства; обеспечивают представление интересов Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в этих представительных (законодательных) органах государственной власти3.
Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвуя в его заседаниях без специального на то решения Президента4.
Таким образом, Президент РФ и его Администрация, имеющая сложную и разветвленную структуру, составляют и представляют некое неразрывное единство, особый и весьма специфический государственный орган президентской власти — Президентуру. Особенности этого государственного органа отражают и организационно закрепляют всю специфику и суть предназначения российской президентской власти в общей системе государственной власти, обеспечивающей, с одной стороны, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти (прерогатива Президента как главы государства и гаранта Конституции), а с другой — государственное регулирование и управление делами всей жизнедеятельности государственно-организованного общества (прерогативы Президента как организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти в стране, как главы надправительственной инстанции в системе исполнительной государственной власти в стране).
1 См.: Положение о Государственном совете Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 36, ст. 3633.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1395.
3 См.: Положение о полномочном представителе Президента РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ и полномочном представителе Президента РФ в Государственной Думе Федерального Собрания РФ: утверждено Указом Президента РФ от 22 июня 2004 г. № 792 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 26, ст. 2651.
4 См.: Положение о полномочном представителе Президента РФ в Конституционном Суде РФ: утверждено Указом Президента РФ от 31 декабря 1996 г. № 1791 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 118.
В.М. Манохин
ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНЦИП В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
В статье обосновывается классификация отраслей государственного управления по различным основаниям.
Ключевые слова: отрасль, государственные полномочия, отраслевой принцип, территориальный принцип.
© Манохин Василий Михайлович, 2012
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия).