С. Ю. Кашкин*
Правовой статус научно-педагогических работников
в государствах Европейского Союза и Северной Америки:
» 1 сравнительный анализ1
Аннотация. На основе метода сравнительного правоведения рассматривается правовой статус профессоров, доцентов и других научно-педагогических работников высших учебных заведений США, Канады и государств — членов Европейского Союза. Выявляются общие и особенные черты, характеризующие систему ученых степеней и званий научно-педагогических работников в рассматриваемых странах, правовое регулирование их трудоустройства, заработной платы и других условий труда, аттестации и контроля качества научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-педагогические работники, ученые степени и звания, трудоустройство, заработная плата, аттестация, плагиат.
001: 10.17803/1994-1471.2016.62.1.233-235
1. Ученые степени и звания
Большинству стран мира, в том числе государств Европейского Союза и Северной Америки, в настоящее время присуща одноуровневая система ученых степеней, которые одновременно выступают как академические (образовательные) степени высшего образования после магистра — доктор (в США — доктор философии).
Понятие ученых званий для этих стран нехарактерно. Профессора, доценты, лекторы, руководители семинаров и иные должности научно-педагогических работников в вузах рассматриваются, как правило, в контексте трудовых функций, осуществляемых
на основании трудового договора, с возможностью дальнейшей классификации (договор о приеме на должность полного/ ассоциированного/вспомогательного профессора и т.д.).
В некоторых странах научно-педагогические работники могут выступать в качестве государственных служащих. Подобная ситуация характерна, например, для Бельгии, Испании, Италии, Франции. Однако и в этих странах возможен прием на работу «договорных» научно-педагогических работников, не состоящих на государственной службе (в том числе из числа иностранных ученых).
1 По материалам законодательства, уставов университетов и сравнительного исследования Генерального директората «Образование и культура» Европейской комиссии «Управление высшим образованием в Европе. Политика, структуры, финансирование и академический персонал» (La gouvernance de l'enseignement supérieur en Europe. Politiques, structures, financement et personnel académique. DG Éducation et culture. Bruxelles : Commission européenne, 2013. P. 87-102). Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств государственного задания на выполнение НИР 3226.
© Кашкин С. Ю. , 2016
* Кашкин Сергей Юрьевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафи-на (МГЮА) [[email protected]]
123995, Россия, Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2. Трудоустройство
В ряде европейских стран, в США и Канаде вузы обладают максимально широкой автономией в приеме на работу научно-педагогических работников.
Так, в Великобритании и США каждый вуз самостоятельно решает вопрос о количестве требуемых ему научно-педагогических работников и о квалификационных требованиях, предъявляемых к кандидатам. Сходная ситуация существует в Греции, Нидерландах, Словении.
Другая (большая) группа стран несколько ограничивает кадровую автономию своих вузов путем закрепления общих требований к найму персонала (Бельгия, Германия, Дания, Испания, Франция и т.д.). В Дании Министерство финансов определяет максимальное количество профессоров, которые могут быть приняты вузами страны на работу, а Министерство наук, технологий и инноваций определяет процедуры найма.
В Венгрии профессора вузов официально назначаются главой государства или главой правительства.
В большинстве стран процедура отбора кандидатов в научно-педагогические работники носит публичный (открытый) характер. Например, в США университеты ежегодно публикуют общегосударственный список вакансий с указанием требований к кандидатам. В некоторых странах сегодня практикуются международные объявления о вакантных должностях (Австрия, Кипр, Мальта, Финляндия, а также Дания для профессоров и ассоциированных профессоров).
Отбор кандидатов производит обычно сам вуз в лице своих уполномоченных органов, которые могут быть различными для разных стран и для разных должностей, —ректор (Дания, Германия, Польша и др.), ученый совет по рекомендации отборочной комиссии (Мальта), управляющий совет для профессоров и ректорат для профессоров-ассистентов (Люксембург).
3. Заработная плата и другие условия труда
В некоторых странах вопрос о характере и вознаграждении за трудовую деятельность научно-педагогических работников полностью самостоятельно решают вузы
как работодатели, а финансовые условия закрепляются в индивидуальном трудовом договоре (например, в Австрии, США, Швеции, Эстонии).
В других странах принципы оплаты труда научно-педагогических работников устанавливаются в ходе переговоров между государством и вузами или профсоюзами (в Ирландии, Испании, на Мальте, в Португалии, Словении, Финляндии).
В Великобритании заработные платы научно-педагогических работников служат предметом коллективных переговоров, проводимых в рамках специального органа коллективного партнерства — Joint Negotiating Committee for Higher Education Staff (Совместный комитет по переговорам в отношении персонала высшего образования).
Во многих государствах — членах Европейского Союза государство непосредственно (в законодательном порядке) стремится регулировать размер вознаграждения научно-педагогических работников. Так, во Франции должностные оклады профессоров и доцентов (руководителей семинаров) как государственных служащих определяются на основе законодательства, а ставки вознаграждения повышаются по мере перехода научно-педагогического работника в более высокий классный чин (эшелон).
В Латвии размер заработной платы научно-педагогических работников не должен быть ниже уровня, установленного государством. В Люксембурге университет (единственный для страны) разрабатывает шкалу вознаграждений, которая затем утверждается министром высшего образования.
Другие условия труда (рабочее время и т.д.) научно-педагогических работников в большинстве стран определяются законодательством государства. Особенностью является Норвегия (западноевропейское государство, не состоящее в ЕС), где постоянным научно-педагогическим работникам гарантируется возможность уделять половину своего рабочего времени научным исследованиям. Однако эта возможность является отражением сложившейся практики и никак не регламентируется нормами права.
4. Аттестация и контроль качества научно-исследовательской деятельности
В большинстве рассматриваемых стран индивидуальная аттестация научно-педагогических работников не проводится. Контроль качества их работы является составной частью аккредитации вузов, в рамках которой оценивается как образовательная, так и научная деятельность соответствующей организации в целом (своеобразная коллективная аттестация научно-педагогических работников вуза).
Элементы индивидуальной аттестации имеют место лишь в некоторых странах. Так, в Италии научно-педагогические работники по закону ежегодно обязаны отчитываться о своей научно-исследовательской деятельности.
Во Франции прием на должности профессоров и доцентов (руководителей семинаров) производится на основе единого квалификационного списка, для включения в который кандидат должен представить данные о своей научно-педагогической деятельности. В дальнейшем эти данные должны предоставляться научно-
педагогическим работником каждые четыре года.
Включение в квалификационный список во Франции осуществляет не государство, а Национальный совет университетов — орган, избираемый самими профессорами и доцентами французских вузов.
В ходе работы Национального совета университетов подчас выявляются не самые достойные черты французского высшего образования и вузовской науки. Так, отчет Национального совета университетов по секции «публичное право» за 2014 г. (науки конституционного, административного, международного и европейского права) констатировал не всегда высокий уровень докторских диссертаций (докторские степени во Франции присваивают жюри, создаваемые в рамках университетов), а также широкое использование плагиата в работах французских вузовских ученых2.
Очевидно, проблема плагиата в научных исследованиях — это общая проблема и Франции, и России, и других стран, эффективных способов решения которой пока не найдено.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. La gouvernance de l'enseignement supérieur en Europe. Politiques, structures, financement et personnel académique. DG Éducation et culture. — Bruxelles : Commission européenne, 2013. — P. 87-102.
2. Conseil national des universités. Section 02 — Droit public. — Rapport 2014. — P. 12-13.
Материал поступил в редакцию 23 октября 2015 г.
THE LEGAL STATUS OF ACADEMIC STAFF IN THE EUROPEAN UNION AND NORTH AMERICA:
A COMPARATIVE ANALYSIS
KASHKIN Sergey Jurievich — Doctor of Law, Professor, Head of the Department of European Integration
and Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. Under comparative law method, the author considers the legal status of professors, associate professors and other academic staff of higher educational institutions of the USA, Canada and the Member States of the European Union. Specifically, the author identifies common and special features that characterize the system of academic degrees and titles of scientific and pedagogical workers in these countries, the legal regulation of employment, wages and other working conditions, evaluation and quality control of the research activities.
Keywords: academic staff, academic degrees and titles, employment, wages, evaluation, plagiarism.
2 Cm.: Conseil national des universités. Section 02 — Droit public. Rapport 2014. P. 12-13.