Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / CASPIAN REGION / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / РЕСУРСЫ / RESOURCES / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамзатов М.К.

В статье анализируется проблема определения правового статуса региона Каспия и вопросы политико-правового взаимодействия прикаспийских государств в нахождении консенсуса в использовании его природного богатства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF CASPIAN REGION (POLITICAL ASPECT)

The problem of the legal status of the Caspian region and the issues of political and legal cooperation of the Caspian states to find a consensus on the use of its natural wealth is analyzed it the article.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА (ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

М.К. Гамзатов,

магистрант факультета национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ ksg56@mail.ru

Правовой статус Каспийского региона (политический аспект)

Аннотация: в статье анализируется проблема определения правового статуса региона Каспия и вопросы политико-правового взаимодействия прикаспийских государств в нахождении консенсуса в использовании его природного богатства.

Ключевые слова: Каспийский регион, правовой статус, правовое регулирование, геополитика, ресурсы, сотрудничество.

Summary: the problem of the legal status of the Caspian region and the issues of political and legal cooperation of the Caspian states to find a consensus on the use of its natural wealth is analyzed it the article.

Keywords: Caspian region, legal status, legal regulation, geopolitics, resources, cooperation.

В научном политическом дискурсе термин «Каспийский регион» стал широко использоваться в последние десятилетия, преимущественно зарубежными политологами. Тем не менее в научной литературе понятие «Каспийский регион» еще не имеет четкого определения, которое содержало бы полную характеристику данного пространства. Вместе с тем важность исчерпывающего определения Каспийского региона, обобщающего существующие подходы и концепции, определяется сложностью современной геополитической ситуации. Поскольку Каспий вошел в зону жизненных интересов многих стран мира, стал ареной геополитической борьбы и соперничества, интерес к нему — как экономический, так и политический — существенно возрос. Кроме того, данный интерес определяется наличием значительных запасов углеводородных ресурсов, биоресурсами, пересечением транспортных путей1.

Понятие «Каспийский регион» широко применяется в средствах массовой информации и в Интернете, причем следует заметить, что оно основывается не на четком научном определении, а скорее на интуитивном понимании, 25 что позволяет трактовать его весьма неоднозначно и нередко противоречиво. —

Пожалуй, самой сложной проблемой, не позволяющей в перспективе решать разновекторные проблемы Каспия, представляется проблема определения статуса каспийского пространства. Решая ее, государства региона неизбежно сталкиваются с необходимостью нахождения консенсуса в реализации собственных интересов и приоритетов. На сегодня позиции России, Казахстана, Ирана, Туркмении и Азербайджана разнополярны, они не могут найти общий подход, который становится краеугольным камнем в решении задач обеспечения региональной стабильности и безопасности региона.

1 См.: Зонн И.С., Жильцов С.С. Новый Каспий. География, экономика, политика. М., 2008.

Данная проблема многомерна, ибо включает такие непростые и взаимосвязанные вопросы, как определение международного статуса моря-озера, оформление водных границ прилегающих государств, правила судоходства и использования недр водоема, прокладка трубопроводов по дну моря, согласование пределов рыболовства, в том числе связанных с сохранением и размножением ценных пород осетровых рыб, сбережение природных богатств его флоры и фауны, возможность военного присутствия и иные виды деятельности в пределах акватории и на прилегающих территориях Каспийского бассейна.

Решение проблемы объективно усложняется тем, что в мировой практике, по сути дела, отсутствуют аналоги такой запутанной юридической ситуации и, соответственно, прецеденты решения подобного вопроса. Проблема правового статуса в новых геополитических и региональных условиях остается актуальной еще и потому, что без его определения немыслимо согласованное решение большинства общекаспийских проблем, в том числе наращивания милитаризированности региона, острота которых с течением времени не только не ослабевает, но и продолжает нарастать.

Неопределенность правового статуса приводит к конфликтам, на раз-х решение которых требуется длительное время, что может вызвать серьезные ^ осложнения во взаимоотношениях между прикаспийскими странами, не в к последнюю очередь связанные с определением принадлежности участков морского пространства, где по прогнозам могут находиться нефтегазоносные § месторождения.

Иными словами, проблема определения правового статуса Каспийского ^ моря постепенно переходит в разряд затянувшихся, «вечных» тем для го-< сударств Каспия и экспертного сообщества. Это объяснимо, т. к. несмотря :: на многосторонние встречи и саммиты глав государств региона, споры об определении статуса самого большого в мире внутреннего моря-озера, где сосредоточены огромнейшие запасы углеводородного сырья, не утихают, к порой приобретая конфликтную окраску.

т Еще в начале 1990-х гг. встал вопрос о формировании нового правового го статуса Каспийского бассейна. Тогда все прибрежные каспийские государства согласились, что решить его можно, разработав соответствующую конвенцию. В связи с этим за двухлетний период с 1995 по 1996 г. было 26 проведено множество встреч и конференций по поводу определения нового

- правового статуса Каспия. В частности в Ашхабаде, где состоялась первая из

таких встреч, были рассмотрены вопросы реализации российского проекта по сохранению и использованию биоресурсов Каспия. В результате проект был согласован по всем пунктам, кроме пункта о правовом статусе (в частности, не урегулирована протяженность зон исключительной юрисдикции прибрежных государств на рыбную ловлю1).

с

о

с

со

о

1 На встрече предлагались различные варианты: Россией — 15-мильное ограничение рыболовных зон прибрежных государств, Казахстаном — до 25 миль, Ираном — до 30, Туркменистаном и Азербайджаном — до 40 миль. По итогам встречи было установлено 20-мильное ограничение рыболовных зон прибрежных государств. Против выступил лишь Азербайджан, который отказался признать данную норму, заявив, что ее признание предопределит правовой статус Каспийского моря.

"О 0) ш о

С тех пор многие расхождения и противоречия удалось разрешить и преодолеть. Россия, Казахстан и Азербайджан теперь выступают с единых согласованных позиций по ряду вопросов, в том числе принципиальных. С ними сближается Туркменистан. И все же противоречия сохраняются. Приходится констатировать, что до настоящего времени не сформировался единый подход к вопросу о возможности принятия согласованного решения по всему комплексу проблем, которые должны быть отражены в предполагаемой конвенции. По итогам 30-го специального заседания Рабочей группы по разработке Конвенции на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств, состоявшейся в 2011 г., было согласовано около 60 % текста, но не были решены вопросы раздела водного пространства, что, в свою очередь, оставило открытой проблемы использования биоресурсов и рыболовства и присутствия военно-морского флота. Было высказано пожелание — до созыва Четвертого саммита по Каспию в Москве эти вопросы доработать и обсудить полный текст Конвенции для последующего ее принятия.

Очевидно, что определение нового юридического статуса Каспия — про- о цесс длительный, требующий поэтапного согласования, исходя из реальных т жизненных условий. В первую очередь, безусловно, нуждаются в урегули- у ровании принципиальные экологические проблемы: недропользование, со- ° хранение биоресурсов, защита природной среды Каспия, дабы не нарушить 8 уникальность данного региона. о

Российская Федерация призывает двигаться к заключению консенсусных О договоренностей на всех этих направлениях и параллельно разрабатывать 3 соответствующие межгосударственные соглашения, вводя их в действие по ® мере готовности, даже если на других направлениях дело продвигается не о столь удачно. Как считают российские эксперты, концепция «единого паке- ( та», когда все соглашения вступят в силу одномоментно, может затормозить о процесс реализации договоренностей, которые уже достигнуты1. и

Следует также отметить, что процесс правового урегулирования каспий- £ ских проблем заметно отстает от реальности. Экономическое использование | каспийского пространства и нарастающая милитаризация Азербайджана, ^ Казахстана и Туркменистана под контролем США ушли далеко вперед от его юридического оформления, что создает поводы для беспокойства. ) Отсутствие правового фундамента затрудняет возможность выстраивать социально-экологическую и энергетическую инфракструктуру региона и 27 обеспечивать цивилизованное сосуществование прибрежных государств, их — сотрудничество между собой в плане развития хозяйственной деятельности и природоохраны Каспийского моря. ^

Серьезным препятствием на пути к полному согласию на Каспии ^ остается существующий спор между Ираном и Азербайджаном и между | Азербайджаном и Туркменистаном о принадлежности ряда месторождений. ® Представляется, что акцент необходимо сделать, прежде всего, на реше- ® нии задач о разделе или совместной эксплуатации конкретных спорных месторождений, а не на вопросе о разграничении зон недропользования (хотя его решение также существенно), т. к. в случае использования метода 1 См.: Ланда К. Каспийская модель регионального сотрудничества. М., 2008.

®

ресурсного разграничения никаких подсчетов в квадратных милях или процентах площадей не потребуется.

Россия и Иран с самого начала высказывали мысль о необходимости придания Каспию правового статуса «кондоминиума» («общего владения»), чтобы все каспийские вопросы решались исключительно прикаспийскими государствами. Особенно это касается США и Турции, проявляющих повышенную заинтересованность в контроле за развитием отношений, в создании каспийской буферной зоны между Ираном и Россией как сдерживающего фактора против влияния России в регионе.

Пока Россия придерживалась своих прежних позиций о неделимости Каспия, Иран являлся ее главным потенциальным союзником. Это объяснимо, т. к. оба государства формально считались его «владельцами». По мнению иранской стороны, совместное владение Каспийским морем и использование каспийских ресурсов на равных для прикаспийских государств правах должно осуществляться на принципе справедливости. МИД Ирана подчеркнул, что в условиях отсутствия взаимоприемлемых договоренностей по правовому статусу Каспия «любое одностороннее действие какой-либо из стран может быть квалифицировано как внеправовое»1. Иран обеспокоен

i тем обстоятельством, что в обстановке «неразделенного» общего каспийского ^ водного пространства «предугадать, что правительства Азербайджана или к Казахстана посчитают за континентальный шельф или за территориальные ^ воды, — невозможно»2. Так, несмотря на договоренность, существующую § между прикаспийскими странами о непривлечении иностранных корпора-□l ций в регион с целью освоения шельфа до определения правового статуса s Каспийского моря, Азербайджан в одностороннем порядке заявил о своем < праве на национальный сектор Каспия и закрепил это в своей Конституции, s нарушив достигнутую договоренность. Был подписан ряд контрактов на g разработку каспийских морских месторождений, в том числе (в 1994 г.) по ° освоению трех крупных месторождений — Азери, Чираг и Гюнешли. к Современная ситуация развивается таким образом, что на данный мо-m мент подписали соглашение (по предложенному Российской Федерацией m формату «справедливости и взаимного уважения интересов» на Каспийском [Зь море) лишь три из пяти прикаспийских стран — Россия, Азербайджан и Казахстан. Принцип «справедливости и взаимного уважения интересов», 2g положенный в основу данного соглашения, заключается в том, что можно

- делить лишь дно Каспия, а вода моря останется в общем пользовании, как

для пяти прикаспийских стран, так и для кораблей, плавающих по Каспию

под флагами других государств. о -

0J 1 URL: http://www.news_mid_irana (дата обращения: 13.09.2013). j. 2 Там же.

СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.