Научная статья на тему 'Правовой статус иностранных инвесторов - физических лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и другого государства'

Правовой статус иностранных инвесторов - физических лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и другого государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6010
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТОРА / ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Викторова Наталья Николаевна

Статья посвящена проблеме определения в Российской Федерации правового статуса иностранных инвесторов физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства. Определение правового статуса иностранного инвестора имеет для него существенное значение, так как связано с возможностью предоставления иностранному инвестору льгот и гарантий, предусмотренных российским законодательством. Автор обращается к анализу положений двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с участием Российской Федерации, которые содержат определение понятия «инвестор». Как правило, эти соглашения закрепляют в отношении инвестора-физического лица критерий гражданства, некоторые соглашения предусматривают сочетание принципов гражданства и места жительства, в отдельных случаях используется принцип места жительства. На основе анализа норм российского законодательства, а также нескольких постановлений российских арбитражных судов автор делает вывод, что российское законодательство не ограничивает право физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства, выступать на территории Российской Федерации в качестве иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус иностранных инвесторов - физических лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и другого государства»

УДК 341.96

Викторова Наталья Николаевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина [email protected]

Правовой статус

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ -ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА

Natalya N. Viktorova

candidate of jurisprudence, associate professor departments of the international private law University of O.E. Kutafin [email protected]

Legal status of

FOREIGN INVESTORS -NATURAL PERSONS WITH RUSSIAN AND FOREIGN CITIZENSHIPS

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения в Российской Федерации правового статуса иностранных инвесторов - физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства. Определение правового статуса иностранного инвестора имеет для него существенное значение, так как связано с возможностью предоставления иностранному инвестору льгот и гарантий, предусмотренных российским законодательством. Автор обращается к анализу положений двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с участием Российской Федерации, которые содержат определение понятия «инвестор». Как правило, эти соглашения закрепляют в отношении инвестора-физического лица критерий гражданства, некоторые соглашения предусматривают сочетание принципов гражданства и места жительства, в отдельных случаях используется принцип места жительства. На основе анализа норм российского законодательства, а также нескольких постановлений российских арбитражных судов автор делает вывод, что российское законодательство не ограничивает право физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства, выступать на территории Российской Федерации в качестве иностранных инвесторов.

Ключевые слова: иностранные инвесторы, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, двойное гражданство, гражданство иностранного инвестора, место жительства иностранного инвестора, иностранные инвестиции, правовой статус иностранного инвестора, льготы для иностранных инвесторов.

Annotation. The article deals with the problem of definition in the Russian Federation legal status of foreign investors - physical persons, having along with Russian citizenship of a foreign state. The definition of the legal status of the foreign investor has to be of material importance, as connected with the possibility of granting the foreign investor benefits and guarantees stipulated by Russian legislation. The author analyzes the provisions of the bilateral agreements on promotion and mutual protection of capital investments with participation of the Russian Federation, which contain the definition of «investment store». Typically, these agreements secured in respect of the investor-natural persons the nationality criterion, some agreements provide for a combination of the principles of nationality and place of residence, in some cases, used the principle place of residence. Based on the analysis of norms of the Russian legislation, and several decisions of Russian courts of arbitration, the author concludes that the Russian legislation does not limit the right of individuals, having along with Russian citizenship of a foreign state, to act on the territory of the Russian Federation as foreign investors.

Keywords: foreign investors, bilateral agreements on promotion and protection of investments, dual citizenship, citizenship of a foreign investor, place of residence of foreign investors, foreign investments, legal status of foreign investors, (tax) benefits for foreign investors.

При правовом регулировании иностранных инвестиций важным является определение правового статуса иностранных инвесторов. От установления круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, «зависит возможность предоставления соответствующих прав и льгот на основании национального законода-

тельства и международных договоров» [3, с. 69]. Определенные проблемы могут возникать в отношении определения понятия иностранных инвесторов - физических лиц, имеющих гражданство двух и более государств, поэтому в настоящей статье рассмотрена именно эта категория инвесторов.

170

Как правило, определение понятия иностранного инвестора содержится в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее по тексту - Соглашения).

Так, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и Йеменской Республикой относит к инвесторам «любое физическое лицо, являющееся гражданином государства этой Договаривающейся Стороны; любое юридическое лицо, созданное или учрежденное в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны» [4].

Схожее определение иностранного инвестора содержится в Соглашении между Россией и Китаем. Понятие «инвестор» означает:

«а) любое физическое лицо, являющееся гражданином государства любой из Договаривающихся Сторон в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой Договаривающейся Стороны;

б) любое юридическое лицо, включая компании, ассоциации, товарищества и иные организации, созданное или учрежденное в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами любой Договаривающейся Стороны и имеющее свое местонахождение на территории этой Договаривающейся Стороны» [5].

В других двусторонних соглашениях о защите инвестиций под иностранным инвестором-физичес-ким лицом понимается «любое физическое лицо, являющееся гражданином государства Договаривающейся Стороны или постоянно проживающее на территории государства Договаривающейся Стороны, и правомочное в соответствии с ее законодательством осуществлять инвестиции на территории государства другой Договаривающейся Стороны» [6]. Таким образом, закреплен принцип гражданства и места жительства, а также дополнительное требование - инвестор должен быть правомочен в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территорию другого государства - участника соглашения.

Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций относят к иностранным инвесторам физические или юридические лица, осуществляющие капиталовложения на территории другого государства. Можно сделать вывод, что в двусторонних соглашениях, как правило, в отношении физических лиц используется принцип гражданства или сочетание принципов гражданства и места жительства.

Исключение составляет Договор между СССР и ФРГ, в котором закреплен только принцип места жительства физического лица: ««инвестор»

означает физическое лицо с постоянным местом жительства или юридическое лицо с местом пребывания в соответствующей сфере действия настоящего Договора, правомочное осуществлять капиталовложения» [7].

В литературе это связывают с тем, что отказ использовать принцип гражданства имел место по политическим соображениям. При создании Дого-

вора во внимание принималась концепция, заложенная в Основном законе ФРГ (Конституции), согласно которой немецкими гражданами считались не только лица, обладающие немецким гражданством, но и беглецы и изгнанники немецкого происхождения. На тот момент между СССР и ФРГ не была решена проблема «так называемых «фольксдойче», проживающих в СССР и состоящих в советском гражданстве. Поэтому стороны вообще отказались от применения принципа гражданства для определения инвестора и исходили из наличия связи физического лица с определенной территорией» [2, с. 301].

Схожие определения понятия иностранного инвестора содержатся также в многосторонних соглашениях, например, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества (Москва, 12 декабря 2008 г.).

Определение иностранного инвестора содержится и в национальном законодательстве. Так, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ [8] (далее - Федеральный закон об иностранных инвестициях) к иностранным инвесторам относит иностранное юридическое лицо, иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, иностранного гражданина, лицо без гражданства, международные организации, иностранные государства. При этом гражданская правоспособность и дееспособность иностранного гражданина определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, и он вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; гражданская правоспособность и дееспособность лица без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и оно вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Указанная статья вызывает у специалистов вопросы. Как отмечает Н.Н. Вознесенская, «ни в одной стране нет законодательства, которое бы разрешало своим юридическим лицам инвестировать на территории России. Таких законов в природе нет» [1, с. 66-67].

Федеральный закон об иностранных инвестициях ничего не говорит о возможности выступать в качестве иностранных инвесторов физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства.

Возникает вопрос, вправе ли российский гражданин, имеющий гражданство иного государства, выступать в Российской Федерации в качестве иностранного инвестора? Эта проблема имеет особое значение, так как связана с возможным предоставлением гарантий и льгот иностранным инвесторам.

Рассмотрим несколько примеров из практики российских судов, связанных с поднятой проблемой.

171

В 2002 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Л» (далее - ООО «1») как предприятие с иностранными инвестициями, поскольку одним из его учредителей был гражданин Республики Казахстан.

Впоследствии ООО «Л» ввезло на территорию Российской Федерации оборудование в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал Общества. На основании постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (осадочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями» Обществу была предоставлена льгота по уплате таможенной пошлины и налогу на добавленную стоимость. В соответствии с Федеральным законом об иностранных инвестициях льготы по уплате таможенных платежей предоставляются организациям с иностранными инвестициями.

Следует отметить, что согласно п. 6 от. 4 Федерального закона об иностранных инвестициях, российская коммерческая организация «получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом».

Таможенные органы установили, что один из учредителей Общества - гражданин Республики Казахстан - в 2000 г. приобрел гражданство Российской Федерации. При этом представители таможни сослались на ч. 1 от. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», согласно которому «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» [9].

Поэтому после приобретения российского гражданства он перестал являться для Российской Федерации иностранным гражданином и утратил возможность быть иностранным инвестором на территории Российской Федерации. На дату регистрации ООО «1» как предприятия с иностранными инвестициями П.С.В. являлся гражданином Российской Федерации, поэтому не мог быть иностранным инвестором. Следовательно, сделали вывод представители таможни, ООО «Л» не является предприятием с иностранными инвестициями и поэтому не могло использовать указанную льготу.

Суд не согласился с позицией таможенных органов и заявил, что от. 2 Федерального закона об иностранных инвестициях не содержит «запрет на то, что гражданин, имеющий двойное гражданство, не может являться иностранным инвестором». Кроме того, суд указал, что таможен-

ные органы не представили доказательств, что гражданин «по законам Республики Казахстан не может быть иностранным инвестором на территории Российской Федерации». Суд сделал вывод, что Общество правомерно воспользовалось льготой [10].

Дело дошло до Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который поддержал позицию нижестоящих судов [11].

Следует отметить, что при рассмотрении данного дела суд мог также использовать Соглашение между Правительством РФ и Правительством республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций от 06.07.1998. Как было указано выше, это Соглашение относит к иностранному инвестору «любое физическое лицо, являющееся гражданином государства Договаривающейся Стороны или постоянно проживающее на территории государства Договаривающейся Стороны и правомочное в соответствии с ее законодательством осуществлять инвестиции на территории государства другой Договаривающейся Стороны».

Схожей позиции придерживается ФАС СевероЗападного округа, который рассмотрел следующее дело.

В 2005 г. гражданин РФ и гражданин ФРГ создали на территории РФ ООО «Арнольд райзебусе». Общим собранием участников общества было принято решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника гражданина ФРГ г-на Р. за счет внесения дополнительного вклада - одного туристического автобуса 1991 года выпуска. Компания воспользовалась льготой, предусмотренной указанным выше Постановлением Правительства РФ № 883.

Однако, по мнению представителей таможенного органа, компания не вправе воспользоваться указанной льготой, т.к. г-н Р., внесший вклад в уставный капитал, является гражданином Российской Федерации, в связи с чем не может быть иностранным инвестором. При этом таможенники ссылались, в частности, на Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Суды не поддержали позицию представителей таможни. Было установлено, что г-н Р. выехал из России на постоянное место жительство в Федеративную Республику Германию в 1996 году и с 27.10.1997 является гражданином Германии, но при этом сохранил российское гражданство. В поддержку своей аргументации суд привел положения Договора СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений, согласно которому «термин «инвестор» означает физическое лицо с постоянным местом жительства или юридическое лицо с местом пребывания в соответствующей сфере действия Договора, правомочное осуществлять капиталовложения».

Далее суд признал, что г-н Р. является иностранным инвестором (по принципу постоянного места жительства). В рассматриваемом случае

172

двойное гражданство участника общества не исключает предоставление обществу соответствующих льгот [12].

А в деле с участием компании ООО «СПБ ТРАНСТУР» тот же ФАС Северо-Западного округа не согласился с тем, что гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Эстонии, вправе выступать на территории РФ как иностранный инвестор. Следует отметить, что этот гражданин на момент создания ООО был зарегистрирован по месту жительства в Российской Федерации.

Суд сослался на от. 2 Федерального закона об иностранных инвестициях, которой установлено, что «иностранными инвесторами являются иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации».

Далее суд указал, что «Закон о гражданстве допускает наличие у российского гражданина гражданства другого государства и предусматривает, что приобретение российским гражданином иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства России. Однако, если иное прямо не вытекает из международного договора России или федерального закона, российский гражданин, обладающий также иностранным гражданством, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России. Поэтому отношения такого гражданина с Российским государством определяются исключительно законодательством Российской Федерации, а наличие у него иностранного гражданства не принимается во внимание». Между Российской Федерацией и Эстонской Республикой не заключен международный договор, устанавливающий иные правила, чем предусмотренные Законом о гражданстве.

Поэтому наличие у учредителя компании статуса гражданина Российской Федерации препятствовало применению льготы в отношении ввозимого на территорию Российской Федерации автобуса в качестве его вклада в уставный капитал Общества [13].

Вероятно, на позицию суда повлияло отсутствие между Российской Федерацией и Эстонией договора о защите инвестиций, в котором было бы закреплено определение иностранного инвестора.

Литература:

1. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт : сравнительно-правовой комментарий. М., 2001.

2. Зенкин И.В. Международное экономическое право. М., 2006. 3

3. Фархутдинов И.З. Доступ иностранного инвестора в международном праве. Правовые ас-

ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 25 сентября 2008 г. № Ф08-5748/2008 не признал лицо, обладающее гражданством Украины и Российской Федерации, иностранным инвестором. Суд указал, что в силу от. 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» это лицо рассматривается российским законодательством только как гражданин Российской Федерации и в соответствии со от. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» «не может выступать в качестве иностранного инвестора». Далее суд сослался на п. 2 от. 1195 Гражданского кодекса РФ: если лицо наряду с российским гражданством имеет иностранное гражданство, его личным законом является российское право [14].

Аналогичное дело было рассмотрено Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом [15]. Суд признал учредителя компании ООО «Русский Транзит-2» гражданина ФРГ, постоянно проживающего в ФРГ и имеющего российское гражданство, иностранным инвестором.

Суд указал, что от. 2 Федерального закона об иностранных инвестициях не содержит «запрет на то, что гражданин, имеющий двойное гражданство, не может являться иностранным инвестором». Суд также сослался на Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений 1989 г., который, как было указано выше, под инвестором понимает физическое лицо с постоянным местом жительства в соответствующей сфере действия Договора, правомочное осуществлять капиталовложения. Следовательно, сделал вывод суд, «в данном случае применяется принцип постоянного места жительства инвестора на территории ФРГ, а не принцип гражданства».

Можно сделать вывод, что уже сложилась определенная судебная практика в рассматриваемой сфере. Суды считают, что Федеральный закон об иностранных инвестициях не ограничивает право физических лиц, имеющих, наряду с российским, гражданство иностранного государства, выступать на территории Российской Федерации в качестве иностранных инвесторов. С другой стороны, суды, как правило, исходят из принципа постоянного места жительства, т.е. иностранным инвестором может быть признан гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории иностранного государства.

При написании статьи была использована информационная поддержка СПС «Гарант» и «СПС КонсультантПлюс».

Literature:

1. Voznesenskaya N.N. Foreign investments: Russia and international experience : the comparative and legal commentary. M., 2001.

2. Zenkin I.V. International economic law. M., 2006.

3. Farkhutdinov I.Z. Access of foreign investors in international law. Legal aspects of investment trea-

173

пекты инвестиционных договоров; сборник статей под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. М., 2012. С. 66-84.

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Москва, 17 декабря 2002 г.) СЗ РФ. 2005. № 38. ст. 3776.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Пекин, 9 ноября 2006 г.) СЗ РФ.2009. № 46. ст. 5421.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций (Москва, 6 июля 1998 г.) СЗ РФ. 2000. № 20. ст. 2106.

7. Договор Союза Советских Социалистических Республик и Федеративной Республики Германии о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (Бонн, 13 июня 1989 г.) СПС «Гарант».

8. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. С3.1999. № 28. Ст. 3493.

9. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

10. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 февраля 2004 г. N А03-1150/04-10 (извлечение). СПС «Гарант».

11. Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 25 марта 2005 г. N 15654/04. СПС «Гарант».

12. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2009 г. N А52-5378/2008. СПС «Гарант».

13. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 августа 2011 г. N Ф07-7314/11 по делу N А52-4322/2010. СПС «Гарант».

14. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2008 г. № Ф08-5748/2008. СПС «Гарант».

15. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2008 г. N 15АП-4385/2008. СПС «КонсультантПлюс».

ties: collection of articles; under edition of A. Aliev,

S. Krupko, A. Trunk. M., 2012. P. 66-84.

4. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Yemen Republic on the Encouragement and Reciprocal Protection of Investments (Moscow, 17 December 2002). Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2005. N 38 Article 3776.

5. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the People's Republic of China on the Encouragement and Reciprocal Protection of Investments (Beijing, 9 November 2006). Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2009. № 46 Article 5421.

6. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Kazakhstan on the Encouragement and Reciprocal Protection of Investments (Moscow, 6 July 1998). Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2000. № 20 Article 2106.

7. Treaty between the Union of Soviet Socialist Republics and the Federal Republic of Germany on the Encouragement and Reciprocal Protection of Investments (Bonn, 13 June 1989). SPS «Garant».

8. Federal law «On Foreign Investments in the Russian Federation» 9 July 1999 № 160-FZ. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 1999. № 28 Article 3493.

9. Federal law «On the Citizenship of the Russian Federation» of 31 May 2002 N 62-Fz . Collection of Legislative Acts of the Russian Federation. 2002. № 22. Article 2031.

10. Judgment of the Arbitrazh Court of the Altay Region of 26 February 2004 N A03-1150/04-10. SPA «Garant».

11. Judgment of the Russian Supreme Arbitrazh Court of 25 March 2005 N 15654/04. SPS «Garant».

12. Judgment of the West Siberia Region Federal Arbitrazh Court of 10 August 2009 N A52-5378/2008. SPS «Garant».

13. Judgment of the West Siberia Region Federal Arbitrazh Court of 30 August 2011 N F07-7314/11. SPS «Garant».

14. Judgment of the North Caucasian Region Federal Arbitrazh Court of 25 September 2008 № F08-5748/2008. SPS «Garant».

15. Judgment of the 15-th Appeal Arbitrazh Court of 20 November 2008 N 15AP-4385/2008. SPS «ConsultantPlus».

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.