Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ПОНЯТИЕ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чубарова И.П.

В статье рассматривается понятие, цели, задачи и функции управления государственной и муниципальной собственностью с правовой точки зрения. Анализируется значение понятия управления государственной и муниципальной собственности в системе правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS AND SPECIFICITY OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

Concept, purposes, objectives and functions of state and municipal property management are considered in the article with the law. The meaning of the concept state and municipal property management is analyzed in the system of law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 347

Чубарова И.П. магистрант юридический факультет Юго-Западный государственный университет (ЮЗГУ)

Россия, г. Курск ПРАВОВОЙ СТАТУС И СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация: в статье рассматривается понятие, цели, задачи и функции управления государственной и муниципальной собственностью с правовой точки зрения. Анализируется значение понятия управления государственной и муниципальной собственности в системе правоотношений.

Ключевые слова: управление государственной и муниципальной собственностью, понятие, цели, задачи и функции управления, реализация права.

Chubarova I.P.

Southwest State University (SWSU) Faculty of law, graduate student Russia ,Kursk

LEGAL STATUS AND SPECIFICITY OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

Abstract: concept, purposes, objectives and functions of state and municipal property management are considered in the article with the law. The meaning of the concept state and municipal property management is analyzed in the system of law.

Key words: state and municipal property management, concept, purposes, objectives andfunctions оf management, legal status.

Понятие «управление» государственной и муниципальной собственностью имеет весьма многогранное и специфическое значение, ввиду отсутствия в научной литературе и законодательстве единого и точного определения всех процессов, которые охватывает данное явление.

Так, например, термин "управление" в отношении объектов муниципальной собственности со стороны законодательства определяется следующим образом: в статье 132 Конституции РФ говорится том, что органы местной власти самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в статье 51 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится об осуществлении ими от имени территориального образования прав владения, пользования и распоряжения, но не упоминается о таком правомочии, как "управление" собственностью. Таким образом, в данном контексте, значение термина «управление» подразумевается под «владением, пользованием и

распоряжением».

Данное определение включает целый ряд взаимосвязанных между собой процессов. Если подходить к понятию комплексно, то, в этом случае, управление государственной и муниципальной собственностью можно определить как систему постоянно развивающихся организационно -правовых и экономических отношений между субъектами по вопросу грамотного использования объектов государственной и муниципальной собственности посредством выполнения организационно - правовых и экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации первостепенных социальных и экономических интересов общества, муниципалитета и государства, в соответствии с действующим законодательством.

Следует выделить главную функцию такого управления - это контроль и координация взаимодействия отношений между субъектами государственной и муниципальной собственности, а также их взаимодействие с другими формами собственности. При управлении государственной и муниципальной собственностью реализуется ряд функций, включающий: планирование, прогнозирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и другие.

В этой связи, государственная и муниципальная собственность выражается в отношениях и взаимодействии между лицами и государством по вопросу присвоения и распределения благ в целях реализации государственных и территориальных публичных интересов.

Реализация права государства и муниципалитетов на объекты собственности осуществляется с помощью функционирования целой системы управления государственной и муниципальной собственностью, которая представляет собой совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов, Федерального органа по управлению государственной собственностью (Минэкономразвития России), органов управления собственностью субъектов Российской Федерации и объектов государственной собственности. В соответствии с законодательством, органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность.

Таким образом, из главы 8 ФЗ № 131 можно сделать вывод о том, что муниципалитеты в лице органов власти, для осуществления отдельных государственных полномочий и решения вопросов местного значения организуют управление муниципальным имуществом: осуществляя техническое обслуживание, контроль целевого использования, охрану, ведение реестров и прочие. В статье 51 Ф3 № 131 говорится о том, что территориальные органы власти, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и местными нормативно-правовыми актами, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются имуществом. Возможность самостоятельного принятия подобных законодательных актов

свидетельствует о том, что муниципалитеты определяют содержание права муниципальной собственности и способы его осуществления, создавая на местном уровне власти правила поведения по реализации своих правомочий.

Важно особенностью управления со стороны государства и муниципалитетов является то, что они не могут решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной или спонтанной основе, по принципу метода проб и ошибок. Роль комплексного и грамотно выстроенного процесса управления весьма велика и, в этом отношении, связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процессов управления государственной и муниципальной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, физическое и психосоматическое состояние, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, география государственной и муниципальной собственности охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство.

В-третьих, объекты государственной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

В - четвертых, управление муниципальной собственностью представляет целенаправленное воздействие уполномоченных органов местного самоуправления по принятию решений в области планирования, организации и контроля использования объектов, находящихся в муниципальной собственности в соответствии с целями и задачами функционирования территориального образования как системы. В этой связи, важную роль играет система утвержденных локальных нормативно -правовых актов, регулирующих процессы управления.

Таким образом, создание системы управления государственной и муниципальной собственностью должно основываться на предварительной ее структуризации, четком планировании, прогнозировании и анализе, с целью выделения важных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими, в соответствии с действующим законодательством, а также основываться на мобильности и готовности, при необходимости, принимать изменения, в условиях современной политической и экономической действительности России

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием

12.12.1993) // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009 № 4, с. 445.

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - с. 3822.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Ст. 212 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. -Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Чердакова Л.А. О субъектах права муниципальной собственности: дискуссии продолжаются // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2013.№5. С. 25-27

5. Раздъяконова, Е.В. Спорные вопросы правового режима имущества территориального общественного самоуправления // Российский юридический журнал.2010. №3. С. 185-189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.