МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО; ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО
УДК 341.1/8
Кузнецов Артемий Александрович Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия, Москва artemk6665@gmail .com Kuznetsov Artemiy
Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКСИ-КОНФЛИКТОВ Аннотация: в данной работе анализируется положение частных военных компаний с точки зрения современного международного гуманитарного права. Дается определение ЧВК, нормативные акты, которыми регулируется их деятельность, а также указывается их роль в условиях современных прокси-конфликтов. Обосновывается необходимость международно-правового закрепления статуса таких компаний, а также делаются нормотворческие предложения об их положении.
Ключевые слова: частные военные компании, ЧВК, наемничество, прокси-конфликт, опосредованная война.
LEGAL STATUS OF PRIVATE MILITARY COMPANIES IN THE CONTEXT OF MODERN PROXY CONFLICTS
Annotation: this paper analyzes the situation of private military companies from the point of view of modern international humanitarian law. The definition of PMCs, the regulations that regulate their activities are given, as well as their role in the conditions of modern proxy conflicts is indicated. The necessity of the international legal
consolidation of the status of such companies is substantiated, as well as normative proposals on their position are made.
Key words: private military companies, PMCs, mercenary activity, proxy conflict, mediated war.
На современном этапе мирового развития значительно преображаются все сферы общественной жизни. Не исключением в данном случае становятся и вооруженные конфликты. Технологический прогресс способствует развитию системы вооружений, все большее распространение на поле боя приобретают беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и квадрокоптеры. Командования, в ответ на развитие оружия, разрабатывает новые тактики ведения боя, преобразовываются армейские тактические единицы, и значительно повышаются требования к солдатам. В связи с последним фактором, утверждается контрактная система формирования армии. О постепенном отходе от призывной системы высказался также и Президент РФ [7].
Особенную актуальность в современных условиях, особенно для армий переходного периода с недостатком квалифицированных «контрактников», становится деятельность частных военных компаний (далее - ЧВК). «Солдаты удачи» - профессиональные воины, продолжающие традиции наемников, объединяются в организации для того, чтобы предлагать свои услуги за деньги. Их «потребителями» сегодня чаще всего становятся государства: развивающиеся страны используют их для собственной защиты (например, по некоторым данным ЦАР и Судан пользуются услугами российской ЧВК «Группа Вагнера»), развитые же страны используют их для достижения своих целей в ситуациях, когда использование собственных вооруженных сил нежелательно.
На данный момент частные военные компании представляют из себя значимую силу. Так, штат самой многочисленной ЧВК, британской G4S, составляет более 800000 человек [5]. Вместе с тем, единого правового подхода к
таким субъектам в рамках международного права нет. Конечно, существуют национальные подходы, в том числе и в РФ, согласно которым «работники» ЧВК признаются наемниками и несут уголовную ответственность. Вместе с тем деятельность таких организаций транснациональна и, по нашему мнению, национального подхода недостаточно.
Стоит отметить, что использование различного рода наемных соединений (а именно с ними и ассоциируют ЧВК многие исследователи [4, с. 38]) в вооруженных конфликтах - явление не новое. Уже в Римской империи на поздних этапах активно привлекались иностранные наемники [2, с. 9]. На закате средневековья наемники-ландскнехты доминировали над тогда традиционными рыцарскими соединениями, тем самым внеся огромный вклад в развитие военного дела [6, с. 1]. Вместе с тем, по мере возникновения и развития регулярных армий, а также внедрения мобилизационных мероприятий значение такого рода соединений отошло на второй план. В течение Первой и Второй мировых войн наемничество почти не применялось.
После всех разрушительных конфликтов XX века общественное мнение склонилось в противовес любым войнам. Именно поэтому государства стремятся не участвовать в конфликтах непосредственно, а развязывать так называемые «прокси-войны» и привлекать ЧВК.
Прокси-война - в России часто используется термин «опосредованная война» - международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране [8, с. 13]. Ключевым преимуществом для государств, развязывающих такие войны, является достижение своих целей без прямого военного вмешательства в дела государств
[3, с. 11].
В условиях, когда прямое использование собственных вооруженных сил недоступно, страны привлекают частные военные компании, которые и выполняют необходимые задачи за плату.
Однако, несмотря на широкое распространение деятельности ЧВК по всему миру, а также их сравнительно большое количество - по некоторым данным, их зарегистрировано более 700 по всему миру [4, с. 40] - их деятельность слабо урегулирована на международно-правовом поле. На данный момент правовому регулированию современного наемничества посвящена статья 47 дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 года. Согласно ей, наемник - лицо, специально завербованное для участия в конфликте за рубежом. Главный мотив его деятельности - стремление получить доход. Наемники не входят в состав Вооруженных сил какой-либо стороны конфликта и, следовательно, не имеют статуса комбатанта или военнопленного.
Вместе с тем отождествление ЧВК с наемниками представляется неверным. Для того, чтобы быть наемником, лицо должно соответствовать сразу всем пунктам, указанным в статье 47 указанного выше акта [9, с. 14-16]. Так, в случае ЧВК исключается применение пункта «й» ч. 2 ст. 47 Протокола I в силу того, что «...ни место регистрации ЧВОК как юридического лица, ни личное гражданство сотрудников кампании, не имеют значения для квалификаций действий ЧВОК как наемничество» [4, с. 42].
Попытки урегулировать правовой статус частных военных компаний были предприняты международным комитетом красного крестом. 17.09.2018 года был принят документ Монтрё «О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооружённого конфликта». В данном документе ЧВК признаются самостоятельными субъектами международного гуманитарного права.
Закрепляется их определение: «ЧВОК - это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооружённую охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключённых; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников» [1, с. 10]. Для осуществления своей деятельности таким компаниям необходимо получить специальное разрешение, причем выдавать их предлагается не на международном, а на национальном уровне [1, с. 40].
Документ Монтрё отдельно указывает на то, что, чаще всего, сотрудники ЧВК не являются наемниками, ведь они не соответствуют признакам, указанным в статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям. Однако допускается, что служащие в частных военных компаниях могут быть признаками наемников при наличии всех указанных признаков. В подобных случаях они не имеют права на статус комбатанта или военнопленного [1, с. 46].
Кроме деятельности ЧВК документ Монтрё регулирует обязанности государств, использующих услуги таких организаций, а также государств, на территории которых они действуют и государств, в которых находятся головные учреждения компаний.
Данный документ является одним из первых актов, попытавшихся урегулировать правовой статус ЧВК, а также обязанности их нанимателей. Вместе с тем документ Монтрё носит рекомендательный характер [1, с. 51]. Частные военные компании сами выбирают, придерживаться ли его принципам или нет.
Другим документом, стремящимся урегулировать деятельность таких организаций, является Международный кодекс поведения частных военных и охранных компаний. Он базируется на документе Монтрё. Сторонами,
согласившимися использовать данный документ, являются не государства, а сами частные военные компании. Кодекс, также, как и документ Монтрё, определяет обязанности ЧВК в сфере международного гуманитарного права и прав человека. Ключевой особенностью документа является предложение о создании международной базы данных, содержащих информацию обо всех существующих на данный момент ЧВК и их сотрудниках (как действующих, так и бывших). Вместе с тем необходимо отметить, что согласие с данными правилами частным военным компаниям необязательно, однако в таком случае их ждут последствия. Ранее предлагалось недопущение заключения международных контрактов с организациями, не утвердившими кодекс поведения. Однако большинство стран такую инициативу не поддержали, и сейчас это правило работает только в отношении подрядчиков агентств ООН [4, с. 44].
Таким образом, основные международные документы, наиболее полным образом регулирующие деятельность частных военных компаний, являются для них необязательными. Вместе с тем общеобязательное международное урегулирование деятельности данных субъектов объективно требуется, ведь сейчас ЧВК представляют из себя независимые вооруженные формирования. По сути, их нанимателями могут быть не только государства и межправительственные организации, но и транснациональные корпорации, и даже международные преступные формирования. В последнем случае возникают особенно большие риски, ведь различного рода преступники (террористы, контрабандисты и другие) могут получить поддержку профессиональной военной силы и наносить еще больший ущерб.
Исходя из этого, необходимо закрепить правовой статус частных военных компаний на уровне международного права. При этом ЧВК должны пониматься как отдельные от наемников, самостоятельные субъекты. Представляется, что за основу нормативно-правового акта, регулирующего данную сферу, необходимо
взять уже упоминавшийся выше документ Монтрё. Предлагается закрепить определение ЧВК, предложенное в нем и указанное выше в работе, в качестве единого и обязательного.
Кроме того, упомянутый ранее Международный кодекс поведения частных военных и охранных компаний также должен найти международно -правовое закрепление. Его необходимо закрепить как обязательный «устав» всех частных военных компаний. В случае, если организация этого не делает, международному сообществу в лице государств и межправительственных организаций запрещается пользоваться ее услугами. Для определения ЧВК, закрепивших этот кодекс, можно сформировать специальный реестр, где будет содержаться информация обо всех таких компаниях. Вместе с тем требования о внесении в эту базу данных о сотрудниках, как бывших, так и нынешних, кажется излишним.
В условиях современных прокси-войн услугами ЧВК могут пользоваться как различные транснациональные государства, так и международные преступные сообщества. Для недопущения использования таких организаций в незаконных целях предлагается ввести международное предписание, согласно которому нанимателями ЧВК могут выступать только признанные государства и органы международного сообщества.
Представляется, что частные военные компании - существующий по объективным причинам институт, во многом схожий с наемничеством, но, тем не менее им не являющийся. В условиях опосредованных войн у заинтересованных субъектов не остается иного выхода, кроме привлечения ЧВК независимо от того, законно ли это будет или нет. Именно поэтому такие компании нужно ввести в поле международного права, определив их статус, права и обязанности.
Список литературы:
1. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооружённого конфликта // URL: https: //www. montreuxdocument.org/pdf/document/ru.pdf (дата обращения: 26.09.2022).
2. Дрязгунов К. В., Чекин С. Ю. Гвардия в поздней римской империи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №9. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gvardiya-v-pozdney-rimskoy-imperii (дата обращения: 26.09.2022).
3. Капицын В.М., Смирнова А.М., Столетов О.В., Щерба К.Д., Зверева В.С., Джанаева А.Э., Деев И.А., Кочетков Д.А., Калфаоглу Рабия, Черпакова А.И. Прокси-войны и состоятельность государств в современном мире // Социально -гуманитарные знания. 2019. №4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proksi-voyny-i-sostoyatelnost-gosudarstv-v-sovremennom-mire (дата обращения: 26.09.2022).
4. Меркушин В. В. О некоторых проблемах международно-правового статуса частных военных и охранных кампаниях (ЧВОК) и обоснование их отнесения к квазисубъектам транснациональной организованной преступности // Международное гуманитарное право глазами белорусской общественности : материалы междунар. науч. форума, Минск, 30 окт. 2020 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: Е. Ф. Довгань (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУ, 2020. - С. 36-50.
5. Официальный сайт G4S // URL: https://www.g4s.com/who-we-are/our-people (дата обращения- 26.09.2022).
6. Попов А.Ю. Ландскнехты как переходное звено от рыцарской конницы Средневековья к регулярным армиям Нового времени // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный
форум» // URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011216 (дата обращения: 26.09.2022).
7. Путин: призыв в армию уйдет в прошлое // информационное агентство ТАСС // URL: https: //tass.ru/armiya-i-opk/6328627?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yande x.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения- 26.09.2022).
8. Andrew Mumford. Proxy Warfare. John Wiley & Sons, 2013, pp 180
9. Hampson, «Mercenaries: Diagnosis before prescription», Netherlands Yearbook of International Law, Vol. 3 (1991).