Научная статья на тему 'Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств'

Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1697
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВА / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / PEASANT (FARMER) ECONOMY / TURNOVER OF LAND / ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORM OF ECONOMY / SAMARA REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Ольга Сергеевна, Киршин Дмитрий Игоревич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Авторы определяют организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств и на основании актуального земельного законодательства выявляют существенные проблемы, связанные с оборотом земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Позиция авторов изложена с применением современного терминологического аппарата юриспруденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапшина Ольга Сергеевна, Киршин Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF LAND PLOTS OF PEASANT (FARM) FARMS

The article deals with the problems of legal regulation of the turnover of land plots of peasant (farm) farms. The authors defines the organizational and legal forms of peasant (farm) farms and on the basis of the current land legislation identifies significant problems associated with the turnover of land plots of peasant (farm) farms. The author's position is stated with the use of modern terminology of jurisprudence.

Текст научной работы на тему «Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ

© О. С. Лапшина © А. И. Киршин

Лапшина Ольга Сергеевна кандидат юридических наук доцент кафедры гражданского права и процесса Тольяттинский

государственный университет e-mail: zayaolga@mail.ru

Киршин Дмитрий Игоревич магистрант

Университет управления

«ТИСБИ»

г. Казань

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Авторы опрелеляют организационно-правовые формы крестьянских (фермерских) хозяйств и на основании актуального земельного законолательства выявляют существенные проблемы, связанные с оборотом земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Позиция авторов изложена с применением современного терминологического аппарата юриспруленции.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, оборот земельных участков, организационно-правовая форма хозяйства, Самарская область.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 25.12.2018) [1] регулирует земельные отношения и правовые режимы различных категорий земель. В ст. 6 ЗК РФ говорится, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств

от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [2] регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений или их комплексного освоения в целях строительства.

Основой правового регулирования деятельности крестьянских (фермер-ских) хозяйств является Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) [3], он определяет статус, организационно-правовую форму, как самостоятельное объединение граждан, зарегистрированных индивидуальными предпринимателями, совместно ведущих аграрную деятельность и связанных родством и общим имуществом. Такая организационно-правовая форма применяется впервые в Российской Федерации, также крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право принимать в свое объединение граждан, которые не состоят в родстве, но не более 5 человек.

Статус крестьянского (фермерского) хозяйства можно получить, имея в аренде или собственности земельный участок, так и не имея в аренде или собственности участка земли, но ведя сельскохозяйственную деятельность, например, по переработке сельскохозяйственной продукции, так и получив участок земли в аренде или собственность.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут вести сельскохозяйственную деятельность по особому налоговому режиму (ЕСХН) и получать государственную поддержку в виде грантов, субсидий и др.

Основания для получения земельного участка для сельскохозяйственной деятельности определены в ст. 39.1 ЗК РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ указано, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности могут предоставляться в безвозмездное пользование на осуществление крестьянского (фермерского) хозяйства его деятельности на срок не более чем шесть лет.

Земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства возможно получить и в бессрочное пользование с помощью торгов, а также и без их проведения. В ст. 39.17 подробно расписаны указания, которые нужны для предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам без проведения торгов.

На съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов РФ обсуждалась проблема с выделом земли, где фермерами и учеными было высказано мнение о полном пересмотре Федеральный закон

О. С. Лапшина, Л. И. Киршин

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [4].

Пока органы исполнительной власти, всячески препятствуют получению земли для сельскохозяйственной деятельности, перепись выявила, что более 100 млн гектаров сельскохозяйственных угодий в России оказались заброшены и не обрабатываются.

Вступивший в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 № 354-ФЗ [5] сократил срок изъятия участков до трех лет. Нерадивые собственники могут лишиться своих заросших участков.

Общая площадь территории Самарской области составляет более 5 млн га, 4 млн из них — земли сельхозназначения, это около 80%. Из них более 70% пахотных земель, 18,5% занимают пастбища, 2,5 залежь, более 1% сенокосов и чуть более 0,5% многолетние насаждения. В 2014 году почти 200 гектаров пахотных земель не использовалось по назначению. Это 6,6 % от всех земель сельхозназначения Самарской области. Всего специалисты ведомства обследовали 146 тысяч га. Было выявлено пять незаконных свалок, которые занимали в общей сложности 2 га. В тоже время ликвидировано 13. Всего же за период с 2011 по 2014 гг. на землях сельхозназначения специалисты ведомства обнаружили 190 мест захламления пахотной земли, а это 273 гектара. На сегодняшний день расчищено от мусора 102 гектара [6].

Российская газета «Комсомольская правда» попыталась узнать, кто же все-таки ведет учет брошенных участков земли в Самарской области. Точной статистики нет. Кроме того, на законодательном уровне в настоящее время отсутствует механизм по учету таких земельных участков и ведение карты расположения их не предусмотрено. Однако обстоятельства не означают, что на собственника земельного участка не возложены обязанности по охране земель, — сообщили в филиале Федеральной кадастровой службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области. В отношении нерадивых владельцев земли, которые имеют документы, но не желают использовать свои участки по назначению, предусмотрены меры административной ответственности [6].

Другой недоработкой закона специалисты из центра стратегических разработок [7] считают невозможность изъятия земель, которые находятся под залогом субъекта.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельные участки, находящиеся в ипотеке исключены из списка изъятия нецелевого использования. В связи с этим у банков накопился довольно большой фонд земли, которые не смогли выкупить из залога. В меру своей деятельности банки не занимаются обработкой сельскохозяйственной земли, но и ответственность за нецелевое использование на банки возложить нельзя, т. к. они не относятся к хозяйствующим субъектам.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) сообщила о том, что земли поросшие лесом не будут

Правовой режим земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств

востребованы и их нужно перевести в другую категорию лесных угодий [8].

Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств желают получить землю, но не имеют экономических возможностей расчистить и распахать заросшие гектары.

Фермеры выступили с просьбой поддержки государства в виде субсидий хотя бы на половину затрат. Необходимы субсидии также и на подведение электричества и дорог к земельным участкам. Появилась проблема с разрешением постройки домов для проживания членов хозяйств.

Рассматривая мнения фермеров можно сделать вывод, что необходимо ввести стандарты развития земель сельскохозяйственного назначения, усилить контроль за оборотом земель, выделять сельскохозяйственные участки только тем, кто будет на ней работать, тем, кто имеет сельскохозяйственное производство и т. п. Сделать процедуру получения земли без торгов более доступной, но и также создать земельные комиссии для тщательного контроля использования и оборота земельных участков, предназначенных для крестьянских (фермерских) хозяйств.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 1Э6-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. № 211-212. 30.10.2001.

2. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Российская газета. № 159. 22.07.2011.

3. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // Российская газета. № 115. 17.06.2003.

4. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Российская газета. № 137. 27.07.2002.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 № 354-ФЗ // Российская газета. № 151. 12.07.2016.

6. Газета «Комсомольская правда» // Площадь брошенных земель в Самарской области измеряется сотнями гектаров. URL: https://www.samara.kp.ru/daily/26391/ 3269142/

7. Центр стратегических разработок (ЦСР) // доклад «О проблемах земельных отношений в России». URL: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=346766

8. Совещание об использовании лесов, расположенных на землях сельхозназначения. URL: http://www.profagro.ru/presscenter/news/7655/

Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

LEGAL REGIME OF LAND PLOTS OF PEASANT (FARM) FARMS

0. Lapshina, D. Kirshin

The article deals with the problems of legal regulation of the turnover of land plots of peasant (farm) farms. The authors defines the organizational and legal forms of peasant (farm) farms and on the basis of the current land legislation identifies significant problems associated with the turnover of land plots of peasant (farm) farms. The author's position is stated with the use of modern terminology of jurisprudence.

Key words: peasant (farmer) economy, turnover of land, organizational and legal form of economy, Samara region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.