Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ'

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
390
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АРКТИКИ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

Одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды является создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Арктической зоне России создание и функционирование ООПТ регулируется федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Внесение изменений в законодательство об ООПТ, допускающих, в частности, включение населенных пунктов в состав ООПТ, чрезмерная поддержка туризма, спорта, отдыха населения на территории отдельных категорий ООПТ и, как следствие, возведение на них объектов капитального строительства ведут к разрушению системы заповедного дела. В статье предлагается пересмотреть подходы государственной политики в области охраны земель ООПТ, закрепить на законодательном уровне основания и порядок изменения границ ООПТ в сторону увеличения их территории, дополнить Стратегию развития Арктической зоны России положениями о расширении сети ООПТ до 30 % ее территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF LANDS OF SPECIALLY PROTECTED NATURE AREAS IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

One of the mechanisms for ensuring a favourable environment is the creation of a network of specially protected natural areas (SPNA). In the Arctic zone of Russia, the creation and operation of SPNA are regulated by federal legislation and legislation of the subjects of the Russian Federation. Amendments to the legislation on SPNA, allowing, in particular, the inclusion of settlements in SPNA, excessive support for tourism, sports, recreation of the population on the territory of certain categories of SPNA and, as a result, building of capital construction facilities on them lead to the destruction of the reserve management system. The article proposes to revise the state policy approaches to the land protection of SPNA, to consolidate at the legislative level the grounds and procedure for changing the boundaries of SPNA in terms of increasing their territory, and to supplement the Development Strategy of the Arctic zone of Russia with provisions on expanding the network of SPNA to 30 % of its territory.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ»

УДК / UDC 349 DOI: 10.34076/22196838_2021_4_59

правовой режим

земель особо охраняемых природных территорий

АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ* Яковлева Татьяна Афанасьевна

Доцент Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (Якутск),

кандидат юридических наук, ORCID: 0000-0001-9869-7595, e-mail: tanyakovleva@mail.ru.

Одним из механизмов обеспечения благоприятной окружающей среды является создание сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В Арктической зоне России создание и функционирование ООПТ регулируется федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Внесение изменений в законодательство об ООПТ, допускающих, в частности, включение населенных пунктов в состав ООПТ, чрезмерная поддержка туризма, спорта, отдыха населения на территории отдельных категорий ООПТ и, как следствие, возведение на них объектов капитального строительства ведут к разрушению системы заповедного дела. В статье предлагается пересмотреть подходы государственной политики в области охраны земель ООПТ, закрепить на законодательном уровне основания и порядок изменения границ ООПТ в сторону увеличения их территории, дополнить Стратегию развития Арктической зоны России положениями о расширении сети ООПТ до 30 % ее территории.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, правовой режим земель, охрана окружающей среды Арктики, экологическая безопасность Арктики, Арктическая зона России

Для цитирования: Яковлева Т. А. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий Арктической зоны России // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 4. С. 59-65. DOI: https://doi.org/10.34076/22196838_2021_4_59.

LEGAL REGiME of LANDS of SPECiALLY PRoTECTED NATURE AREAS ín the arctíc zone of RUSSÍA

Yakovleva Tatyana

Associate professor, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk), candidate of legal sciences, ORCID: 0000-0001-9869-7595, e-mail: tanyakovleva@mail.ru.

One of the mechanisms for ensuring a favourable environment is the creation of a network of specially protected natural areas (SPNA). In the Arctic zone of Russia, the creation and operation of SPNA are regulated by federal legislation and legislation of the subjects of the Russian Federation. Amendments to the legislation on SPNA, allowing, in particular, the inclusion of settlements in SPNA, excessive support for tourism, sports, recreation of the population on the territory of certain categories of SPNA and, as a result, building of capital construction facilities on them lead to the destruction of the reserve management system. The article proposes to revise the state policy approaches to the land protection of SPNA, to consolidate at the legislative level the grounds and procedure for changing the boundaries of SPNA in terms of increasing their territory, and to supplement the Development Strategy of the Arctic zone of Russia with provisions on expanding the network of SPNA to 30 % of its territory.

* Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика» (ФДНЧ_а).

Key words: specially protected natural areas, legal regime of lands, environmental protection of the Arctic, ecological safety of the Arctic, Arctic zone of Russia

For citation: Yakovleva T. (2021) Legal regime of lands of specially protected nature areas in the Arctic zone of Russia. In Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu», no. 4, pp. 59-65, DOI: http://doi.org/l0.34076/22196838_2021_4_59.

Вопросы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по вопросам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются законы субъектов РФ (ст. 72 и 76 Конституции РФ). Исходя из положений Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 9 марта 2021 г.) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ об охране окружающей среды), благоприятное состояние окружающей среды обеспечивается за счет устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В целях сохранения природной среды в естественном состоянии создаются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ).

Арктическая зона России полностью охватывает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов, частично Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане1 (далее - субъекты Арктической зоны России).

Особую значимость сохранения природной среды Арктики в условиях интенсивной хозяйственной и иной деятельности приобретает достижение оптимального баланса между экономическими интересами (в Арктической зоне России сконцентрировано большинство открытых в нашей стране крупных месторождений углеводородов) и необходимостью сохранения уникальной природной среды (многие из представителей растительного и животного мира обитают только в Арктике)2.

По данным Минприроды России, на территории Арктической зоны России по состоянию на 2019 г. функционирует 166 ООПТ общей площадью 60,6 млн га, из них -28 ООПТ федерального значения (свыше 3 млн га), 127 ООПТ регионального значения (22,5 млн га), 11 ООПТ местного значения (8,2 млн га), что составляет 14 % ее территории3. Эти территории имеют большое значение для обеспечения благоприятной окружающей среды, сохранения биологического разнообразия Арктики, в том числе охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира (белого медведя, путоранского снежного барана, лаптевского моржа, китов (гренландского, нарвала, горбача), белого журавля, краснозобой казарки, малого лебедя, кречета, орлана-белохвоста и др.), более 50 видов объектов растительного мира (сосудистых растений, лишайников, мхов). Указывается, что природный мир Арктики очень раним, для его восстановления потребуется гораздо больше времени по сравнению с другими более теплыми регионами планеты. О необходимости расширения сети ООПТ в Арктической зоне России говорят многие ученые4.

В Арктической зоне России организация и функционирование ООПТ регулируются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике5 охрана окружающей среды обозначена как национальный интерес России. Для реализации указанных Основ утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации

1 Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 (ред. от 5 марта 2020 г.) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

2 Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды института государства и права РАН. 2018. Т. 13. № 1. С. 35.

3 Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2019 году // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/ (дата обращения: 21.05.2021).

4 См., например: Ноговицын Р. Р., Васильева А. М. Обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2018. № 4. С. 203-205.

5 Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года1 (далее - Стратегия развития Арктической зоны России). Необходимость принятия такого документа была связана с особенностями региона, среди которых отмечаются его экстремальные природно-климатические условия, высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям, климатические изменения, способствующие возникновению рисков для хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды, и др. В Стратегии развития Арктической зоны России обозначены основные направления реализации государственной политики (развитие добывающей промышленности, рыбной промышленности, транспортной инфраструктуры, туризма, социальная поддержка местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, и др.), предусмотрены целевые показатели ее реализации, но не определена стратегия государства в области охраны окружающей среды. Декларированный в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике комплексный подход к решению проблем Арктики до сих пор не реализован на практике2.

С 2018 г. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 30 декабря 2020 г.) «Об особо охраняемых природных территория» (далее - ФЗ об ООПТ) претерпевает изменения: земли и природные ресурсы государственных природных заповедников и национальных парков отнесены к федеральной собственности (земельные участки не подлежат отчуждению); установлен порядок признания объектов капитального строительства на земельных участках государственных природных заповедников и национальных парков самовольной постройкой; разработан режим охранных зон ООПТ; предусмотрена возможность включения населенных пунктов в состав ООПТ, изменения границ земель ООПТ регионального и местного значения в связи со строительством Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

С учетом указанных изменений попробуем оценить современное состояние правового регулирования режима земель ООПТ в Арктической зоне России.

В науке земельного права широко используется термин «правовой режим», но, как отмечают ученые, отсутствует ясность и единство мнений о сущности указанного по-нятия3, его содержание носит неопределенный и дискуссионный характер4. Е. С. Бол-танова полагает, что содержание правового режима земель определяет особый порядок «правового регулирования... в сфере использования, управления и охраны земель, выражающийся в сочетании юридических (правовых) средств, направленных на обеспечение рационального использования и охраны земель.»5. Многие ученые придерживаются подхода, согласно которому выделяются общий (для всех земель) и специальный (для отдельных категорий) режимы рационального использования и охраны земель. Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

ООПТ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. В число последних также включены земли природоохранного, лечебно-оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения. Специальный правовой режим земель ООПТ регламентирован не только земельным, но и экологическим законодательством, отражает особый порядок правового регулирования в зависимости от основного целевого назначения - охраны не только земель, но и иных природных объектов, расположенных на таких землях. Таким образом, правовой режим земель ООПТ является неотъемлемой частью и основой правового режима ООПТ, содержанием которого выступают закрепленные в законодательстве порядок и осно-

1 Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

2 Седова Н. Б., Кочемасова Е. Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия // ЭКО. 2017. № 5. С. 170.

3 Болтанова Е. С. Правовой режим в земельном праве: теория вопроса // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 114.

4 Маланина Е. Н. Правовой режим как основание деления земель на категории // Сибирское юридическое обозрение. 2011. № 2. С. 48.

5 Болтанова Е. С. Указ. соч. С. 115.

вания создания, использования, охраны земель, изменения границ и прекращения функционирования таких территорий.

В соответствии со ст. 58-59 ФЗ об охране окружающей среды для ООПТ, образующих природно-заповедный фонд, устанавливается особый правовой режим, цель которого заключается в запрещении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; земли в границах таких территорий не подлежат приватизации и изъятию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Под природными же объектами понимаются естественные системы, природные ландшафты и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды).

В науке экологического права выделяют три возможных режима охраны: абсолютный (полное изъятие природных ресурсов из хозяйственного использования), относительный (частичное изъятие) и смешанный (сочетание полного и частичного изъятия путем зонирования территории)1.

Федеральный закон об ООПТ устанавливает следующие требования: государственные природные заповедники и национальные парки могут быть исключительно федерального значения, природные парки - регионального, остальные категории ООПТ (государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические и ботанические сады) - как федерального, так и регионального значения. Законами субъектов РФ могут быть образованы иные категории ООПТ регионального и местного значения.

Законодательство закрепило федеральную собственность на земли ООПТ федерального значения и предусматривает перевод земель ООПТ в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Согласно п. 2 ст. 95 ЗК РФ земли ООПТ регионального значения могут находиться в собственности субъектов РФ. Но большинство ООПТ регионального значения создаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и передаются субъектам РФ в постоянное (бессрочное) пользование. ООПТ местного значения могут создаваться на землях, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Земли ООПТ регионального и местного значения не переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно п. 5 ст. 95 ЗК РФ в целях создания новых или расширения существующих ООПТ органы государственной власти принимают решение о резервировании земель с последующим изъятием и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Земельные участки ООПТ образуются путем территориального планирования Российской Федерации на основании отраслевых документов стратегического планирования РФ - решения Минприроды о создании ООПТ федерального значения и согласованного с ним решения органов исполнительной власти субъектов РФ о создании ООПТ регионального значения; органы местного самоуправления принимают решение о создании ООПТ местного значения, но если создаваемая ООПТ будет занимать более 5 % от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о ее создании орган местного самоуправления согласовывает с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, пп. 6-8 ст. 2 ФЗ об ООПТ). Обязательным условием создания ООПТ являются сведения о границах такой территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек этих границ).

Федеральный закон об ООПТ определяет режим государственных природных заповедников, заказников, памятников природы, национальных и природных парков, ботанических садов и дендрологических памятников, в основе которого лежат ограничения и запреты на использование земель и других природных ресурсов. ЗК РФ допускает в отдельных случаях включение в земли национальных и природных пар-

Петров В. В. Экологическое право России: учеб. для вузов. М.: БЕК, 1996. С. 466-467.

ков земельных участков иных пользователей, в том числе частных собственников. Хозяйственная деятельность правообладателей земельных участков ограничивается целями ООПТ. На землях ООПТ федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав ООПТ;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах ООПТ (за исключением функциональных зон хозяйственного назначения национальных и природных парков), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на ООПТ деятельностью;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием ООПТ, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами (ст. 95 ЗК РФ).

В ФЗ об ООПТ установлены аналогичные запреты, в том числе для национальных

парков, в рекреационных зонах которых допускается строительство объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФЗ об ООПТ дополнен ст. 3.1, предусматривающей возможность включения в состав ООПТ населенных пунктов без изъятия у правообладателей расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности1.

При включении населенного пункта в состав ООПТ федерального значения земли переходят в ведение Минприроды России, регионального значения - в ведение специально уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в области охраны окружающей среды. В связи с этим обращает на себя внимание разъяснение Минприроды России по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения2, которым предусмотрено согласование строительства индивидуального жилого дома, садового дома на территории ООПТ федерального значения с Минприроды России. Неясным остается вопрос о дальнейшем развитии населенных пунктов, включенных в состав ООПТ, так как градостроительная деятельность должна осуществляться лишь с учетом экологических факторов.

При наследовании выморочного имущества в соответствии со ст. 1151 ГК РФ земельные участки в границах ООПТ федерального значения переходят в собственность субъекта РФ (в случае если такие земельные участки будут находиться за пределами населенных пунктов) и в муниципальную собственность (в случае если такие земельные участки располагаются на территории городского или сельского поселения, муниципального района либо городского округа).

Напомним, что ЗК РФ предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право принимать решения о резервировании земель в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий (п. 5 ст. 95). В 2020 г. ст. 38 ФЗ об ООПТ была дополнена п. 5, который, по сути, исключает из границ ООПТ регионального и местного значения земли и земельные участки, предназначенных для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей3. Данное положение может нанести серьезный урон сети ООПТ Дальневосточного федерального округа.

1 Эти положения не распространяются на ООПТ, полностью расположенные на территории населенного пункта, а если ООПТ расположена на территории населенного пункта частично - на ту ее часть, которая расположена в границах населенного пункта.

2 URL: https://www.mnr.gov.ru/open_ministry/answers_to_collective_appeal/razyasneniya_po_voprosu_vyda-chi_razresheniya_na_stroitelstvo_na_territorii_oopt_federalnogo_znacheni/ (дата обращения: 21.05.2021).

3 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С одной стороны, в последние годы государственная политика направлена на расширение сети ООПТ, с другой - вносимые в федеральные законы изменения не способствуют решению указанного вопроса.

Обратимся к регламентации режима земель ООПТ регионального и местного значения законодательством субъектов РФ, сухопутные территории которых отнесены к Арктической зоне России.

В законах об особо охраняемых природных территориях Мурманской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Архангельской области1 в основном фигурируют такие виды ООПТ, как природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады и дендрологические парки. Выделяются охраняемые природные комплексы, охраняемые парки, экотуристические территории в Мурманской области; природно-рекреа-ционные территории в Республике Карелия; охраняемые культурно-рекреационные ландшафты, охраняемые природные местности в Республике Коми; природоресурс-ные резерваты, охраняемые ландшафты, уникальные озера, зоны покоя в Республике Саха (Якутия); государственные природные микрозаповедники, государственные природные микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары), зеленые зоны, охраняемые водные объекты, водоохранные зоны, городские леса и городские парки в Красноярском крае; парковые зоны, скверы, природные рекреационные комплексы, охраняемые природные комплексы, охраняемые природные объекты в Архангельской области. Законы Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов не содержат норм, определяющих собственные категории ООПТ регионального и местного значения.

Наиболее распространенным является смешанный режим охраны ООПТ регионального и местного значения, фиксирующий правила охраны природных комплексов, но допускающий отдых населения и туризм на таких территориях.

Законами об ООПТ Республики Саха (Якутия) (подп. 2 п. 2 ст. 4, ст. 6), Ямало-Ненецкого автономного округа (подп. 1 п. 2 ст. 4) предусмотрена возможность изменения границ ООПТ, при этом не установлены основания их изменения. В Законе Чукотского автономного округа указаны только два основания изменения границ ООПТ: 1) исключение из состава ООПТ части территории вследствие утраты особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения природными комплексами и объектами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ; 2) увеличение площади ООПТ (ст. 7). Аналогичные основания изменения границ ООПТ предусмотрены Законом Архангельской области: 1) увеличение площади ООПТ путем включения в ее состав иной ООПТ регионального значения либо территории, отвечающей критериям ООПТ регионального значения; 2) уменьшение площади за счет исключения из состава ООПТ ее части при условии утраты природными объектами и комплексами, расположенными на этой территории, в целях охраны которых была образована ООПТ регионального значения, особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и (или) иного особо ценного значения (ст. 26).

1 Закон Мурманской области от 10 июля 2007 г. № 871-01-ЗМО (ред. от 8 июля 2019 г.) «Об особо охраняемых природных территориях Мурманской области»; Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 г. № 69-ЗАО (ред. от 1 ноября 2018 г.) «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа»; Закон Чукотского автономного округа от 25 апреля 2017 г. № 28-ОЗ (ред. от 22 марта 2021 г.) «О регулировании отдельных вопросов в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территориях в Чукотском автономном округе»; Закон Республики Карелия от 28 июля 2017 г. (ред. 23 июля 2018 г.) «О некоторых вопросах в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территориях в Республике Карелия»; Закон Республики Коми от 1 октября 2018 г. № 70-РЗ (ред. 25 февраля 2021 г.) «Об особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения в Республике Коми»; Закон Республики Саха (Якутия) от

1 марта 2011 г. № 910-З № 713-М (ред. от 30 января 2019 г.) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)»; Закон Красноярского края от 28 сентября 1995 г. № 7-175 (ред. от 6 декабря 2018 г.) «Об особо охраняемых природных территориях Красноярского края»; Закон Архангельской области от 24 февраля 2015 г. № 242-14-ОЗ (ред. от 25 ноября 2020 г.) «Об особо охраняемых природных территориях в Архангельской области».

На основании изложенного можно сделать следующие выводы.

1. Интенсивная хозяйственная деятельность, чрезмерное развитие и поддержка туризма, спорта, отдыха и оздоровления населения в границах ООПТ и, как следствие, строительство на них капитальных объектов, включение в их состав населенных пунктов ведут к разрушению системы заповедного дела. Если и развивать туризм на ООПТ, то - экологический, в естественных природных условиях, который не требует строительства спортивных объектов, музеев, развлекательных центров, линейных и иных объектов.

2. Земли ООПТ - специальная категория земель, создаваемая в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Идея включения населенных пунктов в состав ООПТ противоречит целям и задачам законодательства об охране окружающей среды. Для развития туризма, спорта, отдыха и оздоровления населения в комфортных условиях следует осваивать земли рекреационного назначения.

3. Необходимо конкретизировать основания и разработать порядок изменения границ охраняемых природных территорий как федерального, так регионального и местного значения. Устойчивое функционирование ООПТ должно быть обеспечено правовыми механизмами, направленными на предотвращение принятия безосновательных решений об изменении их границ в сторону уменьшения. Поскольку ООПТ являются общенациональным достоянием, должно быть учтено мнение населения по вопросу об изменении их границ путем проведения общественных слушаний.

4. В Стратегии развития Арктической зоны необходимо обозначить мероприятия, направленные на охрану природной среды Арктики, в том числе на расширение сети ООПТ и ее увеличение до 30 % территории Арктической зоны России к 2035 г.

Список литературы

Болтанова Е. С. Правовой режим в земельном праве: теория вопроса // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 315. С. 114-117.

Маланина Е. Н. Правовой режим как основание деления земель на категории // Сибирское юридическое обозрение. 2011. № 2. С. 48-51.

Ноговицын Р. Р., Васильева А. М. Обеспечение экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2018. № 4. С. 203-205.

Петров В. В. Экологическое право России: учеб. для вузов. М.: БЕК, 1996. 557 с.

Савенков А. Н. Арктика: правовое обеспечение устойчивого развития и сотрудничества // Труды института государства и права РАН. 2018. Т. 13. № 1. С. 22-42.

Седова Н. Б., Кочемасова Е. Ю. Экологические проблемы Арктики и их социально-экономические последствия // ЭКО. 2017. № 5. С. 150-171.

References

Boltanova E. S. (2008) Pravovoi rezhim v zemel'nom prave: teoriya voprosa [Legal regime in land law: theory of question]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 315, pp. 114-117.

Malanina E. N. (2011) Pravovoi rezhim kak osnovanie deleniya zemel' na kategorii [Legal regime as the basis for dividing of land into categories]. In Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie, no. 2, pp. 48-51.

Nogovitsyn R. R., Vasil'eva A. M. (2018) Obespechenie ekologicheskoi bezopasnosti v Arkticheskoi zone Rossiiskoi Federatsii [Ensuring environmental safety in the Arctic zone of the Russian Federation]. In Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 4, pp. 203-205.

Petrov V. V. (1996) Ekologicheskoe pravo Rossii [Environmental law of Russia]. Moscow, BEK, 557 p.

Savenkov A. N. (2018) Arktika: pravovoe obespechenie ustoichivogo razvitiya i sotrudnichestva [The Arctic: legal aspects of cooperation and sustainable development]. In Trudy instituta gosudar-stva i prava RAN, vol. 13, no. 1, pp. 22-42.

Sedova N. B., Kochemasova E. Yu. (2017) Ekologicheskie problemy Arktiki i ikh sotsial'no-ekonomi-cheskie posledstviya [Environmental problems of the Arctic and their socio-economic consequences]. In EKO, no. 5, pp. 150-171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.