Научная статья на тему 'Правовой режим земель автомобильного транспорта:перспективы развития'

Правовой режим земель автомобильного транспорта:перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1403
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЗЕМЛИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / СЕРВИТУТ / ЧАСТНЫЙСЕРВИТУТ / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рышкова Е. В., Рышкова Л. В.

В статье исследуется правовой режим земель автомобильного транспорта на современном этапе.Проанализировано понятие земель автомобильного транспорта, показаны элементы, егосоставляющие, выявлены юридически значимые признаки земель автомобильного транспорта,позволяющие отграничить их от иных земель, входящих в подкатегорию земли транспорта.Рассмотрены две самостоятельные разновидности: земли автомобильного транспорта и земли,предназначенные для дорожной деятельности. Проанализировано действующие законодательство,устанавливающие право собственности на земельные участки земель автомобильного транспорта, атакже порядок их использования, в том числе на основании иных вещных прав на современном этапе.Исследовано понятие объекта дорожного сервиса и обосновано его отнесение к элементамавтомобильных дорог общего пользования. Выявлены существующие коллизии в правовомобеспечении нормами гражданского и земельного права, предложены пути их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рышкова Е. В., Рышкова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой режим земель автомобильного транспорта:перспективы развития»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - С. 106-114.

УДК 349.4

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Рышкова Е. В., Рышкова Л. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В статье исследуется правовой режим земель автомобильного транспорта на современном этапе. Проанализировано понятие земель автомобильного транспорта, показаны элементы, его составляющие, выявлены юридически значимые признаки земель автомобильного транспорта, позволяющие отграничить их от иных земель, входящих в подкатегорию земли транспорта. Рассмотрены две самостоятельные разновидности: земли автомобильного транспорта и земли, предназначенные для дорожной деятельности. Проанализировано действующие законодательство, устанавливающие право собственности на земельные участки земель автомобильного транспорта, а также порядок их использования, в том числе на основании иных вещных прав на современном этапе. Исследовано понятие объекта дорожного сервиса и обосновано его отнесение к элементам автомобильных дорог общего пользования. Выявлены существующие коллизии в правовом обеспечении нормами гражданского и земельного права, предложены пути их разрешения.

Ключевые слова правовой режим, земли автомобильного транспорта, сервитут, частный сервитут, концессия.

В России в нынешнее время происходит активный процесс развития транспортной инфраструктуры, правовой основой которого является Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы), что создает условия для ускоренного социально-экономического, экологически сбалансированного развития государства, укрепления экономической безопасности страны, повышения конкурентоспособности сети дорог для увеличения транзитных перевозок и развития туризма. В сфере автомобильного транспорта земля выступает как пространственный (территориальный) операционный базис, то есть выполняет вспомогательную, но важную роль. Изменения, произошедшие в автодорожной системе России, обусловливают значительные изменения в составе земель автомобильного транспорта и дорожной деятельности.

Одновременно с указанными процессами в России активно осуществляется реформирование земельных и гражданских правоотношений, цели которого -систематизация норм гражданского и земельного права, а также урегулирование существующих коллизий указанных отраслей, что требует изучения и научного осмысления.

Отношения по использованию и охране земель автомобильного траснпорта урегулированы в земельном законодательстве. Статья 27 Закона «Об автомобильных дорогах» определяет, что право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [1]. Использование

107

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Земельный кодекс РФ содержит отдельную норму, определяющую состав земель автомобильного транспорта [2]. Необходимо отметить, что ст. 90 Земельного кодекса РФ, в отличие от законодательства, регулировавшего соответствующие отношения в советский период, фактически выделяет две самостоятельные разновидности: земли автомобильного транспорта и земли, предназначенные для дорожной деятельности. Понятие и виды дорожной деятельности раскрыты в п. 6 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах». Объединение этих составляющих следует из их единого целевого назначения, а именно - обеспечения интересов автомобильного транспорта. Дальнейший анализ законодательства свидетельствует, что каждая из этих разновидностей земель также неоднородна по своему составу. Земли, обслуживающие автомобильный транспорт общего пользования, хотя и выполняют одно задание - обеспечивают работу автомобильного транспорта, однако достаточно неоднородны по своему составу и выполняют разнообразные функции. От того, насколько точно определен состав этих земель, зависит определение их правового режима.

Попробуем проанализировать структурный состав данного вида земель. Из содержания ст. 90 Земельного кодекса РФ следует, что к землям автомобильного транспорта относятся земли под автомобильными дорогами, объектами дорожного сервиса, объектами, предназначенными для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел, полосами отвода автомобильных дорог, придорожные полосы автомобильных дорог.

Таким образом, приведенная норма критерием отнесения земельных участков к землям автомобильного транспорта определяет размещение на этих участках объектов, обеспечивающих работу автомобильного транспорта, безопасность дорожного движения и безопасность граждан. При этом следует иметь в виду, что перечень таких объектов не исчерпывается ст. 90 Земельного кодекса РФ. Следовательно, для того, чтобы определить, какие именно земельные участки относятся к землям автомобильного транспорта, необходимо установить, что именно относить к объектам, обслуживающим работу автомобильного транспорта.

Нужно учитывать, что объект является философской категорией и в энциклопедической литературе определяется как то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира [3, с. 473]. Фактически под понятие «объект» подпадают все предметы материального мира. К объектам, обеспечивающим работу автомобильного транспорта, можно отнести все материальные активы автотранспортной системы: транспортные средства, объекты транспортной инфраструктуры, различное оборудование и т. д.

Но следует указать, что не все объекты, обеспечивающие работу автомобильного транспорта, имеют потребность в выделении земельных участков. Например, не требуют выделения земельных участков такие объекты автомобильного транспорта, как автотранспортные средства. Необходимость

108

выделения земельного участка под объект автомобильного транспорта обусловлена тем, относится ли этот объект к движимому или недвижимому имуществу.

Как определяет ст. 1 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» объектом недвижимого имущества являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы [4].

Данное определение позволяет сделать вывод, что земельные участки должны выделяться только под те объекты автомобильного транспорта, перемещение которых невозможно без их обесценивания или изменения их назначения. Именно к таким объектам относятся разнообразные автомобильные здания и сооружения: автостанции, станции дорожного сервиса и т. д.

Таким образом, по нашему мнению, критерием отнесения земельных участков к землям автомобильного транспорта следует считать размещение на этих землях объектов недвижимости, обеспечивающих работу автомобильного траспорта: объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, полос отвода автомобильных дорог, придорожных полос автомобильных дорог.

Следует отметить, что полосы отвода составляют основную часть земель автомобильного транспорта. Н. И. Краснов относит к полосам отвода земли, занятые путями сообщения и служебными сооружениями, непосредвственно примыкающими к ним [5, с. 163]. Данное определение немного конкретизировано и дополнено в действующем законодательстве.

Земельный кодекс РФ ч. 3.1 ст 90 определяет, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» полоса отвода автомобильной дороги - земельный участок (независимо от категории земель), который предназначен для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса. Ст. 25 указанного закона определяет, что границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории [1]. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Для полного понимания содержания этого понятия необходимо определить, что представляет из себя автомобильная дорога. Так, общее понятие термина «дорога» закреплено в Постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», согласно которому дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или

109

несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии [6].

Более полное определение понятия «автомобильная дорога» содержится в вышеуказанном Федеральном законе, согласно которому автомобильная дорога -объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона).

Как видно, данные определения содержат разные положения. Если первое определение в состав дороги включает только земельные участки, то второе, помимо земельных участков, включает необходимые объекты транспортной инфраструктуры.

При анализе данного вопроса необходимо учитывать положения ст. 549 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество [7].

Данное положение конкретизируется нормами земельного законодательства. Так, в ЗК РФ в п. 5 ст. 1 закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ. Это один из основополагающих принципов земельного права.

Этот принцип получил свое развитие в ст. 35 ЗК РФ, которая посвящена переходу права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение, и определяющей, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. А отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в Земельном кодексе РФ.

Кроме того, согласно с определением «автомобильная дорога», закрепленном в ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», автомобильная дорога ограничена краем полосы отвода, что отчасти противоречит другим нормативным правовым актам. Анализ норм ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» позволяет утверждать, что в границах полосы отвода расположены не все составляющие автомобильной дороги общего пользования. Так, согласно определению, составляющими автомобильной дороги в пределах полосы отвода являются земельные участки, конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения,

110

искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог . Размещение иных объектов в пределах полосы отвода без согласования с собственником дороги не допускается.

Полосы отвода автомобильных дорог могут использоваться и для других целей, однако возможность осуществления иных, прямо предусмотренных законом видов деятельности связана с возникновением иных, производных от права собственности прав на землю. С. 4 ст. 25 норм закрепляет, что земельные участки в границах полосы отвода предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций. Однако Закон лишь указывает на возможность предоставления земельных участков в пределах полосы отвода автомобильной дороги для указанных целей, закрепляя правовую конструкцию: «Могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов». При этом Закон как основание возникновения прав на земельный участок указывает частный сервитут.

Возможность использования земельных участков в границах полосы отвода автомобильных дорог для иных целей - в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций; в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации Закон также связывает с необходимостью установления частного или публичного сервитута.

Данная норма не учитывает особенности правового режима автомобильных дорог.

Подавляющее большинство дорог Российской Федерации являются дорогами федерального, регионального, межмуниципального или местного значения. Более обоснованным является закрепление и уточнение порядка возникновения иных видов прав пользования земельными участками в пределах полосы отвода автомобильных дорог, например, возникновение права пользования земельным участком в результате заключения договора аренды земельного участка.

В исследуемом вопросе очевидно противоречие правовых норм системы законодательных актов. Так, ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» использует термин «частный сервитут». Между тем, после недавнего реформирования гражданского законодательства, понятие «частный сервитут» не используется и заменено общим понятием «сервитут». Так, согласно ч. 6 ст. 274 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 Гражданского кодекса РФ для собственника такого земельного участка.

Кроме того, существует коллизия норм как между положениями Гражданского и Земельного кодексов, так и между отдельными статьями самого Земельного кодекса. Несмотря на внесенные изменения и дополнения в Земельный кодекс РФ, нормы, регулирующие общественные отношения в сфере установления сервитута

111

на земельные участки, не были систематизированы и приведены к единообразному правовому регулированию. Так, в ст. 23 ЗК РФ в части первой понятие «частный сервитут» было заменено общим понятием «сервитут», как и в приведенных выше положениях Гражданского кодекса РФ, однако в последующих частях той же статьи определен порядок установления «публичного сервитута» для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

В связи с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ с целью единообразного применения системы норм законодательства, положения ст. 23 необходимо уточнить и предусмотреть в части второй и последующих частях анализируемой статьи «порядок установления сервитута для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения».

Отдельного внимания заслуживают нормы ст. 39.24 Земельного кодекса РФ, регулирующей порядок установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 1 данной статьи в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное. К субъектам, заключающим соглашение об установлении сервитута, отнесены землепользователи (на праве постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения) и арендаторы.

Анализируемая норма носит общий характер и не учитывает специфику правового режима земель автомобильного транспорта. Так, полоса отвода автомобильной дороги, как указывалось выше, является составляющей земель автомобильного транспорта и подчинена режиму собственности автомобильной дороги - государственной или муниципальной (за исключением частных автомобильных дорог). Значит, данные земельные участки не могут принадлежать иным лицам на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования согласно нормам действующего законодательства.

Важно определить и саму возможность применения конструкции сервитута для размещения перечисленных объектов, а также их эксплуатации и реконструкции, ремонта в пределах полосы отвода автомобильных дорог.

Гражданский кодекс РФ определяет, что сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

В случае же размещения объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций речь идет о временном пользовании земельным участком, принадлежащим на праве собственности иному лицу (Федерации, субъекту Федерации, муниципалитету, физическому или юридическому лицу) и используемый для осуществления

112

предпринимательской деятельности. Поэтому для регулирования данного вида правоотношений более соответствует правовая природа договора аренды земельного участка с учетом особенностей земель автомобильного транспорта.

Важное значение имеет и исследование самого понятия «объекты дорожного сервиса». К объектам дорожного сервиса ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» относит здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств) (п. 13 ст. 3 Закона). Включение некоторых из названных объектов в состав автомобильной дороги считают ошибочным, так как их включение в состав автомобильной дороги влияет на особенности их правового регулирования. Учитывая, что автомобильные дороги федерального, регионального и межмуниципального значения (за исключением частных дорог) находятся соответственно в собственности Федерации, субъекта Федерации и не подлежат приватизации, объекты дорожного сервиса, пребывая в составе автомобильных дорог, также должны находиться в собственности Федерации или субъекта Федерации. Однако такое утверждение вступет в противоречие с другими нормами законодательства и не может считаться обоснованным.

Так, согласно Приказу Минтранса России от 28 июня 2012 № 186 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию, которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений автомобильных дорог на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения» (далее - Административный регламент) субъекты предпринимательской деятельности могут быть собственниками таких объектов сервиса, как станции и пункты технического обслуживания, пункты мытья автомобилей, автозаправочные и газозаправочные станции, пункты торговли, питания, стоянки автомобилей, стоянки отдыха, отели, мотели, кемпенги [8].

В связи с этим считаем нецелесообразным относить объекты дорожного сервиса к элементам автомобильных дорог общего пользования. Указанные объекты представляют собой самостоятельные объекты недвижимости с соответствующим правовым режимом.

Поэтому ошибочной следует считать и позицию законодателя, согласно которой объекты дорожного сервиса размещаются в пределах полосы отвода, как

113

установлено ныне действующими нормами законодательства. Именно такие сведения содержит в себе вышеупомянутый Регламент, а также Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2001 года № 848, согласно которой объекты сервиса могут быть размещены в полосе отвода автомобильных дорог федерального значения, среди них: отели, мотели; пункты питания, работающие круглосуточно; отдельные (платные) автостоянки; автомастерские и станции технического обслуживания автомобилей; автозаправочные станции; туристические базы, кемпинги [9].

Более обоснованным является положение, когда перечисленные объекты (службы дорожного сервиса) не являются составной частью автомобильной дороги, а соответственно земельные участки, на которых они расположены, не являются частью полосы отвода.

Список литературы

1. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 8 ноя. 2007 года N 257-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- N 46.- ст. 5553.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[Текст] // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 44. - ст. 4147.

3. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Астрель, АСТ, 2000. -Т. 2. - 473 с.

4. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]:федеральный закон от 21 июл. 1997 N 122-ФЗ// Собрание законодательства РФ.- № 30.-ст. 3594.

5. Краснов Н. И. Правовой режим земель специального назначения. - М: Госюриздат, 1961. - 215 с.

6. О Правилах дорожного движения [Текст]: постановление Правительства РФ от 23 окт.1993 N 1090 [Текст] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993.- N 47.- ст. 4531.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994.- № 32.- ст. 3301.

8. Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию, которыхз планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений автомобильных дорог на строительство в случае прокладки или переустройства инжененрных коммуникаций в границах полосы отводаавтомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения [Электронный ресурс]: приказ Минтранса России от 28 июн. 2012 № 186 // Министерство транспорта Российской Федерации [Офиц. Сайт]. URL.: http://rosavtodor.ru/documents/official/1936.html

9. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) [Текст]: постановление Правительства РФ от 05 дек. 2001 года № 848 // Собрание законодательства РФ.-2001.-N 51.- ст. 4895.

Ryshkova Е. In. Ryshkova L. V. Pravovoy mode of earths of motor transport: prospects of development // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 2 (68). № 4. - P. 107-115.

The article examines the legal regime of the lands of automobile transport at the present stage. Analyzed the concept of road transport lands, elements, components, identified the legally significant features of the

114

PbiMKoea E. B., PbiMKoea R. B.

lands of automobile transport that allow to distinguish them from the other lands belonging to the subcategory of land transportation. Considered two separate species: the land automobile transport and land designated for road construction activities. Analyzed the existing legislation establishing the right of ownership to land plots of lands of automobile transport and use, including on the basis of other rights at the present stage. Investigates the concept of a road service facility and justifies its assignment to the elements of public roads. Identified existing conflicts in the legal provision of the rules of civil and land law suggested solutions. Keywords: legal regime, road transport lands, easement, private easement, concession.

References

1. Ob avtomobilnyih dorogah i o dorozhnoy deyatelnosti v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii [Tekst]: federalnyiy zakon ot 8 noya. 2007 goda N 257-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF.- N 46.- st. 5553

2. Zemelnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 25 oktyabrya 2001 g. № 136-FZ[Tekst] // Sobr. zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. - 2001. — № 44.- st. 4147

3. Tolkovyiy slovar russkogo yazyika / Pod red. D. N. Ushakova. - V 4 t. - M.: Astrel, AST, 2000. - T.2: L. -473 s.

4. O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imuschestvo i sdelok s nim [Tekst]:federalnyiy zakon ot 21 iyul. 1997 N 122-FZ// Sobranie zakonodatelstva RF.- N 30.- st. 3594

5. Krasnov N.I. Pravovoy rezhim zemel spetsialnogo naznacheniya. [Tekst]/ N.I. Krasnov. M: Gosyurizdat, 1961. - 215s.

6. O Pravilah dorozhnogo dvizheniya [Tekst]: postanovlenie Pravitelstva RF ot 23 okt.1993 N 1090 [Tekst]// Sobranie aktov Prezidenta i Pravitelstva RF.-1993.- N 47.- st. 4531

7. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast pervaya ot 30 noyab. 1994 g. # 51-FZ [Tekst] // Sobranie zakonodatelstva RF. - 1994.- № 32.- st. 3301

8. Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federalnogo dorozhnogo agentstva predostavleniya gosudarstvennoy uslugi po vyidache razresheniy na stroitelstvo, rekonstruktsiyu, a takzhe na vvod v ekspluatatsiyu avtomobilnyih dorog obschego polzovaniya federalnogo znacheniya libo ih uchastkov; chastnyih avtomobilnyih dorog, stroitelstvo, rekonstruktsiyu, kotoryihz planiruetsya osuschestvlyat na territorii dvuh i bolee sub'ektov Rossiyskoy Federatsii; vyidache razresheniy avtomobilnyih dorog na stroitelstvo v sluchae prokladki ili pereustroystva inzhenenrnyih kommunikatsiy v granitsah polosyi otvodaavtomobilnoy dorogi obschego polzovaniya federalnogo znacheniya; vyidache razresheniy na stroitelstvo, rekonstruktsiyu, a takzhe vvod v ekspluatatsiyu peresecheniy i primyikaniy k avtomobilnyim dorogam obschego polzovaniya federalnogo znacheniya; ob'ektov dorozhnogo servisa, razmeschaemyih v granitsah polosyi otvoda avtomobilnoy dorogi obschego polzovaniya federalnogo znacheniya [Elektronnyiy resurs]:: prikaz Mintransa Rossii ot 28 iyun. 2012 № 186// Ministerstvo transporta Rossiyskoy Federatsii [Ofits. Sayt]. URL.: http://rosavtodor.ru/documents/official/1936.html

9. Federalnaya tselevaya programma «Razvitie transportnoy sistemyi Rossii (2010-2020 godyi) [Tekst]: postanovlenie Pravitelstva RF ot 05 dek. 2001 goda № 848// Sobranie zakonodatelstva RF.-2001.- N 51.- st. 4895.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.