Научная статья на тему 'Отвод земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области'

Отвод земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8865
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВОД / ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ТРАССА / ПОЛОСА ОТВОДА / ALLOCATION / PROJECT DOCUMENTATION / ROAD / ROUTE / RIGHT OF WAY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковязин Василий Федорович, Пинчук Анастасия Александровна

Статья посвящена отводу земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области. В ней освящены основные моменты данного процесса начиная от проектной документации до рекультивации земель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковязин Василий Федорович, Пинчук Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALLOCATION OF A LAND PLOT FOR CONSTRUCTION OF A ROAD IN THE GATCHINA DISTRICT OF THE LENINGRAD REGION

The article is devoted to the allocation of a land plot for the construction of car-tion of the road in the Gatchina district of the Leningrad region. It covered the major moments of the process from the design to reclamation

Текст научной работы на тему «Отвод земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 4 (34) 2015. с. 71-76.

УДК 625.7/.8.05

ОТВОД ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ В ГАТЧИНСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Василий Федорович Ковязин; Анастасия Александровна Пинчук Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» [email protected]; [email protected]

отвод, проектная документация, автомобильная дорога, трасса, полоса отвода

Статья посвящена отводу земельного участка для строительства автомобильной дороги в Гатчинском районе Ленинградской области. В ней освящены основные моменты данного процесса начиная от проектной документации до рекультивации земель.

THE ALLOCATION OF A LAND PLOT FOR CONSTRUCTION OF A ROAD IN THE GATCHINA DISTRICT OF THE LENINGRAD REGION VasilyFedorovich Kovyazin; Anastasia Aleksandrovna Pinchuk National mineral and raw university "Gorny" [email protected]; [email protected]

allocation, project documentation, road, route, right of way

The article is devoted to the allocation of a land plot for the construction of car-tion of the road in the Gatchina district of the Leningrad region. It covered the major moments of the process from the design to reclamation

Отвод земельного участка под строительство автомобильной дороги входит в состав проектной документации и разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [3].Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов устанавливает положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением [3].

Проектная документация на объект капитального строительства состоит из текстовой и графической частей [п.3 положения, 3].

В текстовой части проектной документации содержатся следующие сведения:

• сведения об объекте капитального строительства;

• описание принятых технических и иных решений;

• пояснения и ссылки на нормативные и технические документы, используемые при подготовке проектной документации;

• результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть выполняется в виде чертежей, схем, планов и должна отображать принятые технические и иные решения.

Однако на практике, разделы проектной документации обычно подразделяют на крупные подразделы (их также называют частями или томами), которые содержат в себе более мелкие (книги). Названия подразделов, а также их содержание устанавливаются на усмотрение главного инженера проекта.

Основой для составления проектной документации является сам процесс проектирования трассы и выбранные входе данного проектирования инженерные решения.

Проектирование трассы предлагается проводить в следующей последовательности:

1. Характеристика проектируемой трассы (описывается цель проекта, требуемые технические характеристики);

2. Размещение землепользования на территории, проектирование конфигурации и границ отвода;

3. Имущественно-правовая инвентаризация земельных участков, входящих в полосу отвода проектируемой автомобильной дороги (включает в себя анализ сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости);

4. Подготовка технических условий снятия, хранения и использования плодородного слоя почвы;

5. Подготовка технических условий рекультивации нарушенных земель;

6. Экономическое обоснование отвода земельного участка для строительства автомобильной дороги.

Характеристика трассы. Для улучшения качества жизни населения, снижения транспортных издержек и увеличение мобильности населения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.2001г. №848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы)» [4] имеется необходимость развития опорной сети дорог в РФ. Для данной цели проводится строительство и реконструкция участка автомобильной дороги «Санкт -Петербург - Псков -Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь».

В административном отношении район работ расположен в Гатчинском районе Ленинградской области. На территории района находится большое количество дачных поселков, пансионатов, домов отдыха, в выходные и праздничные дни количество автотранспортных средств возрастает в 2,5-3 раза. Также данная магистраль соединяет Санкт-Петербург со странами ближнего зарубежья - Белоруссией, Украиной. Следствием этого является сильное увеличение нагрузки на транспортную инфраструктуру. Прежний участок дороги не соответствует современным требованиям по нагрузкам и не может обеспечивать безопасный и комфортный проезд пользователям дорог.

Расположение проектной трассы на данном участке обусловлено возможностью прохождения автомобильной дороги вне населенных пунктов, а также позволяет реализовать проектные решения, соответствующие автомобильной дороге 1-в технической категории.

Участок строительства заканчивается транспортной развязкой на пересечении проектируемой автомобильной дороги с Гатчинской объездной автодорогой (рис.1). Испрашиваемая полоса отвода земель в постоянное пользование будет состоять из земель, занимаемых для строительства основной дороги, примыканий и транспортных развязок. На период проведения строительных работ потребуется устройство временных объездов и строительных площадок. Для их устройства будет предусмотрено установление сервитута.

Границы полосы отвода, необходимой для размещения элементов земляного полотна и других сооружений проектируемой автодороги, определяются согласно нормам отвода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.09.2009г. №717 «О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса» [2].

Ширина полосы постоянного отвода, необходимая для размещения дороги и сооружений на ней, определяется исходя из ширины земляного полотна, высоты насыпей и глубины выемок, крутизны откосов, наличия искусственных сооружений, а также обеспечения боковой видимости на 25м от кромки проезжей части.

Технические характеристики дороги: автомобильная дорога 1-в категории; строительная длина - 19,0 км; расчетная скорость - 120 км/ч; число полос движения - 6; ширина земляного полотна - 35,0 м; ширина проезжей части - 2х11,25 м; ширина обочин -3,75 м; количество транспортных развязок - 7; радиус кривых в плане (не менее) - 800 м;

Для поиска наилучшего решения разрабатывалось несколько вариантов размещения объекта, приемлемых для заинтересованных сторон и всех участников землеустроительного процесса. Эти варианты по возможности должны отвечать следующим требованиям:

• использовать преимущественно земли государственного запаса или

малопродуктивные, неэффективно используемые земли других категорий. Необходимо исходить из того, что отвод сельскохозяйственных угодий даже худшего качества допускается в крайнем случае;

• не допускать существенного нарушения сложившейся системы

землепользования. Это требование особо относится к сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским, фермерским хозяйствам и территориям для ведения подсобного хозяйства населения. Очевидно, что нарушение их землепользования ведет к усложнению транспортных связей, изменению внутрихозяйственной организации территории, ухудшению доступности сельскохозяйственных угодий и снижению их продуктивности;

• не допускать существенного изменения социальной и экологической ситуации в конкретной местности. Отвод земельного участка и функционирование объекта не должны чрезмерно усложнить условия жизни местного населения: доступ к традиционно привлекательным местам отдыха и подсобного промысла, доступность транспортных связей с административными и культурными центрами;

не допускать развития процессов эрозии, заболачивания, подтопления и других процессов деградации и нарушения земель.

Границы проектируемых земельных участков наносились на проектный план. Масштаб плана выбирался с учетом размеров отводимого участка и зоны его влияния на окружающую территорию.

Проектирование границ ведется с необходимой точностью, соответствующей техническим нормам и правилам. На проектном плане отображаются элементы ситуации, виды и подвиды сельскохозяйственных и других угодий, участки земель различных форм собственности, зоны установления особых режимов использования, ограничений и обременении, а также границы и описания по смежным землепользованиям [5].

При разработке вариантов прохождения трассы основополагающими являлись следующие принципы:

• технические характеристики дороги должны соответствовать 1-в категории;

• прохождение автомобильной дороги вне населенных пунктов;

• минимизация изъятия ценных земель.

Принимая во внимание эти принципы, принято решение оба предполагаемых варианта базировать на существующем обходе г.Гатчина с его дальнейшим выходом к границе г.Санкт-Петербург в районе поселка Дони.

Как уже было указано выше, заданием на проектирование предусмотрено два варианта размещения. Рассмотрим каждый из них:

Первый вариант размещения. Трасса по данному варианту проходит от начала существующей автомобильной дороги до Гатчинской объездной автомобильной дороги. Протяженность участка составляет 19,6 км в границах Ленинградской области.

Проектируемая полоса отвода автомобильной дороги по данному варианту проходит между существующей трассой федерального значения и железной дорогой преимущественно по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности.

Проектируемая трасса разделяет поселок Ижора на две половины, здесь необходимо строительство путепровода. Также необходимо строительство путепровода через железнодорожные пути и через реку Ижора.

Рельеф местности равнинный. Минимальный радиус кривых в плане составляет 800 м.

Второй вариант размещения. Трасса по данному варианту проходит от начала существующей автомобильной дороги до Гатчинской объездной автомобильной дороги. Ее общая протяженность составляет 20,0 км в границах Ленинградской области.

Проектируемая полоса отвода автомобильной дороги по данному варианту сразу пересекает железную дорогу, проходит в обход населенных пунктов и садоводств. Проектируемая полоса отвода располагается на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, на землях лесного фонда, а также на землях, государственная собственность на которых не разграничена. Планируется строительство путепровода через железнодорожные пути и через реку Ижора.

Рельеф местности равнинный. Минимальный радиус кривых в плане составляет 1200 м.

Рис. 1. Первый вариант размещения Рис.2. Второй вариант размещения

Имущественно-правовая инвентаризация земельных участков выполняется с целью обоснования изъятия и предоставления земельных участков, а также определения компенсационных затрат, связанных с освобождением территории строительства для размещения объекта.

Рассмотрим сведения о земельных участках, подлежащих изъятию для размещения объекта строительства на основе информации, содержащейся в кадастровых планах территории кадастровых кварталов, выписок из государственного кадастра недвижимости на земельные участки, выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Площади земельных участков, подлежащих изъятию, в том числе путем выкупа для государственных или муниципальных нужд для размещения объекта строительства определены с помощью программного продукта AutoCAD согласно схеме и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Земли подлежащие изъятию

Вид права Категория земель Площадь изымаемых земель по вариантам,га

1 2

Собственность граждан и сельскохозяйственного назначения, в т.ч.: 88,79 83,91

юридических лиц

- пашня 78,46 74,59

- сенокос 10,33 9,32

населенных пунктов 3,94 0,84

Государственная собственность не не установлена 29,57 34,37

разграничена

Собственность РФ лесного фонда 3,04 3,35

Промышленности 7,94 13,53

Всего 133,28 136,00

При отводе земельных участков для целей, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, возникает опасность безвозвратной потери ценнейшего свойства земли почвенного плодородия. Чтобы этого не произошло, на собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов возложена обязанность проводить мероприятия по:

• сохранению физико-химических свойств почв;

рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

• сохранению плодородия почв и их использование при проведении работ, связанных с нарушением земель [1, ст. 13].

Требования земельного законодательства, таким образом, предусматривают различные способы сохранения плодородного слоя почвы:

• посредством рационального использования земель без нарушения почвенного покрова;

• мерами рекультивации земель, то есть восстановления почвенного покрова, нарушенного в ходе строительных работ;

• посредством снятия плодородного слоя для последующего нанесения его на малоплодородные участки за пределами отвода.

Снятие плодородного слоя практикуется на всех участках, предназначенных под застройку. Содержание этого действия определяется качественными показателями поверхностного слоя почвы: мощностью гумусового горизонта, содержанием гумуса, кислотностью, гранулометрическим составом и другими факторами плодородия. Если установлено, что плодородный слой почвы целесообразно сохранить, то он снимается на определенную глубину, складируется и сохраняется для последующего нанесения. Существенное различие этого процесса состоит в том, на какие участки земли должен быть нанесен сохраненный поверхностный слой.

При временном предоставлении земельного участка для строительства, сохраненный плодородный слой наносится на эти же участки после прекращения права их использования (рекультивация нарушенных земель). При отводе земель в постоянное пользование снятый и сохраненный плодородный слой должен наноситься на другие земельные участки, как правило, малопродуктивные сельскохозяйственные угодья.

Землевание осуществлялось по рабочим проектам, технические условия для которых разрабатывались при начальном этапе проектирования. В техническом условии (задании на проектирование) указываются:

• местоположение и площади участков, с которых снимают плодородный слой;

• толщина снимаемого слоя на каждом участке или почвенной разновидности;

• характер использования плодородного слоя;

• расположение временных отвалов;

• местоположение и площади участков, улучшаемых землеванием;

• толщина наносимого слоя по участкам и контурам;

• организационно-хозяйственные условия использования участков землевания (сроки освоения, вид угодья, состав культур и т. п.).

К техническим условиям прилагались чертежи с указанием участков землевания и схемами маршрутов транспортировки плодородного слоя почвы.

В качестве объектов землевания выбирались малопродуктивные участки, которые после нанесения плодородного слоя могут использоваться под сельскохозяйственные угодья: пашню, многолетние насаждения, сенокосы или пастбища

По существующим правилам слой почвы, наносимый на малопродуктивные участки, должен иметь более высокий уровень плодородия, чем на участках, предназначенных для землевания. Этот слой не должен содержать радиоактивные элементы, тяжелые металлы,

остаточные количества пестицидов и другие токсичные соединения в концентрациях, превышающих предельно допустимые уровни.

Выбор оптимального варианта отвода земель. Данные по каждому участку собраны и занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Сведения о выбранных критериях земельных участках

№ Варианта Радиус поворота кривой(м) Площадь земель, попадающих в постоянную полосу отвода (га) Количество затрагиваемых землепользователе й (чел.) Площадь земель, отводимых во временное пользование (га) Площадь земель, находящихся в государственной собственности (га)

1 800 133,28 29 33,32 40,54

2 1200 136,00 23 34,00 51,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблиц следует:

• первый вариант занимает на 3,4 га меньше площади, чем второй;

• количество землепользователей, чьи интересы затрагивает проект по первому варианту - 29, по второму - 23;

по занятию земель, находящихся в государственной собственности, второй вариант размещения трассы занимает на 5,91 га больше;

• испрашиваемый участок имеет больший радиус закругления (1200 м) под запроектированную автомобильную дорогу, что увеличит безопасность движения транспортных средств, не снижая скорости движения на данном участке.

• протяженность проектной трассы по первому варианту отвода меньше на 400 м.

Исходя из выше изложенного, наиболее оптимальным и целесообразным вариантом

прохождения трассы проектируемой автомобильной дороги выбран второй вариант.

Вывод: В ходе исследования сформирован проект отвода земельного участка без расчета экономических затрат. Исходя из технических характеристик проекта, выбран вариант номер 2, так как данный вариант размещения затрагивает интересы меньшего числа землепользователей, большая площадь земель уже находится в государственной собственности, имеет больший радиус кривизны, как следствие увеличивается безопасность на дороге. Данные разработки после завершения переданы в проектную организацию для реализации проекта.

Литература

1. О внесение изменений в Положение о Федеральном дорожном агентстве и Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2010 №211. - М.: Правительство Российской Федерации, 2010 (ред.от 11.05.2015).

2. О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса: постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 №717. - М.: Правительство Российской Федерации, 2009 (ред.от 11.03.2011).

3. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87. - М.: Правительство Российской Федерации, 2008 (ред.от 10.12.2014).

4. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы): постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 №848. - М.: Правительство Российской Федерации, 2001 (ред.от 28.04.2015).

5. Сулин М.А. Землеустройство. Учебник. - М.: Колос, 2009 - 402с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.