вопросы российской юстиции выпуск №32
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО, КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
УДК 347.77
Аширбакиев Ринат Маратович Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева
Институт прокуратуры Россия, Екатеринбург [email protected] Ashirbakiev Rinat Ural State Law University named after V. F. Yakovlev
Institute of Prosecutor's Office Russia, Ekaterinburg
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЕКРЕТА ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в настоящей работе подвергается исследованию правовой режим секрета производства (ноу-хау) в Российской Федерации. В статье приводятся научные точки зрения на рассматриваемый правовой институт, особенности возникновения, прекращения права на секрет производства и совершения сделок с ним, а также специфические черты правовой охраны ноу-хау. Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, секрет производства, ноу-хау, результат интеллектуальной деятельности, режим конфиденциальности, коммерческая тайна.
LEGAL REGIME OF PRODUCTION SECRET (KNOW-HOW) IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Annotation: in this paper, the legal regime of a production secret (know-how) in the Russian Federation is subjected to research. The article presents scientific points of
вопросы российской юстиции выпуск №32
view on the legal institution under consideration, the features of the emergence, termination of the right to a secret of production and transactions with it, as well as specific features of the legal protection of know-how.
Key words: intellectual property law, production secret, know-how, result of intellectual activity, non-disclosure, trade secret.
Секрет производства (ноу-хау) как результат интеллектуальной деятельности и объект правовой охраны является относительно новым для российского права институтом. Главным образом это связано с самой природой секрета производства (с его функциональной направленностью на извлечение коммерческой прибыли) и историческими реалиями существования российского государства в условиях социалистической формации. Попросту не существовало потребности в нормативном закреплении такого института [1, с. 57-64]. В российском законодательстве закрепление правового института «ноу-хау» произошло с принятием части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в 2006 г.; вопросам его регулирования посвящена глава 75.
В ст. 1465 ГК РФ приведена легальная дефиниция понятия «секрет производства». При этом данный правовой институт представлен двумя равнозначными по своему содержанию понятиями - собственно «секрет производства» и «ноу-хау». Связано это с стремлением федерального законодателя гармонизировать национальную нормативно-правовую базу с правом иностранных государств в том числе в целях защиты отечественных обладателей секрета производства на международном уровне [2, с. 400].
К информации, на которую возможно распространение правового режима ноу-хау, относится достаточно широкий перечень сведений.
Так, в него входит информация о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Поскольку данном случае речь идёт
вопросы российской юстиции выпуск №32
как о патентоспособных, так и непатентоспособных результатах интеллектуальной деятельности, обладатель ноу-хау свободен в определении правового режима такой информации и руководствуется экономической, хозяйственной и иной целесообразностью.
Так, в случае, когда сам характер использования правообладателем результата интеллектуальной деятельности предполагает ее опубличивание, то предпочтительней распространить на него патентную или авторско-правовую охрану, поскольку утрата секретом производства своей конфиденциальности ведет к прекращению защиты такой информации в рамках института ноу-хау.
К секрету производства также может относиться информация о способах осуществления профессиональной деятельности, финансовая, техническая, научная, коммерческая и другая информация [3, с. 285-287].
При этом стоит отметить нормативно установленное ограничение отнесения определённых видов информации к ноу-хау. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1465 ГК РФ секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых, либо недопустимость ограничения доступа, к которым, установлена законом или иным правовым актом. В частности, Федеральный закон «О коммерческой тайне» в ст. 5 содержит перечень информации, которая не может составлять секрет производства.
Для того, чтобы распространить на информацию режим секрета производства, правообладатель должен соблюсти несколько требований (признаки ноу-хау) [4, с. 97-99].
Так, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Использование такой информации осуществляется в рамках предпринимательской деятельности и направлено на извлечение прибыли.
Информация должна составлять собой конфиденциальные сведения. В соответствии со ст. 1467 ГК РФ исключительное право на секрет производства
вопросы российской юстиции выпуск №32
действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. Поэтому общеизвестная или легкодоступная информация не может составлять собой ноу-хау. По этим же причинам не предусмотрено обязательной государственной регистрации, публикации такой информации, ведение реестров секретов производства и т. п. Её использование правообладателем фактически представляет собой монополию (за несколькими исключениями).
Этим ноу-хау отличается от иных результатов интеллектуальной деятельности. Так, объекты патентного права (технически решения) предполагают предполагают публичность сведений, вносимых в соответствующие реестры для всеобщего ознакомления [5, с. 101-108].
К информации должен отсутствовать свободный доступ на законном основании. При этом к ноу-хау могут иметь доступ конкретные лица, например, сотрудники контролирующих и правоохранительных органов. В частности, в соответствии с положениями пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган праве истребовать документы по конкретной сделке вне рамок налоговой проверки, в том числе содержащие информацию, на которую распространен режим коммерческой тайны. Данная правовая позиция вытекает из Письма Минфина России от 9 февраля 2021 № 03-02-11/8341 [6]. Однако и в таком случае такое вмешательство не должно приводить к общедоступности информации.
В отношении секрета производства правообладатель установил режим коммерческой тайны. Легальная дефиниция этого понятия содержится в ст. 3 одноименного Федерального закона «О коммерческой тайне». Поскольку сущность секретов производства заключается именно в обеспечении их конфиденциальности и недопустимости распространения и разглашения [7, с. 70-73], обладатель такой информации обязан предпринять меры по её сохранению, закреплённые в ст. 10 данного закона, а именно: установить
вопросы российской юстиции выпуск №32
перечень сведений, составляющих коммерческую тайну; ограничить допуск к данным; сократить круг лиц, имеющих доступ к информации; составить договоры, регулирующих отношения по использованию информации; присвоить гриф «Коммерческая тайна» всем материальным носителям, содержащим информацию о такой тайне.
Секрет производства обладает рядом специфических черт, которые отличают его от большинства иных объектов права интеллектуальной собственности.
Первый признак - неограниченность срока его охраны. Право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется её конфиденциальность. Законодатель не связывает срок охраны какими-либо темпоральными характеристиками, как, например, в случае с авторским правом - в течении всей жизни и 70 лет после смерти автора.
Возможность двух и более лиц одновременно и независимо друг от друга являться правообладателями секрета производства. В соответствии с п. 2 ст. 1466 ГК РФ лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Однако, если лицо неправомерным образом получит информацию, представляющее собой секрет производства ее обладателя, и это станет причиной нарушения исключительного права такого обладателя, последний будет вправе защищать свои нарушенные права всеми допустимыми с точки зрения закона средствами, добиваясь устранения такого нарушения.
Специфический субъект прав на секрет производства - в силу того, что ноу-хау используется в целях получения прибыли, его субъектом может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Такими субъектами могут быть как юридические лица (в том числе некоммерческие
вопросы российской юстиции выпуск №32
организации, осуществляющие приносящую доход деятельность в уставных целях), так и физические (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица).
Субъект прав на секрет производства должен обладать такой информацией на законных основаниях. Гражданский кодекс относит к таким основаниям получение информации самим ее обладателем, а также работником в рамках трудовых отношений с работодателем или на основе гражданско -правового договора; посредством заключения договора об отчуждении права на ноу-хау, получение лицензии.
Законодатель предусмотрел рамки осуществления прав на секрет производства, ограничив целевую направленность реализации правомочий обладателя ноу-хау. Так, не допускается использование секрета производства в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Прекращение права на ноу-хау законодатель связывает со следующими событиями: утрата обладателем информации фактической монополии на конфиденциальную информацию; отнесение законом информации к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну [4, с. 101].
Таким образом, современное состояние правовой регламентации нового для российской правовой системы института секрета производства находится на достаточном уровне, для стабильного развития соответствующих общественных отношений в России. Несомненным преимуществом правового режима ноу-хау является распространение на него норм Федерального закона «О коммерческой тайне», который достаточно подробно регулирует вопросы обеспечения режима конфиденциальности информации. В Гражданском кодексе РФ отражен комплекс специфических сущностных характеристик
вопросы российской юстиции
секрета производства: особенности возникновения и прекращения права на секрет производства, а также его признаки его охраноспособности.
Список литературы:
1. Яблокова И.В. Эволюция правового регулирования ноу-хау // Вестник СПбГУ. № 14 (2). 2010. С. 57-64.
2. Гражданское право: Учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало, Д. В. Мурзин [и др.]. - 4-е издание, переработанное и дополненное. Москва: Издательство Проспект, 2014. 440 с.
3. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов / Л.А. Новосёлова (и др); под редакцией Л.А. Новосёловой. - 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 300 с.
4. Право интеллектуальной собственности : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю. С. Харитонова, А. А. Яковлев, Т. А. Батрова [и др.] ; под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 271 с.
5. Зорина Ю. Г., Фокин Г. В. Дворцовые тайны ноу-хау // Гражданское право. Управление собственностью. № 3 (174) 2016. С. 101-108.
6. Письмо Минфина России от 09.02.2021 № 03-02-11/8341 «Об истребовании налоговым органом документов (информации) вне рамок проведения налоговых проверок и их представлении» // «ЭЖ-Бухгалтер» (Бухгалтерское приложение), 2021, № 8.
7. Паронян Ю.А. Гражданско-правовая охрана ноу-хау // Вопросы студенческой науки. №10. 2020. С. 70-73.