Научная статья на тему 'Правовой режим объектов предпринимательской деятельности для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции'

Правовой режим объектов предпринимательской деятельности для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИОННЫЙ ФОНД / НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / КОНСЕРВАЦИЯ СКВАЖИН / СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заманов Руслан Дамирович

В статье рассматривается правовое регулирование создания ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции. Предлагается внесение в Закон РФ «О недрах» положения об обязательном формировании недропользователями ликвидационных фондов и включение в Закон РФ «Об охране окружающей среды» положений об ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Status of Objects of Entrepreneurial Activity for Execution of Work on Production-Sharing Contract

The paper deals with legal regulation of reclamation trust fund in the process of general cost recovery. The author proposes introduction of provision to the RF Law “Concerning Subsurface Resources”, regulating the obligatory formation of reclamation trust fund by users of subsurface resources, and introduction of provisions to the RF Law “Concerning Environment Protection”, regulating the responsibility for non-compliance with safety requirements in the process of conservation and liquidation of mines and drill-holes.

Текст научной работы на тему «Правовой режим объектов предпринимательской деятельности для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Право

УДК 347.249

Правовой режим объектов предпринимательской деятельности для выполнения работ по соглашениям о разделе продукции

Заманов Р.Д.

Аспирант лаборатории правовых проблем недропользования,

экологии и топливно-энергетического комплекса

Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ

В статье рассматривается правовое регулирование создания ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции. Предлагается внесение в Закон РФ «О недрах» положения об обязательном формировании недропользователями ликвидационных фондов и включение в Закон РФ «Об охране окружающей среды» положений об ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин.

Ключевые слова: ликвидационный фонд, недропользователи, консервация скважин, соглашение о разделе продукции.

В специальном Федеральном законе от 30.12.1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» [1] отражены особенности, характеризующие объекты предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Можно выделить дополнительные характерные признаки объектов, создаваемых в сфере недропользования при реализации соглашений о разделе продукции.

Правовой режим объектов, создаваемых при выполнении работ по соглашениям о разделе продукции, имеет особенности, связанные с тем, что участником соглашения о разделе продукции является государство в лице соответствующих компетентных органов. В соответствии со ст. 3 Закона «О соглашениях о разделе продукции», сторонами соглашения, с одной стороны, выступают Российская Федерация (государство), от имени которой соглашение заключают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы, с другой стороны - инвесторы - юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О недрах» [2], лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные соглашением о разделе продукции.

Одной из особенностей правового режима объектов, создаваемых при выполнении работ по соглашениям о разделе продукции, является то, что, в соответствии со ст. 7 Закона «О соглашениях о разделе продукции», в числе условий выполнения работ должно быть условие о том, что не менее 70 % технологического оборудования в стоимостном выражении для добычи полезных ископаемых, их транспортировки и переработки, приобретаемого и (или) используемого инвестором для выполнения работ по соглашению, должно быть российского происхождения. При этом сделано исключение в отношении объектов магистрального трубопроводного транспорта, строительство и приобретение которых не предусмотрены соглашением [1].

Отношения между государством и инвестором по поводу создаваемого имущества и соответствующих объектов определены в ст. 11 Закона о соглашениях о разделе продукции. По общему правилу, определенному в законе, собственностью инвестора является вновь созданное или приобретенное инвестором имущество, которое используется для

139

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Право

выполнения работ по соглашению, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на такое имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена в процессе хозяйственной деятельности инвестора, либо со дня прекращения соглашения и иного дня, согласованного сторонами, на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. В период действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения [1].

При переходе к государству права собственности на создаваемое при реализации соглашения имущество это имущество относится к федеральной собственности. Дальнейшее использование такого имущества осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основной особенностью правового режима объектов, создаваемых недропользователями по соглашениям о разделе продукции, является то, что законом возложена обязанность формирования недропользователями ликвидационного фонда. Разработка месторождений и добыча полезных ископаемых требуют от инвестора больших инвестиций на создание имущества, в том числе горного имущества (скважин, горных выработок, подъездных путей, шахт и т.п.). Так, в ст. 26 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что горные выработки и иные сооружения, создаваемые в соответствии с соглашением о разделе продукции, ликвидируются (консервируются) за счет средств ликвидационного фонда, создаваемого инвесторами. При этом установлено, что размер, порядок формирования и использования такого фонда регламентируются таким соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации. А в ст. 346.38 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что в целях налогообложения расходы, произведенные (понесенные) в форме отчислений в ликвидационный фонд для финансирования ликвидационных работ, учитываются в размере и порядке, которые установлены соглашением о разделе продукции. И в Законе РФ «О недрах», и в Налоговом Кодексе РФ содержится правило о том, что порядок формирования и использования ликвидационного фонда устанавливается Правительством Российской Федерации [2; 3].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1999 г. № 741 «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» [4], в целях финансирования работ по консервации и ликвидации горных выработок и всех видов скважин, по демонтажу оборудования

и иных сооружений (платформ, металлоконструкций, объектов обустройства и других объектов), по рекультивации использованной территории при реализации соглашения о разделе продукции создается специальный ликвидационный фонд. Этот фонд создается при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, на который возложено осуществление прав и обязательств Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции. Такие правила о создании ликвидационного фонда предусмотрены лишь в отношении объектов, которые создаются при реализации соглашений, предусматривающих порядок раздела продукции, установленный п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В вышеназванной статье предусмотрено, в частности, что соглашение о разделе продукции должно содержать следующие условия и порядок:

• определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

• определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция);

• раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

• передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

• получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения [1]. При наличии в соглашении перечисленных условий применяется правило о формировании ликвидационного фонда.

В действующих подзаконных нормативных правовых актах отражаются технический, технологический, экологический аспекты проведения работ по ликвидации и консервации сооружений, создаваемых в сфере недропользования, однако специальные правила о создании ликвидационного фонда в целях финансового обеспечения проведения таких работ во всех случаях пользования недрами пока не сформулированы. Однако, надо отметить, что Правительством РФ предпринимаются меры стимулирования инвесторов к созданию подобных фондов. Так, к примеру, Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии» установлено, что уплата разового платежа за пользование недрами при наступлении

140

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

определенных событий, оговоренных в лицензии, может быть произведена частями, в частности, в том случае, если лицензия на пользование одним участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых или в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых содержит обязательство недропользователя по ликвидации горных выработок, в том числе буровых скважин (без права добычи полезных ископаемых), и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на другом участке недр. При этом устанавливается рассрочка уплаты разового платежа - 20 % размера разового платежа уплачивается в течение 30 календарных дней со дня государственной регистрации лицензии, а 80 % размера разового платежа уплачивается не позднее истечения 5 лет со дня государственной регистрации лицензии [5].

На практике возникал также вопрос о правовом регулировании работ по ликвидации горного имущества на уровне субъектов Российской Федерации. Суд пришел к выводу, что данные полномочия находятся в ведении Российской Федерации [6].

Поскольку Закон РФ «О недрах» возлагает на ор-ганизацию-недропользователя ответственность за проведение работ по ликвидации горных сооружений, то на уровне недропользователей принимаются локальные акты, регламентирующие порядок проведения таких работ. Например, в «Регламенте организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин» ОАО «Газпром» в п. 4.8 «Ликвидация скважин» определен порядок проведения ликвидационных работ [7]. В бухгалтерском учете предусмотрен порядок начисления амортизации [8]1. В документах по проектированию расчеты экономических показателей разработки рекомендуется проводить с учетом наряду с другими также и ликвидационных затрат [9].

Приведенные специальные правила о создании ликвидационного фонда в отношении горного имущества и горных предприятий целесообразно включить в специальное законодательство о недрах в виде общего правила, касающегося всех видов объектов, возводимых при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Предложения об этом содержатся и в литературе [10-13], и в программных документах1 2 [14], и

1 При применении документа следует учитывать, что с 1 января 2002 г. введена в действие глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», установившая порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения, а в соответствии с указанной главой Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. По вопросу, касающемуся амортизации основных средств, см. также «Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01», утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.

2 Например, в разработанном Минэкономразвития России «Прогнозе социально-экономического развития Российской

Право

обсуждались на парламентских слушаниях по вопросам совершенствования лицензирования пользования недрами [15]. Министерством природных ресурсов Российской Федерации был подготовлен также Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов» [16], в котором предлагалось, в частности, установить правило, что «для обеспечения обязательств пользователей недр по ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами и предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, а также рекультивации нарушенных земель пользователями недр создаются ликвидационные фонды, порядок создания и использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации». До настоящего времени эти дополнения не приняты.

В Модельном экологическом кодексе [17] в ст. 124 «Правонарушения в области охраны окружающей среды (экологические правонарушения)» предусмотрена, в частности, ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин. Представляется целесообразным включить в российское законодательство такое правило об ответственности.

Подводя итог, необходимо предложить внесение в Закон РФ «О недрах» положения об обязательном формировании организациями-недропользователя-ми ликвидационных фондов, которые могут быть использованы на этапе ликвидации объектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования горных выработок, буровых скважин. Также целесообразно, согласно Модельному экологическому кодексу, включить в Закон «Об охране окружающей среды» положения об ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок и буровых скважин (горного имущества).

Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены такие мероприятия, как продолжение работ по физической ликвидации экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр (разработан Минэкономразвития РФ) // СПС Консультант Плюс.

141

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 3

Право

Литература:

1. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.

2. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 23.06.2014 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 823.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015 г.) // СПС Консультант Плюс.

4. Постановление Правительства от 08.07.1999 г. «Об утверждении Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции» // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3747.

5. Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 802 «Об условиях и порядке рассрочки разового платежа за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии» // СЗ РФ. - 2015. - № 33. - Ст. 4833.

6. Постановление Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 г. № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». - 1999. - № 29.

7. Регламент организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин (утв. ОАО «Газпром») (вместе с «Порядком расчета платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты», «Рекомендациями по организации работ природоохранной службы филиала буровой компании») // Экологический вестник России. - 2001. - № 7.

8. Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утв. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 г. № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ ВГ-9-Д)) // Бюлле-

тень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1999. - № 7.

9. Приказ МПР РФ от 21.03.2007 г. № 61 «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений» // СПС Консультант Плюс.

10. Дудиков М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Экологическое право. - 2008. - № 2. - С. 35-38.

11. Дудиков М.В. Прекращение права пользования недрами: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М.,

2004. - 25 с.

12. Перчик А.И. Горное право: учеб. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М.: Издательский Дом «Филология три», 2002. - 525 с.

13. Комиссаренко В.С. Проблемы правовой охраны окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа // Энергетическое право. -

2005. - № 2. - С. 33-37.

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (разработан Минэкономразвития РФ) // СПС Консультант Плюс.

15. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012 / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев, М.Г. Киржиманов и др. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 148 с.

16. Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности пользователей недр по созданию ликвидационных фондов» (подготовлен Минприроды России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.01.2015 г.).

17. Модельный экологический кодекс для госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств (особенная часть) (Принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 г. Постановлением 29-14 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - 2007. - № 41.

Legal Status of Objects of Entrepreneurial Activity for Execution of Work on Production-Sharing Contract

R.D. Zamanov

Institute of environmental problems and subsurface use of Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan

The paper deals with legal regulation ofreclamation trustfund in the process of general cost recovery. The author proposes introduction of provision to the RF Law “Concerning Subsurface Resources ”, regulating the obligatory formation of reclamation trust fund by users of subsurface resources, and introduction of provisions to the RF Law “Concerning Environment Protection”, regulating the responsibility for noncompliance with safety requirements in the process of conservation and liquidation of mines and drill-holes.

Key words: reclamation trust fund, users of subsurface resources, conservation of drill-holes, productionsharing contract.

142

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.